Швейцарский конструктор. истребители doflug d-3802, d-3802a и d-3803 часть 1

      Комментарии к записи Швейцарский конструктор. истребители doflug d-3802, d-3802a и d-3803 часть 1 отключены

ВВС нейтральной Швейцарии, в частности ее истребители, во время второй мировой (и перед ней и сразу же по окончании ее завершения) пребывали воистину в неповторимой обстановке. Не смотря на то, что нейтралитет страны обширно признавался и уважался, влияние двух соседних держав — Германии и Франции — была очевидна во всех областях судьбы маленькой Швейцарии. Особенно существенно влияние было в военной области и не по причине того, что страна пребывала во власти немецко- и франкоговорящего населения.

Незадолго до начала войны — в то время, в то время, когда стало ясно, что она неизбежно обязана случиться и что страны Европы станут друг другу злейшими неприятелями – в руководстве швейцарских ВВС началась лихорадочная деятельность. И не смотря на то, что управление страны сохраняло надежду, что ни одна из противоборствующих сторон не нарушит нейтралитета Швейцарии, приходилось разглядывать все варианты.

От доброй воли «окружавших» Швейцарию государств-соперников зависели не только связь страны и импорт сырья с внешним миром; в полной мере возможными имели возможность бы нарушения воздушного пространства самолетами противоборствующих сторон входе боёв. Кроме этого не исключался и конечный случай – военное вторжение в Швейцарию.

направляться заявить, что армейские силы Швейцарской конфедерации, среди них и ВВС, в соответствии с конституцией были организованы достаточно необычно. Страна за исключением самого нужного количества опытных армейских не разрешала себе поддержание регулярной армии. В военно-воздушных силах (Fliegertruppe) громаднейшее количество опытных армейских было в эскадре самолетов наблюдения (Uberwachungsgeschwader).

Другой персонал складывался из обученных гражданских, призывавшихся в мирное время на два месяца и на неизвестный срок в военное время. Это было не только с наземным персоналом, но и с летным: как мы знаем, что на конец 1944 года в ВВС страны было 950 опытных летчиков и 2700 «милиционных», как в Швейцарии именовали призванных на сборы либо по мобилизации гражданских.

До самого финиша тридцатых годов на вооружении ВВС Швейцарии пребывали автомобили самых разнообразных типов. Многие эти самолеты воображали интерес, но, однако, не все они соответствовали собственному назначению.

С одной стороны отечественная авиационная индустрия смогла создать и изготовить довольно современные многоцелевые боевые монопланы EFW C-3600 (серия автомобилей данного типа в 1980-х годах была переоснащена турбовинтовыми двигателями Lycoming T53), а иначе ядро боевых подразделений составляли антикварные бипланы Fokker C.V (среди них и модернизированные и взявшие обозначение C-35) и истребители-парасоли Dewoitine D.27. Кроме того во второй половине 30-ых годов XX века в качестве тренировочных эксплуатировались пара самолетов Fokker D.VII, созданные еще в годы Первой Мировой (D.VII были так популярны в Швейцарии, что последний самолет данного типа был выстроен и открыт еще во второй половине 20-ых годов XX века!).

Благодаря плачевного состояния авиапарка во второй половине 30-ых годов двадцатого века при помощи Департамента бронетехники (KTA — Kriegs Technische Abteilung) Армии Швейцарии было принято прагматичное ответ закупить в Франции и Германии лицензии и необходимые истребители на их производство. Предполагалось (а так и произошло), что оба будущих соперника, каждому из которых нейтральная Швейцария будет нужна, с громадным наслаждением удовлетворят ее просьбу.

Германское правительство дало согласие реализовать десять истребителей Messerschmitt Bf 109D-1 (изготовленные компанией Arado самолеты нулевой серии, заводские номера 2301-2310). В состав ВВС Швейцарии эти автомобили были зачислены регистрационными номерами J-301 — J-310. Наровне с версией Bf 109D-1 была согласована поставка 80 экземпляров модернизированного варианта Bf 109E-3 производства компании Bayerische Flugzeugwerke. Эта версия, взявшая в Luftwaffe прозвище «Эмиль» (Emil), в ВВС Швейцарии взяла регистрационные номера J-311 — J-390.

Поставка 80 истребителей сопровождалась соглашением о лицензионном производстве: на протяжении войны расположенное в Альтенрайне предприятие компании Doflug (Dornier Flugzeugwerke) был изготовлен собранный из запчастей самолет J-391, а по окончании него из швейцарских материалов, с швейцарскими агрегатами, прочим оборудованием и винтами были изготовлены самолеты, взявшие регистрационные номера J-392 – J-399. Первоначально двигатели DB 601 Aa для этих автомобилей были германскими, импортированными во второй половине 30-ых годов двадцатого века в качестве запасных частей. Обе модификации – Bf 109D-1 и Bf 109E-3 – «Эмиль» и «Давид» (в Швейцарии германское прозвище «Дора» [Dora] не употреблялось, и вместо него было выбрано «Давид» [David]) действовали в составе Fliegertruppe (по окончании 1945 года переименованы во Flugwaffe) с 1939 года до года 1948 и середины 1949 года соответственно.

В годы войны поставки Германией истребителей продолжились, и Швейцария взяла два Bf 109F-4 (J-715 и J-716), двенадцать Bf 109G-6 (J-701 – J-712). Кроме этого были интернированы еще два (J-713 и J-714) истребителя модификаций F и G (Fritz и Gustav), но об этом будет поведано позднее. В Германии кроме приобретения самолетов кроме этого производились закупки запасных частей, устройств, оборудования, сырья и полуфабрикатов.

Кроме этого Fliegertruppe импортировали громадные запасы произведенных концерном IG Farben особых красок для покрытия самолетов следующих цветов: RLM 70, RLM 71 и RLM 78. Потом эти краски употреблялись и на вторых негерманских самолетах.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века Швейцария кроме этого пришла к соглашению и с Францией. Компания Morane-Saulnier готовься не только реализовать лицензию на собственный истребитель-низкоплан M.S.406C-1, но и дать в качестве примера самолет и требуемое количество наборов для сборки. Кроме этого компания Morane-Saulnier собиралась получить денежную отдачу от своих наработок: оставшегося в качестве прототипа M.S.450 и «бумажного» проекта M.S.540, проигравшего конкурс истребителю Dewoitine D.520.

Два истребителя версии M.S.406C-1, взявшие обозначение M.S.406H (H — Helvetique)[1], были предоставлены французской компанией в качестве образцов. В Швейцарии автомобили были зарегистрированы под номерами 601 и 602, а в первой половине 40-ых годов двадцатого века нумерация этих самолетов сменилась на J-1 и J-2. Эти две поставленные Францией автомобили послужили не только подспорьем в деле освоения разработок изготовления планера, вспомогательного оборудования и двигателя, но и использовались в составе Fliegertruppe. В Швейцарии серийное производство Morane-Saulnier M.S.406C-1, взявших обозначение D-3800, началось во второй половине 30-ых годов двадцатого века в расположенной в Туне (Thun) компанией K+W (Konstruktions-Werkstatte), к которой скоро присоединились следующие компании:

  • ? EFW (Eidgenossisches Flugzeugwerk), Эммен (Emmen), кантон Люцерн;
  • ? SWS, Шлирен (Schlieren), кантон Цюрих;
  • ? Doflug, Альтенрайн, Таль (Thal), кантон Санкт-Галлен;
  • ? Saurer, (Arbon), кантон Тургау.

В соответствии с французским примером D-3800 был выстроен в двух сериях – нулевая (8 автомобилей, обозначения с J-3 по J-10) и главная (74 автомобили, обозначения с J-11 по J-84). направляться подчернуть, что при покраске всех D-3800 употреблялась продукция германского концерна IG Farben: на верхние поверхности наносилась неправильные пятна темно-зеленого (RLM 71) и черно-зеленого цветов(RLM 70), а на нижние поверхности наносилась голубая краска (RLM 78).

В эти же цвета была окрашена серия из 207 истребителей D-3801, являвшихся модернизированной версией D-3800 и воображавших собой переданный Швейцарии компанией Morane-Saulnier проект M.S.412. новый вариант отличался установкой 1074-сильного двигателя Hispano-Suiza HS-12Y-51 (на D-3800 стоял HS-12Y-77, развивавший 871 л.с.), выхлопными патрубками и размещенным под носовой частью самолета фиксированным неопускающимся водорадиатором совокупности охлаждения. Производственные предположения D-3801 началось в 1941 и закончилось в 1947-48 годах, в то время, когда последние 17 автомобилей были собраны из запчастей.

Истребителям D-3801 были присвоены регистрационные номера с J-91 по J-297. В первой половине 40-ых годов XX века была совершена модернизация оставшихся D-3800 с доведением их до стандарта D-3801. Не смотря на то, что самолеты типа M.S.406C-1, либо правильнее M.S.412, состоял на вооружении последовательности подразделений Fliegertruppe (Fliegerkompanien) и прекрасно себя продемонстрировали, а последние самолеты типа D-3801 пребывали на боевом посту до 1954 года (а затем еще 5 лет делали функции учебно-тренировочных самолетов), концепция его характеристики и самолёта была признаны неадекватными ещё в 1940-41 годах.

Сейчас имели место не только бессчётные случаи нарушения швейцарского воздушного пространства самолетами Luftwaffe, а во многих случаях германские летчики в Швейцарии защищали места вынужденной посадки от последующего интернирования посредством личного оружия. Агрессия гитлеровского режима усиливалась , и сам его фаворит в собственных выступлениях очевидно намекал, что в будущем с нейтралитетом Швейцарии принимать во внимание не будет.

Ещё во второй половине 30-ых годов двадцатого века было зафиксировано 143 нарушения швейцарского воздушного пространства и число это росло. С мая 1940 года самолеты Luftwaffe в целях сократить путь до собственных авиабаз возвращались из Франции через небо Швейцарии. 10 мая швейцарский Bf 109E-3 сбил первый германский He 111.

Шесть дней спустя второй бомбардировщик был принужден к посадке в Дюбендорфе (Dubendorf) и еще один самолет был сбит швейцарским истребителем. Случившаяся 2 июня утрата очередного He 111 так разозлила Германа Геринга, что он решил продемонстрировать Швейцарии силу Luftwaffe. 4 июня над Швейцарией показалась многочисленная несколько He 111, которую сопровождал сильный эскорт из Bf 110. Геринг планировал спровоцировать конфронтацию с Fliegertruppe, по окончании чего поставить под вопрос швейцарский нейтралитет.

В данный сутки швейцарцы сбили один истребитель сопровождения Bf 110, но и сами утратили один Bf 109D-1. 8 июня провокации Luftwaffe продолжились: в данный сутки над Швейцарией опять показалась несколько Bf 110, сбившая самолет наблюдения Fliegertruppe –биплан C-35. Но швейцарским истребителям удалось сбить два Bf 110. По окончании заключения перемирия между Францией провокации и Германией Люфтваффе закончились, но нарушения воздушного пространства длились.

Управление Fliegertruppe решило продолжить модернизацию ВВС, но уже без германской помощи, потому, что Третий рейх запретил как экспорт собственной бронетехники в Швейцарию, так и несложную перевозку заказанных ей оружий через собственную территорию. Вышеуказанные Bf 109F-4 попали в Швейцарию из-за навигационной неточности, а истребители Bf 109G-6 были взяткой за уничтожение тайного радиолокатора ночного истребителя Bf 110G, по неточности приземлившегося в Швейцарии.

В апреле 1940 года несколько офицеров Департамента бронетехники Fliegertruppe собралась, дабы предложить самоё подходящее ответ задачи модернизации оружия истребителей швейцарских ВВС. Им виделся лишь один вариант – применение проектов компании Morane-Saulnier, каковые были куплены вместе с лицензией на M.S.406C-1. Преимуществом данного ответа было то, что многие узлы, применимые в более современных типах самолетов, уже изготавливались швейцарскими компаниями.

Так, к примеру, компания Saurer освоила производство нескольких вариантов авиамоторов Hispano-Suiza и трудилась над собственной версией двенадцатицилиндрового двигателя с более высокими чертями. Но поиск лучшего проекта продолжался довольно продолжительное время.

Только в августе 1942 года ВВС Швейцарии выпустили спецификацию для нового истребителя, предназначенного прежде всего для преследования самолетов соперника днем кроме того в нехороших погодных условиях и талантливого функционировать в горной местности с маленьких аэропортов. По окончании редактирования в спецификации были добавлены следующие требования: свойство функционировать ночью и атаковать наземные цели.

Постройка нового самолета, которому было выделено типовое обозначение D-3802, была поручена расположенной в Альтенрайне компании Dornier-Werke A.G., более известной как Doflug. Обозначение D-3802 показывало, что проект станет развитием истребителя французской компании Morane-Saulnier. В апреле 1939 года совершил первый полет оснащенный двигателем HS-12Y-51 прототип M.S.450, что в конкурсе на новый истребитель для Armee de l Air проиграл D.520.

Однако, компания Morane-Saulnier продолжила совершенствовать проект, придя к варианту M.S.540. Чертежи всех предположений истребителя, а также M.S.450, были переданы Швейцарии.

Конструкторы расположенной на берегу Боденского озера компании Doflug под управлением врача Х. И. Штудера (dr. H. I. Studer) при разработке D-3802 имели на руках самую полную документацию на M.S.450, что уже был испытан в полете. D-3802 должен был оснащаться двенадцатицилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения YS-2 с большой взлетной мощностью 1262 л.с. (928 кВт) и развиваемой на кратковременном форсаже мощностью 1419 л.с. (1043 кВт).

Этот двигатель был создан расположенной в Арбоне компанией Adolph Saurer Flugmotorenbau, учавствовать в лицензионном производстве этого мотора должна была Hispano-Suiza при участии расположенной в Винтертуре (Winterthur) компании SLM. Двигатель YS-2, в базе которого лежал проверенный HS-12Y-51, должен был приводить в перемещение новый четырехлопастный железный воздушный винт Escher-Wyss EW-V8, оснащенный совокупностью автоматической регулировки шага и реверсом.

Второй нужной корректировкой проекта стали технологические трансформации: в качестве обшивки крыла, фиксированных частей хвостового оперения и некоторых панелей фюзеляжа во Франции употреблялась «бронированная» фанера Plymax[2], в то время как KTA настаивал на простых дюралюминиевых пластинах. Необходимо заметить, что запасы алюминия Швейцария сделала еще до войны, но в годы войны отечественного производства было не хватает, а импорт этого металла существенно усложнился.

В конструкции фюзеляжа D-3802 кроме этого случились большие трансформации, из-за которых он отошел от M.S.406C-1 и стал более похож на M.S.540. В случае если в M.S.406C-1 силовой комплект складывался из дюралевых труб, то фюзеляж D-3802 воображал собой дюралевый монокок. В отличие от M.S.450 на D-3802 водо- и маслорадиатор были поделены.

Водяные радиаторы были размещены под консолями крыла, а маслорадиатор остался на ветхом месте – в носовой части фюзеляжа под двигателем.

Шасси с малыми трансформациями было позаимствовано от D-3801, оно отличалось створками, каковые всецело закрывали ниши главных стоек. Хвостовое колесо стало полуубираемым. Так, под управлением врача Х. И. Штудера прототип D-3802 полностью воплотил планы компании Morane-Saulnier в проекте M.S.540, что, к сожалению, так и остался на чертежных досках.

Оружие самолета должно было складываться из 20-мм пушки Hispano, установленной в развале цилиндров двигателя и стрелявшей через полую втулку воздушного винта, и четырех 7,65-мм пулеметов, размещенных в консолях крыла. Такое размещение пушечного оружия разрешало установить редуктор, уменьшавший частоту вращения винта и изменявший направление его вращения относительно коленвала двигателя. Под каждой консолью крыла должны были устанавливаться по два бомбодержателя, рассчитанные на подвеску 50-кг бомб.

В апреле 1943 года компанией Doflug был выстроен полномасштабный древесный макет самолета. Летом начались опробования моделей самолетов в аэродинамической трубе, а в августе началась постройка первых подробностей прототипа. Кое-какие задержки были связаны с позицией KTA, что еще в июле 1943 года не до конца определился с размещением оборудования в конфигурации и самолёте кабины пилота.

Постройка первого летного прототипа D-3802, которому был уже выделен регистрационный номер J-401, длилась довольно продолжительное время. Одной из обстоятельств низких темпов строительства прототипа было ухудшавшееся положение Германии. Помимо этого, очевидным был тот факт, что Гитлер уже не нарушит нейтралитета Швейцарии.

Как следствие необходимость перевооружения ВВС Швейцарии уже была не столь острой, как в 1940-42 годах. В сентябре 1944 года были закончены первый прототип J-401и планер для статических опробований J-402. 29 сентября с аэропорта Альтерхайна J-401 в первый раз поднялся в небо.

Практически сразу после полета швейцарские ВВС заказали сто автомобилей данного типа, и программа создания истребителя D-3802 снова взяла приоритет: работы должны были ускориться до максимального темпа. В этом случае обстоятельством были не ужас перед Германией, а, как это не парадоксально, союзники.

Не то, дабы они планировали вторгнуться в Швейцарию, но угрозу имели возможность воображать более нередкие бомбардировки со стороны Королевских ВВС и ВВС Армии США, каковые направлялись к объектам на территории Германии и каковые интенсивно нападали цели, расположенные рядом с границами Конфедерации (к примеру, на втором берегу Боденского озера). Оснащение ВВС Швейцарии новыми истребителями D-3802 должно было не допустить непреднамеренные бомбардировки территории страны.

В течение зимы опробования J-401 длились; в январе 1954 года были совершён расширенные опробования по определению летных черт при исполнении фигур высшего пилотажа, в критических режимах полета и при ведении стрельбы. направляться подчернуть, что швейцарцы обстоятельно применяли собственную горную местность для проверки особенностей D-3802 в режимах сваливания: модель самолета буксировалась на тросе по канатной дороге, шедшей с горы Риги (Rigi). Но скоро приоритетный статус производства был отменен: до конца войны оставалось пара месяцев, и было разумеется, что компания Doflug не сможет в сжатые сроки поставить достаточное количество самолетов D-3802.

Так, у конструкторов оставалось время для предстоящего усовершенствования самолета. 21 сентября 1945 года собственный первый полет совершил умелый истребитель D-3802A, взявший номер регистрации J-403. Самолет был рекомендован в серийное производство, о котором, но, сказать было рано: начальный заказ на сто истребителей был сокращен швейцарскими ВВС до 12 автомобилей, в число которых входил и прототип J-403. Изготовленные самолеты взяли регистрационные номера stroje J-403, J-404 и с J-406 по J-414.

Отсутствовавший номер J-405 предназначался машине, которая должна была быть изготовлена в варианте D-3803. Данный вариант отличался пониженной задней частью фюзеляжа и каплеобразным фонарем кабины, разрешавшей пилоту иметь свободный обзор назад. Оружие D-3803 кроме этого изменилось: оно должно было стать только пушечным: в дополнение к фюзеляжной мотор-пушке в консолях крыла вместо пулеметов были установлены две 20-мм пушки Hispano.

В 1945 году второй D-3802A (J-404) был модифицирован до окончательной серийной формы, близкой к D-3803. Самолет взял чистое пушечное оружие. Кроме этого он отличался более выпуклым фонарем кабины, простиравшимся от контура фюзеляжа и быстро уменьшавшегося сходу за задней кромкой крыла.

Первый полет D-3803 состоялся 18 мая 1946 года.

Но к этому времени руководство Flugwaffe вело переговоры с победившими союзниками о поставках современных истребителей. В Соединенных Штатах были закуплены винтовые истребители North American P-51D Mustang (одна машина данного типа P-51B [J-900] был испытан Fliegertruppe еще в августе 1944 года по окончании его аварийной посадки в Швейцарии), а в Англии уже во второй половине 40-ых годов двадцатого века были закуплены четыре реактивных истребителя de Havilland Vampire F Mk.

1 (регистрационные номера с J-1001 по J-1004), за которыми должны были последовать другие машина данного типа. В данной ситуации уже не имеет смысла тратить деньги на D-3802A либо D-3803. Все производство завершилось сокращенной серией D-3802A и единичным D-3803.

