Стратосферный призрак сталина. рекордные самолеты бок-7/бок-15. ссср

      Комментарии к записи Стратосферный призрак сталина. рекордные самолеты бок-7/бок-15. ссср отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

23 октября 1939 года (по другим сведеньям — 17 октября) в первый раз взлетел БОК-15 — один из самых таинственных самолетов во всемирной истории. До сих пор не отыскано ни чертежей, ни фотографий данной автомобили, а текстовая информация о ней — весьма обрывочна и противоречива.

Как мы знаем, что БОК-15 был выстроен в 1938-39 годах по проекту авиаконструктора Владимира Чижевского с целью вернуть СССР всемирный рекорд дальности полета, установленный во второй половине 30-ых годов XX века экипажем Михаила Громова на самолете АНТ-25, но уже в следующем году побитый британскими летчиками на самолете Виккерс Уэллсли.

В соответствии с расчетам, самолет, посроенный по аэродинамической схеме АНТ-25, но наряду с этим талантливый летать в стратосфере и оснащенный дизельным двигателем, имел возможность без посадок для дозаправки преодолеть расстояние в 25 тысяч километров. Это разрешало осуществить мечту Валерия Чкалова о беспосадочном облете Земного шара, действительно, не по экватору, а приблизительно на широте Москвы.

Но и в этом случае подобное достижение в 30-е годы смотрелось замечательным, поскольку рекорд Уэллсли составлял всего 11500 километров, другими словами, практически в два с половиной раза меньше. Но постройка и разработка таковой автомобили были связаны с огромными трудностями. Долгий стратосферный полет требует наличия гермокабины, и особого высотного двигателся с турбонаддувом.

Ни того, ни другого в СССР еще не производили, были лишь недоведенные опытные образцы.

Однако, цель была поставлена, а ее достижение поручили сотрудникам Бюро особенных конструкций (БОК) Центрального аэрогидродинамического университета. Работа, сама по себе сложная, существенно осложнялась еще и тем, что в 1937-38 годах по ЦАГИ прокатилась волна арестов, без шуток ослабившая его конструкторский коллектив.

БОК все же сумел закончить проект и добиться его утверждения, а в конце 1938 года под наблюдением Чижевского началась сборка неповторимой автомобили на Смоленском авиазаводе. Но в феврале 1939-го Чижевский также был арестован, а достройкой БОК-15 руководил кто-то второй, чье имя история не сохранила.

Весной того же года началась подготовка к рекордному перелету двух экипажей: главного — под руководством комбрига Громова, и дублирующего — под управлением полковника Байдукова. Для тренировок употреблялся самолет БОК-7 — машина, подобная БОК-15, но более ранняя. Изначально на ней стоял карбюраторный мотор АМ-34ФРН, но во второй половине 30-ых годов XX века его заменили на дизельный двигатель АН-1РТК с двумя турбокомпрессорами, такой же, какой предполагалось установить на БОК-15.

Снаружи дизельный БОК-7 отличался от БОК-15 неубирающимися стойками шасси.

9 октября БОК-15 выкатили из сборочного цеха и по окончании серии пробежек по аэропорту он поднялся в воздух. К сожалению, олтчет о летных опробованиях также куда-то провалился сквозь землю. Малоизвестны ни их результаты, ни кроме того примерная дата завершения.

Имеется только информация о том, что полеты на громадных высотах распознали проблему — запредельно большой расход моторного масла, которое в разреженной атмосфере просачивалось через уплотнения и подшипники двигателя. Помимо этого, турбокомпрессоры трудились ненадежно и довольно часто выходили из строя, в а кругосветном полете силовой установке требовалось функционировать непрерывно и бесперебойно как минимум несколько дней.

Наверное, решить эти неприятности в сжатые сроки не удалось, а интерес к машине скоро пропал. В условиях начавшейся Второй мировой стране стало не до рекордов, на первый замысел выдвинулись совсем другие задачи. Предположительно, в первой половине 40-ых годов двадцатого века программа БОК-15 была отложена на неизвестное время, а по окончании войны к ней уже не возвращались.

И первый кругосветный полет без дозаправки в воздухе был совершен только спустя практически полвека, во второй половине 80-ых годов двадцатого века, причем не на советской машине, а на самолете Вояджер американского конструктора Берта Рутана.

По окончании завершения опробований БОК-15 некое время стоял на аэропорте Летно-испытательного университета в Жуковском. В июле 1941 года в связи с угрозой германских воздушных бомбандировок его перегнали в Казань, где следы самолета теряются. Разумеется, на протяжении войны либо практически сразу после нее несостоявшегося рекордсмена разобрали на металлолом.

Стратосферный призрак сталина. рекордные самолеты бок-7/бок-15. ссср
стендовая масштабная модель БОК-7, сделанная по фотографиям Михаилом Масловым.

БОК-1 — первый коммунистический высотный самолет с многоместной гермокабиной. Его предстоящим развитием стали БОК-7 и БОК-15

БОК-7 на аэропорте ЛИИ летом 1940 года. Обратите внимание на самолеты, стоящие на заднем замысле. Это закупленные в Германии и проходившие у нас опробования истребители Хейнкель Не-100, Мессершмитт Bf-109 и учебно-тренировочный биплан Бюккер Юнгманн.

БОК-7, снятый во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Прекрасно видны характерные полусферические купола гермокабины с мелкими круглыми иллюминаторами, через каковые мало что возможно рассмотреть, а потому посадка на данной машине была очень рискованным делом.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века БОК-7 сыграл роль АНТ-25 Сталинский маршрут в фильме Валерий Чкалов. При съемках гермокабина не задействовалась, а ее передний колпак заменили простым прозрачным фонарем с обычным обзором.

Летный дизельный двигатель АН-1РТК, находившийся на БОК-15. Прекрасно видны турбокомпрессоры, укрепленные на картере.

источник: http://vikond65.livejournal.com/403720.html

Самолет для Сталина. Хроники московского быта

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: