Спортивно-пилотажный самолет як-55.

      Комментарии к записи Спортивно-пилотажный самолет як-55. отключены

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1982 г.

Спортивно-пилотажный самолет як-55.

Мировой чемпионат по высшему пилотажу, прошедший в 1976 году в Киеве, завершился победой советских летчиков, выступавших на самолете Як-50. Они демонстрировали скоростной пилотаж, с громадными радиусами, всецело применяя разрешенную пилотажную территорию размером 800 x 1000 x 900 метров. А зарубежные спортсмены делали фигуры на малых скоростях с малыми радиусами, в ограниченном пространстве — «около хвоста», как говорили пилоты.

Таковой не скоростной стиль был признан тогда более прогрессивным. Вследствие этого у нас приступили к разработке нового спортивно-пилотажного самолета, что отвечал бы требованиям времени. Нужные характеристики возможно было взять, снизив удельную нагрузку на крыло и применив более несущий, соответственно более толстый, профиль крыла.

Для Як-55 — такое наименование взял новый самолет — удельная нагрузка на крыло была выяснена в 50 кг/м2 (у Як-50 — 60 кг/м2) создан новый профиль крыла с относительной толщиной 18% против 9-14% у предшественников.

Для получения лучших данных при исполнении фигур обратного пилотажа профиль крыла Як-55 сделан симметричным. Близка к полной симметрии и вся аэродинамическая схема самолета: среднепланное крыло расположено по оси вектора тяги двигателя, а горизонтальное оперение — фактически в следе крыла. Вертикальное оперение имеет характерный выступ за нижний обвод фюзеляжа, приближается к симметричному.

Эта компоновка значительно упростила технику исполнения фигур высшего пилотажа, разрешила улучшить штопорные характеристики самолета. Конструкция Як-55 выполнена из металла. Если сравнивать с Як-50 она значительно упрощена. Крыло сделано по однолонжеронной схеме, элерон занимает практически всю заднюю кромку.

В корневой части крыла перед лонжероном, слева и справа от фюзеляжа, сделаны два герметичных отсека — главной и дополнительный бензобаки. Крыло из двух отъемных консолей крепится конкретно к фюзеляжу, что выполнен по типу полумонокок; стабилизатор и киль двухлонжеронной схемы. Для упрощения конструкции оперение сделано неразъемным с фюзеляжем. Шасси Як-55 неубирающееся, с рессорами из титанового сплава.

Колеса шасси с механическими тормозами, хвостовое колесо — управляемое. Силовая установка — двигатель М-14П с винтом изменяемого шага типа В-530ТА-Д35. Топливная совокупность (с пятилитровым расходным бачком) разрешает пребывать в перевернутом полете до трех мин..

Масляная совокупность от Як-50.

Строился Як-55 довольно продолжительное время. Первый полет летчик-испытатель Олег Булыгин смог выполнить только в мае 1981 года. Тем временем отечественные спортсмены продолжали удачно выступать на Як-50.

Скоростной, «размашистый» пилотаж вошел «в моду» и начал считаться советским стилем. К 1981 году данный стиль уже был принят летчиками всех государств. Тихоходные автомобили уступили место весьма замечательным скоростным миниатюрным бипланам, и монопланам типа «Лазер» американского производства.

В скоростном стиле стали пилотировать летчики, выступавшие и на чехословацких Злин-50Л и французских КАПах. В этих условиях Як-55, лишь показавшись, был устаревшим. Его угловые скорости вращения были низки, а упрочнения на ручке управления для отклонения элеронов — через чур громадны. Но и хороших качеств у Як-55 выяснилось много — на самолете великолепно выполнялись фигуры обратного пилотажа, он легко выходил из любого вида штопора.

Оставалось «вынудить» самолет стремительнее летать и вращаться около продольной оси. Для этого его крыло укоротили, повысив удельную нагрузку и снизив демпфирующие особенности финишей. В таком виде Як-55 имел возможность развивать большую скорость в горизонтальном полете до 315 км/ч и вращаться со скоростью более чем 4 радиан в секунду.

Незадолго до мирового чемпионата 1982 года — модернизированный Як-55 был передан сборной СССР по высшему пилотажу, но в оставшиеся до первенства дня спортсмены не смогли готовиться к выступлению на новой машине. Продолжая опробования на протяжении чемпионата, летчик-испытатель М.Молчанюк распознал последовательность недоработок в конструкции автомобили. Как следствие, в ОКБ А.С.Яковлева было спроектировано и произведено новое крыло Як-55 с громадным сужением и более узким — менее несущим, но более скоростным профилем.

На первенстве мира в первой половине 80-ых годов XX века, выступая на самолете Як-55, Виктор Николай и Смолин Никитюк стали призерами в отдельных упражнениях. Громаднейший успех выпал на долю Халидэ Макагоновой, ставшей безотносительной чемпионкой мира. Як-55 — несложен в управлении, дешёв малоопытным пилотам. Его обслуживание не вызывает затруднений у технического персонала.

Принято решение о серийном выпуске Як-55. Его эксплуатация в спортклубах ДОСААФ будет содействовать формированию авиационного спорта в стране.

ЛТХ:

Модификация: Як-55
Размах крыла, м: 9,00
Протяженность самолета,м: 7,29
Высота самолета,м: 2,20
Площадь крыла,м2: 12,80
Масса, кг
-безлюдного самолета: 550
-большая взлетная: 875
Внутренне горючее, л: 120
Тип двигателя: 1 х ПД М-14П
-мощность, л.с.: 1 х 360
Большая скорость, км/ч: 450
Практическая дальность, км: 495
Длительность полета, ч.мин: 2.00
Практический потолок, м: 4000
Макс. эксплуатационная нагрузка: 9
Экипаж, чел: 1.

Пилотажный самолёт Як-55.

Пилотажный самолёт Як-55.

Як-55 на стоянке.

Як-55 на рулежке.

Як-55М на стоянке. Фотоархив Евгения Лебедева.

Як-55М на стоянке. Фотоархив Евгения Лебедева.

Як-55М на стоянке.

Як-55М выруливает на старт.

Як-55М в полете.

Проекции Як-55М. Рисунок.

Як-55. Схема.

Як-55М. Схема.

.

.

Перечень источников:
Крылья Отчизны. Вячеслав Кондратьев. Як-55.
Федерация самолетного спорта России. Як-55.
Александр Мельников. Современная авиация России. як-55 и як-55М.

Бородянка, Аэрошок 2013 Самолет: Як-55

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: