Истребитель Су-27 создавался весьма не легко, но со временем вошёл в число самых успешных самолётов в истории всемирный авиации. Прелюдией к успеху самолёта Су-27 в ВВС многих государств стали бессчётные рекорды, установленные на намерено подготовленной для этих целей рекордной модификации П-42.
Первый Т-10С снаружи был весьма похож на тот серийный Су-27, что всем прекрасно известен, не смотря на то, что кое-какие отличия имелись. Так кили Т-10С были «обрезанными» горизонтально, а не под углом, как на Су-27, фонарь кабины Т10С не имел второго переплёта, расположенного на фонаре кабины Су-27 на уровне катапультируемого кресла. По итогам лётных опробований на самолёте с целью улучшения управляемости полётом были установлены подбалочные гребни (фальшкили).
Кили с горизонтальными законцовками монтировались и на первых серийных Су-27, самолётами с этими килями вооружили, как минимум, один летный полк.
Первые самолёты Су-27 имели довольно высокий уровень аварийности. Первый прототип Т-10-7 из-за полной выработки горючего в полёте покинул лётчик-испытатель В.С. Ильюшин. На Т-10-12 в полёте на предельный режим погиб лётчик-испытатель Александр Комаров. При исполнении лётчиком-испытателем Н.Ф. Садовниковым «площадки» на малой высоте у самолёта Т10-17 разрушилось часть консоли крыла, обломки которого повредили вертикальное оперение. Садовников сумел посадить самолёт с обрубленным килем.
В подобную обстановку попал лётчик в полёте на одном из первых серийных Су-27 – Т-10-21, но ему было нужно катапультироваться. По итогам опробований самолёт подвергся значительным доработкам – была усилена головная часть фюзеляжа и крыла, изменилась форма законцовок килей, изменилась форма «ласта» (отсека хвостовой части фюзеляжа между мотогондолами).
Много сложностей было нужно преодолеть разработчикам оборудования. Как известно, был момент, в то время, когда на заводе в Комсомольске скопилось до 50 Су-27, каковые не принимал клиент по обстоятельству неработоспособности радиолокаторов. За срыв разработки РЛС «Клинок» был снят с поста главный конструктор НПО «Фазотрон».
Проблему радиолокатора удалось дать добро, создав «прицел» Н001 на базе РЛС, установленной на истребителе МиГ-29.
«Побить» США
Один из прототипов Т-10С сыграл весьма заметную роль в истории самолёта Су-27. Его намерено подготовили для покорения мировых рекордов, принадлежавших американскому истребителю F-15. Доработанная машина взяла обозначение П-42 (в честь перелома в Сталинградской битве в первой половине 40-ых годов XX века).
С самолёта сняли всё «лишнее» оборудование (радиолокатор, совокупность управления оружием, часть навигационного оборудования), укоротили центральную хвостовую балку, уменьшили площадь вертикального оперения, сняли тормозной парашют, зафиксировали отклоняемые носки крыла и демонтировали их приводы, демонтированы были кроме этого пилоны на законцовках крыла и подфюзеляжные кили, штатный обтекатель антенны РЛС заменили более лёгким алюминиевым, наконец, с самолёта смыли краску. Двигатели форсировали, увеличив тягу каждого на 1000 кгс.
Подготовкой самолёта П-42 руководил Роллан Мартиросов. В документации, представленной в FAI, двигатели самолёта П-42 были обозначены Р-32У тягой по 13600 кгс. Облегчённый самолёт с двигателями повышенной мощности тормоза на старте удержать не могли, исходя из этого перед взлётом машину удерживал «якорь» в виде трактора, связанного с самолётом металлическим тросом и электрозамком.
Умелый Т-10-17 с обычными для первых Т-10С килями, имеющими горизонтально обрезанные законцовки.
На П-42 в общем итоге в 1986-1988 годах было установлено 27 безотносительных мировых рекордов, а также наиболее значимые для оценки потенциала любого скорости – полёта и истребителя скороподъёмности, ранее принадлежавших F-15. 27 октября 1986 года лётчик-испытатель Виктор Пугачёв собрал высоту 3000 м за 25.373 с, а 15 ноября – 6000 м за 37.050 с. Кульминационным моментом полётов на установление рекордов скороподъёмности стал комплект высоты 15000 м за 70.33 с, на 7 стремительнее, чем F-15 Streak Eagle. На данный момент самолёт П-42 находится на ЛИСе компании «Сухой» в Жуковском.
В общем итоге на самолёте П-42 лётчиками-испытателями В.Г. Пугачёвым, Н.Ф. Садовниковым, О.Г. Цоем и Е.И.
Фроловым был установлен 41 всемирный летный рекорд.
Силовая установка серийного самолёта
Серийные Су-27 и умелые Т-10 поздней постройки оснащались серийными двигателями конструкции А. Люлька (ММЗ «Сатурн») АЛ-31Ф. В воздухозаборниках самолёта Т-10С в первый раз установили железную решётку для защиты от попадания в воздушные каналы посторонних предметов при рулении, и на режимах посадки и взлёта. По окончании взлёта решётка убиралась, перед посадкой – опускалась, перекрывая входы воздухозаборников.
С целью повышения притока воздуха в полёте с громадными углами атаки на нижних поверхностях воздухозаборников были установлены створки.
