«Странная» сидячая война: люфтваффе против ввс франции

      Комментарии к записи «Странная» сидячая война: люфтваффе против ввс франции отключены

«Странная» сидячая война: люфтваффе против ввс франции

Кертис "Хок" H.75C1 из группы CG II/5

«Необычная», «сидячая» война – такое наименование взяли боевые действия на Западном фронте во время от объявления Великобританией и Францией войны Германии (3 сентября 1939 г.) до начала германского блицкрига (10 мая 1940 г.). До тех пор пока польская армия, истекая кровью, пробовала сдержать продвижение соединений вермахта, западные союзники без избыточной спешки разворачивали собственные армии, отнюдь не стремясь начать активные боевые действия против Германии.

Вся активность авиации на немецко-французской границе, сейчас ставшей фронтом, сводилась к разведывательным полетам. Обе стороны с опаской «прощупывали» оборону соперника, отправляя одиночные самолеты-разведчики под прикрытием нескольких истребителей. Первой схватки между самолетами ВВС Франции (Армэ де л’Эр) и Люфтваффе при таком методе действий было нужно ожидать пара дней.

Вечером 8 сентября пять «кертиссов» из группы GC II/5, сопровождавших разведчика, были перехвачены четверкой Bf 109E из отряда 1./JG 53.

С первого захода немцам удалось сбить самолет сержанта Франсуа Дитриха, но в последовавшей «собачьей свалке» французы попытались забрать реванш. По результатам боя на их счет записали две победы: одну поделили аджюдан-шеф Робер Крушан и сержант-шеф Антуан Касеноб, а вторую с тем же Крушаном поделил аджюдан Пьер Вилле. В конечном итоге все германские самолеты возвратились на базу, не смотря на то, что один и должен был садиться «на брюхо» из-за взятых повреждений.

Пилотировал его не кто другой, как сам Вернер Мёльдерс.

Следующей схватки было нужно ожидать практически 14 дней – что сделаешь, «сидячая» война! Участниками её были «ветхие привычные» – пилоты групп GC II/5 и I/JG 53, а события разворачивались как и раньше сценарию: шесть Н.75С1 сопровождали разведчика в районе Апах-Бюдинген, на перехват встала четверка «мессершмиттов». ведомая все тем же Мёльдерсом. Роль необычной приманки сыграл германский разведчик Хеншель Hs-126, отвлекший внимание пилотов «кертиссов».

Умело воспользовавшись этим, Мёльдерс в первом же заходе поджег один Н.75С1. Пилотировавший его сержант Роже Кегинье сумел спастись с парашютом. Напарники Мёльдерса повредили ещё одну вражескую машину, совершившую вынужденную посадку.

Спасти французов от «поражения всухую» сумел сержант Андре Легран. Умело применяя хорошие маневренные качества собственного «кертисса», он сумел зайти в хвост одному из «мессеров», сбив его. Это стало первой подтвержденной победой французских истребителей во Второй мировой.

Последней трети сентября интенсивность воздушных боев значительно возросла – люфтваффе, удачно разделавшись с польской авиацией, смогли расширить собственный присутствие на Западе и функционировать более деятельно и с уверенностью, что стало причиной соответствующую со стороны Армэ де л’Эр. 24 сентября уже с утра над разными участками фронта вспыхивали скоротечные воздушные схватки, оканчивавшиеся, действительно, напрасно.

Около 15:00 два звена «хоков» (шесть самолетов) из группы GC II/4 вылетели для сопровождения разведчика «Потэз» Р.637 из GR II/52, имевшего задание обследовать сектор Эппенбрумм–Хорнбах. Их перехватили полтора десятка Bf 109E из группы I/ZG 521. Не обращая внимания на численное превосходство соперника, французы решительно вступили в бой. Сержант Антуан де ла Шапель должен был покинуть с парашютом подбитый «кертисс», успев до того повредить одного «мессершмитта».

Ещё два Bf 109E сбили аджюданы Дарден и Камиль Плюбо (на счету последнего к моменту капитуляции было 14 подтвержденных и 4 возможные воздушные победы). В общем итоге в том бою французы ценой утраты одной собственной автомобили записали на собственный счет четыре сбитые вражеские. Действительно, германские источники подтверждают утрату только двух собственных «мессершмиттов», но с учетом численного превосходства соперника итог боя для французов был в полной мере благоприятным.

На следующий сутки накал воздушных боев не снизился. В одном из эпизодов около 12 часов дня сошлись в воздухе «кертиссы» из GC II/4, ведомые начальником 4-й эскадрильи капитаном Пьером Клодом, с многочисленной группой «мессершмиттов» из JG 51 и JG 53. На подмогу своим товарищам подоспела шестерка Н.75С1 из GC I/4. Один из пилотов 1-й эскадрильи, аджюдан-шеф Пьер Вери, сбил сходу два Bf 109, ставших первыми победами GC I/4. Но при выходе из боя был подбит самолет капитана Клода.

Пилот выбросился с парашютом, но пехотинцы нашли на земле его мёртвое тело, иссеченное пулями – возможно, пилоты «мессершмиттов» обстреляли летчика, спускавшегося на парашюте. Коллеги Клода, ощущая в произошедшем и собственную вину – так как они не сумели прикрыть начальника – рвались в бой. Отомстить удалось 27 сентября, в то время, когда су-лейтенант Жорж Баптизе, аджюдан Жорж Тессеро и сержант де ла Шапель сбили три Bf 109D из группы JGr.

153 (обоснованы две победы).

30 сентября пришла очередь 5-й эскадры. Девять «кертиссов» (шесть из GC I/5 и три из GC II/5) на протяжении патрулирования над линией фронта встретили 15 Bf 109E из группы II/JG 53. Действуя в активном наступательном ключе, пилоты люфтваффе вынудили французов обороняться, но те, что именуется, не ударили лицом в грязь, сбив пять «мессершмиттов». По две победы записали на счет лейтенанта Роббера Юве (GC II/5) и аджюдана Пьера Женти (GC I/5), ещё одного «мессера» сбил сержант-шеф Франсуа Лашо (GC II/5).

Но и французы понесли большие потери – были сбиты и погибли три летчика (су-лейтенант Ив Ле Рестиф, сержанты Жак Лепро и Жан Манье).

В общем итоге в течение первого месяца войны французы утратили в воздушных битвах десять истребителей – шесть Н.75С1 и четыре Морана-Солнье MS.406C1 (первый «моран» был сбит 21 сентября). Пропорция утрат наглядно отражает долю самолетов различных типов в боевой работе: главную тяжесть боев выносили на собственных плечах группы 4-й и 5-й эскадр, вооруженные «кертиссами», а «мораны» были, так сообщить, «на подтанцовке». Двухмоторные «потэзы» на фронте деятельно не использовались, ну а устаревшие типы истребителей французское руководство и вовсе не стремилось подставлять под удары «мессершмиттов», выстоять в схватках с которыми те не имели никаких шансов.

Со своей стороны, французские истребители заявили об уничтожении 20 Bf 109. Действительно, по одному этому показателю делать выводы об эффективности действий истребительной авиации Армэ де л’Эр запрещено – так как основной задачей «кертиссов» и «моранов» в сентябре 1939 г. было прикрытие собственных разведчиков. А с этим они справлялись не лучшим образом: за месяц было сбито 19 их «подопечных».

Действительно, не последнюю роль в столь высоких утратах сыграла устарелость французских разведчиков «Мюро» ANF.113/115/117.

В случае если в сентябре 1939 г. воздушные битвы на Западном фронте ещё носили кое-какие показатели оживленности (действительно, не выдерживающей никакого сравнения с более поздними схватками битвы и времён блицкрига за Англию), то в октябре по большому счету установилось фактически полное затишье. Ни одна из противостоящих сторон не рвалась в бой, и соперники, казалось, с радостью и облегчением встретили резкое ухудшение погоды, разрешившее с чистой совестью изо дня в сутки оставлять самолеты на аэропортах.

Пассивность французской стороны усугублялась ещё и через чур большими (согласно точки зрения руководства) утратами в прошлом месяце. В итоге, за целый октябрь французские истребители имели возможность похвастаться только четырьмя сбитыми разведчиками Hs 126 – эти победы поровну поделили между собой «кертиссы» (в частности, одного сбил 31 октября уже привычный нам Камиль Плюбо) и «мораны».

Передышка была очень нужной французам и с позиций обновления авиапарка. В осеннюю пору 1939 г. удалось, наконец, довести до надлежащих кондиций, разрешающих начать поставки в строевые части, многочисленные партии истребителей «Марсель Блох». 28 самолетов МВ.151С1 с древесными винтами поступили в центры подготовки летчиков-истребителей в Шартре и Этампе, ещё 50 автомобилей, но с железными винтами, передали в эскадрильи ПВО.

В частности, в последних числах Сентября такие самолеты поступили в ERC 1/561 и 2/561 (14 октября эти эскадрильи свели в группу GARC I/561). МВ.152С1 с сентября 1939 г. поставлялись в группы GC I/1 и GC II/1: первая из них достигла штатного состава в 26 самолетов к 6 ноября, а вторая – к 15 ноября. Перевооружение третьей группы, летавшей на ветхих «девуатинах» – GC I/8 – началось только в декабре.

Продолжались и поставки MS.406C1, что разрешило 1 ноября 1939 г. организовать на этих автомобилях группу GC I/9 в Алжире (именно поэтому возможно было перебросить в метрополию группу GC I/6, уже успевшую полностью освоить «мораны»).

Хок су-лейтенанта Рене Тремоле по окончании вынужденной посадки в сражении "9 против 27"

…Утром 6 ноября на аэропорте Туль, где дислоцировалась несколько GC II/5, царило немного поднятое настроение. Во-первых, часть посетили командующий ВВС Франции генерал Виллемин и инспектор истребительной авиации генерал д’Аркур, вручившие призы пилотам, одержавшим победы в прошлых битвах. Во-вторых, небо, наконец, прояснилось, что разрешало сохранять надежду на прекращение серой рутины и возобновление боевой работы.

Продолжительно ожидать не было нужно – в то время, когда авиаторы обедали, поступил приказ выслать костюм истребителей для сопровождения самолета-разведчика («потэза» из группы GR II/22). Около 14:00 на виду у генералов в небо ушла девятка «хоков». В 14:50 над рекой Сарр французы увидели первую группу Bf 109D (эти автомобили принадлежали к I/ZG 2) – два десятка «мессеров» шли на том же эшелоне, что и «кертиссы» (около 5000 м). Управлял группу Ханнес Гентцен – лучший ас Польской кампании люфтваффе.

Мгновение спустя показалось ещё семь «мессершмиттов» – те пребывали приблизительно в 500 м выше. Не обращая внимания на трехкратное численное превосходство соперника, французские пилоты отважно ринулись в бой. В завязавшейся схватке в стиле «собачьей свалки» они умело применяли преимущество собственных «Хоков» в маневренности. Лейтенант Пьер Оуз вел бой с самим Гентценом.

Не смотря на то, что его Н.75С1 взял повреждения, Оуз сумел приземлиться «на брюхо» на родной аэропорт. Кроме этого садиться с убранным шасси было нужно су-лейтенанту Рене Тремоле. Но за эти две поврежденные автомобили немцам было нужно заплатить пятью сбитыми «мессерами» (в частности, по две победы записали на собственный счет сержанты Эдуард Сале и Андре Легран, а ещё одну – аспирант Жорж Лефоль); помимо этого, ещё пять побед зачли французам как возможные.

В итоге, тевтонам было нужно ретироваться, а Гентцена в тот же вечер позвали в Берлин для объяснений. Эта схватка, названную «бой 9 против 27», стала самый известным эпизодом воздушных боев периода «Необычной войны». Она обширно освещалась во французской прессе, а её участники стали настоящими национальными храбрецами.

Но на деле предлогов для ликования не было – так как «хокам» было нужно сражаться с «мессершмиттами» устаревшей модификации, с маломощными двигателями. К весне 1940 г. автомобилей Bf 109D в боевых частях уже не осталось, а «Эмиль» – Bf 109E – был значительно более страшным соперником.

Хок из состава группы GC II/4

Успех 6 ноября удалось закрепить на следующий сутки, в то время, когда Эдуард Сале перехватил южнее Блискастеля разведчик Dornier Do 17P из 3.(F)/22 из дальнеразведывательного отряда. Не обращая внимания на интенсивный пламя бортстрелков, Сале «мертвой хваткой» вцепился в собственную жертву. В итоге, «Дорнье» упал у Сен-Ингберта, похоронив под собственными обломками целый экипаж. Ещё один Do 17P (на данный из 1.(F)/22) стал жертвой «кертиссов» 8 ноября.

В тот сутки десять самолетов группы GC II/4 вылетели для сопровождения разведывательного «Потэза». На пересекающемся курсе им встретился «Дорнье», шедший под эскортом пары Bf 109. Завидев легкую добычу, французы набросились на неё, и по окончании нескольких заходов послали Do 17P на землю (экипаж смог спастись с парашютами). Пара «мессершмиттов» ретировалась. Но по возвращении на аэропорт французских пилотов ожидала не похвала, а гнев начальника группы капитана Андре Борне.

Так как, ринувшись всем миром на немца, тёплые галльские юноши не покинули ни одного истребителя для исполнения собственной главной задачи – прикрытия собственного разведчика… В конечном счете, стёртый с лица земли «Дорнье» записали на счет Камиля Плюбо, первым открывшего огонь. Меньше везучими были «мораны» – 8 ноября «мессершмитты» сбили отбившийся от группы самолет из GC III/2, пилотировавший его сержант Барбе попал в плен.

Атака германских разведчиков далеко не всегда была несложной «стрельбой по движущейся мишени» – их бортстрелки пробовали «огрызаться», причем время от времени очень действенно. 10 ноября при атаке «Дорнье» был сбит «Хок» из группы GC II/5. Его пилот, аджюдан Дюгожон, спасся с парашютом.

В последующие пара дней погода на франко-германском фронте снова испортилась, и боевая работа авиации возобновилась только 21 ноября. Тот сутки был достаточно богатым на события. Во-первых, Эдуард Сале, ставший необычным «специалистом» по уничтожению «дорнье», сбил очередного разведчика этого типа. Два из трех членов экипажа Do 17P сумели спастись.

Во-вторых, пополудни «усиленное звено» (patrouille lourd – шесть самолетов) из GC II/4 не покинуло никаких шансов встретившейся ему на пути паре «мессершмиттов» из I/JG 52. Один из них, сбитый аджюданом Пьером Вилле, пилотировал начальник германской группы Дитрих граф фон Пфайль. Вторую победу поделили между собой Жан Касеноб и сержант Пьер Саллар. В-третьих, в тот сутки состоялся большой воздушный бой между «кертиссами» группы GC II/5 и «мессершмиттами» из начинавшей на Западном фронте III/JG 53.

В этом случае никому не удалось добиться успеха, не смотря на то, что с обеих сторон имелись поврежденные автомобили.

Моран-Солнье из группы GC II/1

22 ноября жертвой французских истребителей стал очередной Do 17P. В этом случае отличилась четверка MS.406 из GC II/7. Сбитый ими «Дорнье» упал у Мооза на территории Германии.

Примечательно, что три из четырех пилотов «моранов», участвовавших в том бою – Жорж Валентин, Габриель Готье и Жак Ламблен – потом стали асами (четвертым участником боя был су-лейтенант Грюель, появлявшийся менее везучим).

Утраты разведчиков привели к озабоченности руководства люфтваффе. Стремясь нейтрализовать французскую авиацию, германское руководство распорядилось организовать «выметание» вражеских истребителей из территории работы собственных разведчиков. Уже 22 ноября состоялась первая подобная операция, на протяжении которой «мессершмитты» из I/JG 2 перехватили группы «и» звено GC II/4. Застигнутые неожиданно французские истребители не смогли оказать хорошее сопротивление.

Один «Кертисс» был сбит, а пилотировавший его Пьер Саллар погиб (победу записали на счет Гельмута Вика). Тот бой чуть не стал роковым и для Каседома, сумевшего дотянуть до аэропорта в Ксаффевильер на «Хоке», изрешеченном пулями. Третий французский пилот, Камиль Плюбо, был ранен в лицо и ногу, а его самолет по окончании посадки было нужно списать как не подлежащий восстановлению.

Вечером 22 ноября три группы «моранов» из GC I/3, II/6 и III/7 вылетели на сопровождение нескольких разведчиков, действовавших в полосе французской 4-й армии. На перехват встали Bf 109E из I/JG 51 и I/JG 76. В следствии вспыхнувших маневренных воздушных боев было сбито два «мессершмитта» из I/JG 76.

Потому, что бой велся над французской территорией, то оба пилота, выбросившиеся с парашютами, попали в плен. Пленником стал и пилот третьего Bf 109E, заблудившийся и посадивший собственную фактически не поврежденную машину на французской территории. Потом данный «Мессершмитт» шепетильно изучили эксперты Армэ де л’Эр.

Отличилась и дислоцировавшаяся на побережье пролива Па-де-Кале, в Норрен-Фонте, несколько GC I/4. Два её пилота, лейтенанты Жан-Луи Хиршауэр и Андрэ Вейс, перехватили бомбардировщик Не 111 из штабного звена эскадры KG 4. В азарте боя французы не остановились перед вторжением в воздушное пространство нейтральной Бельгии, добив таки «Хейнкеля».

Сутки 23 ноября начался для французских истребителей уже традиционно – был сбит очередной разведчик Do 17P (из отряда 5.(F)/122). Данный успех был одержан аджюдан-шефом Пьером Ле Глоаном из GC III/6, пилотировавшем MS.406, и стал первым в последовательности его 19 воздушных побед.

В тот же сутки состоялся один из немногих за период «необычной войны» воздушных боев, совершённых совместно французскими и британскими истребителями – не смотря на то, что пара эскадрилий «харрикейнов» по окончании вступления Англии в войну были передислоцированы во Францию, координация действий между союзниками была открыто не сильный. Вот и в этом случае шесть «кертиссов» из GC II/5 постарались «без спросу» вмешаться в бой, что вела тройка «харрикейнов» 1-й эскадрильи с единственным Хейнкелем He-111 из штабного звена эскадры KG 53.

Французы так горели жаждой «приобщиться» к казавшемуся легким успеху, что один из «хоков» столкнулся с «Харрикейном». К счастью, обе автомобили смогли благополучно приземлиться. Злополучного «Хейнкеля» удалось-таки сбить, а победу поделили между сходу шестью пилотами – тремя английскими и тремя французскими.

Самолеты Моран-Солнье 406 из группы GC I/2

Истребители Н.75С1 достаточно обширно употреблялись во французской авиации в качестве курьерских автомобилей. Один из таких самолетов 23 ноября был сбит тяжелыми истребителями Bf 110 из инструкторской группы V(Z)/LG 1, а пилотировавший его лейтенант-колонель Робер Миош из штаба ВВС погиб. К концу месяца было утрачено и четыре «морана»: два самолета из GC III/6 столкнулись в воздухе в условиях нехорошей видимости (оба пилота погибли), а ещё две автомобили из GC II/7 были сбиты, но их пилоты спаслись.

Один из них, су-лейтенант Анри Гримо, попав из-за взятых ожогов в больницу, успел выздороветь точно к началу германского блицкрига. За период с 10 мая по 15 июня 1940 г. он одержал пять подтвержденных и три-четыре возможные воздушные победы. Потом принимал участие в Сопротивлении и погиб в 1944 г., в то время, когда вермахт ударил базы «маки» на плато Веркор.

В декабре 1939 г. действия авиации на Западном фронте были парализованы самой жёсткой за пара прошлых десятилетий зимний период – за целый месяц французские истребители записали на собственный счет всего три воздушные победы, да и те приводят к. В частности, 21 декабря пилоты «хоков» из GC II/4 заявили об уничтожении Bf 109E из группы III/JG 53, но по документам люфтваффе эта утрата не подтверждается.

В новом году погодные условия улучшились, и это сходу сказалось на активности авиации. 2 января 1940 г. в сражении дюжины Н.75 из группы GC II/5 с «мессершмиттами» из I/JG 53 был сбит один Bf 109E. На следующий сутки отличились пилоты «моранов» из GC II/7, сбившие одного ветхого Bf 109D без утрат со своей стороны.

В течение следующей семь дней погода снова приковала самолеты к почва. Возобновились боевые вылеты 10 января, в то время, когда шесть «хоков» группы GC II/5 отправились для сопровождения самолета-разведчика.

Французы были перехвачены несколькими «мессершмиттами» из I/JG 2. Не обращая внимания на фактор внезапности, немцам не удалось добиться успеха, и они сами превратились из охотников в дичь: один Bf 109 был сбит сержантом Анд-ре Леграном, а победу над вторым поделили между собой капитан Жерар Порталье и су-лейтенант Пьер Вилласек. 11 января французские истребители опять отличились, сбив над Верденом разведчик Do 17P из 2.(F)/22.

Победа досталась двум пилотам GC I/5 – лейтенанту Эдмону Марин-ле-Месле и су-лейтенанту Жану-Мари Рею. Вражеская машина из-за взятых повреждений села на вынужденную на французской территории, а её экипаж попал в плен. Час спустя капитан Жан-Мари Аккар и сержант Жерар Мюзелли нападали ещё одного «Дорнье», но в этом случае немцу повезло больше, и он смог благополучно возвратиться на базу.

13 января 1940 г. капитан Бернар Барбье и сержант Жорж Лемар из CG I/4 сбили очередного «Дорнье». В этом случае добычей французов стал самолет весьма редкой модификации – Do 17S-0, выстроенной числом всего трех экземпляров.

Самолет, находящийся в собствености к 1-му отряду дальнеразведывательной группы главного руководства люфтваффе (1.(F)/ObdL), пробовал уйти в нейтральную Бельгию, но, пользуясь преимуществом собственных автомобилей в скорости, пилоты «кертиссов» подбили «Дорнье», и его пилоту ничего не оставалось, не считая как посадить машину с убранным шасси на пляж у Кале. Экипаж попал в плен, не успев стереть с лица земли ни сам самолет, ни хотя бы карты, коды и другие тайные документы, пребывавшие на борту.

Один из первых серийных Девуатинов D.520 из GC I/3

В последующие пара недель погода снова ухудшилась, и до конца января французские истребители смогли расширить собственный боевой счет только на одну победу – лейтенант Грюель из GC II/7 на своем «Моране» сумел сбить Bf 109E из 2./JG 54. В феврале и марте погода была не лучше, и, воспользовавшись этим, французское руководство начало отправлять истребительных групп на отдых. Прежде всего это касалось частей, вооруженных «кертиссами».

GC II/4 отвели в Мариньян в последних числах Февраля и на фронт она возвратилась лишь в первых числах Апреля. В первых числах Марта в Канны вывели GC II/5.

В феврале 1940 г. ВВС Франции реорганизовали собственную фронтовую авиацию, образовав четыре территории воздушных операций – ZOA (Zone d’Operations Aeriennes): Северную (ZOA Nord либо ZOAN), включавшую побережье Па-де-Кале и границу с Бельгией; Восточную (ZOA Est либо ZOE) – граница с Германией и Люксембургом до предела южнее Страсбурга; Южную (ZOA Sud либо ZOAS) – граница с Швейцарией и Германией приблизительно до р. Рона; Альп (ZOA des Alpes либо ZOAA) – граница со Италией и Швейцарией, и побережье Средиземного моря до предела западнее Роны. Тут дислоцировались боевые части «первой линии», а те, что пребывали на стадии формирования либо перевооружения, размещались во внутренних районах страны и в Северной Африке.

Главная нагрузка на фронте сейчас легла на плечи групп «моранов». В течение всего марта они сумели добиться единственной победы, сбив объединенными упрочнениями пилотов групп GC III/6 и GC II/7 разведчик Do 17. Одновременно с этим, утраты были очень заметными – как благодаря аварий, так и в битвах. В частности, в последний сутки марта 1940 г. жертвами «мессершмиттов» из II/JG 53 над Сааргемюндом стали четыре MS.406 из группы GC III/7, ещё три «морана» в том же бою взяли повреждения.

Необходимо подчеркнуть, что 21 марта была одержана единственная за целый период «Необычной войны» воздушная победа Р.631: над Крэем пара «потэзов» из ECN 1/13 (пилоты Бурсэн и Пост) сбила Do 17.

Улучшение погоды в первых числах Апреля сразу же стало причиной интенсификации воздушных боев. Сутки 1 апреля по «хорошей традиции» начался с уничтожения очередного разведчика Do 17 – самолет из отряда 4.(F)/11 был сбит у Седана парой «моранов» из GC II/2. В тот же сутки состоялся большой бой, в котором на Западном фронте начинала германская несколько II/JG 52 – восемь её «мессершмиттов» схватились с десятком MS.406 из GC I/2.

Скоротечная «собачья свалка» победителя не выяснила – соперники в полном составе возвратились на базы. Вечером пара пилотов GC II/2 заявила об уничтожении бомбардировщика Не-111. А вот «кертиссам» в первоначальный сутки апреля не везло. Пятерка автомобилей из GC I/5 не смогла расправиться с яростно отбивающимся разведчиком Дорнье Do 215 из 3.(F)/ObdL.

Перехваченная у Лонгви германская машина смогла благополучно уйти на собственную территорию, а её бортстрелки повредили одного «Хока».

2 апреля опять отличились пилоты «моранов» – в этом случае из GC II/3 – сбившие два вражеских самолета (Bf 110 и Do 215). Понесли в тот французы и день потери – один MS.406 из GC I/2 разбился при вынужденной посадке, похоронив под собственными обломками пилота. А 4 апреля пришло ошеломляющее известие о германском вторжении в Норвегию и Данию.

Пара последующих дней на германо-французском фронте в воздухе царило затишье – люфтваффе сосредоточило силы для операции «Везерюбунг», ну, а со стороны французов и раньше особенного рвения к активным действиям не наблюдалось. Утром 7 апреля разведывательные полеты германской авиации возобновились. Пара звеньев MS.406 из GC III/6 и III/2 пробовали перехватить шедший на солидной высоте Do 17.

Но «мораны», владея только маленьким преимуществом в скорости перед «дорнье», не смогли причинить ему вреда. Кроме этого утром состоялся бой над Страсбургом, в котором принимала участие дюжина MS.406 из GC I/2 и шесть «мессершмиттов» из I/JG 54. Схватка завершилась вничью – обе стороны утратили по одному самолету, причем пилот сбитого «Морана» капитан Видаль постарался покинуть падающую машину, но погиб по причине того, что парашют зацепился за хвостовое оперение его самолета.

Понесла утраты и несколько GC III/3, утратившая в сражении с «мессерами» из II/JG 53 капитана Андре Ришара, пробовавшего посадить в поле поврежденный «Моран».

Блох MB.152 группы GC III/9 ВВС Франции

Жарко было 7 апреля и в небе над Шампанью. Тут «первую скрипку» игрались «кертиссы». Шесть самолетов из GC I/5 совершили бой с несколькими Bf 110С из состава I/ZG 2 (эта несколько принимала участие с германской стороны в сражении «9 против 27» 6 ноября, но к тому времени она уже перевооружилась со ветхих Bf 109D на двухмоторные «церштереры»).

Два «мессершмитта» были сбиты (победы записали на собственный счет только что назначенный начальником 2-й эскадрильи лейтенант Мишель Доранс и су-лейтенант Франсуа Варнье). Но в то время, когда «хоки» уже возвращались к себе, погиб аджюдан-шеф Андре Салман. По сообщению его ведомого, сержанта Эдуарда Прё, «Кертисс» Салманда неожиданно перешел в крутое пикирование с громадной высоты и врезался в почву. Возможно, обстоятельством смерти Салмана стала утрата сознания из-за неисправности кислородного оборудования.

Ранее GC I/5 уже утратила одного пилота при схожих событиях – 2 января разбился Владимир Васек, один из чехословацких пилотов, принятых в ВВС Франции по окончании оккупации их родной страны.

Завершился сутки 7 апреля ещё одной воздушной победой – MS.406 из GC I/6 и GC II/7 сбили трехмоторный Юнкерс Ju 52/3m. Эта машина, оборудованная особой аппаратурой, вела радиоразведку прифронтовой полосы.

По окончании вспышки воздушных боев 7 апреля в небе над Западным фронтом снова установилось затишье, вызванное ухудшившейся погодой. Иногда оно перемежалось единичными боевыми эпизодами. Так, 11 апреля пара «хоков», пилотируемых су-лейтенантом Юбером Буателе и сержантом Морисом Талленом постаралась перехватить разведчик Do 17 из 4.(F)/22, но добить его смогла только благодаря помощи подоспевшей тройки «моранов».

А 20 апреля первая победа была добыта новыми МВ.152 – самолет группы GC II/9, пилотируемый аджюданом Аморуа, перехватил следовавший на громадной высоте разведчик. Аморуа засчитали победу, не смотря на то, что в действительности вражеская машина – новенький Junkers Ju-88 из отряда 4.(F)/121 – взяла только повреждения.

20  апреля произошло ещё пара воздушных боев. В схватке MS.406 из GC II/7 с «мессершмиттами» из 2./JG 54 одержал собственную первую победу Пьер Булло – от огня его пушки взорвался в воздухе Bf 109E лейтенанта Гельмута Хоха. На северном участке фронта пара «моранов» из GC II/3 зажали в «клещи» одиночного Хенкеля He-111 из эскадры KG 54, добив его у Маастрихта над нейтральной Голландией. Победу поделили между всеми пилотами, участвовавшими в сражении.

Среди них был и будущий ас Мартин Луи, открывший так собственный боевой счет. А вот «кертиссам» 20 апреля везло меньше – в сражении с «мессершмиттами» из III/JG 53 был сбит Н.75 группы GC II/4, а его пилот взял ранения.

21  апреля су-лейтенант Франсуа Варнье и сержант Морис Таллен из GC I/5 нападали Do 17, причинив ему повреждения, но разведчик смог уйти в воздушное пространство нейтральной Бельгии. Однако, обоим пилотам засчитали победу. На следующий сутки больше настойчивости показали три вторых пилота той же группы – су-лейтенант Марсель Рукетт, аджюдан Луи Бувар и сержант-шеф Франсуа Морель.