Но, не обращая внимания на маленькое количество выстроенных автомобилей обоих типов они стали важным подспорьем для швейцарской авиационной индустрии и де-факто существенно облегчили изоляцию страны в военное время.

Швейцарский конструктор. истребители doflug d-3802, d-3802a и d-3803 часть 1

два снимка первого прототипа D-3802. У самолета, взявшего регистрационный номер J-401, шнобель был окрашен в белый цвет. Машина имела закругленные законцовки крыла и по два пулемета в каждой консоли

схемы и снимок D-3801 он же M.S.412. Самолет имел размах крыла 10,62 м, длину 8,17 м, высоту 3,40 м и площадь крыла 18,00 м?. С двигателем HS-12Y-51 взлетный вес был 2725 кг. Самолет был вооружен фюзеляжной 20-мм пушкой и двумя крыльевыми 7,65-мм пулеметами.

Он имел возможность нести бомбы либо ракеты весом до 100 кг. У почвы самолет развивал большую скорость 535 км/ч, достигал высоты 10600 метров и имел дальность 600 км

в виде позади прототип J-401 больше всего напоминает французский самолет M.S.450

первый серийно изготовленный D-3802A (J-403) с чистопушечным оружием первоначально имел низкий фонарь кабины с откидывающейся вбок средней частью

D-3802A в окончательном виде представлен самолетом J-404. В его выпуклом фонаре кабины задняя часть откидывалась полностью

схемы и снимок единственного прямого предка выстроенного D-3802 – французского прототипа Morane-Saulnier M.S.450. Самолет имел размах крыла 10,62 м, длину 8,83 м, высоту 2,75 м и площадь крыла 17,10 м?. Взлетный вес составлял 2640 кг. С двигателем HS-12Y-51 машина развивала большую скорость 560 км/ч, достигал высоты 10000 метров и имел дальность 750 км

снимок J-404 при виде снизу

профиль прототипа D-3802 (J-401)

J-404 перед завершением с неокрашенными носовой частью и крылом

варианты окраски истребителей D-3802, D-3802A и D-3803
сверху вниз:
? первый прототип D-3802 летал с нанесенным на борт фюзеляжа обозначением в виде номера регистрации J-401. Самолет был полностью окрашен в серо-светло синий цвет, на верхних и боковых поверхностях на него были нанесены пятна темно-зеленого цвета. Но эффективность защитного покрытия всецело сводилась на нет громадными размерами опознавательных знаков и нанесенными на крыло и фюзеляж элементами стремительной идентификации в виде красных и белых полос. На J-401 дополнительно были окрашены носовая часть в белый цвет, а кок винта – в желтый;
? первый экземпляр D-3802A (J-403) нес сходный камуфляж, что в этом случае был более действенным, потому, что самолет нес стандартные опознавательные символы без броских и больших элементов стремительной идентификации (на верхние и нижние поверхности крыла белые кресты были нанесены на маленькие красные круги)
? самолет D-3802A (номер регистрации J-407) являлся окончательным вариантом в камуфляже и оснащении (зеленые пятна на верхних и боковых поверхностей являются менее нередкими, но имеют громадную площадь и являются более контрастными; они кроме этого нанесены на серую базу). На верхних и нижних поверхностях крыла J-407 еще в первой половине 50-ых годов двадцатого века были нанесены начальные опознавательные символы с элементами стремительной идентификации (см. расположенные чуть ниже картинки самолета видов сверху и снизу)
? прототип версии D-3803 (J-405) со сниженной высотой задней части фюзеляжа и новым каплевидным фонарем. Самолет имел тот же тип камуфляжа, что и серийные D-3802A и летал с нанесенными на крыло элементами стремительной идентификации

  1. Гельвеция по заглавию племени гельветов, населявший Швейцарию в древности
  2. клееная фанера с узким алюминиевом слоем на внешней стороне

источник: MIROSLAV BALOUS «DOFLUG D-3802, D-3803» L+K 23/95

РУССКОЕ ОРУЖИЕ ./Российский конструктор рассказал об ИСТРЕБИТЕЛЕ 6 ПОКОЛЕНИЯ/

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: