Занимательная статья из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.
Ровно 75 лет назад, 3 июня 1940 года, завершилась операция Динамо по эвакуации британских армий с Дюнкеркского плацдарма. Я не буду ее детально расписывать, потому, что она достаточно известна, а кто не в курсе – легко может взглянуть в Википедии. Лучше остановлюсь на том, чего чего в Википедии нет, в частности – на эффективности действий авиации в этих битвах.
Принято вычислять, что английские ВВС над Дюнкерком превосходно показали себя, сорвав попытки Люфтваффе помешать эвакуации и нанеся немцам тяжелые потери. Особенно выделяют очень успешный боевой дебют истребителей Спитфайр.
Но, в случае если разглядеть в подробностях движение воздушного противоборства над Ла-Маншем и его песчаными пляжами в последних числах Мая — начале июня 1940 года, то вырисовывается пара другая картина. Британцы и их французские союзники понесли значительно более большой урон в самолетах и не смогли действенно обезопасисть от атак собственные суда. За восемь дней операции из 860 плавсредств, привлеченных к вывозу армий, немцы утопили 243, а также девять эсминцев, корвет и пять тральщиков, причем большая часть этих жертв на счету авиации.
Значительно более ключевую роль в том, что большая часть британских солдат и офицеров, окруженных в Дюнкерке, все-таки удалось спасти, сыграли метеоусловия. В частности, 30 мая, в то время, когда с континента свободно вывезли практически 54 тысячи человек, германская авиация по большому счету не летала из-за дождя и целой низкой облачности. А в то время, когда распогодилось, британцам из-за сильного противодействия Люфтваффе было нужно вывозить остатки собственных армий только в маленькие ночные часы.
Наряду с этим вывезти удалось на большом растоянии всё и не всех: от 40 тысяч (по британским данным) до 80 тысяч (по германским) солдат и офицеров, по большей части — французов, в итоге были брошены и сдались в плен. Помимо этого, немцам досталось более 50 тракторов и тысяч автомобилей, 20 тысяч мотоциклов, более чем 300 танков, практически 2500 орудий, 11 тысяч пулеметов, 90 тысяч ружей, и 370 иного тонн военного и тысяч боеприпасов имущества.
взглянуть на хронику воздушного противостояния над Дюнкерком через призму статистики утрат противоборствующих сторон. Утраты приведены лишь безвозвратные, лишь боевые и лишь — недалеко от сражения.
27 мая, первый сутки полномасштабной эвакуации. Германские ударные автомобили под прикрытием истребителей бомбят суда, британцы пробуют им помешать. В воздушных битвах сбито 10 бомбардировщиков Дорнье Do-17Z, три Юнкерса Ju-88A, четыре Хейнкеля Не-111, семь двухмоторных Мессершмиттов Bf-110С, три одномоторных Bf-109Е и один разведчик Хеншель Hs-126.
Итого — 28 автомобилей.
Британцы в данный сутки утратили в налетах на германская армия под Дюнкерком четыре бомбардировщика Бленхейм, четыре легких многоцелевых самолета Лайсендер, а в атаках на их эскорт и бомбардировщики — 14 Харрикейнов и пять Спитфайров. самый серьёзный урон понес 145-й дивизион Харрикейнов, лишившийся шести самолетов. Французы утратили три легких бомбардировщика Потэз-631 и два истребителя Блок МВ-152.
Неспециализированные утраты союзников — 32 автомобили.
28 мая. Погода ухудшилась и немцы быстро снизили интенсивность авиаударов. Их утраты составили всего четыре самолета: два Bf-109, один Не-111 и один разведчик Dо-17Р.
Британцы утратили в битвах с Мессершмиттами три Спитфайра, восемь Харрикейнов и три двухместных истребителя Дефайент. Сейчас не повезло 213-му дивизиону Харрикейнов, чей списчный состав уменьшился на пять самолетов. Но отличились пилоты 610-го дивизиона Спитфайров, сбившие над Ла-Маншем два британских морских пикировщика Скьюэ.
Так, неспециализированные утраты британцев — 16 автомобилей, в четыре раза больше, чем у немцев.
29 мая. Британцы бросают все, что возможно в атаки на cжимающие плацдарм германская армия и на торпедные катера Кригсмарине, топящие транспорты. В следствии Мессершмиттами сбиты четыре Бленхейма, три Энсона и пять бипланов Суордфиш из 825-го дивизиона берегового руководства RAF.
Истребительное руководство утратило 10 Харрикейнов и семь Спитфайров. Утраты французов в воздушных битвах — один бомбардировщик Дуглас DB-7 и один истребитель Кертисс А-75. Германские утраты: восемь Bf-109, четыре Не-111, три Ju-88, два Ju-87, два Do-17Z и один Bf-110.
Соотношение — 31:20.
30 мая. Из-за нехорошей погоды у авиации отгул, летали лишь перехватчики и разведчики. Британцы завалили два разведывательных Do-17P, а заодно и личный метеоразведчик Энсон.
У немцев в данный сутки воздушных побед не было.
31 мая. В данный сутки существенно активизировалась французская авиация на внешнем фронте дюнкеркского котла. Бомбардировочные эскадрильи атаковали немецкие позиции в районах Амьена и Абвилля.
К сожалению, итог этих налетов был малым, а цена его — весьма громадна. Немцы сбили девять бомбардировщиков LeO-451, четыре DB-7, два Мартина-167 и один Бреге-693, и четыре истребителя сопровождения Девуатин D-520 и один Моран-Солнье MS-406, всего 21 самолет. Утраты Люфтваффе в этих битвах составляли только три Мессершмитта, два из которых сбили воздушные стрелки, а третий из-за неточности пилота врезался в атакованный бомбардировщик.
Тем временем над Дюнкерком и прилегающей к нему акваторией Ла-Манша снова разгорелись схватки между англичанами и немцами. В них были сбиты два Ju-88, четыре Не-111 и 10 истребителей Bf-109. Утраты британцев были значительно больше: 10 Харрикейнов, семь Спитфайров, шесть Дефайентов, и два легких бомбардировщика Скьюэ и три Лайсендера, бесполезно нападавших германские шнелльботы.
По результатам дня союзники списали в расход 49 самолетов, немцы — 19.
1 июня. В первоначальный сутки лета Люфтваффе добились громаднейшего успеха В первую очередь операции. Им удалось потопить около Дюнкерка четыре эскадренных миноносца: британские Базилиск, Авант, Кейт и французский Ле Фудроян.
На аэропорты не возвратились восемь Bf-109, три Bf-110, три пикировщика Ju-87, один Do-17Z, один Ju-88, один Не-111 и один Hs-126.
Боевые утраты союзников опять были выше: шесть Харрикейнов, 11 Спитфайров (в т.ч. четыре — из 222-го дивизиона), три Лайсендера, два Бленхейма и два французских истребителя Кертисс А-75. Так, счет 18:24 в пользу немцев, причем громаднейшие утраты приходились на долю Спитфайров.
2 июня. В первый раз соотношение утрат над Дюнкерком было в пользу британцев. Они сбили шесть Не-111, четыре Ju-87 и один Bf-109, утратив наряду с этим пять Спитфайров и три Харрикейна.
3 июня. Последний сутки операции. Из-за очередного ухудшения погоды над Ла-Маншем германская бомбардировочная авиация оставалась на земле. Над плацдармом отмечен лишь один воздушный бой, в котором Мессершмитты без утрат сбили Харрикейн.
Следующим утром бомбардировочныэ эскадры Люфтваффе были переброшены на другие участки фронта.
Как говорится, подобьем результат. воздушная поддержка и Прикрытие эвакуации армий на Дюнкеркском плацдарме обошлись союзникам в 162 самолета (132 британских и 30 французских), а также 52 бомбардировщика. Немцы утратили 102 самолета, из них 54 бомбардировщика.
Не через чур громадная плата за потопление двух сотен судов и принуждение свернуть эвакуацию, в то время, когда на берегу еще оставались десятки тысяч британских и французских солдат.
Немцы по окончании взятия Дюнкерка позируют на фоне сбитых Спитфайров.
Подбитый 29 мая и севший на дюнкеркский пляж Ju-88 начальника 6-й эскадрили 1-й бомбардировочной эскадры Люфтваффе Альфреда фон Эльхавена.
Еще один Спитфайр, сбитый над Дюнкерком и сгоревший на прибрежном песке по окончании вынужденной посадки.
Один из Спитфайров, сбитых на протяжении операции Динамо.
Подбитый Ju-87, совершивший вынужденную посадку на берегу недалеко от Дюнкерка.
Немцы около французского истребителя D-520, сбитого 31 мая 1940 года под Абвиллем.
Германские механики разбирают на запчасти сбитый над Ла-Маншем Не-111.
Обломки Do-17Z — последнего самолета этого типа, сбитого недалеко от Дюнкерка.
Потом — окраски самолетов, участвовавших в воздушных битвах на протяжении операции Динамо.
Харрикейны из 213-го и 151-го истребительных дивизионов английских Королевских ВВС.
Спитфайры из 54 и 92 истребительных дивизионов.
Дефайенты из 141 и 264 дивизионов.
Мессершмитты Bf-109E из 26-й и 53-й истребительных эскадр Люфтваффе.
Юнкерсы Ju-87B из 1-й и 2-й эскадр пикирующих бомбардировщиков.
источники:
- http://vikond65.livejournal.com/337519.html
- http://vikond65.livejournal.com/337775.html
Динамо — Шахтар. Статистика протистоянь
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Советские асы в зеркале статистики. убийцы «железных тетушек»
Продолжая обращение о советских летчиках-истребителях, сбивших за годы ВОВ громаднейшее количество вражеских самолетов определенного типа, остановимся на…
-
Авиационные динамо-реактивные пушки курчевского.
Разработчик: Л.В.Курчевский Страна: СССР Год разработки: 1930 г. В первой половине 30-х годов среди командного состава Красной Армии пошли толки о…
-
Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Ровно 85 лет назад, 29…
-
Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Ровно 55 лет назад, 18…
-
Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Бразильская…
-
Дюнкерк. ввс франции против люфтваффе
Эвакуация британских армий из Дюнкерка Первые воздушные битвы в воздухе в активной фазе войны Германии против Франции наглядно продемонстрировали, что…