Встретив в воздухе разведчик Do 17 из отряда 3.(F)/11, они преследовали его, углубившись на 20 км в воздушное пространство Бельгии и таки добили «Дорнье». Данный эпизод стал последней воздушной победой GC I/5, одержанной до начала германского блицкрига, но утраты длились: 24 апреля погиб аджюдан-шеф Мишель Эмпри. В общем итоге за последнюю декаду мая французские истребительные части утратили четыре машины – по одному Н.75, Моран-Солнье MS.406, Блох MB.152 и Девуатин D.520.

Последняя машина принадлежала группе GC I/3, перевооруженной с «моранов» и единственной части с новыми «девуатинами», достигнувшей боевой готовности до начала германского блицкрига. Все утраты были позваны небоевыми обстоятельствами и все, увы, сопровождались смертью пилотов.

Самолет, сбитый 22 апреля пилотами GC I/5, был не единственной воздушной победой французов, одержанной в последние дни апреля. 23 апреля 13 «хоков» из GC II/5 перехватили разведчика Do-17 из отряда 1.(H)/13, следовавшего под сильным эскортом из дюжины «мессершмиттов» группы I/JG 52. До тех пор пока восьмерка «кертиссов» связала боем «мессершмитты», остальные пять автомобилей набросились на разведчика. Но сбить «Дорнье» не удалось – из-за недостатка горючего французам было нужно выйти из боя.

А вот та часть патруля, которая сражалась с Bf 109, была более удачливой: су-лейтенант Ян Клан сбил одного «мессера» (это стало первой победой чешских пилотов, одержанной на «хоках»), ещё одна вражеская машина была повреждена. А все «кертиссы» благополучно возвратились на аэропорт Туль.

В течение первых девяти дней мая в воздухе над Западным фронтом царило затишье – люфтваффе планировало с силами перед решающим ударом, что должен был поставить точку в судьбе Франции и государств Бенилюкса. За эти дни истребители Армэ де л’Эр не смогли расширить собственный боевой счет ни на одну победу, да и боевых утрат не понесли. Действительно, два «хока» из состава GC II/5 все-таки были утрачены, в то время, когда самолеты Эдуарда Сале и аджюдан-шефа Жана Дюгожона столкнулись в воздухе.

К счастью, обоим пилотам удалось спастись с парашютами.

В общем итоге за период «Необычной войны» французские истребители выполнили 10 119 боевых вылетов, из них приблизительно добрая половина пришлась на долю MS.406. Характерно, что более четверти боевых вылетов (2600) было выполнено в сентябре 1939 г. На октябрь было нужно 1400 вылетов, а дальше боевая активность значительно снизилась, и только в апреле 1940 г. отмечается оживление – 1826 боевых вылетов.

Пилоты-истребители записали на собственный счет 81 точную и ещё пара десятков «возможных» побед. В этом отношении лучше себя продемонстрировали не массовые «мораны» (на их счету – 32 точные и 16 возможных побед), а «кертиссы», чьи пилоты добились 42 точных и 22 возможных побед. Воздушные битвы вскрыли значительные недочёты самый распространенных французских истребителей MS.406: недостаточная скорость (далеко не всецело компенсируемая хорошей маневренностью), отсутствие бронезащиты, недостаточное уровень качества остекления фонаря кабины (довольно часто лопавшегося при резких маневрах), замедленное срабатывание пневмоспуска пушки (от нажатия на гашетку до первого выстрела проходило приблизительно 0,2 секунды – довольно много для скоротечного воздушного боя).

За время «Необычной войны» официальные боевые утраты «моранов» составили 13 самолетов (и 9 погибших пилотов). Но из 33 небоевых утрат в прифронтовой полосе большая часть, возможно, была обусловлена повреждениями, взятыми в битвах. Утраты вооруженных «хоками» 4-й и 5-й эскадр (боевые и небоевые) составили 28 пилотов и 13 самолётов.

По данным: Харук А.И. Французские истребители Второй мировой войны — М.: Яуза: ЭКСМО: 2013. — 112 с: ил.

Примечания:

  1. Эта часть, как и другие группы «церштереров», в ожидании поставок достаточного количества Bf 110 была временно вооружена одномоторными истребителями. [?]

1940г Битва за францию или как Гитлер подчинил Францию

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: