Советские авианосцы. проекты. летучие голандцы океанов. ссср

      Комментарии к записи Советские авианосцы. проекты. летучие голандцы океанов. ссср отключены

На протяжении Первой Мировой выработался новый класс судов – авианесущие. В состав Российского Императорского флота входили пара гидроавиатранспортов (гидрокрейсеров). На протяжении гражданской войны обе противоборствующие стороны имели в составе речных армейских флотилий плавбазы гидроавиации.

В состав флотов больших морских держав начали входить авианосцы, приспособленные для приема колесных самолетов.

На Вашингтонской конференции по ограничению оружий новый вид морского оружия лимитировали по последовательности параметров. В соответствии с 712 статьям большое водоизмещение авианосца не имело возможности быть больше 27 000 т, артиллерия калибром не более чем 10 дюймов (203 мм), зенитная артиллерия – 127 мм. Очень оговаривалось требование: не строить для третьих государств суда, выходящие за эти ограничения.

6 февраля 1922 г. соглашение подписали США, Англия, Италия, Франция и Япония. Срок действия ограничений – 31 декабря 1936 г.

Советские авианосцы. проекты. летучие голандцы океанов. ссср

Восстанавливавшийся по окончании гражданской войны и событий революции Рабоче-крестьянский Красный флот не обошел своим вниманием данный тип судов. В марте 1925 г. начались проработки вариантов переоборудования недостроенного линейного крейсера «Измаил» в авианосец.

Тактико-технические элементы предполагались следующие: водоизмещение 22 000 т, скорость 27 узлов; авиагруппа: 27 истребителей, 12 торпедоносцев, шесть разведчиков и пять корректировщиков; оружие: 8 183-мм АУ, 8 102-мм АУ, четыре пятиствольных 40-мм установки. Бронирование корпуса сохранялось, полетная палуба защищалась 5164 мм броней. Подобным образом планировали перестроить пострадавший от пожара линкор «Полтава», причем потом его собирались перевести на Черное море.

Предполагаемые советские авианосцы укладывались в налагаемые Вашингтонским контрактом ограничения Но до начала работ дело так и не дошло, не составили кроме того эскизного проекта. «Измаил» разобрали на металлолом, а переименованную во «Фрунзе» «Полтаву» собрались перевоплотить в линейный крейсер.

К 1927 году относится предложение переоборудовать учебное судно «Комсомолец» в учебный авианосец. Параметры будущего корабля должны были составлять: водоизмещение 12 000 т, скорость 15 узлов; авиагруппа: 26 штурмовиков и 16 истребителей; оружие: восемь двухорудийных установок калибром 102 мм и две пятиствольные калибром 40 мм. По своим чертям данный проект напоминает вошедший в строй в первой половине 20-ых годов XX века британский авианосец «Гермес», при определенном подобии во внешнем виде.

Несомненно, подобное предложение могло быть реализовано, создали кроме того опытный образец палубного штурмовика – самолет «ШОН». Отсутствие средств на разработку и переоборудование корабля технического проекта, и жажды создавать какие-либо работы в данном направлении предопределили судьбу этого проекта. Никаких результатов он не имел.

Строительство флота в соответствии с концепции «Малого флота» исключало всякую возможность строительства авианосцев. На десять лет они исчезают из замыслов судостроения.

Учебный авианосец «Комсомолец». Эскизный проект. СССР, 1927 г.

С середины 30-х годов начинается работа над замыслами строительства громадного современного флота. Разработки велись Управлением ВМС РККА под управлением В.М. Орлова и И.М. Лудри. Параллельно трудился Генштаб РККА под управлением А.И.

Егорова. В следствии показались два замысла строительства «Громадного флота», в каждом из которых фигурировали авианосцы. Замысел УВМС предусматривал два таких корабля, а ГШ шесть, из них два для Северного и четыре для Тихоокеанского флотов.

Рассмотренные в течение 1936 года, они не взяли утверждения полностью, авианосцы исключили, но не на много.

Два раза изменялось управление ВМФ, появился во второй половине 30-ых годов XX века Министерство ВМФ. Новые замыслы разрабатывались Л.М. Галлером и И.С.

Исаковым. В окончательном варианте «Громадной судостроительной программы» фигурировали два авианосца – по одному на каждом из океанских театров.

Крейсер-авианосец, предэскизный проект. СССР, 1935 г.

Принято вычислять, что в советском ВМФ во второй половине 30-х годов недооценивалось значение авианосцев в войне на море. Это не соответствует действительности. Наличие таких судов в составе флота признавалось нужным для сбалансированных соединений.

Такая точка зрения не являлась чем-то шепетильно скрываемым: во второй половине 30-ых годов двадцатого века выходит книга «Пути развития судостроения в III пятилетке», содержащая это положение.

На проходившем 7-14 октября 1940 г. заседании представителей Главного Морского штаба, морской авиации и Военно-морской академии по вопросу авианосцев не было никаких дискуссий, их необходимость понималась как что-то само собой разумеющееся. Необходимость авиационного прикрытия судов в море кроме этого не вызывала сомнений. В выступлении генерала авиации С.Э. Столярского (единственного из находившихся, имевшего опыт действий с плавучих носителей авиации) раздалось предложение

«выстроить палубу типового авианосца, на ней необходимо тренировать летчиков, на ней необходимо отрабатывать самолеты».

Так, требовался корабль, талантливый функционировать совместно с эскадрой, снабжающий ее авиационное прикрытие (истребители). Сначала таким виделся гибрид авианосца и линкора. Проекты судов для того чтобы типа с 1935 года разрабатывались в ЦКБС-1. При водоизмещении 29 800 т, мощности автомобилей 210 000 л. с., скорости 35–39 уз, оружии: 9 305-мм АУ, 16 130-мм АУ, 18 45-мм АУ и авиагруппе в 60 автомобилей, корабль имел 200-мм бортовую и 125-мм палубную броню. Эти очевидно завышенные, в особенности по защите и скорости.

Достаточно скоро стало ясно, что советская судостроительная индустрия не в состоянии выстроить корабль столь сложной конструкции, помимо этого, показались сомнения в самой идее гибридного корабля.

С 1937 года в Соединенных Штатах по советским техническим заданиям разрабатываются проекты линейных судов-авианосцев. Самым интересным был линейный корабль компании «Гиббс энд Кокс» проекта 10581 (варианты «А», «В» и «С»). Проект создал обладатель компании В.Ф.

Гиббс, ни при каких обстоятельствах ранее не занимавшийся подобными работами. Неудивительно, что оказался очень экстравагантный корабль: водоизмещением 73 003 т, мощностью автомобилей 304 160 л.с., скоростью 34 уз, оружием 8 457-мм / 12 406-мм АУ, 28 127-мм АУ, 32 28-мм АУ, 36 колесных и четыре катапультных гидросамолета, две катапульты; бронирование: борта 330 мм, палубы 197 мм.

Техобеспечение столь грандиозного корабля отсутствовало: не было стапелей и доков, отсутствовали башни и орудия главного калибра, машинно-котельная установка. Не уделили внимания вопросам аэродинамики корабля: надстройки и орудийные башни в сочетании с угловатыми очертаниями полетной палубы должны были создавать замечательные завихрения воздуха, мешающие взлетно-посадочным операциям. Советским конструкторам для ответа данной неприятности в собственном проекте было нужно создать палубу очень обтекаемой формы и произвести изучение последовательности моделей в аэродинамических трубах ЦАГИ. (Создатель располагает сведениями о наличии таких моделей).

Линкор-авианосец пр.10581 (вариант «С»). США, 1938 г.

Попытки создать корабль приемлемого водоизмещения (вариант «С») не дали хорошего результата, советская сторона совсем разочаровалась в гибридных судах. Это не страно, поскольку прекрасно смотрелись они лишь на бумаге: для постройки для того чтобы «линкора-авианосца» требовались затраты, как на два отдельных корабля, боевая устойчивость представляется очень вызывающей большие сомнения: в сражении артиллерийских судов громадна возможность выхода из строя полетной возгорания и палубы авиакеросина; при атаке с воздуха это громадная и уязвимая цель.

В один момент с зарубежными конструкторами советские трудились над проектом авианосца обычной схемы. К середине 1939 года в ЦНИИ-45 создали предэскизный проект малого авианосца, взявшего №71. Данный проект в громаднейшей степени соответствовал представлениям ВМФ об авианосце и возможностям судостроительной отрасли.

Предлагались следующие эти: водоизмещение 11 300 т, мощность механизмов 126 500 л. с., скорость 33 уз; оружие: 8 100-мм универсальных АУ, 16 37-мм АУ, 20 12,7-мм пулеметов; авиагруппа: десять истребителей и многоцелевых 20 самолётов, две катапульты. В качестве базисного послужил корпус легкого крейсера пр. 68, с машинно-котельной установкой, это облегчало освоение нового типа корабля индустрией.

Проводились работы по формированию самый выгодного, с аэродинамической точки зрения, внешнего вида. Большая часть корабельных агрегатов и систем, приборов управления и артиллерийских установок огнем, за исключением авиационного снаряжения, было освоено индустрией. Местом строительства избрали завод №199 в Комсомольске-на- Амуре, с началом постройки первого корабля в первой половине 40-ых годов XX века.

Любопытно, что в справочнике «Джейн’с файтиг шипс» за 1938-1939 гг. фигурирует авианосец «Красное Знамя», что вместе с еще одним кораблем для того чтобы типа предполагается к закладке в Ленинграде в 1939-1940 году. Его характеристики подобны пр.71: водоизмещение 12 000 т, скорость 30 уз, оружие 12 100-мм АУ и 40 самолетов. Что послужило базой для столь успешного предположения – неизвестно, но советская сторона, по соглашению 1937 года обязанная предоставлять британцам данные о создаваемых закладках судов, ни о чем подобном не информировала, ввиду отсутствия самого факта.

Авианосец пр.71. СССР, 1939 г.

Побывавшая в Германии в 1939-1940 гг. советская торгово-закупочная рабочая группа под управлением наркома судостроительной индустрии И.Т. Тевосяна, в состав которой входил и представитель 1ДНИИ-45, показала определенный интерес к германским авианосцам.

Посетив строящийся «Граф Цеппелин», советские представители выразили предложение об его покупке, или, при неосуществимости такой, приобретения заказа на постройку второго корабля, взявшего к тому времени наименование «Петер Штрассер», для советского флота. Германская сторона не показала жажды реализовывать авианосцы и внесла предложение лишь устройства совокупности управления огнем зенитной артиллерии.

Авианосец «Граф Цеппелин». Германия, 1940 г.

Германский опыт не отыскал применения в проектной работе советских конструкторов, не обращая внимания на тот факт, что по окончании войны они взяли возможность подробно изучить трофейный корабль. Не позвали интереса и самолеты корабельной авиагруппы, что представляется очень необычным, поскольку собственных палубных самолетов не было и в проектах.

Вступление СССР во вторую мировую войну не разрешило начать строительство авианосцев пр. 71. Эскизное проектирование длилось: в первой половине 40-ых годов XX века в ЦНИИ-45 создали новый проект под №72. Базой для него послужил предвоенный проект 71-Б.

По внешнему виду и тактико-техническим чертям пр.72 очень сильно был похожим британские авианосцы типа «Имплекейбл». Водоизмещение 28 800 т, мощность основной энергетической установки 144 000 л. с., скорость 30 уз, оружие: 16 130-мм универсальных АУ, 16 85-мм АУ, 24 37-мм АУ, 48 25-мм АУ, 30 самолетов, две катапульты, бронирование: борт 90 мм, полетная палуба 30 мм, ангарная 55 мм, ангар 30 мм. Представители флота сочли авиагруппу корабля через чур маленькой для для того чтобы водоизмещения, начались переработки, но все проектом и ограничилось.

Авианосец пр.72. СССР, 1944 г.

В 1944-1945 гг. для обобщения опыта прошедшей выработки и войны требований к авианосцам была создана рабочая группа под управлением адмирала В.Ф. Чернышева. Составленные ей предложения послужили базой для разработки требований к авианосцам новой десятилетней программы строительства флота (1946–1955 гг.). Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов предлагал выстроить по шесть громадных и малых авианосцев. По окончании дискуссии состава программы на заседании у И.В.

Сталина осталось лишь два малых для Северного флота.

Принято вычислять, что Сталин недооценивал роль авианосцев в морской войне, следствием чего стал отказ от их строительства. Это не в полной мере так. Строительство ВМФ, как требующее громадных денежных затрат и скоординированных упрочнений в течение долгого времени, не может быть обойдено вниманием фактического главы страны. Сталин не принимал ответов без предварительного выяснения всех связанных с вопросом событий.

В управлении ВМФ СССР отсутствовало единство взоров на авианосцы как в довоенное время, так и по окончании войны. Максимум желаемого обеспечить авианосными истребителями прикрытие судов на океанских театрах. Судостроительная индустрия задержалась в развитии на 5-10 лет, а авианосцы по окончании второй мировой претерпели последовательность трансформаций. Выросло водоизмещение, усложнились артиллерийское и радиоэлектронное оружие, показались реактивные палубные самолеты.

Ясно, что перед тем как тратить средства на постройку новых классов судов, следовало устранить отставание. Отсутствовала специальная проектная организация по проектированию авианосцев. Так, решения И.В.

Сталина опирались на знание настоящих флота и возможностей промышленности.

Авианосец «Имплекейбл». Англия, 1944 г.

Авианосец пр.85. СССР, 1954 г.

Жёстким приверженцем авианосцев продемонстрировал себя Н.Г. Кузнецов, возвращенный на должность главнокомандующего флотом в первой половине 50-ых годов XX века, по окончании практически пятилетней опалы. С 1953 года по утвержденному Кузнецовым ОТЗ ВМС на легкий авианосец ведется разработка предэскизного проекта, взявшего номер 85. К концу 1954 года ЦНИИВК представил предварительный вариант.

Предлагалось совершить громадный комплекс научно-исследовательских и умело конструкторских работ по самолётам и авиационному оборудованию. Предлагалось оснастить корабль угловой полетной палубой. Тактико-технические элементы: водоизмещение 28 400 т, мощность ГЭУ 144 000 л. с., скорость 32 уз; оружие: 16 100-мм универсальных АУ, 24 57-мм АУ, 16 25-мм АУ, 40 истребителей и два вертолета, две катапульты.

С середины 1955 года в ПКБ-16 началась работа над эскизным проектом, одновременно с этим планировалось выстроить в ближайшие десять лет девять судов проекта 85. Изменение политики в отношении больших надводных судов и снятие Н.Г. Кузнецова с занимаемого поста стали причиной полному прекращению работ по проекту 85.

За тридцать лет проектирования авианесущих судов лишь два раза, в 1941 и в 1955 годах, советское судостроение имело настоящую возможность начать их строительство. В данный же период сформировался взор на авианосец как на корабль только нужный для обеспечения ПВО соединений далеко от собственного побережья. Зарубежный опыт, учитывая специфику концепции, практически не отыскал применения.

Вот такая вот альтернатива……

«Авианесущие корабли Советского Cоюза».Часть 2 /Aircraft carriers of the Soviet Union, part 2

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: