Советские авианосцы великой отечественной войны. часть 1

      Комментарии к записи Советские авианосцы великой отечественной войны. часть 1 отключены

Усиление позиций в СССР «Юный школы» было вызвано не в последнюю очередь инцидентом на КВЖД, продемонстрировавшим, например, необходимость наличия на Дальнем Востоке ВМС, талантливых давить на Китай, для защиты советских заинтересованностей в регионе.

Оптимальным и довольно недорогим средством решения проблемы имели возможность стать авианосцы, талантливые решать не только задачи завоевания господства на море, но и наносить действенные удары по сухопутным войскам и береговым объектам соперника на громадном удалении от берега.

Так как состояние индустрии в начале 30-х гг. не разрешало строить новые авианосцы с нуля, было предложено начать с перестройки недостроенного линейного крейсера «Измаил», что стало причиной активные дебаты в управлении ВМС. Линкорное лобби не оставляло надежд о возможности достройки «Измаила» в качестве артиллерийского корабля, исходя из этого в качестве объектов для перестройки им предлагались линкор «Полтава» а также тихоходное учебное судно «Комсомолец».

Однако, произведенные расчеты продемонстрировали, что достройка «Измаила» в качестве авианосца обойдется не дороже, чем перестройка «Полтавы», и не намного дороже перестройки «Комсомольца». В итоге победил здравый суть – авианосец «Измаил», взявший новое наименование «Красный летчик», был утвержден к достройке.

Разработка проекта была произведена весьма скоро, что очевидно сказалось на его качестве. Лишь рвением сократить стоимость и объём работ возможно растолковать сохранение в корпусе корабля барбетов орудийных башен, что существенно стеснило проектантов, не смотря на то, что и удалось расположить в барбетов цистерны авиакеросина и боезапас для палубных самолетов, включавший бомбы и 450-мм торпеды.

В качестве прототипа был выбран только что вступивший в строй британский авианосец «Глориес», что стало причиной большое сходство силуэтов этих судов. Авианосец имел два ангара: носовой – для истребителей, каковые должны были взлетать с маленькой носовой палубы, и кормовой, выполненный двухъярусным.

Носовой и верхний кормовой ангары соединялись узким коридором по левому борту, через что не могли пройти истребители И-15 (потом И-15-бис и И-153), не имевшие складывающихся крыльев, но что разрешал транспортировать разведчики-торпедоносцы Р-5Т от носового самолетоподъемника в кормовой ангар по окончании посадки. Лифтов имелось два, по одному в кормовом ангарах и носовом.

Средняя часть надстройки недалеко от рубки-острова была занята дымоходами котельных отделений, выведенными в две тесно расположенные дымовые трубы. В итоге авиационное оружие «Красного авиатора», не обращая внимания на все старания расположить самолеты в ангарах компактнее, не превышало 45 автомобилей.

Артиллерийское оружие нового корабля складывалось из 20 130-мм 55-калиберных орудий, причем амбразуры четырех носовых казематов были заделаны для улучшения мореходности. Но, быть может, что обстоятельством для того чтобы решения было отсутствие достаточного количества 130-миллиметровок. Зенитное оружие включало 8 102-мм 60-калиберных орудий и пара пулеметов, к каким позднее добавились шесть 45-мм полуавтоматов.

Достроечные работы начались на Балтийском заводе летом 1930 года, а весной 1933 авианосец вышел на ходовые опробования. Большая достигнутая скорость составила 28,1 узла.

Целых пять лет авианосец оставался в составе Морских Сил Балтийского моря, совершив за это время девять походов до Мурманска и обратно, причем два раза оставался в том месте на зимовку. Эти плавания разрешили взять бесценный опыт эксплуатации палубных самолетов, в частности выяснилась полная бесперспективность носовой взлетной палубы: летчики-истребители предпочитали взлетать с верхней, что было значительно надёжнее, и в итоге истребители были перебазированы в кормовой ангар.

В конце 1938 года планировалось начать модернизацию «Красного авиатора», проект которой включал установку противоторпедных булей, удлинение полетной палубы в установку и нос новых спаренных 102-мм артустановок со стабилизированными постами наведения, но Хасанский конфликт перечеркнул эти замыслы. Авианосец был безотлагательно послан на Дальний Восток в сопровождении тяжелых крейсеров «Куйбышев» и «Киров», и фаворитов «Сокрушительный», «Сильный», «Стремительный» и «Строгий», имея в ангарах 24 бомбардировщика-торпедоносца Р-5Т и 18 истребителей И-15-бис.

Советские авианосцы великой отечественной войны. часть 1

Предстоящие замыслы модернизации сорвала уже Великая Отечественная война. В январе 1941 – июле 1942 «Красный летчик» в составе эскадры Тихоокеанского флота совершил переход из Петропавловска-Камчатского в Мурманск, причем на протяжении стоянки в Нью-Йорке на него были установлены восемь спаренных автоматов «Бофорс» и девять одноствольных 20-мм «Эрликонов». В один момент ветхая авиагруппа корабля была заменена на новую, складывающуюся из американских палубных самолетов.

Она включала 12 торпедоносцев «Девастейтор», 17 пикирующих бомбардировщиков «Доунтлесс» и 16 истребителей «Уайлдкет».

Наличие авианосца в составе советской эскадры разрешило действенно прикрыть транспорты конвоя PQ-17 и благополучно довести до советских портов 23 из них.

В августе 1942 года в составе Северного флота было организовано первое авианосное ударное соединение, складывающееся из «нового авианосца» и Красного авиатора «Громов».

В декабре 1943 года торпедоносцы «Эвенджер» с «Громова и» Красного «авиатора» добились трех торпедных попаданий в германский линейный корабль «Шарнхорст», благодаря чему тот снизил движение и был легко добит британским линкором «Дюк оф Йорк», причем по крайней мере одно попадание было достигнуто пилотами «Красного авиатора».

Но год спустя «Красный летчик» взял два торпедных попадания от германской подлодки и по окончании десятичасовой агонии затонул. Обстоятельством смерти столь большого корабля всего от двух торпед была признана недостаточная глубина противоторпедной защиты и неспециализированная ветхость корпуса авианосца, пребывавшего на плаву уже 29 лет.

При трагедии погибло примерно сто моряков из состава экипажа авианосца, насчитывающего более двух тысяч людей. Все пилоты авиагруппы были спасены и потом составили костяк авиагруппы авианосца «Чкалов».

«Авианесущие корабли Советского Cоюза».Часть 2 /Aircraft carriers of the Soviet Union, part 2

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: