«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе?

      Комментарии к записи «Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе? отключены

В то время, когда боевой счёт асов люфтваффе приближался к прекрасным «круглым» цифрам, германские лётчики внезапно начинали заявлять воздушные победы, за которыми в действительности ничего не стояло. О том, как проявлял себя данный болезнь, прозванный «шейной чесоткой» — на примере воздушных битв при освобождении Крыма в осеннюю пору 1943 — весной 1944 года.

Повышенное внимание со стороны органов пропаганды, и, как следствие, всего общества к удачам лётчиков-истребителей во время второй мировой стало причиной появлению в Германии культа воздушных асов. Широкое освещение их достижений в киножурналах и прессе, придание им вида соревнования, и установление чётких параметров по количеству воздушных побед, нужных для получения высших призов, стали причиной тому, что асов люфтваффе при приближении к заветным цифрам практически выкашивала безжалостная заболевание.

На фронтовом жаргоне она именовалось Halsschmerzen, что на русский язык возможно перевести как «заболевание горла», «шейная чесотка» либо «ангина» — словом, то, что приносит неудобство в области шеи, на которую в недалеком будущем должны установить высшую приз Фашисткой германии, Рыцарский крест. Не считая призов, сам по себе красиво «округлённый» счёт воздушных побед содействовал увеличению статуса лётчика.

«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе?
Германские асы истребительной авиагруппы II./JG 52 Генрих Штурм, Герхард Баркхорн, Вильгелм Батц, Отто Фённекольд

Часто асы становились заложниками собственных удач: штабисты и механики имели возможность заблаговременно в ожидании очередного «абшусс’юбилеума» (Abschussjubilaum, что возможно перевести как «юбилейная победа») заготовить дубовые венки, плакаты с поздравлениями и шампанское, тем самым поторапливая лётчика «привезти» из очередного вылета столь долгожданный предлог для праздника. По данной причине рвение к заветной цифре в 50, 100 либо 200 побед имело возможность покупать самые причудливые формы, и многие «специалисты», одержимые жаждой победы, начинали не только с удвоенными силами рваться в бой, но и записывать на собственный счёт поверженных неприятелей, каковые об этом кроме того не подозревали.

Попытаемся на примере военных действий на самом южном участке советско-германского фронта проиллюстрировать настоящее содержание удач германских асов, заявивших собственные «абшусс’юбилеумы» в небе Крыма 1943–1944 годов. Перед тем как перейти конкретно к описанию воздушных битв, нужно сделать одно серьёзное замечание: дабы не утомлять читателя независимыми подсчётами, германское время везде в тексте приведено к столичному.

Восточный Крым

С ноября 1943-го по апрель 1944 года главные события в воздухе над Крымом происходили в небе Керченского полуострова, от Феодосии и Ак-Монайского перешейка на западе до берегов Тамани и Керченского пролива на востоке. Наряду с этим большая часть воздушных битв происходило над восточной оконечностью полуострова и конкретно над Керчью.

Соперниками германских истребителей были лётчики 4-й воздушной армии генерала авиации К. А. Вершинина и большинство ВВС Черноморского флота, которыми руководил генерал авиации В. В. Ермаченков. В состав 4-й ВА входили 230-я и 214-я ШАД, 229-я и 329-я ИАД, 132-я БАД, и отдельные разведывательные и эскадрильи и корректировочные полки. У моряков в различное время и различными силами учавствовали в битвах на этом месте фронта 11-я ШАД, 1-я МТАД, 4-я ИАД, 30-й ОРАП и отдельные эскадрильи.

Начальник истребительной авиагруппы II./JG 52 гауптман Герхард Баркхорн (справа) со своим механиком. Крым, аэропорт Багерово, февраль 1944 года

С германской стороны главным истребительным соединением на востоке Крыма была авиагруппа II./JG 52 гауптмана Герхарда Баркхорна (Hptm. Gerhard Barkhorn) в составе эскадрилий 4./JG 52, 5./JG 52 и 6./JG 52. Только в первой половине ноября 1943 года и пара дней третьей декады января 1944 года ей оказывала помощь несколько I./JG 52 (эскадрильи 1./JG 52, 2./JG 52 и 3./JG 52).

