Достаточно бурное для маленькой страны развитие танкостроения в межвоенной Швеции стало причиной созданию увлекательных, а по некоторым направлениям – кроме того передовых образцов бронетанковой техники. Примером таких автомобилей может служить маленькое и уникальное семейство боевых автомобилей, созданных под управлением германского конструктора Отто Меркера. В колесно-гусеничных танках компании Landsverk были необычно решены вопросы ограниченного ресурса гусениц и недостаточной своевременной подвижности.
«Стридсвагн» – брат «панцеркампфвагена»
Развитие бронетанковой техники в нейтральной Швеции в межвоенный период может показаться не совсем понятным. Да, со второй половины XIX века шведы изобрели большое количество чего увлекательного, начиная от телефона Эриксона и разводного гаечного ключа Йохансона до сепаратора и доильного аппарата де Лаваля. Но большая часть из этих изобретений носило мирный темперамент и послужило успешному развитию экономики страны.
Важным исключением тут выглядит разве что динамит Нобеля – но и тот удачно обнаружил среди них и мирное использование, к примеру, в горнодобывающей индустрии.
И вот в не сражавшейся уже более века стране неожиданно начинают создаваться бессчётные образцы военной техники. Причем шведские танки не плетутся в хвосте у образцов, созданных конструкторами передовых армейских держав того времени. Напротив, время от времени идеи, в первый раз воплощенные в железе как раз в шведских автомобилях, лишь позже реализуются в танках других государств.
Как шведским создателям танков удалось добиться для того чтобы стремительного и качественного прогресса? Да, в Швеции было большое количество собственных изобретателей и подготовленных инженеров. Но чтобы скоро создать с нуля передовую танкостроительную отрасль, этого все же мало.
В межвоенной Европе была еще одна довольно малая (к тому же юная) страна, которая кроме этого сходу вошла в клуб законодателей танковой моды – Чехословакия. У истории развития чехословацкой и шведской танковой индустрий большое количество неспециализированного. И основное, что их объединяет – это германские конструкторы, внесшие большой вклад в развитие бронетанковой техники обеих государств.
Версальский соглашение, запретивший Германии иметь собственные танки, покинул без работы многих гениальных германских конструкторов. Не отыскав применения своим знаниям и умениям на родине, они приложили руки к созданию танков в мире, от СССР до Японии, но как раз в шведском и чехословацком танкостроении они покинули самый глубочайший след.
Создатель известного A7V Йозеф Фольмер был, возможно, самым известным из «кочующих» германских конструкторов. Созданный им в самом финише войны Lk II стал первым принятым на вооружение в Швеции танком Strv m/21. Десять произведенных под видом тракторов и тайно доставленных в Швецию в разобранном виде танков Фольмера до 30-х годов были единственными танками шведской армии (пять из них в конце 20-х были модернизированы и стали называться Strv m/29).
Танк Strv m21–29 – он же Lk II (bjorns-story.se)
Сам Фольмер потом перебрался в Чехословакию, где в 20-х годах присоединился к конструкторам «Шкоды» и трудился над созданием необычных колесно-гусеничных танков КН-50, КН-60 и КН-70 на базе трактора Hanomag WD-50PS.
Приблизительно одвременно с этим в Германии второй гениальный инженер Отто Меркер разрабатывал собственный колесно-гусеничный «трактор». Как мы видим, обход условий Версальского соглашения для творческих людей был задачей непростой, но в полной мере преодолимой. К 1929 году прототип танка Rader-Raupen Kampfwagen M 28 (Rader M 28) привёл к определённому интересу у германских военных и должен был по окончании производства маленькой партии из пяти автомобилей отправиться на опробования.
Данной необыкновенной германской машине и было суждено стать родоначальником маленького семейства не меньше необыкновенных шведских танков.
Танк L-5
Танк Rader-Raupen Kampfwagen M 28, он же Stridsvagn L-5 (www2.landskrona.se)
Танк Меркера был еще одной вариацией на актуальную в те годы идею колесно-гусеничного танка. Небольшой ресурс тогдашних гусениц воодушевлял на храбрые опыты конструкторов во многих государствах. Вместо применения в качестве колесного движителя катков гусеничного (по окончании снятия гусениц, как у танков Кристи и БТ), Меркер дополнительно к простой многокатковой гусеничной ходовой части с задним размещением ведущего колеса добавил четыре колеса автомобильного типа.
Они монтировались на совокупности подъема-опускания, разрешавшей поменять тип движителя без выхода экипажа из танка, имели цепной привод на задний мост и не были ничем защищены.
Сам танк массой в 7 тысячь киллограм приводился в перемещение бензиновым двигателем Daimler-Benz в 50 лошадиных сил. Он имел противопульное бронирование и не совсем классическую компоновку с боевым отделением в средней части, двигателем в задней и двумя постами управления. Один из них был спереди, а второй – в корме.
По плану конструктора, второй шофер при необходимости должен был существенно улучшить маневренность танка при перемещении задним ходом. В маленькой башне с оружием из 37-мм пушки и 7,92-мм пулемета должны были размещаться начальник автомобили, наводчик и стрелок. Еще один пулемет устанавливался как курсовой.
Боекомплект танка складывался из 200 снарядов и 2000 патронов.
В случае если сам процесс создания «трактора» еще возможно было утаить от союзной рабочей группы, то с налаживанием кроме того мелкосерийного производства танков в стране имелись определенные сложности. агрегаты и Узлы танков Меркера выпускались в Германии, а сборку наладили на мощностях выкупленной германским капиталом компании Landsverk в Швеции. Тут же Rader M 28 был переименован в L-5. Всего было выстроено шесть танков, из них три последних оснастили более замечательными 70-сильными двигателями Bussing-NAG D7.
Что касается устройства совокупности смены хода, на первых четырех выпущенных танках она приводилась в перемещение электродвигателями, а на двух последних – гидравликой.
Шасси L-5
Конструкция новой автомобили была «сырой» – к примеру, как указывается в шведских источниках, совокупность привода танка была такой слабой и склонной к поломкам, что при перемещении по распутью с танка для облегчения массы приходилось снимать башню. Опробования, проходившие в Швеции и в СССР (одна машина была послана в германскую танковую школу «Кама» под Казанью) продемонстрировали, что M 28 сложен в эксплуатации, а его основное ноу-хау – совокупность смены хода – ненадежна и довольно часто выходит из строя. На этом интерес германских армейских к колесно-гусеничным танкам Отто Меркера иссяк.
Но вот шведы идеей загорелись. На то было пара обстоятельств. В германском справочнике Хейгеля «Танки» 1936 года по этому поводу сообщено:
«Развитие колесно-гусеничных автомобилей в Швеции происходит с громадным рвением. Наряду с этим считаются с громадными расстояниями в территориально-растянутой стране, и со слабо развитой ж.-д. сетью в северной части Швеции. В противоположность вторым государствам, в Швеции автомобилями ограниченной проходимости по местности, в особенности зимой, обойтись нереально.
Из этого к военным машинам предъявляется требование полной проходимости вне дорог».
Танк L-30
С 1930 года компания Landsverk и ее основной конструктор Меркер начали работу над новой колесно-гусеничной машиной. Результатом данной работы стал танк L-30. Он был больше L-5 и лучше защищен (11,5 тысячь киллограм, толщина брони от 6 до 14 мм), но в целом сохранил компоновку собственного предшественника. От поста управления в корме в этом случае отказались: экипаж автомобили состоял сейчас из трех человек – водителя в передней части и начальника с наводчиком в башне.
В качестве силовой установки на L-30 употреблялся карбюраторный двигатель Maybach с мощностью и жидкостным охлаждением в 150 л.с. Оружие колесно-гусеничного шведского танка складывалось из той же 37-мм пушки Bofors и спаренного с ней пулемета в башне.
Танк L-30 на гусеничном ходу (aviarmor.net)
Всецело были переработаны ненадежные у L-5 механизм смены и ходовая часть движителя. На опробованиях в первой половине 30-ых годов двадцатого века L-30 показал весьма хорошую подвижность: на гусеницах он разгонялся до 35 км/ч, а на колесном ходу – до 75 км/ч.
Переход с гусеничного движителя на колесный и обратно равно как и в L-5, не потребовал выхода экипажа из танка. Сам процесс замены продолжался порядка 30 секунд и мог осуществляться кроме того без полной остановки танка, что было большим преимуществом если сравнивать с советскими колесно-гусеничными танками семейства БТ – их экипажи справлялись с аналогичной задачей в течении приблизительно получаса. Тот же справочник Хейгля отмечает:
«Колесно-гусеничный танк Landsverk 30 есть доказательством того, что в колесно-гусеничных автомобилях возможно решена неприятность сочетания своевременной подвижности танков, в случае если лишь удастся поддерживать малоуязвимость ходовой части на уровне движителей простых танков и бронеавтомобилей».
Танк L-30 на колесном ходу (sphf.se)
L-30 для собственного времени был технологически очень идеальным танком. Не считая неповторимой гибридной ходовой части, в нем, к примеру, для соединения бронедеталей использовалась сварка, что на фоне классических для того времени заклёпок и уголков было громадным шагом вперед. Но по многим причинам, о которых будет поведано мало ниже, он так и не отыскал помощи среди шведских военных, и в итоге остался созданным в единственном экземпляре.
Последней колесно-гусеничной машиной, над которой трудилась компания Landsverk, был танк L-80, проект которого был представлен в первой половине 30-ых годов XX века. Новая машина должна была весить значительно меньше – около 6,5 тысячь киллограм, что, при той же мощности двигателя давало бы практически в два раза громадную удельную мощность. Колеса при перемещении на гусеничном ходу должны были убираться в защитные кожухи.
вооружение и Защищенность L-80, вероятнее, должны были остаться такими же, как у L-30 – лишь наклон лобовой подробности корпуса планировалось расширить. Вероятно кроме этого, что вместо 37-мм пушки Bofors планировалась установка 20-мм автоматической пушки Madsen.
Схема танка L-80 (tbrus.ucoz.ru)
Видятся утверждения о том, что прототип L-80 выстроили – но ни документов, ни фотографий, каковые имели возможность бы подтвердить это, не имеется. Вероятнее, он так и остался в виде схем, макетов и чертежей.
Танк и-10
Танк L-5, что привез из Германии Отто Меркер, понравился шведам не только возможностью стремительной изменении из колесного в гусеничный и обратно. По своим более привычным главным танковым чертям (защищенность, подвижность и вооружённость на классическом гусеничном ходу) он также был в полной мере хорош.
Исходя из этого в то время, когда в первой половине 30-ых годов двадцатого века компания Landsverk начала работы над L-30, параллельно с этим проектировался и его вариант без колесного движителя L-10. Он имел значительно меньшую большую скорость, но сэкономленный за счет отказа от громоздких навесных конструкций вес был «освоен» для усиления защищенности – толщина лобовой брони у L-10 достигала солидных для легкого танка тех лет 24 мм.
Легкий танк L-10 (aviarmor.net)
Помимо этого, L-10 имел лучшую проходимость, более несложную конструкцию и был значительно дешевле. В итоге единственное очевидное преимущество L-30 в виде высокой скорости на колесном ходу было перевешено несколькими столь же очевидными преимуществами L-10. На вооружение шведской армии был принят L-10, названный Stridsvagn m/31. Равно как и у L-30, его башня и корпус планировали при помощи сварки.
Оружие танка складывалось из 37-мм орудия Bofors, спаренного с ней и курсового пулеметов. Большая скорость L-10 достигала 40 км/ч.
Но и этому легкому танку компании Landsverk вырыла яму сама же компания Landsverk. В данный же период ею разрабатывался и был предложен армейским проект танка L-60 с торсионной подвеской. Более идеальная машина в итоге весьма заинтересовала шведских армейских, и в полной мере неплохой для начала 30-х L-10 был закуплен всего в трех экземплярах.
Отто Меркер трудился в Швеции до 1936 года, конструируя для Landsverk артиллерийские тягачи и танки. По окончании возвращения в Германию он стал участником НСДАП и с 1942 года под управлением Альберта Шпеера трудился в Имперском министерстве военного и вооружений производства, занимаясь организацией производства подводных лодок. По окончании войны Меркер занимал пост председателя совета директоров компании «Рейншталь Ханомаг» и являлся членом правления группы «Рейншталь».
В годы его управления «Ханомаг» создал для бундесвера БТР HS 30 и БМП «Мардер».
Источники:
- http://www2.landskrona.se/kultur/landsverk/militart/pansarstart.html
- http://www2.landskrona.se/kultur/landsverk/militart/stridsvagnar/l5.html
- http://www2.landskrona.se/kultur/landsverk/militart/stridsvagnar/l30.html
- http://www2.landskrona.se/kultur/landsverk/militart/stridsvagnar/l10.html
- http://www.sphf.se/Axvall/fm-31.htm
- http://www.militaryfactory.com/armor/detail.asp?armor_id=547
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/sweden/landsverk_l80.htm
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/rader_m28.htm
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/sweden/landsverk_l30.htm
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/sweden/landsverk_l10.htm
источник: http://warspot.ru/4365-shvedskie-tanki-otto-merkera
Strv m/42 ОБЗОР ШВЕДСКОЙ СТ 5 ЛВЛ С КОТОРО НАДО НАЧИНАТЬ КАЧАТЬ ШВЕДОВ World of Tanks
Увлекательные записи:
- Неизвестный «утенок». учебно-тренировочный самолет ут-3 часть 1
- Оружие и доспехи воинов троянской войны. часть 11 реплики щитов и поножей
- Космический линкор измаил — японцам можно, а нам нельзя?
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Юрий пашолок. первый танк шведской армии
14 августа 2014 года Швеция отметила 200-летие со дня подписания перемирия с Норвегией. С 1814 года Швеция больше не сражалась, сохраняя вместе с тем…
-
Шведские барабанщики. проект тяжелого танка emil и опытный тяжелый танк krv. швеция
Еще одна увлекательная статья глубокоуважаемого Юрия Пашолока выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Шведский Эмиль». Шведская…
-
«Громъ» победы раздавайся! танки российской императорской армии в пмв.
Разные проекты бронированных автомобилей разрабатывались конструкторами многих государств ещё задолго до ПМВ, но, как говорится, не было спроса. Из…
-
Юрий пашолок. удивительный танк strv 103
Визитка шведской танковой индустрии — Strv 103, он же S-Tank. Вот только часть изюминок данной автомобили: отсутствие башни, жёстко закреплённое в…
-
Условно тяжелый. средние танки strv m/42. швеция
Принятый на вооружение шведской армии в начале 30-х годов легкий танк Landsverk L-10, узнаваемый кроме этого как Strv m/31, был во многом тупиковой…
-
1980-е годы стали временем создания шведского истребителя четвертого поколения «Грипен», сконструированного компанией СААБ. Данный самолет благодаря…