Штурмовики люфтваффе. мифы и реальность. часть 1

      Комментарии к записи Штурмовики люфтваффе. мифы и реальность. часть 1 отключены

От редактора: Сравнительно не так давно в книжных магазинах страны показалось очередное переиздание книги Толивера и Констебля об Эрихе Хартманне «352 победы в воздухе». В этом уже нет ничего необычного. Сейчас книги о известных пилотах люфтваффе, таких как Хартманн либо Рудель, бывает на книжных полках. Само собой разумеется, экспертов в области военной истории цифрами воздушных побед и сожженных танков, приводимых в этих изданиях, не поразишь.

Любой эксперт четко осознаёт: как и из-за чего это случилось, где реалии, а где – мифы. Над отдельными главами из этих книг возможно кроме того от души посмеяться…

К сожалению, подобные переводные издания, выходящие многотысячными тиражами без соответствующих комментариев экспертов, становятся дешёвы весьма широкому кругу читателей, многие из которых до этого по большому счету не были привычны с военным и авиацией делом. Особенно жаль молодых ребят. Так как по окончании прочтения аналогичных книг в их головах откладываются мысли о мастерстве пилотов и высочайшем уровне подготовки люфтваффе, об полном превосходстве германской техники.

Возможно ли оставаться к этому бесстрастными? Возможно, нет. В позапрошлом году мы обсуждали тему воздушных побед германских летчиков-асов (см. «АиК» 4/2012 г.).

Несколькими годами ранее уделили достаточное внимание боевому применению самолетов поля боя (советских и германских). Настало время снова возвратиться к данной теме.

* * *

С началом Второй мировой во всех операциях германское руководство первостепенное внимание уделяло массированным действиям авиации: налетам на аэропорты, транспортные узлы, командные пункты соперника, его склады и армейские базы. После этого главные упрочнения авиации переключались на поддержку сухопутных армий.

В соответствии с этими взорами оформились состав и организационная структура боевых сил люфтваффе. Для авиационной помощи армий привлекались эскадры пикирующих бомбардировщиков (StG) на Ju 87, эскадры скоростных бомбардировщиков (SKG), вооруженные двухмоторными истребителями Bf 110С в ударном варианте, и эскадры яркой помощи армий (LG), вооруженные истребителями-бомбардировщиками Bf 109Е и несостоявшимся пикировщиком Hs 123А.

Штурмовики люфтваффе. мифы и реальность. часть 1

В большинстве случаев, снабжая атаку собственных наземных армий, германские экипажи группами по 25-30 самолетов и более, фактически непрерывно «висели» над боевыми порядками войск СССР. Пилоты «трудились» в основном по вызову, делая в сутки до 5-6 боевых вылетов.

Пикирующие бомбардировщики Ju 87В делали атаки с высоты 2000-3000 м с пикирования под углом 60-80°, сбрасывая бомбы с высоты 700-1000 м по пулеметным точкам, артиллерии на позициях, окопам и т.д. на расстоянии 200-300 м в первых рядах собственных танков.

Удары пикирующих «юнкерсов» дополняли истребители-бомбардировщики Bf 109Е-4/В, Bf 110С-4/В и Hs 123А, каковые группами по 20-25 самолетов нападали позиции красноармейцев с пикирования с высоты 800-900 м и с бреющего полета пулеметно-противопехотными бомбами и пушечным огнём.

Бомбовая нагрузка Bf 109Е-4/В составляла 250 кг, но реально не превышала 100 кг. Hs 123 в большинстве случаев нес на четырех подкрыльевых узлах либо 4 бомбы SC50, либо два контейнера с осколочными бомбами (любой по 92 бомбы калибра 2 кг типа SD2) или с двумя 20-мм авиапушками MG FF. Под фюзеляжем на качающейся раме имела возможность подвешиваться 250-кг авиационная бомба.

Бронирование этих самолетов было открыто не сильный: на большей части Hs 123 бронировались борта кабины пилота и устанавливался бронезаголовник, а на Bf 109Е-4/В кроме бронезаголовника имелись 8-мм бронеплиты, каковые защищали пилота снизу и позади.