Кроме этого иногда действовала тут хорватская эскадрилья 15.(kroat.)/JG 52, но по окончании окончания Керченско-Эльтигенской десантной операции, с декабря 1943 года, главным районом действия хорватов стала северная часть Крымского полуострова. Исходя из этого собственных «юбилейных» побед в небе восточного Крыма удалось добиться лишь подопечным гауптмана Баркхорна.

Помимо этого, в активных воздушных битвах учавствовали лётчики штурмовой авиагруппы II./SG 2 на «Фокке-Вульфах» Fw 190A/F/G. Увы, об их удачах над Крымом подробных данных практически не сохранились — известны только кое-какие победы, и то, что всего весной 1944 года лётчики группы претендовали на 247 сбитых советских самолётов. Эта очень сильно завышенная цифра, не смотря на то, что и говорит об агрессивных действиях германских штурмовиков, пока не разрешает углубиться в изучение конкретных эпизодов.

«Юбилеи» уходящего 1943 года

Спустя месяц по окончании начала битв за Крым, 30 ноября 1943 года, собственного первого «юбилейного» успеха в керченском небе добился гауптман Герхард Баркхорн. По германским данным, в сражении над западной окраиной посёлка Колонка в 11:50 по окончании его правильных очередей на землю упал истребитель Як-1. Наряду с этим свидетелей успешной атаки аса не было, но победа была засчитана.

В числе встречающих Герхарда Баркхорна по окончании его 200-й победы была непролазная грязь аэропорта Багерово: поздней в осеннюю пору 1943 года были мало пригодны для полётов аэропорты по обеим сторонам Керченского пролива

Баркхорн стал пятым лётчиком люфтваффе, которому удалось преодолеть планку в 200 побед. По возвращении на собственный аэропорт его ожидала праздничная встреча, а 2 декабря в ежедневной сводке Главного руководства Вермахта сообщалось:

«Над Восточным фронтом в ноябре месяце было сбито 865 советских самолётов, а также 54 — военными частями. Начальник группы одной из истребительных эскадр гауптман Баркхорн одержал собственную 200-ю победу».

По советским данным, германский ас вёл бой с лётчиками 249-го истребительного авиационного полка. Закрывая собственные войска недалеко от Керченского полуострова, во время с 11:35 до 12:15 10 истребителей ЛаГГ-3 полка совершили воздушный бой с восьмёркой Bf 109. В следствии боя лейтенант Г. Г. младший лейтенант и Гришаев С. И. Харламов подбили по одному «Мессершмитту».

Германские лётчики ответили тем же: повреждения взяли «ЛаГГи» майора Ф. Н. Кулякина, лейтенанта П. М. Батырева и младшего лейтенанта С. И. Харламова. Все три истребителя были скоро отремонтированы силами техсостава полка и вошли в строй, исходя из этого заявку Баркхорна на победу можно считать очень сильно завышенной.

Лётчики 2-й эскадрильи 66-го ИАП 329-й ИАД, зима 1943–1944 гг. В центре в кожаном реглане — комэск капитан Н. Г. Сидоров, правее него участники боя 7 декабря 1943 года: младший лейтенант В. С. Иванов, лейтенант М. Н. Андрианов, младший лейтенант Н. В. Радченко

Спустя семь дней, 7 декабря, первого «юбилея» добился фельдфебель Хайнц Заксенберг (Fw. Heinz Sachsenberg) из 6./JG 52. В сражении недалеко от Таманского полуострова в 16:50 и 16:55 он заявил две «Аэрокобры», якобы упавшие в воду южнее косы Тузла и северо-западнее Тамани соответственно.

Это были 49-я и 50-я победы германского аса, каковые подтверждали другие лётчики.

Со стопроцентной уверенностью возможно заявить, что немцы вели бой с «Аэрокобрами» 66-го истребительного авиационного полка 329-й истребительной авиационной дивизии. Четвёрка капитана Н. Г. Сидорова во время с 16:05 до 17:00 закрывала плавсредства в районе Эльтиген — коса Тузла — Кротков — Тамань.

В 16:30–16:40 лётчики совершили бой с шестёркой Bf 109 и без ущерба для себя заявили два «Мессершмитта» сбитыми (капитан Н. Г. Сидоров, младший лейтенант В. С. Иванов) и ещё один подбитым (младший лейтенант Н. В. Радченко). Но, в случае если делать выводы по германским документам, в конечном итоге бой закончился «нулевой ничьей».

250-я победа гауптмана Баркхорна

В новом 1944 году основной предлог для праздника всей группе II./JG 52 снова преподнёс её начальник гауптман Баркхорн. 13 февраля в сражении с советскими истребителями в районе Аджим-Ушкай он в 14:46 заявил сбитым Як-1, ставший 250-й личной победой аса. Её по всем правилам подтвердил ведомый Баркхорна унтер-офицер Хайнц Эвальд (Uffz.

Heinz Ewald). По окончании Вальтера Новотны (Hptm. Walter Nowotny) из I./JG 54 и Гюнтера Ралля (Maj. Gunther Rall) из III./JG 52, добившихся ноября 14 года и 28 успеха 1943 октября соответственно, Баркхорн стал третьим лётчиком в истории воздушных войн, кому покорилась эта волшебная цифра.

Любопытно, что в этом же бою собственную 25-на данный момент победу заявил будущий кавалер Рыцарского Креста лейтенант Вальтер Вольфрум (Ltn. Walter Wolfrum).

По окончании приземления юбиляру была преподнесена табличка с надписью «Поздравляем с 250-й воздушной победой». Надпись «Christl» на борту «Мессершмитта» — имя невесты лётчика, находившееся на большинстве его самолётов. Надпись конкретно связана с событием — скоро Баркхорн женился в отпуске, предоставленном по случаю 250-й победы

По возвращении на аэропорт Баркхорна ожидала пышная церемония: перед командным пунктом группы в честь этого события кроме того собрали оркестр. В течение дня «юбиляру» стали поступать поздравительные весточки от друзей из командования и других эскадр. В весточке командующего люфтваффе Германа Геринга говорилось:

«Дорогой Баркхорн, сообщение о Вашей 250-й победе наполняет меня гордостью и восхищением за Ваши грандиозные удачи в битвах на Восточном фронте. По такому редкому случаю в истории войны в воздухе высказываю Вам, примерному, отважному и с удовольствием делающему боевые задания лётчику-истребителю, мою искреннюю признательность. командир и Такой боец, как Вы, служит на наивысшую честь не только моих люфтваффе, но и всего германского народа.

Хочу Вам всего наилучшего в Ваших предстоящих битвах».

Отдали должное результативности аса и в ежедневной сводке главного руководства вермахта от 14 февраля 1944 года, а 2 марта Герхард Баркхорн был награждён Клинками к Рыцарскому кресту.

Что говорят по поводу этого эпизода советские документы? В данный сутки битвы недалеко от Керченского полуострова вели лишь лётчики-истребители 4-й воздушной армии. В первую очередь в указанное время по одной воздушной схватке довелось выдержать лётчикам 42-го гвардейского истребительного авиационного полка и 249-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии.

Начальник эскадрильи 42-го гвардейского истребительного авиационного полка Герой Советского Союза Фёдор Захарович Калугин

Тройка Як-1 (четвёртый лётчик возвратился на аэропорт по обстоятельству нехорошего самочувствия), ведомая Храбрецом СССР Гвардии лейтенантом Ф. З. Калугиным, во время с 14:23 до 15:08 закрывала плавсредства в Керченском проливе. Западнее Керчи лётчики увидели четвёрку «Фокке-Вульфов» Fw 190, каковые по окончании атаки гвардейцев ушли пикированием на запад. Затем «Яки» юго-западнее Керчи на высоте 4000 метров совершили ещё один бесплодный воздушный бой с двумя Bf 109 и двумя Fw 190.

Лётчики охранявшей в 14:15–15:05 четвёрки «Аэрокобр» лейтенанта А. С. Глобы из 66-го ИАП были наведены на группу «Мессершмиттов», ведущих бой с Як-1. При приближении нового соперника немцы предпочли уйти восвояси.

Лётчики 3-й эскадрильи 66-го ИАП лейтенант Алексей Глоба и его ведомый младший лейтенант Николай Устюжанинов на фоне «Аэрокобры», Тамань, зима 1943–1944 гг.

Приблизительно одвременно с этим, в 14:25–15:03, задание по вызову радиостанции наведения делала тройка ЛаГГ-3 249-го ИАП, ведомая лейтенантом Н. А. Кистаевым. Над Керченским проливом лётчики встретили шестёрку Fw 190. По окончании первой лобовой атаки три вражеских истребителя ушли на запад, а второе звено приняло бой. Отбивая атаку «Мессершмитта» на младшего лейтенанта И. В. Стрельцова, ведущий советской группы маленькой очередью подбил один «Фокке-Вульф», что с дымящим мотором ушёл на собственную территорию.

Ещё один Fw 190 пробовал атаковать младшего лейтенанта В. В. Сладкевича, но был контратакован Стрельцовым, подбит и также ушёл в сторону аэропорта Багерово. За ним последовал и оставшийся «Фоккер».

В итоге без ущерба для себя советские лётчики подбили два Fw 190. Быть может, само собой разумеется, что они неверно идентифицировали германские самолёты и вели бой с группой Баркхорна, но правдоподобнее выглядит версия, что с парами Баркхорна и Вольфрума сражались гвардейцы 42-го Гв.ИАП, а несколько Кистаева схватилась с лётчиками II./SG 2.

Это было ещё не всё. В 14:23–14:35 в двух последовательных стычках сперва с группой пикировщиков Ju 87 в районе Булганак — Мама Русская, а позже с четвёркой Fw 190 над Керчью принимала участие четвёрка «Аэрокобр» 101-го гвардейского истребительного авиационного полка. Её ведущий Гвардии младший лейтенант С. С. Иванов заявил сбитым один «Юнкерс», а подбитый им «Фокке-Вульф», по докладу лётчика, с дымом ушёл на запад.

Похоже, спутав «Аэрокобру» с «Яком», как раз в этом бою в 14:25 в районе Керчь — Аджим-Ушкай победу над Як-9 заявил будущий лучший воздушный ас штурмовой авиации лейтенант Аугуст Ламберт (Ltn. August Lambert) из 6./SG 2. Высота боя (2000 метров) кроме этого сходится в советских и германских источниках.

В честь 250-й победы Баркхорна сослуживцы организовали настоящий праздник — был кроме того собран оркестр

Наконец, по вызову наземного пункта наведения для прикрытия собственных армий недалеко от Керчи в атмосферу была поднята четвёрка ЛаГГ-3 из 979-го ИАП 230-й штурмовой авиационной дивизии, которую вёл младший лейтенант И. Ф. Рубцов (будущий Храбрец РФ). В районе прикрытия звено было неожиданно атаковано парой германских истребителей, подбивших самолёт младшего лейтенанта В. У. Крышнева.

Лётчик благополучно посадил самолёт на колёса на площадке Страшная на плацдарме, а остальные три «ЛаГГа» возвратились на собственный аэропорт. Скоро повреждённый самолёт был восстановлен и возвратился в строй.

Подробности этого вылета в документах разного уровня пара расходятся, но в любом случае они подтверждают только то, что 250-я победа аса №2 в истории авиации Герхарда Баркхорна являлась плодом его воображения. Так, в издании военных действий 230-й ШАД время взлёта четвёрки Рубцова указано как 14:48 — другими словами уже позднее заявки Баркхорна. Пара «Мессершмиттов», упомянутая в этом документе, — разумеется, лейтенант Вольфрум с ведомым, что в 15:03 заявил собственную вторую победу над Як-1 в этом вылете.

В издании учёта боевой работы 979-го ИАП значится время взлёта 14:59, а в качестве соперника указана пара «Фокке-Вульфов». В этом случае атака по «ЛаГГу» Крышнева могла быть совершена лётчиками II./SG 2.

По примеру начальника

17 марта 1944 года собственной 50-й победой отметился один из самые результативных в это время лётчиков II группы лейтенант Петер Дюттманн (Ltn. Peter Duttmann) из 5./JG 52. В данный сутки штурмовики 11-й ШАД ВВС Черноморского Флота наносили удар по германским торпедным катерам в порту Феодосии.

На исполнение задания в 11:20 вылетело 27 Ил-2 из 8-го Гв.ШАП и 47-го ШАП с замечательным эскортом из более чем 60 истребителей. В ярком прикрытии шли 26 ЛаГГ-3 из 25-го ИАП и 13 Як-9 из 6-го Гв.ИАП, ударной группой были 12 ЛаГГ-3 из 9-го ИАП, а ещё 10 ЛаГГ-3 из 3-го ИАП были выделены для подавления зенитной артиллерии немцев.

Часть германских истребителей из II./JG 52 в данный сутки действовала в районе советских переправ на Сиваше в северной части Крыма, исходя из этого противодействие в небе Феодосии оказало, по докладу советских лётчиков, не более 10 «Мессершмиттов», с которыми «ЛаГГи» и «Яки» удачно совершили бой, заявив две победы. Со своей стороны, германские истребители не поскупились и посчитали сбитыми четыре Ил-2 и шесть истребителей, среди которых была и невесть откуда взявшаяся «Аэрокобра».

Асы II группы эскадры JG 52 Петер Дюттманн, Хайнц Заксенберг и Герхард Хоффманн, отличившиеся над Крымом

Наряду с этим три ЛаГГ-3 и один Ил-2 (германский историк Бернд Барбас ошибочно показывает на четыре «ЛаГГа») были записаны на счёт лейтенанта Дюттманна — это были его победы №№49–52, на каковые асу пригодилось всего шесть мин.. В соответствии с «Книжке достижений» Дюттманна, собственную 50-ю победу он заметил так: атакованный им в 11:20 ЛаГГ-3 взял попадания в кабину и радиатор, по окончании чего за ним показался шлейф тёмного дыма, и он отвесно упал в воду в 13 километрах восточнее Феодосии. Эта победа Дюттманна, как и, по всей видимости, остальные в этом бою, состоялась только в воображении германского лётчика.

Единственной безвозвратной утратой моряков в этом налёте стал один Ил-2 из 47-го ШАП. В своевременной сводке ВВС Черноморского флота отмечено предположение, что он был подбит зенитками, по окончании чего совершил вынужденную посадку на воду в 50–100 метрах от мыса Чауда. К сожалению, экипаж младшего лейтенанта С. А. Бёма и сержанта Н.А.

Алешковского утонул вместе с самолётом. Кроме того в случае если эта утрата была позвана атакой истребителя, то ближе к ней находится заявка фельдфебеля Андреаса Штерля (Fw. Andreas Sterl), что имел возможность проследить за судьбой подбитого штурмовика: указанный в его заявке квадрат приблизительно соответствует месту приводнения штурмовика Бёма.

Ещё один Ил-2 был подбит зенитками и совершил вынужденную посадку на аэропорте Бугаз. Через 14 дней он возвратился в строй.

Севастополь и Север Крыма

С середины марта 1944 года боевые действия сместились в северную часть полуострова, а после этого в район Севастополя, где главным соперником германских лётчиков была 8-я воздушная армия — в первую очередь части 7-го ШАК, 3-го ИАК, 1-й Гв.ШАД, 6-й Гв.БАД и 6-й Гв.ИАД, и вошедшая в состав армии уже к финальным битвам 230-я ШАД. Так же, как и прежде деятельно действовали и части ВВС Черноморского флота.

С 11 апреля и до самого финиша военных действий в мае 1944 года помощь II группе JG 52 оказывали лётчики перебазировавшейся на аэропорт Херсонес III группы. Её управлял майор Гюнтер Ралль, но уже 19 апреля его поменял гауптман Вильгельм Батц (Hptm. Wilhelm Batz).

В последний месяц битв в Крыму лётчики двух групп эскадры JG 52 кроме этого отметились несколькими юбилейными победами.

Обер-лейтенант Генрих Штурм у собственного «Мессершмитта»

8 апреля 1944 года, в сутки Украинского наступления фронта 4-и начала войск, начальник 4./JG 52 обер-лейтенант Генрих Штурм (Oblt. Heinrich Sturm) в вечернем бою во время с 18:31 до 18:47 в районе сейчас провалившегося сквозь землю посёлка Асс-Найман, он же Днестровка, заявил сбитыми три советских истребителя: два Як-1 и один Р-39. Для Штурма это были победы №99–101.

На уничтожение ещё одного «Яка» в том же бою претендовал унтер-офицер Харальд Вагнер (Uffz. Harald Wagner).

Всего в данный сутки истребители II./JG 52 в битвах в северной части Крыма заявили сбитыми 12 советских истребителей, тогда как 8-я воздушная армия утратила только один Як-1 из 73-го Гв.ИАП. В воздушном бою недалеко от полуострова Тюй-Тюбе во время с 17:00 до 17:50 был подбит истребитель Гвардии младшего лейтенанта А. И. Кузнецова, и лётчик совершил вынужденную посадку.

Эту победу возможно отнести на счёт упомянутого выше лейтенанта Петера Дюттманна, что заявил Як-1 в 17:29 в районе восточнее Ан-Найман, либо лётчика 6./SG 2 обер-фельдфебеля Хельмута Мишке (Ofw. Helmut Mischke), претендовавшего на уничтожение двух Як-9 недалеко от Перекопа во время с 17:25 до 17:30. «Юбилей» же Штурма был результатом громадного жажды достигнуть волшебного трёхзначного числа: всего в данный сутки он заявил восемь побед.

Лётчики 73-го Гв.ИАП 6-й Гв.ИАД 8-й ВА, 1944 год. На крыле в шлемофоне — младший лейтенант А. И. Кузнецов

Последней «круглой» победы в небе Крыма лётчики II./JG 52 добились 22 апреля. В утреннем бою западнее Севастополя между 09:35 и 09:43 фельдфебель Герхард Хоффманн (Fw. Gerhard Hoffmann) из 4./JG 52 записал на собственный счёт три сбитых Ил-2, а ещё один штурмовик стал жертвой унтер-офицера Райхштайна (Uffz. Wolfgang Reichstein).

Для Хоффманна это были победы №№99–101.

В данный сутки деятельно действовали штурмовики 8-й воздушной армии. Так, 1-я Гв.ШАД утратила от зенитного огня один Ил-2, ещё два потребовали ремонта. В 289-й ШАД безвозвратных утрат не было, но повреждения взяли целых 11 «Илов». В любом случае, это случилось вечером, в 18:15–18:30, и к заявкам лётчиков 4./JG 52 отношения не имело.

Немцы же имели дело с лётчиками 11-й ШАД ВВС ЧФ, каковые в 9:30–9:50 двумя группами (13 Ил-2 из 47-го ШАП и 18 Ил-2 из 8-го Гв.ШАП) под прикрытием 15 «Яков» 6-го Гв.ИАП наносили удар по конвою западнее Севастополя. Кроме зенитного огня с судов, штурмовики подверглись атаке четырёх Fw 190 и двух Bf 109.

По советским данным, навигатор эскадрильи лейтенант Ф. П. Удовиченко из 47-го ШАП сбил «Фокке-Вульф», а его однополчанин воздушный стрелок сержант Л. Н. Петер — «Мессершмитт». Огнём зениток был подбит штурмовик младшего лейтенанта Н. Ф. Спорыхина и сержанта И. К. Чемисова. Ил-2 приводнился северо-западнее конвоя, экипаж перебрался в надувную спасательную шлюпку, и с того времени о лётчиках ничего не известно.

Два «Ила» из 8-го Гв.ШАП, пилотируемые Гвардии младшими лейтенантами А. П. Штоколовым и М. Н. Казаковым, взяли повреждения от зениток и огня истребителей. Лётчики дотянули до собственного аэропорта и совершили вынужденные посадки на фюзеляж. Экипажи не пострадали, но автомобили нуждались в ремонте в стационарных авиамастерских.

Если судить по советским данным, в сражении принимали участие и Fw 190 из II./SG 2, каковые кроме этого имели возможность заявить победы, но кроме того в случае если повреждение одного из «Илов» стало результатом атаки как раз Хоффманна, то собственной 100-й победы он в любом случае в этом бою не добился.

Лётчики 6-го Гв.ИАП ВВС Черноморского флота изучают полётные карты на фоне истребителей Як-9, май 1944 года

Завершая рассказ о «юбилейных» победах германских лётчиков в небе Крыма, стоит упомянуть ещё об одной «круглой» цифре удач группы III./JG 52. 6 мая 1944 года собственной 100-й победы добился ветеран эскадрильи 8./JG 52 фельдфебель Карл Гратц (Fw. Karl Gratz).

В 14:02 в воздушном бою в районе Бельбека его жертвой стал коммунистический истребитель, идентифицированный как ЛаГГ. В случае если ВВС ЧФ утрат среди истребителей не имели, то 8-я воздушная армия за сутки лишилась семи автомобилей: пяти Як-1, одного Як-9 и одного ЛаГГ-3. Ещё один ЛаГГ взял повреждения, но благополучно приземлился.

Все эти утраты были понесены или в первой половине дня, с 8:00 до 13:13, или во время с 15:15 до 16:20, что открыто не сходится со временем заявки Гратца.

К сожалению, создатель не располагает подробными документами частей 8-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота за данный период, исходя из этого до тех пор пока нельзя сказать, с кем вёл бой Гратц. В этом случае это не играется громадной роли: главным остаётся факт успехи волшебной цифры побед без настоящих на то оснований. Любопытно, что это был последний успех лётчика в небе Крыма: по всей видимости, на протяжении битв в небе полуострова он задался целью любой ценой добиться тут заветной 100-й победы.

Итоги

Подводя итоги, стоит справедливости для добавить, что приведённые примеры иллюстрируют не все «абшусс’юбилеумы», заявленные германскими лётчиками в Крыму. Кое-какие их удачи находят настоящее подтверждение в советских документах, другие же нереально гарантированно подтвердить либо опровергнуть.

Дабы у читателя не сложилось фальшивого представления о настоящей результативности упомянутых германских лётчиков-истребителей, возможно добавить, что многие удачи некоторых асов II./JG 52 (Баркхорна, Заксенберга, Хоффманна) вправду имели место. Упомянутый лётчик III./JG 52 Карл Гратц кроме этого довольно часто получал настоящих удач, а также в битвах за Крым — к примеру, чего стоит его успешная атака по «Аэрокобре» два раза Храбреца СССР Гвардии майора А. В. Алелюхина из 9-го Гв.ИАП, по окончании чего советскому асу было нужно покинуть самолёт с парашютом.

Последним пристанищем германских истребителей на крымской земле стал аэропорт Херсонес. Все «Фокке-Вульфы» SG 2 и «Мессершмитты» JG 52, не талантливые долететь до румынских аэропортов, в виде обломков достались Красной армии

В целом же картина по «юбилейным» победам над Крымом 1943–1944 гг. выглядит так:

12.11.1943

Ltn. Helmut Lipfert

6./JG 52

Ил-2

50

скорее, нет

30.11.1943

Oblt. Wilhelm Batz

5./JG 52

Ил-2

50

да

30.11.1943

Hptm. Gerhard Barkhorn

II./JG 52

Як-1

200

нет

06.12.1943

Fw. Hans Ellendt 4./JG 52 Ил-2 50 вероятно

07.12.1943

Fw. Heinz Sachsenberg 6./JG 52 P-39 50 нет
12.01.1944 Ltn. не меньше 5./JG 52 P-39 100 да

