Стратегический бомбардировщик 3мд.

      Комментарии к записи Стратегический бомбардировщик 3мд. отключены

Разработчик: ОКБ Мясищева
Страна: СССР
Первый полет: 1959 г.Стратегический бомбардировщик 3мд.

С возникновением у государств НАТО сверхзвуковых перехватчиков первого поколения типа F-102, F-104, «Лайтнинг», и ЗРК «Бомарк», «Найк Аякс», загоризонтных РЛС «Кобра-Джуди» и т.п. возможность преодоления ПВО дозвуковыми неманевренными самолетами на громадной высоте существенно уменьшилась. А в ближайшее время ожидалось появление более идеальных совокупностей и казалось, что противоборство с ними по большому счету поставит бомбардировщики на грань выживания.

Эти мысли, и первые удачи в создании межконтинентальных баллистических ракет (МБР) — оружия, от которого не было защиты, подорвало интерес политического управления СССР к дальним бомбардировщикам. А в это же время, у казавшегося таким тихоходным самолета оставались бессчётные классические преимущества. Возможно, кремлевские стратеги и не знали, что авиаторы имели возможность выполнить приказ о нанесении ядерного удара по Северной Америке существенно стремительнее ракетчиков.

Не смотря на то, что подлетное время МБР составляло 30-40 мин., но на подготовку тогдашних жидкостных ракет к пуску требовалось пара дней.

Помимо этого, самолет имел возможность долгое время дежурить в воздухе с бомбой на борту. Это разрешало или скрыть его от глаз соперника и нанести неожиданный удар, или напротив — продемонстрировать в необходимый момент, оказав давление на оппонента. Точность ракетного оружия первого поколения разрешала поражать лишь большие цели типа городов, да да и то с определенной долей возможности.

Одновременно с этим, совершенно верно скинутая авиационная бомба имела возможность стереть с лица земли многократно меньшие объекты, к примеру, прекрасно укрытые командные пункты.

Не смотря на то, что самолеты Мясищева и не отличались высокой надежностью, но по этому показателю намного превосходили современные им ракеты. На пусковых МБР в огне пожаров, от отравления парами других причин и ядовитого топлива погибло не меньше людей, чем в кабинах терпящих бедствие «эмок». Стратегические бомбардировщики при наличии сети авиабаз имели воистину неповторимую мобильность, превышавшую возможности лишь показавшихся вооруженных ракетами подлодок.

Самолеты имели возможность скоро выйти из-под удара, поменять цель по окончании взлета, переместиться в район, где соперник не готов к обороне.

Стало известно, что и тезис о поразительно высокой уязвимости бомбардировщиков от средств ПВО не столь уж неоспорим. Учения показали, что кроме того в зоне действия РЛС самолеты смогут проскользнуть незамеченными. Самым несложным методом стало преодоление территорий ПВО на малых и предельно малых высотах, вне видимости радаров.

Такие полеты были связаны с повышенными нагрузками на конструкцию, и оснащенная «эластичным» крылом машина Мясищева была более приспособленной для них, чем Ту-95, у которого использование новой тактики стало причиной ограничению ресурса. Бомбардировщик ОКБ-23 отличался и вторым серьёзным преимуществом. Его радиолокационная заметность при облучении спереди была значительно более низкой не только если сравнивать с туполевским изделием, но и заокеанским В-52.

Еще более увеличивала шансы победить противоборство с ПВО установка на самолеты средств радиоэлектронного противодействия (РЭП), и когда стали серийно производить помеховые станции СПС-2, ими сходу оснастили бомбардировщики 3М.

Наконец, существовал весьма перспективный путь совершенствования бомбардировщика — объединение его с крылатой ракетой (самолетом-боеприпасом, по тогдашней терминологии) в единую автоматизированную совокупность. Новое оружие возможно было использовать, не входя в зону ПВО, а при применении избирательных совокупностей наведения, быстро повысить точность попадания, что разрешало уничтожать точечные объекты — мосты, отдельные строения, суда.

В 1950-х годах как раз в создании таких авиационных ракет СССР вышел на лидирующие позиции в мире. Оснащение ими самолетов Дальней авиации стало приоритетным направлением, и такие задачи поручали всем соответствующим ОКБ, среди них и Мясищева.

Первая попытка создания самолета-носителя была предпринята ОКБ-23 в середине 1950-х годов. Бомбардировщик, взявший фирменное обозначение «МК», предстояло оснастить сверхзвуковым самолётом и системой наведения-боеприпасом Х-20. Организовать подвеску большой «царь-ракеты», как иронично именовал ее Селяков, выяснилось непросто. С позиций аэродинамиков, самый привлекательным смотрелся вариант размещения Х-20 полуутопленной в грузоотсеке.

Но у самолета был маленькой клиренс и для подвески ракеты громадный корабль было нужно бы закатывать на особую яму. Следовательно и без того непростая процедура еще больше усложнялась, аэродромный комплекс потребовал доработок. Разглядев еще пара вариантов, конструкторы остановились на подкрыльевой подвеске. Такое ответ также имело собственные недочёты, т.к. вело к значительному ухудшению ЛТХ самолета, а также дальности полета.

Однако, работы продвинулись очень на большом растоянии, были выстроены кроме того древесные натурные макеты самые важных фрагментов совокупности, а на 1957 год запланировали начало заводских опробований. Но уже во второй половине 50-ых годов двадцатого века поднялся в воздух Ту-95К, высокое шасси которого разрешило без особенных неприятностей разместить Х-20 полуутопленной в грузоотсеке. Практически данный успех туполевцев сделал предстоящие работы по самолету «МК» нецелесообразными.

Во второй половине 50-ых годов XX века для бомбардировщика 3М было предложено три варианта ракетного оружия. Первый включал самолет-боеприпас К-10С, что предназначался, в первую очередь, для поражения больших кораблей ВМФ. Второй базировался на ракете К-14, воображавшей собой модификацию К-10 для ударов по наземным целям. Обе ракеты оснащались ТРД и имели возможность развивать скорость до 2000 км/ч.

Третий вариант предусматривал применение универсальной крылатой ракеты Х-22, которую в зависимости от совокупности наведения возможно было использовать против площадных наземных целей, или судов и других радиоконтрастных объектов либо замечательных источников радиоизлучения (РЛС, приводные радиостанции и т.п.). В качестве силовой установки Х-22 употреблялся ЖРД, снабжавший ей скорость более чем 3500 км/ч, что делало ее в то время фактически несбиваемой.

Мясищев не рассчитывал выпустить сходу три варианта самолета, и перед ним поднялась неприятность выбора. Применение уже проходившей опробования К-10С разрешало достаточно скоро реализовать проект. Перспективная Х-22 сулила громаднейшую эффективность, но потребовала пойти на узнаваемый риск. Выбрали «золотую середину» — К-14.

Разумеется, казалось, что ее разработчик — микояновское ОКБ-155, уже создавшее К-10С, не затянет и разработку данной ракеты.

Проектирование ракетоносца, взявшего обозначение 3МЕ, началось летом 1958 года. На самолете решили внедрить последовательность усовершенствований совокупности управления, наиболее значимыми из которых стали новый автопилот АП-15 и гидродемпфер в курсовом канале, что снизило утомляемость летчика и повысило точность пилотирования. Так как машину требовалось оснастить новой РЛС «Рубин-1», то под ее громадную антенну доработали носовую часть.

В один момент конструкторы попытались улучшить аэродинамику, пара опустив штангу дозаправки и сделав ее сопряжение с фюзеляжем плавным.

В августе, именно в разгар проектирования 3МЕ, в Фили наведались Н.С.Хрущев и глава МинОбороны Р.Я.Малиновский. Замеченным на заводе и в ОКБ высокие гости остались обиженны. Их не удовлетворили ни положение с исполнением текущих замыслов, ни взоры Мясищева на возможности ракетно-космической отрасли.

Владимир Михайлович думал, что и в том месте будущее за крылатыми, а не баллистическими аппаратами. Он вел очень дорогостоящие работы по проектированию межконтинентальной крылатой ракеты наземного старта и воздушно-космического самолета. Но громаднейшим приоритетом Мясищева были армейские и гражданские тяжелые сверхзвуковые самолеты. В итоге он заслужил упреки (пожалуй, честные) в том, что не уделяет достаточного внимания главной теме ОКБ — самолету 3М и его ракетоносным вариантам.

Разумеется, данный визит самым негативным образом сказался на предстоящей судьбе компании.

А до тех пор пока на заводе № 23 переделали в умелый ракетоносец серийный 3М № 1101. Работы завершились в марте 1959 года и до августа заводские пилоты, и экипажипод руководством летчиками ОКБ Горяйновым и Розановым, выполнили на нем 13 полетов. Процесс создания ракеты затянулся и самолет остался без основной составляющей собственного арсенала.

Однако, было решено совершить совместные контрольные опробования с участием ГК НИИ ВВС. Они завершились в апреле 1960 года. Испытатели отметили улучшившиеся ЛТХ самолета, но высказали последовательность претензий к работе нового оборудования, в первую очередь к РЛС.

Затем машину послали на завод для доработок, а замыслы, предусматривавшие постройку шестидесяти 3МЕ, заморозили.

Биография умелого 3МЕ завершилась нежданно скоро — он, что именуется, погиб в собственной постели. 12 мая на протяжении газовки на площадке ЛИиДБ сорвался со швартовых М-50 и протаранил его. «Полтинник» отремонтировали, 3МЕ восстанавливать не стали. Отработанную на данной машине РЛС «Рубин-1» установили на некоторых серийных 3М, снизив размер антенны.

Дело в том, что к тому времени ОКБ-23 представило на опробования более идеальную модификацию самолета, взявшую обозначение 3МД (Д — «доработанный»). Она создавалась в соответствии с правительственным распоряжением о разработке «стратегической бомбардировочной совокупности класса «воздух-почва» М-6К-14?. Базу совокупности оружия 3МД так же, как и прежде составляли две ракеты К-14, крепления под балочные держатели которых пребывали снизу корневых частей крыла.

Бомбоотсек соответствовал простому 3М. Новый вариант «эмки» взял большая часть усовершенствований, отработанных на 3МЕ, и модернизированное крыло, руль направления уменьшенной площади, совокупность ближней навигации «Свод-Встреча» и др.

В умелые автомобили были переделаны два серийных 3М (№№ 1301 и 1302). Первая из них поднялась в воздух с заводского аэропорта в Филях 25 ноября 1959 года под управлением экипажа Б.М.Степанова. Ракет так же, как и прежде не было и начавшийся 1 февраля следующего года первый этап Госиспытаний проходил без них.

По окончании его завершения, не обращая внимания на очевидное недовыполнение технического задания, было издано постановление о серийном производстве 60 самолетов вместо 3МЕ.

Завод № 23 с конца 1959 года уже вел серийный выпуск 3МД (первым таким экземпляром стала машина № 1702). Увы, но К-14 была невезучей ракетой. В отличие от К-10С и Х-22 она не попала в «громадную серию» и в итоге новый 3МД остался без главного компонента собственной совокупности оружия.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века его производство свернули, успев выстроить всего 10 серийных судов. В общем итоге завод № 23 выпустил 123 умелых и серийных самолета М-4 и 3М.

Само ОКБ-23, положение которого в течение последних лет неуклонно ухудшалось, в августе того года было ликвидировано. На заводе № 23 осталась только маленькая несколько конструкторов, эксплуатационников и технологов, которая снабжала авторское сопровождение оставшихся в строю М-4 и 3М.

Существовали проекты танкеров на базе 3МД. Первый взял обозначение 3М-Т и предназначался для дозаправки перспективного стратегического сверхзвукового ракетоносца М-52, и существовавших бомбардировщиков Дальней авиации. Самолет собирались оснастить новой высокопроизводительной совокупностью перекачки. Он должен был отдавать в полете 73 т топлива, что на 70% превышало возможности M-4-II.

Проект закрыли при ликвидации ОКБ-23.

Второй заправщик 3М-П разрабатывался скорее по традиции: армейские стремились взять танкеры, оснащенные состоявшей на вооружении совокупностью «Конус», на базе всех серийных бомбардировщиков Мясищева. До собственной ликвидации ОКБ-23 успело выпустить нужную техническую документацию, но ВВС не стали переоборудовать дюжина имевшихся у них 3МД.

ЛТХ:

Модификация: 3МД
Размах крыла, м: 53,14
Протяженность самолета, м: 49,20
Высота самолета, м: 14,00
Площадь крыла, м2: 370,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 76800
-обычная взлетная: 145600
-большая взлетная: 193000
Тип двигателя: 4 х ТРД ВД-7Б
Тяга, кгс: 4 х 9500
Большая скорость, км/ч: 970
Практическая дальность, км
-без дозаправки: 10950
-с дозаправкой: 13600
Практический потолок: 12000
Экипаж, чел: 8
Оружие: шесть 23-мм пушек АМ-23, размещены попарно в трех поворотных установках с дистанционным управлением на фюзеляже сверху, снизу и в кормовой установке (боекомплект верхней и нижней установок — по 1100 снарядов, кормовой — 2000 снарядов); бомбы свободного падения на внутренней подвеске в бомбоотсеке в фюзеляже 5000-18000 кг либо 4 ракеты громадной дальности на наружной подвеске.

Умелый бомбардировщик 3МЕ.

Стратегический бомбардировщик 3МД на стоянке.

Стратегический бомбардировщик 3МД на стоянке.

3МД в полете.

3МД в полете.

3МД в Центральном музее ВВС в Монино.

3МД. Рисунок.

3МД. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Ильин, М.Левин. Бомбардировщики.
Невский бастион. Тяжелые бомбардировщики. (Под ред. В.Г.Дейнеки).
Крылья Отчизны. «Стратеги» Мясищева.
Время и Авиация. Сергей Холод. Плачущий зверь.
Архив-Пресс. Сергей Холод. Мясищев М-4/3М.
Крылья Отчизны. Евгений Подольный. «Бизон» не вышел на тропу войны…
Рисунок Aircraft illustrations by Basil Zolotov.

Боинг B-52 Стратофортресс — сверхдальний стратегический бомбардировщик-ракетоносец.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Дальний стратегический бомбардировщик ту-4.

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1947 г. Экипаж, составленный из персонала завода № 22, возглавил один из умелых пилотов…

  • Стратегический бомбардировщик 3м.

    Разработчик: ОКБ Мясищева Страна: СССР Первый полет: 1956 г. Работы по радикальной модернизации стратегического бомбардировщика М-4 проводились в…

  • Фронтовой бомбардировщик су-24мк.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1987 г. С самого появления Су-24 к его закупкам показали громадной интерес отечественные классические…

  • Стратегический бомбардировщик м-4.

    Разработчик: ОКБ Мясищева Страна: СССР Первый полет: 1953 г. Начало ядерного противостояния двух сверхдержав складывалось очевидно не в пользу Страны…

  • Фронтовой бомбардировщик як-28и.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1960 г. В первой половине 60-ых годов двадцатого века на заводские опробования вышла еще одна…

  • Фронтовой бомбардировщик су-24м.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1976 г. Распоряжение ЦК КППСС и Совета Министров СССР от 4 февраля 1975 года, по которому Су-24 был…