Советские лётчики в испании

      Комментарии к записи Советские лётчики в испании отключены

Кроме упрочнения собственных границ, отечественное государство отстаивало поддержки и принципы интернационализма национально-освободительного перемещения в мире. Во второй половине 1930-х гг. СССР много раз оказывал военную помощь дружественным государствам перед лицом военной агрессии со японии и стороны Германии, подписавших в ноябре 1936 г. «Антикоминтерновский пакт» (в 1937 г. к нему присоединилась фашистская Италия).

Первым объектом нападения военно-политического блока стала республиканская Испания, где в феврале 1936 г. на выборах в парламент победил Народный фронт, забравший курс на демократические реформы в стране. При открытой помощи Германии, Португалии и Италии оппозиционные силы (прежде всего консервативно настроенный генералитет испанской армии во главе с генералами Ф.Франко и Э.Мола) деятельно выступили против республиканского правительства, начав в Испании гражданскую войну. Для организации военной помощи франкистам (националистам) был налажен «воздушный мост», по которому шла переброска армий, оружия и бронетехники.

В создавшейся обстановке СССР снял с себя ранее принятые обязательства о невмешательстве в испанские дела. В Испанию начала поступать советская бронетехника (по линии ВВС — самолеты и комплектующее оборудование), и был командирован летно-технический состав.

Первые советские пилоты прибыли на испанскую почву в середине сентября 1936 года. В первую группу бомбардировщиков СБ (начальник — полковник А.Е. Златоцветов) входили: 30 самолетов, 15 летчиков, 15 навигаторов, 10 стрелков-радистов, 5 мотористов, 15 авиатехников, 1 оружейный мастер, 1 техник по оружию, 1 рабочий и укладчик 31 парашютов-сборщик с завода №22.

Ожидалось кроме этого прибытие еще 15 экипажей из состава ВВС Белорусского и Киевского военных округов1. машин и Первая группа-15 (40 истребителей) прибыла в Испанию 28 октября 1936 года. Скоро ее усилили тип и-16 истребители 5 (31 самолет).

Советским летчикам-истребителям в первое время настоятельно не рекомендовалось пересекать линию фронта (в начале 1937 г. воздействие запрета было снято).

Советские лётчики в испании

Начальник группы истребителей П.И.Пумпур

В последних числах Октября — начале ноября 1936 г. бомбардировочная авиация республиканцев (с участием советских пилотов) атаковала вражеские аэродромы. 3 ноября несколько самолётов и-15 (11 истребителей, начальник — П.Пумпур) была задействована в интересах ПВО испанской столицы г. Мадрид, — которая В первую очередь октября много раз подвергалась воздушным налетам авиации франкистов и их союзников.

Во время 4-12 ноября отечественным летчикам в воздушных битвах удалось сбить 8 вражеских самолетов, утратив 5 собственных (2 — в авиакатастрофе). На стороне франкистов в военных действиях принимали участие германские летчики из снова организованного «Легиона итальянские» военные и Кондор пилоты.

Не обращая внимания на все попытки, армиям генерала Франко не удалось овладеть Мадридом. Наряду с этим авиация националистов бомбила жилые кварталы испанской столицы. Активные действия истребительной авиации республиканцев заставили соперника с 26 ноября перейти к ночным бомбардировкам города.

Маленькая зенитная артиллерия республиканцев по большей части решала задачи по прикрытию самые важных военных объектов, включая аэропорты, предприятия, производящие оружие и бронетехнику, большие транспортные узлы и т.д. В помощь испанским зенитчикам из СССР прибыла несколько экспертов ПВО, оказавшая значительную помощь в организации обороны от борьбы и воздушного нападения с неприятельской авиацией.

Генерал М.П. Ботин (послевоенное фото)

Во второй половине декабря 1936 г. зенитная батарея, закрывавшая армейский аэропорт (г. Альбасета) и приведенная в короткие сроки в боевую готовность советскими военспецами (начальник — лейтенант М.П.Ботин), удачно отразила воздушный налет соперника. Позднее, с организацией поставок техники из СССР началось формирование зенитных батарей для ПВО наиболее значимых центров и объектов Испанской республики (прежде всего, г. Мадрид) и группировки армий Центрального фронта.

До марта 1937 г. в Испанию было доставлено 243 орудия (в т. ч. часть зенитных)2. Первая партия зенитной техники поступила в последних числах Января того же года. В Альбасете был организован центр по подготовке кадров для зенитной артиллерии республиканской армии.

Общее его управление было возложено на полковника Я.А.Тыкина (старшего советника по ПВО республиканской Испании) и на его ассистента по ЗА — Ю.Г.Богдашевского. Пять снова организованных зенитных батарей позднее убыли в распоряжение командующего Центрального фронта, шестая (отдельная3, начальник — М.В.Антоненко) — в г. Мадрид. Для организации ПВО испанской столицы была создана особая зенитная артиллерийская несколько (глава — лейтенант М.П.Ботин).

В ее состав входили: германская (начальник — И.В.Желтяков), французская (начальник — Е.П.Елкин), чехословацкая (начальник И.А.Семенов), и 2 испанские (начальники: И.Д.Макаров и К.Н.Букликов) батареи.

Зенитная артиллерия Центрального фронта была объединена в руках старшего советника по ПВО фронта полковника Н.Н.Нагорного (будущего начальника штаба Армий ПВО территории страны).

Юридический статус советских экспертов-зенитчиков по согласованию с высшим армейским управлением республиканской Испании устанавливался на начальной стадии длительностью до полугода — в качестве начальников подразделений, а после этого в качестве советников при начальниках, назначаемых из офицеров-зенитчиков республиканской армии4.

Персональный состав зенитных батарей был интернациональным, включая кроме того русских эмигрантов, добровольно вести войну на стороне республиканской Испании. К февралю 1937 г. было завершено обучение и слаживание боевых расчетов; зенитные батареи убыли к местам собственных дислокаций.

В бою на р. Хараме (6-28 февраля 1937 г.) зенитная артиллерия республиканских армий показала собственные боевые возможности. 17 февраля при попытке воздушного налета на резерв республиканских армий неприятельская авиация подверглась интенсивному обстрелу с почвы, два «юнкерса» были сбиты. Через сутки огнем зенитной батареи республиканцев (Южный фронт) на высоте 2000 метров стёрт с лица земли гидросамолет соперника5.

И-15 на аэропорте Ла-Сенера

12 февраля случился большой воздушный бой, в котором в один момент приняло участие с обеих сторон от 37 до 54 самолетов. По советским данным соперник утратил 7 собственных истребителей6. Последующие дни ознаменовались ожесточенным противоборством в воздухе.

18 февраля в воздушных битвах над Мадридом утраты составили 7 неприятельских боевых автомобилей.

Всего за период сражения франкистская авиация лишилась более 30 собственных самолетов (республиканская — до 6 аппаратов). Воздушные победы одержали советские летчики: П. Путивко, П. Хара, П. Шевцов, П. Акуленко, А.Тарасов, Д.Лесников, Н.Виноградов, К.Дубков, Н. Никитин, И.Лакеев, П.Кузнецов, А.Минаев и др.

На протяжении Гвадалахарского сражения (8-23 марта 1937 г.) из-за большого количества «нелетных» дней боевая работа авиации носила только эпизодический темперамент. К началу военных действий соотношение воздушных сил противоборствующих сторон составляло 80 самолетов республиканцев (Центральный фронт) против 62 франкистов (по большей части итальянской конструкции). Республиканская авиация на протяжении сражения в основном трудилась по наземным армиям соперника.

Для дневных ударов привлекались ночные штурмовики ССС (Р-5ССС), а с 18 марта -прибывшие на Центральный фронт Р-Зеты (P-Z)7. В течение 12 марта на гвадалахарском направлении было совершено 142 самолето-вылета, на протяжении которых было скинуто 492 бомбы и выпущено 200 тыс. пуль8.

16 марта состоялся большой воздушный бой, в котором принимали участие 17 И-15 и 41 самолет соперника. Утраты франкистов и их союзников составили 3 «Фиата» и 1 Ju-86. С отечественной стороны — один И-15 (лейтенант Г.Реутов). Второй большой воздушный бой состоялся 20 марта.

Соперник утратил 1 бомбардировщик и 3 истребителя против одного И-15 республиканской авиации.

На протяжении сражения авиации Центрального фронта удалось завоевать своевременное господство в воздухе.

В апреле 1937 г. сильные битвы разгорелись под Мадридом и Теруэлем (провинция Арагона).

На Мадридском участке Центрального фронта республиканские армии в первой половине месяца предприняли попытку овладеть пригородом испанской столицы — парком Каса-де-Кампо, что франкисты перевоплотили в прекрасно укрепленный район (10-11 тыс. человек, 150 пулеметов, около 40 орудий)9. Республиканской авиации были поставлены задачи по бомбардировке неприятельских позиций и помощи наступавших армий.

В первоначальный сутки наступления (9 апреля) было выполнено 56 боевых вылетов, на протяжении которых на вражеский укрепрайон скинуто 368 бомб10. В последующие дни налеты продолжились, обеспечив воздушную часть проводимой операции.

16 апреля началась Теруэльская операция на Северном фронте. На протяжении нее республиканские ВВС совершили более 650 самолето-вылетов с бомбардировочными целями.

В последних числах Апреля случилась замена военных специалистов в управлении республиканских ВВС. Должность командующего истребительной авиагруппы Центрального фронта, вместо комбрига П.И.Пумпура (убывшего в СССР), занял полковник Н.Федосеев (погиб в авиакатастрофе 16 мая 1937 г.). На Северный фронт (в качестве советника командующего ВВС) прибыл полковник Ф.К.Арженухин, будущий начальник штаба ВВС РККА (1939-1940 гг.).

В бою под Брунете (6-25 июля 1937 г.) республиканцы задействовали 133 самолетов. 1-ю истребительную эскадрилью И-15 управлял И.Т.Еременко, начальниками эскадрилий И-16 были: А.Минаев (позднее — В.Веревка, Б.Смирнов), Г.Плещенко и И.Лакеев11.

Скоростные бомбрадировщики на аэропорте в Испании

Управление отряда отдельной скоростной бомбардировочной советской эскадрильи осуществлял полковник А.С.Сенаторов.

Соперник располагал большими воздушными силами — 318 самолетов (в основном новых конструкций), что разрешило ему скоро захватить господство в воздухе на операционном направлении.

На протяжении Брунетской операции республиканские ВВС выполнили 2993 боевых вылета. Утраты соперника составили 42 самолета12.

С целью сохранения Северного фронта руководство республиканских армий в августе — сентябре 1937 г. совершило Сарагосскую (Арагонскую) наступательную операцию. Группировка республиканских ВВС насчитывала 123 самолета (23 СБ, 40 Р-Зет, 10 Р-5ССС и 50 истребителей)13.

26 августа эскадрилья лейтенанта А.К.Серова в районе Вильямайора перехватила неприятельскую авиагруппу, сбив 3 вражеских самолета. Через сутки состоялся большой воздушный бой, в котором с обеих сторон приняло участие 48 самолетов. Утраты соперника составили 4 «Фиата».

Следующий большой воздушный бой случился 1 сентября. По отечественным данным, было сбито 11 «Фиатов» и 4 «Хейнкеля». Утраты республиканцев -3 истребителя И-1514.

До окончания операции (6 сентября) действия авиации носили в основном бомбардировочный темперамент.

В ночь на 25 октября 1937 г. в небе над Барселоной советским летчиком капитаном Е.Н.Степановым был совершен один из первых во всемирной практике ночных воздушных таранов. капитан и Звено-15 (истребителей Е.Н.лейтенант и Степанов И.А.Финн) недалеко от города нападало 3 итальянских бомбардировщика «Савойя-Маркетти» S.M.81. Заметив, что, не обращая внимания на попадания, неприятельские самолеты приближаются к границам города, Степанов направил собственный истребитель на ближайший из них.

По окончании удара в хвостовое оперение бомбардировщик быстро отправился вниз и разбился со всем экипажем (6 чел.) в пригороде Барселоны15. За данный подвиг отважный коммунистический летчик был награжден орденом Красного Знамени. Звания Героя СССР он удостоился во время конфликта на р. Халхин-Гол (Монгольская Народная Республика) в августе 1938 года.

Большинство республиканских ВВС была задействована в бою за Теруэль (15 декабря 1937 г. — 22 февраля 1938 г.). Но начальный успех не взял закрепления, и республиканское руководство было вынуждено 22 февраля покинуть данный стратегически серьёзный пункт в провинции Арагон.

Советские летчики-добровольцы участвовали в военных действиях впредь до середины октября 1938 года. С их последующим убытием на родину в Испании оставались армейские советники.

Согласно данным испанского историка Р. Миральеса, в годы гражданской войны в Испании на стороне республиканцев сражались 772 советских летчика, из них 99 погибли.

А.К. Серов А.С. Сенаторов Е.Н. Степанов

Согласно данным России, отечественные утраты составили 93 человека летно-авиационных советников и технического состава. 35 военных советников-и советских лётчиков добровольцев ВВС, принимавших участие в военных действиях на протяжении Гражданской войны в Испании, были удостоены звания Героя СССР: комбриги П.И.Пумпур, Я.В.Смушкевич; полковник Б.А.Туржанский; майор Э.Г.Шахт; капитаны И.Т.Еременко, С.Ф.Тархов; лейтенанты В.М.Бочаров, С.И.Грицевец, А.И.Гусев, С.П.Денисов, И.И.Душкин, И.И.Евсевьев, К.И.Колесников, И.И.Копец, П.Т.Коробков, А.С.Осипенко, Г.М.Прокофьев, И.И.Проскуров, П.В.Рычагов, А.С.Сенаторов, А.К.Серов, П.Ф.Шевцов, В.И.Шевченко; лейтенанты Н.Ф.Баланов, Н.С.Герасимов, К.И.Ковтун, И.А.Лакеев, А.Г.Романов, И.А.Хованский, С.А.Тёмных, Н.И.Шмельков; младший начальник П.П.Десницкий; В.С.Горанов, П.А.Джибелли, В.С.Хользунов16.

А.И. Гусев И.А. Лакеев В.И. Шевченко
Полковник Я.А. Тыкин Ю.Г. Богдашевский Ф.К. Арженухин

В общем итоге СССР передал республиканской Испании 648 самолетов разных типов (И-15, И-16, Р-5 и др.), включая около 70 бомбардировщиков СБ.

Опыт противовоздушной обороны и применения авиации в Испании был позднее шепетильно изучен руководством РККА. 10 марта 1937 г. наркомом обороны СССР К.Е. Ворошиловым утвержден «Замысел применения в боевой подготовке ВВС РККА выводов из боевой работы авиации в Испании»17.

Данный документ предполагал своевременное внесение значительных трансформаций в тактику воздушного боя, наблюдение и стрельбу за воздухом, технику пилотирования, штурманскую и бомбардировочную подготовку, базирование авиации на земле и в ряд других серьёзных вопросов.

П.В. Рычагов Я.В. Смушкевич А.С. Осипенко

К началу 1938 г. организационно-методические указания его заместителя и наркома обороны по ВВС были внесены в качестве дополнений в «Наставление по своевременному применению ВВС РККА», а также в существующие распоряжения. инструкции и Соответствующие программы издавались и рассылались по войсковым частям. Создавалась особая тренировочная аппаратура, пересматривались способы подготовки летчиков.

В этих же целях проводились умелые учения в авиационных частях, особые сборы в округах, флотах18. Позднее новые положения теории применения авиации нашли отражение в проекте Полевого устава РККА (ПУ-39), вышедших в 1940 г. боевых уставах бомбардировочной и истребительной авиации (БУБА-40, БУИ-40) и других нормативных документах.

Действенные действия зенитной артиллерии и истребительной авиации республиканцев в сочетании с низким качеством бомбометания мятежников приводили к тому, что наиболее значимые административно-политические центры, такие как Мадрид, и имеющие стратегическое значение транспортные узлы, продолжали действенно функционировать на всем протяжении войны, не обращая внимания на систематические массированные авиаудары. К тому же война продемонстрировала относительную «лёгкость» и большую живучесть восстановления многих производственных и транспортных объектов.

Вследствие этого в рядах комсостава РККА установилось вывод о нецелесообразности применения бомбардировочной авиации для ответа глубоких независимых задач. Отмечалось, что бомбардировщики смогут действенно функционировать лишь при условии их помощи истребителями. Следовательно, радиус действия последних вынуждал бомбардировочную авиацию решать только фронтовые задачи.

К тому же, отмечая возросшую силу современной наземной обороны, советское военное управление посчитало нужным сосредоточивать всю авиацию над полем боя для яркой помощи пехотных армий, иметь авиацию в качестве «маневренного замечательного артиллерийского резерва», как это было в Испании19.

Исходя из этого большие авиационные соединения — авиационные армии особенного назначения (АОН), чуть организованные в конце 1936 г. в составе тяжелой бомбардировочной авиации, предназначенной для ответа независимых оперативно-стратегических задач, в 1938 г. были разукрупнены. Вместо них были созданы полки по родам авиации, сведенные после этого в авиационные бригады20. В целом случилось «распыление» ВВС по военным и армиям округам, что значительно затрудняло их массированное использование.

В Испании был куплен заметный опыт и в вопросах организации ПВО. Вопреки господствовавшему точке зрения, выявилось, что кроме того одна раздельно расположенная зенитная батарея среднего калибра способна решать не только огневые, но и тактические задачи. Последнее отыскало отражение в военных действиях на Хараме (февраль — март 1937 г.) и на Гвадалахарском участке (март 1937 г.)21.

В годы ВОВ зенитно-артиллерийские батареи (взводы) употреблялись самостоятельно и достаточно удачно закрывали пункты управления, переправы, разные объекты и т. п. Одновременно с этим мелкокалиберная зенитная артиллерия потребовала массированного применения, поскольку ее разделение не приводило к поражению прекрасно защищенных современных по тому времени самолетов.

Стало ясно, что с целью достижения громаднейшей результативности в борьбе с авиацией соперника нужно сочетать зенитный пламя всех калибров, за счет чего достигалось поражение самолетов на максимально широком диапазоне высот22.

Существенно возросла роль ПВО в операциях наземных армий, что подтвердило разгром итальянского экспедиционного корпуса под Гвадалахарой (1937 г.). Авиация республиканцев в значительной степени оказала влияние на финал сражения. Исходя из этого в целях защиты пехоты от воздушных налетов штурмовой авиации комсоставом РККА рекомендовалось придавать отдельные батареи ПВО пехотным соединениям23.

Несколько лётчиков, слева-направо: П.И. Пумпур, С.П. Денисов, Н.Ф. Баланов, А.В. Ляпидевский

В Испании в первый раз были опробованы способы сотрудничества истребителей с совокупностью ПВО при обороне населенных пунктов ночью. Борьба ПВО и истребителей с авиацией соперника на ночных учениях начала практиковаться в Красную армию с летних учений 1938 года24. В будущем купленный опыт был удачно реализован при обороне Москвы в 1941-1942 годах.

В целом война в Испании продемонстрировала, что зенитная артиллерия представляла собой большую опастность для авиации.

По данным издания: 100 лет Военно-воздушным силам России (1912 — 2012 годы) / [Дашков А. Ю., Голотюк В. Д.] ; под общ. ред. В. Н. Бондарева. — М. : Фонд «Русские Витязи», 2012. — 792 с. : ил.

Примечания:

  1. Абросов С.В. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936-1939 гг. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. С. 36. [?]
  2. История второй мировой 1939-1945. Т. 2. С. 53. [?]
  3. Для отдельной зенитной батареи был выделен персональный состав 5-го коммунистического полка республиканской армии. [?]
  4. Ботин М.П. С тобой, Испания. — М.: Воениздат, 1976. С. 88. [?]
  5. Абросов С.В. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936-1939 гг. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. С. 117. [?]
  6. В том месте же.С. 109. [?]
  7. В том месте же.С. 121. [?]
  8. В том месте же.С. 124. [?]
  9. Шталь А.В. Малые войны 1920-1930-х годов. — М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 279 [?]
  10. Абросов С.В. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936-1939 гг. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. С. 137. [?]
  11. В том месте же.С. 169. [?]
  12. В том месте же.С. 196. [?]
  13. В том месте же.С. 207. [?]
  14. В том месте же. С. 212. [?]
  15. В том месте же. С. 227. [?]
  16. В том месте же. С. 530-531. [?]
  17. РГВА. Ф. 29. Оп. 54. Д. 97. Л. 13-23. [?]
  18. В том месте же. Л. 24-25. [?]
  19. Любарский С. Кое-какие оперативно-тактические выводы из опыта войны в Испании. — М., 1939- С. 65. [?]
  20. История военной стратегии России. — М., 2000. С. 215. [?]
  21. РГВА. Ф. 37977. Оп. 4. Д. 192. Л. 2. [?]
  22. В том месте же. Ф. 35082. Оп. 1. Д. 577. Л. 6, 21-24 [?]
  23. В том месте же. Ф. 37946. Оп. 1. Д. 5. Л. 501-502. [?]
  24. В том месте же. Ф. 37791. Оп. 1. Д. 972. Л. 5-7. [?]

Советские добровольцы на испанской гражданской войне

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Советские лётчики в боях за днепр

    Разгромив фашистские армии в битве под Курском в июне 1943 г., Советская Армия развернула замечательное летнее наступление на огромном фронте от…

  • Подвиги советских лётчиков в боях за москву

    В декабре 1941 г. отечественные войска в тяжелых битвах разгромили фашистских захватчиков на подступах к столице нашей страны Москве. Это был период, в…

  • Карибский кризис: советские ввс и пво на кубе

    Спустя десятилетие по окончании встречи советских и американских асов в небе Кореи обострилась политическая ситуация в Карибском бассейне. В начале…

  • И-16 в «безоблачном небе» испании.

    «Мы внезапно осознали всю серьезность положения. Отечественные ветхие «Хейнкели-51» были через чур медлительны если сравнивать с этими новыми «крысами»….

  • Дальние перелёты советских лётчиков

    Дальность полета всегда была одним из главных требований, предъявляемых к авиации, в особенности к бомбардировочной и транспортной. в течении всей…

  • Советская авиация в 1935-1937 годах

    Коммунистический народ, удачно сделав собственный первый план на пять лет, добился грандиозных удач во всех областях строительства, в том числе и в деле…