Часть 1
«Шаропоезд? Как же не забываю, – сообщил мне ветхий железнодорожник. – Большое количество было шума. А позже всё разом стихло, наподобие и не было ничего.
Всё забыто».
И правильно, практически не осталось уже свидетелей той эпопеи с шаропоездом. Кто сейчас может расшифровать сокращение ШЭЛТ? Кто не забывает изобретателя Николая Ярмольчука?
ДОЛОЙ КОЛЁСА!
Эта необычная история случилась в середине 30-х годов прошлого века, в эру индустриализации. Никому до того малоизвестный юный инженер Николай Григорьевич Ярмольчук изобрёл эргономичный, надёжный сверхскоростной поезд и, казалось, разрешил, наконец, задачу, над которой в далеком прошлом бились конструкторы многих государств.
От Москвы до Ленинграда – за три, в противном случае и за два часа! От Москвы до Иркутска — за 30 часов вместо семь дней! Но сверхскорость была лишь одним и далеко не самым ответственным из преимуществ чудо-поезда.
Что же это за поезд?
Мысль была неожиданностью, смелой, кроме того наглой: отказаться от привычных ЖД дорог и вместо колёс применять шары. Последние должны были катиться по пути виде жёлоба. Вот оно – одноколейное перемещение, которое даёт возможность взять огромные скорости!
Колёса простых поездов удерживаются на рельсах только благодаря узким ободкам собственных реборд. Наряду с этим неизбежны виляния, удары. И чем выше скорость состава, тем посильнее эти неприятные а также страшные явления.
Другое дело – шаровые катки. Они свободны, их сообщение с дорогой эластична. Шаропоезд будет машинально, естественным путём устанавливаться в жёлобе, сможет двигаться медлено с любой самой громадной скоростью.
Так рассуждал Ярмольчук, и это было правильно.
Само собой разумеется, новый, идеальный вид транспорта должен был трудиться на электричества и, следовательно, именоваться шароэлектролотковым, либо сокращённо ШЭЛТ.
Сперва Николай Ярмольчук трудился над собственным изобретением в одиночку. Никто не торопился ему на помощь. Наоборот, везде встречал он отказы. Пара лет спустя издание «Техника-молодёжи» растолковывал это так:
«Юный, малоизвестный Ярмольчук наталкивался на равнодушное и враждебное отношение ветхих экспертов. Они заявляли, что его мысль нелепа и неосуществима».
НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ
Изобретатель тогда и предполагать не имел возможности, что скоро всё разительно изменится, что он окажется в центре общего внимания, а его шаропоезд будет заявлен последним словом транспортной техники. Объяснение простое: вмешалась политика. Мысль сверхпоезда идеально совпала с провозглашённым тогда лозунгом «догнать и перегнать».
Данный неожиданный поворот случился во второй половине 20-ых годов XX века в Столичном университете инженеров транспорта Ярмольчуку удалось выстроить модель шаровагона. Она с уверенностью двигалась по лотку, проложенному на полу лаборатории.
Воздействие модели выяснилось такими убедительным, что уже через пара месяцев при министерстве путей сообщения был создан особый отдел с долгим, но правильным заглавием: «Бюро умелого строительства сверхскоростного транспорта по реализации и разработке изобретения Н. Г. Ярмольчука», сокращённо БОССТ. Отныне уже несколько, а с группой техников и инженеров изобретатель работал над созданием диковинного экспресса.
Катки поезда имели вид «шароидов», полых железных шаров со срезанными боками. Сверху они покрывались слоем резины. Любой вагон опирался на два «шароида», в которых, на оси, подвешивался замечательный электромотор, что при помощи фрикционной либо зубчатой передачи, подобно белке в колесе, приводил в перемещение каток. Так, вагон двигался на собственных катках, как едут на двух колёсах велосипед либо мотоцикл.
Устойчивость достигалась за счёт сильного понижения центра тяжести, практически к точкам опоры (Ярмольчук, растолковывая это, приводил в пример необычную устойчивость известной игрушки «Ванька-встанька»).
Начались лабораторные испытания по изучению механики неординарного поезда.
БОРЬБА НА ДВА ФРОНТА
Статьи в изданиях (а также, особых) обрисовывали огромные преимущества шароэлектролоткового поезда,
«суляшего настоящий переворот в транспорте».
При сооружении лотковых дорог из железобетона расход металла уменьшится в полтора раза, чем при прокладке рельсовых дорог. А потому, что секции возможно заблаговременно изготавливать на заводе, то прокладка кроме того весьма долгой дороги займёт очень мало времени.
Перемещение пассажирских поездов намечалось ускорить в пять, шесть раз, товарных – ешё больше, раз в двадцать! А пропускная свойство лотковых дорог? Она будет вдвое выше, чем у рельсовых. Шаропоезда, уверял один издание, станут
«могучим транспортным средством, талантливым перебрасывать в малейшее время население целых городов».
Но соперники Ярмольчука также не молчали, раздавалась и критика. Но она тонула в хоре восхваления.