13.02.1944

Hptm. Gerhard Barkhorn II./JG 52 Як-1 250 нет
28.02.1944 Fw. Gerhard Hoffmann 4./JG 52 ЛаГГ-3 50 скорее, нет
17.03.1944 Fw. Peter Duttmann 5./JG 52 ЛаГГ-3 50 нет
22.03.1944 Oblt. Wilhelm Batz 5./JG 52 Як-1 100 вероятно
26.03.1944 Ltn. Walter Wolfrum 5./JG 52 Як-1 50 скорее, да
07.04.1944 Fw. Andreas Sterl 4./JG 52 Ил-2 50 нет
08.04.1944 Oblt. Heinrich Sturm 4./JG 52 Як-1 100 нет
11.04.1944 Ltn. Helmut Lipfert 6./JG 52 Ил-2 100 вероятно
11.04.1944 Ltn. Hans Waldmann 6./JG 52 Як-7 100 вероятно

22.04.1944

Fw. Gerhard Hoffmann 4./JG 52 Ил-2 100 нет

23.04.1944

Fw. Hans-Joachim Birkner 9./JG 52 Пе-2 50 скорее, нет
06.05.1944 Karl Gratz 8./JG 52 ЛаГГ-3 100 нет

Настоящая результативность всех указанных германских лётчиков — тема для независимых исследований. Однако на основании обрисованных случаев возможно сделать вывод, что желание отпраздновать прекрасный «абшусс’юбилеум» либо серьёзную для получения высокой награды победу иногда приводило к тяжёлым приступам «боли в горле» и толкало германских асов, кроме того не склонных в простых условиях к лжи, на явный подлог.

литература и Источники:

  1. ЦАМО РФ, фонд 230-й ШАД.
  2. ЦАМО РФ, фонд 329-й ИАД.
  3. ЦВМА РФ, фонд 11-й ШАД.
  4. ЦАМО РФ, фонд 1-й Гв.ШАД.
  5. ЦАМО РФ, фонд 289-й ШАД.
  6. ЦАМО РФ, фонд 6-й Гв.ИАД.
  7. ЦАМО РФ, фонд 42-го Гв.ИАП.
  8. ЦАМО РФ, фонд 163-го Гв.ИАП.
  9. ЦАМО РФ, фонд 66-го ИАП.
  10. ЦАМО Российской Федерации, фонд 979-го ИАП.
  11. Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Uberlingen.
  12. Bernd Barbas: Die Geschichte der III. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Uberlingen.
  13. Bernd Barbas. Das vergessene As. Der Jagdflieger Gerhard Barkhorn — Luftfahrtverlag-Start, Bad Zwischenahn, 2014.
  14. Leistungsbuch Peter Duttmann.

Фото из фондов ЦАМО, коллекций автора, Алексея Пекарша и Бернда Барбаса, и домашнего архива К. А. Легейды.

Создатель разыскивает родственников авиаторов 4-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота, принимавших участие в битвах за Крым, и будет признателен, в случае если с ним свяжутся по адресу электронной почты ivan_l@ukr.net.

Чесотка — симптомы, признаки, лечение

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Вынужденные драться

    Сначала ВОВ германские лётчики-истребители были достаточно свободны в выборе тактики собственных действий. Вкупе с превосходством и отличной подготовкой…

  • «Странная» сидячая война: люфтваффе против ввс франции

    Кертис Хок H.75C1 из группы CG II/5 «Необычная», «сидячая» война – такое наименование взяли боевые действия на Западном фронте во время от объявления…

  • Ас из «пожарной команды крыма»

    При детальном изучении воздушных битв с участием германских асов обычно узнается, что успехи самых именитых из них далеки от действительности, а…

  • К вопросу о потерях люфтваффе. часть -цатая

    Неприятность оценки утрат ВВС Германии (люфтваффе) всплывает фактически неизменно, в то время, когда кто-то пробует прибегнуть к «балансовому способу» –…

  • Испанская грусть

    Обращение отправится о лётчиках-испанцах, на протяжении ВОВ сражавшихся в истребительных авиачастях советских ВВС и ПВО территории страны. Правильнее – о…

  • Григорий кравченко. от китая, халхин-гола до синявинских высот

    Григорий Кравченко появился 12.10.1912 года в селе Голубовка Новомосковского района Днепропетровской области, в многодетной крестьянской семье. Украинец….