Двигатель АЛ-31Ф оказался довольно несложным, надёжным, ремонтопригодным, с громадной удельной тягой. По советским стандартам двигатель имел огромные межремонтный (1000 ч) и неспециализированный (3000 ч) ресурсы, не смотря на то, что осмотр двигателя требовалось создавать через каждые 100 ч наработки. Единственной значительной проблемой АЛ-31Ф оставался большой расход горючего.
По программе Т-10С было выстроено пара умелых автомобилей: лётные образцы Т-10-7 и Т-10-12 (на ММЗ им П.О. Сухого), первые серийные автомобили, выстроенные на заводе в Комсомольск-на-Амуре – Т-10-15, Т-10-17, Т-10-16, девять самолётов 5-й, 6-й и 7-й серий. Для опробований на прочность был выстроен «нелётный» прототип Т-10-8.
Двухместный самолёт
Разработка двухместной спарки велась параллельно с работами по боевому одноместному варианту, но после этого модификации и проектирование приостановили, дабы сосредоточить все усилия на доводке военной машины. Двухместный самолёт проектировался с минимальными отличиями от базисной боевой модификации. Но Су-27УБ стал первым в истории советской авиации полноценным боевым самолётом с системой и радиолокатором управлением оружием, как на одноместном варианте.
К примеру, МиГ-29УБ радиолокатора не имеет. Практически, Су-27УБ есть двухместным истребителем, а не учебно-тренировочным самолётом, как многие советские двухместные варианты одноместных истребителей (у МиГ-31 экипаж штатно складывается из двух человек).
Первый прототип Су-27УБ – Т-10У – в первый раз поднял в атмосферу лётчик-испытатель Николай Садовников в ноябре 1985 года. На спарках не ставились устройства отстрела ИК ловушек (на одноместных Су-27) они расположены между гондолами двигателей, в центральном «ласте»). Двухместный самолёт традиционно предназначался для переподготовки лётчиков.
Один из первых серийных истребителей Су-27, на самолёте подвешены ракеты Р-60 и Р-27. У истребителей первых серий обтекатели антенны РЛС и радиопрозрачные законцовки килей были зелёного цвета, на самолётах более поздней постройки – тёмно-серого цвета.
Потенциал Су-27УБ как истребителя был реализован в модификации Су-27ПУ – истребителе-перехватчике, оснащённом совокупностью дозаправки в воздухе и талантливом пребывать в полёте до 10 часов. Перехватчики под обозначением Су-30 запустили в серию, но выстроить успели очень мало. Изначально эти самолёты поступили в Центр переподготовки и боевого применения лётного состава авиации ПВО, на данный момент пара Су-30 эксплуатируются в Липецком авиацентре.
На модификации Су-27П существенно увеличили ёмкость внутренних топливных баков. Вариант Су-30М владел ограниченными возможностями по поражению наземных и надводных целей, на его базе был создан более действенный вариант Су-30МК. Разработки на базе Су-27 в конечном счете стали причиной появлению фронтового бомбардировщика Су-34, каковые в ограниченном количестве начали приобретать ВВС России в 2008 году.
Совершенствование самолётов Су-27 ведётся неизменно. К сожалению, самые боеспособные варианты поставляются на экспорт. Согласно точки зрения многих лётчиков, поставленные ВВС Индии самолёты Су-27МКИ (оснащены совокупностью дозаправки в воздухе, двигателями с управляемым вектором тяги, принципиально новым бортовым электронным оборудованием) на сегодня являются лучшими истребителями в мире, превосходящими по комплексу боевых возможностей кроме того американские истребители 5-го поколения F-22 Raptor.
На вооружение ВВС России поступают модернизированные самолёты Су-27СМ, глубина модернизации которых не разрешает отнести их к поколению 4+.
FULL VIDEO BUILD REVELL SUKHOI Su-27SMK Flanker
Увлекательные записи:
- Реактивный «тренер» королевских ввс
- Военные лётчики: найджел «шарки» уорд
- Надежды и разочарования boeing 707
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Разработчик: И.В.Часовиков Страна: СССР Первый полет: 1936 г. В довоенные годы всячески поощрялись каждые начинания, приводившие к рекордным достижениям….
-
«Рекорд высоты». рекордный самолет рв-23. ссср
В довоенные годы всячески поощрялись каждые начинания, приводившие к рекордным достижениям. Лозунг «Выше всех, дальше всех, стремительнее всех»…
-
Aim-9 sidewinder. первые варианты
Ракеты AIM-9 Sidewinder серийно выпускаются с 1954 года, и с того времени не было ни одной воздушной войны, в которой они бы не употреблялись. По…
-
Стратосферный призрак сталина. рекордные самолеты бок-7/бок-15. ссср
Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. 23 октября 1939 года…
-
Рекордный самолет bernard 80 gr. франция
Bernard 80 GR был одним из трех типов самолетов, выстроенных разными французскими конструкторами в ответ на обращение правительства, хотевшего взять…
-
Рекордные самолеты savoia-marchetti s.64 и s.64 bis. италия
В мае 1927 года Чарльз Линдберг по маршруту Нью-Йорк – Париж совершил трансатлантический 3600-мильный (5800 км) перелет. Вдохновленное этим перелетом…