«Ярмольчук – коммунист, – писал издание «В бой за технику». – Он знает значение изобретательства для СССР, знает, что мы должны догнать и перегнать в технико-экономическом отношении капиталистические государства. Знает он и директивы о борьбе на два фронта. И он вступает в бой с правыми уклонистами, недооценивающими значение шароэлектролоткового транспорта, ведя одновременно ожесточённую борьбу с левацкими загибщиками».
В апреле 1932 года был изготовлен шаровагон в одну пятую натуральной величины. Полгода спустя – уже целый поезд из пяти таких вагонов. Но, эти мини-вагоны цилиндрической, «самолётной», формы, с круглыми окнами-иллюминаторами были не так уж и мелки: диаметром в три четверти метра и длиной более шести метров.
Поезд воображал собой как бы единое тело – эластичное, ровное, низко сидящее над полотном лотковой дороги.
Передний вагон заканчивался обтекателем, похожим на голову то ли змеи, то ли какого-либо доисторического чудовища. Тут пребывала кабина машиниста.
«ПРЕПЯТСТВИЙ НЕ УСМАТРИВАЕТСЯ»
Для опробований модели у подмосковной станции Северянин на площадке, окружённой забором, выстроили шародром – умелый электрифицированный лотковый путь. Он складывался из двух замкнутых колец длиной около трёх километров, связанных между собой соединительной веткой.
Лоток был древесным. Шаропоезд – светло синий-красная змея мчался по нему со скоростью до 70 км/ч. Проверялись устойчивость, безопасность перемещения, сила тормозов, надёжность лотка и «шароидов».
Не смотря на то, что это была лишь только модель шаропоезда, в ней имели возможность помещаться и пассажиры – по два в каждом вагоне, действительно, лишь… в лежачем положении, расположившись на клеёнчатых подушках. Обозреватель издания «Знание-сила» Д. Липовецкий, совершивший поездку в шаропоезде, так обрисовывал собственные ощущения:
«В то время, когда я влезал в узкий вагончик и подготавливался к умелому пробегу по трёхкилометровому кольцу, открыто говоря, меня мучили сомнения а также ужас. Мне казалось, что поезд обязан соскочить с лотка на стремительном ходу, что он в обязательном порядке перевернётся, случится что-то неожиданное и скверное.
Но ничего для того чтобы не произошло. Мягко и чуть заметно покачиваясь, без грохота и простого в поездах металлического перестука колёс шаропоезд глотал пространство. На кривых он самопроизвольно наклонялся, сохраняя равновесие.
Одетые в резину шары очень тихо крутились, унося вперёд железную змею с огромной скоростью».
Пара месяцев длились опробования на шародроме. Их результаты разглядел Совет экспертов во главе с академиком С.А.Чаплыгиным. Заключение было очень и очень хорошим.
Основной суть его: строить шаролотковую дорогу нужно, никаких технических препятствий к этому Советом «не усматривается».
МОСКВА – НОГИНСК
А шаропоезд, его необычные качества уже начали воодушевлять и стихотворцев. Узнаваемый поэт Владимир Нарбут по окончании того, как сам промчался по чудо-дороге, написал стих, которое так и именовалось «Шаропоезд» (оно было размещено в 1934 г. в литературном издании «Тридцать дней»):
По поверхностному лотку (Практически по жёлобу для кегель)
Он разрешён войти,
Он летит под шум,
Боеприпас напоминая некоторый…
Поэт уже видел настоящий, пассажирский шаропоезд, мчащийся с невиданной скоростью по первой дальней лотковой автостраде. И казалось, что это вот-вот случится.
Вправду, 13 августа 1933 года Совнарком своим распоряжением обязал Комиссариат путей сообщения приступить к постройке «в малейший срок» умело-эксплуатационной шаролотковой дороги.
Обращение шла о, так называемой,
«дороге средних габаритов»,
с поездами сниженных размеров, с шарокатками диаметром два метра и скоростью перемещения 180 км/ч. Постройка же дороги
«обычных габаритов»
для поездов с шаровыми катками диаметром три метра 70 сантиметров и скоростью до 300 км/ч откладывалась на ближайшее будущее. Экспериментальная шаролотковая дорога разрешила бы накопить опыт, освоить новый вид транспорта, дабы после этого перейти к сверхскоростям.
Начались изыскания подходящей автострады. Из двух вариантов – Москва – Москва и Звенигород – Ногинск предпочтение было дано второму варианту. Линия протяжением в полсотни километров связала бы со столицей промышленные районы Подмосковья. В Москве начальный пункт автострады намечалось устроить в Измайлове, вблизи станции метро и трамвайных остановок.
За год шаролотковые поезда должны были перевозить до пяти миллионов пассажиров.
МИРОВАЯ ЛОТКОВАЯ СЕТЬ
В один момент шло спешное проектирование лоткового пути, вагонов, электрооборудования, контактной сети. Протяженность состава из трёх шаровагонов, в соответствии с проекту, превышала 25 метров. В каждом вагоне имелось 82 места для сиденья.
Лотковый путь вспоминал бетонным. Часть его планировалось поднять на эстакады, а наземные участки оградить с обеих сторон заборами.
«на данный момент проект находится в стадии практического осуществления, – информировал в ноябре 1933 года издание «В бой за технику». – Всё это требует напряжённой и усердной работы, но прочно слаженный аппарат коммунистов-инженеров двигает дело вперёд».
Более того, параллельно прорабатывался и проект пассажирского шароэлектролоткового поезда
«обычных эксплуатационных размеров»,
с вагонами на 110 пассажиров любой.
Таковой шароэкспресс, двигающийся по лотку со скоростью самолёта, должен был выполнять регулярные рейсы между Ленинградом и Москвой.
Сам Ярмольчук сначала разглядывал собственный поезд как
«резерв» социалистической стройки»
и не поддерживал
«левацких загибшиков»,
каковые призывали все железные дороги заменить лотковыми. Но и он со временем начал сказать о
«замечательной лотковой сети сообщения по всей стране»,
а дальше и больше – в мире. Обращаясь к юным читателям издания «Пионер», он писал:
«Шаропоезд создан у нас как детище Октября, и в то время, когда вы станете взрослыми, по Глобальному Альянсу Советских республик, я уверен, будут проложены шаролотковые пути».
Постройку первой в мире лотковой дороги планировалось завершить в осеннюю пору 1934 года, к XVII годовщине Октября. Но стройка кроме того не началась. Шум около шаропоезда стих так же скоро, как и начался.
Что же случилось?
Смерть ИДЕИ
Сработали, наконец, тормоза обычной критики. уверенность и Здравый смысл, что железные дороги ещё не исчерпали собственных возможностей, всё-таки взяли верх. Идея перестроить целый рельсовый путь, заменить его в течении тысяч километров бетонными лотками имела возможность прийти в головы, только весьма разгорячённые политикой.
Говоря об экономической пользе шаропоездов, утверждавшие это, забывали о больших затратах, совсем непосильных для страны.
Николай Ярмольчук, совсем сравнительно не так давно окружённый неординарным вниманием, сейчас был отверженным.
Автору удалось разыскать племянницу изобретателя, Софью Сергеевну Ярмольчук. Она виделась с Николаем Григорьевичем в Москве в 1971 г.
«Он был среднего роста, достаточно плотный, – вспоминала Софья Сергеевна, – смотрелся моложе собственных 73 лет. Папа мой и дядя в тот раз много говорили о чём-то, уединившись на кухне. Уже на улице папа рассказат мне содержание этого беседы. Оказалось, что Николай Григорьевич не оставляет попыток создать шаропоезд и хлопочет о приёме у Косыгина.
Потом я выяснила, что в личной встречи ему было отказано».
Возможно, затем Ярмольчук совсем махнул рукой на собственное изобретение и смирился. Он начал болеть и в апреле 1978 г. умер в возрасте 80 лет.
Как ни относиться к идее шаропоезда, одно несомненно: Н. Г. Ярмольчук был гениальным изобретателем, одним из пионеров в создании сверхскоростного транспорта. Кое-какие элементы его шаропоезда стали применяться позднее: лотковый путь для поездов на воздушной подушке, резиновое покрытие колёс в поездах метро, обтекаемые формы вагонов, аэродинамические тормоза. Увы, лишь элементы.
Сам же шаропоезд остался лишь занимательной и весьма поучительной страницей в истории техники.
источник: Геннадий ЧЕРНЕНКО «ШАРОПОЕЗД – КРУШЕНИЕ и ТРИУМФ» «Техника-молодежи» 2009 №05
Первый видеомагнитофон Ampex VRX 1000
Увлекательные записи:
- Благими намерениями вымощен путь в тупик. краткая история heinkel 119. германия
- Альтфлот 1906-1939: палубная авиация российского флота vi. когда выбор не велик
- Ил-20: штурмовик с экстремальным обзором
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Шаропоезд ярмольчука часть 1 шэлт
Увлекательная статья из винтажного издания «Техника-молодежи», которая, думаю, заинтересует сотрудников. Громадная круглая площадь, огороженная забором….
-
Космический туризм и крушение white knight
В пятницу, 31 октября, случилась трагедия американского частного космического корабля Space Ship Two. Эта это известие обошло все новостные каналы мира….
-
Загадка mh370. новые обстоятельства катастрофы и поиски места крушения.
Казалось бы, в то время, когда уже фактически все надежды найти пропавший около полутора лет назад пассажирский самолет компании «Malaysia Airlines»…
-
Илья топчий. схватка за америку. триумф белой лилии
Стоит предотвратить, что статья объёмная, но недостаточная чтобы публиковать её как книгу. События в ней, думаю, будут увлекательны практически всем…
-
Крушение самолета в горах. самолет упал в горах. 1995 год.
Падение самолета в горах случилось 20 декабря 1995 года. Рейс 965 подготавливался к вылету из аэропорта Майями. Пунктом его назначения был город Кали в…
-
Крушения в малой авиации. меры, которые стоит принимать.
Десятки авиакатастроф, происшествий, крушений, твёрдых и аварийных посадок с участием легкомоторных летательных аппаратов происходят по всей планете…