Одновременно с этим скоростной «мессершмитт» имел возможность делать атаки на высокой скорости под громадными углами пикирования, что снабжало высокие угловые скорости перемещения в вертикальной плоскости и в совокупности с маленькими размерами самолета быстро снижало точность стрельбы расчетов как малокалиберной, так и среднекалиберной зенитной артиллерии. Помимо этого, за счет высокой скорости штурмовой «Мессер» находился в зоне действия зенитных средств непродолжительное время.

По окончании сброса бомб он в полной мере имел возможность постоять за себя в сражении с советскими истребителями, а при случае атаковать бомбардировщики. Но из-за неосуществимости правильного прицеливания при стрельбе и бомбометании из пулеметно-пушечного оружия, в особенности на малых высотах, удары «мессеров» далеко не всегда были действенными.

Биплан Hs 123, в отличие от «Мессершмитта», имел хорошую маневренность, его пилот имел возможность строить очень интенсивный маневр в вертикальной и горизонтальной плоскостях, что кроме понижения точности огня зенитных расчетов, снабжало и лучшие условия для стрельбы и прицеливания из стрелково-пушечного оружия. Помимо этого, «Хеншель» владел «живучим» мотором воздушного охлаждения и весьма прочной конструкцией, имел возможность пикировать с углом до 60° и выдерживал кроме того прямые попадания зенитных снарядов.

отличных показателей «хеншели» и «мессершмитты» показывали при атаках с пикирования в отсутствии истребительного и зенитного прикрытия боевых порядков армий соперника. Наряду с этим самоё впечатляющим у «хеншелей» выяснилось не столько оружие, сколько психотерапевтический эффект от звуков и рёва мотора, издаваемых при пикировании.

Целеуказание германским летчикам давали офицеры наведения, находящиеся на передовых танках, оборудованных средствами связи.

Нужно сообщить, немцы к началу войны с СССР имели замечательно отлаженную в битвах совокупность управления авиацией над полем взаимодействия и боя с наземными армиями. Штабы трудились как часы, фактически не давая никаких сбоев. Летный состав в совершенстве обладал навыками применения бортовых радиостанций. Авианаводчики, действовавшие в тесном сотрудничестве с наземными начальниками, имели практический опыт организации управления авиацией над полем наведения и боя на наземные цели.

Но основное – пилоты люфтваффе владели большим опытом военных действий в составе многочисленных организации и групп самолётов массированных ударов.

Учитывая, что в первоначальный период войны своевременные плотности армий Красной Армии в обороне в среднем были очень низкими (на 1 км фронта приходилось: до 0,6 стрелкового батальона, 5-8 миномётов и орудий, 2-5 орудий ПТО, 0,2-0,7 танков), защита красноармейцев легко «протыкалась» германскими массированными «действиями» и танковыми клиньями авиации.

На направлениях основных ударов немцы создавали такие замечательные ударные кулаки, что сдержать их Красной Армии пришлось тяжело.

Чем стремительнее продвигались германская армия вглубь советской территории, тем тяжелее появилась организация действенного противодействия, а утраты обороняющихся росли существенно стремительнее, чем наступающей стороны.

«Для нас была неожиданной ударная мощь германской армии. Неожиданностью было 6-8-кратное превосходство в силах на решающих направлениях. Это и имеется то основное, что предопределило отечественные утраты первого периода войны»,

– вспоминал маршал Г.К. Жуков.

А люфтваффе наращивали собственную боевую мощь. В сентябре 1941 г. на фронтовые опробования поступили 6 предсерийных штурмовиков Hs 129B-0.

Оружие самолета складывалось из двух 20-мм пушек MG151/20, двух пулеметов обычного калибра MG17 и большой (в перегрузку) бомбовой нагрузки до 350 кг (четыре 50-кг бомбы на бомбодержателях под фюзеляжем, две «пятидесятки» под консолями крыла и 25?2 кг в фюзеляжном бомбовом отсеке). Вместо двух 50-кг бомб под консолями крыла имелась возможность подвески двух контейнеров типа АВ24 на 24 противопехотные 2-кг осколочные бомбы.

По докладам германских пилотов штурмовики Hs 129В-0 показали себя как действенное авиационное средство поражения военной техники и других наземных целей. Так, в один из дней шестерка «хеншелей» восточнее Вязьмы нападали прорвавшиеся через германские позиции советские танки. По словам участников вылета, им удалось в нескольких заходах с высоты 60 м стереть с лица земли 15 советских танков.

Стрельба велась по моторному отсеку танков. Начальник эскадрильи майор Вейсс лишь за 10 октябрьских дней рассказал об уничтожении недалеко от Калинина 18 советских танков.

Вот лишь достоверность докладов германских пилотов в отношении утрат советских танков вызывает большие сомнения. Дело в том, что бронебойный боеприпас к пушке MG151/20 в типовых условиях боев не снабжал пробитие брони кроме того легких танков типа Т-60 и Т-70 при атаках с любого направления и под любым углом пикирования…

Надмоторная броня и броня крыши советских танков всех типов поражалась бронебойным боеприпасом к пушке MG151/20 только при углах пикирования более чем 50°.

При меньших углах пикирования горизонтальная броня не поражалась при любых расстояниях стрельбы.

А ведь угол пикирования на «Хеншеле» ограничивался 30°. Дело в том, что летные характеристики штурмовика были открыто нехорошими, а управление Hs 129В-0 такими тяжёлым, что делало весьма сложным удерживание линии и точное прицеливание визирования на цели на протяжении стрельбы на пикировании. По воспоминаниям германских летчиков ввести поправки в прицеливание на протяжении стрельбы получалось далеко не всегда.

Маленькая ручка управления совсем не учитывала анатомическое строение человека, и вывод автомобили кроме того из пологого пикирования воображал собой мучительный процесс. А вдруг угол пикирования превышал 30°, то упрочнения на ручке управления становились такими большими, что летчикам просто не хватало сил для вывода штурмовика в горизонтальный полет!

Более либо менее действенными могли быть атаки «хеншелей» лишь по советским бронемашинам всех типов, бортовая броня которых не превышала 10 мм, автомашинам и вторым небронированным целям.

Так, огневая мощь и состав оружия Hs 129В-0, и пилотажные особенности самолета не разрешали действенно бороться с военной техникой Красной Армии.

Однако, по окончании победных реляций с восточного фронта германским руководством было издано постановление о срочном запуске Hs 129В в серию. Первый серийный экземпляр Hs 129В-1 покинул сборочный цех 21 декабря.

Последний отличался от В-0 в основном некоторым улучшением в совокупности бронирования самолета, пара улучшенным обзором у летчика вперед-вниз и частично в стороны за счет трансформации формы носовой части остекления и самолёта фонаря кабины, вторыми капотами моторов, открытыми оружейными иным размещением и каналами фюзеляжа радиооборудования. С 3 января 1942 г. началась регулярная приемка Hs 129В-1 люфтваффе. Всего по апрель месяц включительно люфтваффе приняло 44 Hs 129В-1.

Практически все серийные «хеншели» поступили на вооружение 1-й эскадры яркой помощи армий Shc.G.1, которая была организована 13 января 1942 г.

Сначала все Hs 129В группы имели стандартное оружие, но к концу мая «хеншели» из состава 4-й эскадрильи II./Shc.G.1 силами технического персонала были оснащены сменным противотанковым вариантом оружия (так называемый второй «рустзатц» – R2), что включал 30-мм пушку МК101 в подфюзеляжном контейнере с боекомплектом в 30 снарядов (бомбовая нагрузка в этом случае ограничивалась 100 кг).

Трофейные документы, отысканные в Hs 129В-1, сбитом в июне 1942 г. на Юго-Западном фронте, проливают некий «свет» на настоящие боевые особенности «хеншеля»

Тренажер ПравИло Мифы и реальность. Часть 1. Народное славянское радио

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: