Шалль морис (challe maurice)

      Комментарии к записи Шалль морис (challe maurice) отключены

Шалль морис (challe maurice)

Морис Шалль

Появился 18 июня 1911 года в Реймсе (на Марне). В авиации с 1933 года, служил на 104-й воздушной базе в Ле — Бурже. В июле 1936 года взял квалификацию лётчика и в декабре 1937 года взял назначение в авиационное училище в Салоне. Активного участия в военных действиях 1940 года не принимал.

С 26 июня по 30 сентября 1940 года служил в составе GC II/4. В декабре 1942 года был демобилизован.

В августе 1943 года — опять на работе, адьютант одного из подразделений на Малаге. Совместно со своим братом Рене через Испанию добрался до Северной Африки, но в том месте они оба были арестованы и пребывали в плену до Ноября того же года. 1 декабря приехали в Касабланку (Марокко) и решили добровольцами сражаться на Восточном фронте.

В семье Шалей было 4 брата, и все — лётчики. Двое из них — Морис и Рене, с марта 1944 года сражались в составе полка «Нормандия — Неман». По окончании переучивания на истребитель Як-9, они приступили к исполнению боевых заданий.

Боевая карьера Мориса, имевшего звание аспиранта, началась очень неудачно. 8 июня 1944 года в одном из первых боевых вылетов он, по неточности, атаковал самолёт соседнего полка Василия Архипова, приняв его за вражеский. Архипов видел, что его атакует «Нормандец» и передал об этом по радио собственному ведомому.

После этого пробовал покачиванием крыльев разрешить понять, что он — собственный. Но Морис вошёл в тут и азарт же сделал второй заход… Вот как обрисовывает данный эпизод бывший начальник штаба 18-го ГвИАП полковник Ф.С. Гнездилов:

«В июне 1944 года германское руководство в ожидании многочисленного наступления отечественной армии проявляло заметную нервозность. Оно предпринимало все меры к тому, дабы вскрыть направление главного удара. Громадное внимание уделяли нацисты и воздушной разведке. В тот период войска 3-го Белорусского фронта подготовились к переходу в наступление, и борьба с самолётами — разведчиками стала основной задачей прифронтовых истребительных авиаполков.

Сначала она велась не хватает действенно. Разведчики обнаруживались по большей части только над линией фронта. Информацию о них поступали в полки с опозданием, и отечественные истребители не успевали их перехватить.

Нацисты проникали иногда глубоко в тыл. И не смотря на то, что как правило их сбивали, экипажи успевали передать по радио некоторую информацию о отечественных армиях.

В отдельных случаях из-за несогласованности поднимались в один момент с различных аэропортов пары а также звенья отечественных истребителей. Это создавало страшные обстановки — собственных наводили на собственных. Один таковой случай привёл к тяжёлым последствиям. 8 июня мы взяли информацию о пролёте через линию фронта двух FW-190. Они шли курсом к станции Рудня. Я приказал поднять дежурное звено лейтенанта Василия Архипова.

Через 60 секунд «Яки» взлетели.

В.И. Архипов

Нацисты с далека заметили отечественную четвёрку, развернулись и на громадной скорости со понижением пошли обратно. Догнать их не удалось. Архипов рассказал об этом на КП и получил разрешение возвратиться. Одвременно с этим с соседнего аэропорта Дубровка на перехват тех же FW-190 встало дежурное звено, в составе которого летел и юный французский лётчик Морис Шалль. «Нормандцы» прибыли в заданный район позднее четвёрки Архипова.

Из боязни утратить ведущего Морис Шалль — это был у него первый боевой вылет — практически не спускал с него глаз, слабо ориентировался и, заметив «Яков», посчитал их за вражеские. Открыл огонь и одного из них подбил.

Послышался голос Василия Архипова:

— Подбит собственными, ухожу…

Он начал понижение курсом на аэропорт. Не обращая внимания на опознавательные символы, Шалль атаковал наш самолет повторно. Як-9 взорвался в воздухе. Архипов погиб.

Так по нелепой случайности мы утратили одного из лучших лётчиков, сбившего 12 самолётов неприятеля.

Эта ужасная неточность глубоко взволновала лётчиков «Нормандии». На похороны Архипова они прибыли во главе с начальником Пьером Пуйядом. Выступая на траурном митинге, он от имени всех лётчиков полка объявил, что вычисляет данный случай тёмным пятном в истории «Нормандии» и что французы сделают в битвах против неприятеля всё, дабы искупить вину за смерть советского товарища по оружию».

Пьер Пуйяд, руководивший тогда французами, никаких оправданий не искал. Доложив о происшествии начальнику 303-й истребительной авиадивизии Г.Н. Захарову, он тихо, но твердо сообщил: «Мой генерал, сообщите, как бы вы поступили в таковой ситуации с советским лётчиком?» Захаров ответил, что за подобные неточности, в отечественных ВВС, пилот отправляется в штрафной батальон.

Но он не имел возможности не учесть , что неточность совершена молодым лётчиком, ещё не имевшим боевого опыта. Но через чур тяжела была утрата, Захаров сходу не имел возможности заявить начальнику «Нормандии» собственный решение. «Лишь, — попросил Пьер Пуйяд, — не отправляйте его во Францию с этим позором…»

По окончании некоторых размышлений было решено покинуть французского лётчика в полку — дать ему возможность искупить собственную вину. Морис Шалль доказал, что он — один из лучших пилотов «Нормандии». Первый вражеский самолёт сбил 26 июня, к Январю имел уже 5 официальных побед (1 из них — в группе) и одну неподтверждённую.

Взяв звание младшего лейтенанта и пересев на новый истребитель Як-3, в начале 1945 года одержал ещё 5 побед (4 из них — в группе).

Перечень известных побед младшего лейтенанта Мориса Шаля:

Дата Тип сбитого самолёта Место победы Самолёт Мориса Шалля
26 июня 1944 г. FW-190 Докудово (С — В) Як-9
30 июня 1944 г. Ju-87 н/п Сейни (Сев.) Як-9
16 октября 1944 г. Me-109 Вилькавишки Як-9
17 октября 1944 г. Me-109 Гумбиннен (Вост.) Як-9
20 октября 1944 г. FW-190 (в группе) Гумбиннен (Ю — В) Як-9
22 октября 1944 г. FW-190 Блюменталь Як-9
14 января 1945 г. Ме-109 (в группе) Гумбиннен (Ю — З) Як-3
14 января 1945 г. Ме-109 (в группе, повреждён) Гумбиннен (Ю — В) Як-3
19 января 1945 г. Hs-129 (в группе) Инстербург (Зап.) Як-3
19 января 1945 г. Hs-129 (в группе) Гумбиннен (Зап.) Як-3
8 марта 1945 г. FW-190 (в группе) Пилау (Ю — З) Як-3
25 марта 1945 г. FW-190 Пилау (Ю — З) Як-3

Он сбил в ожесточённых воздушных схватках 10 вражеских самолётов. Неточность собственную искупил, но моральной вины с себя не снял. Его первая и последняя оплошность, стоившая жизни советскому лётчику, разумеется, в итоге, стоила судьбе и самому Морису Шалю.

До самого последнего дня он выискивал самые горячие точки и как одержимый лез в самую гущу схватки. Он вправду был хорошим лётчиком — среднего пилота при той постоянной одержимости, с какой он лез в пекло, сбили бы во втором — третьем бою. Но сбивал он.

Его наградили орденом Отечественной войны 2-й степени, позже — 1-й степени.

В битвах над Восточной Пруссией Морис Шалль делал по 4 — 5 боевых вылетов в сутки. Он жил как все другие пилоты и к тому же, внутренне, какой-то обособленной судьбой. Лётчик уже давно заслужил уважение товарищей собственной храбростью, хладнокровной решимостью.

За достигнутые боевые удачи был награждён орденом Красного Знамени — одной из самых почитаемых и ценимых фронтовиками призов. И по окончании каждого награждения Морис Шалль начинал вести войну ещё яростней.

Он погиб 27 марта 1945 года, незадолго до конца войны, в то время, когда французы уже редко несли утраты. Только бог ведает, что с ним произошло, — Морис не возвратился с боевого задания и числится пропавшим без вести. Его брат, Рене Шалль, сбивший 7 вражеских самолётов, зимний период 1945 года был не легко ранен и по окончании исцеления возвратился в высвобожденную Францию. Будущее же Мориса Шаля неизвестена до сих пор…

Déposer les mines de ligne de Morris, par l'armée algérienne

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Де сейн морис (de seynes maurice)

    Морис де Сейн появился 7 августа 1914 года, в Париже. Он был единственным ребенком в семье. В авиации с 1936 года, летать начал с Июля 1937 года….

  • Де жоффр франсуа (de geoffre francois)

    Франсуа де Жоффр Появился 8 августа 1917 года в Париже. Барон Франсуа де Жофр де Шабриньяк взял собственные «крылышки» в возрасте 17 лет. До войны…

  • Де ля пуап ролан (de la poype roland)

    Ролан де ля Пуап Появился 28 июля 1920 года в Прадо (Выпиваю — де — Дом). 15 августа 1939 года вступил в ВВС, пилотское свидетельство взял 15 марта 1940…

  • Рекорды эриха рудорффера: от туниса до прибалтики

    При детальном анализе воздушных битв Второй мировой обычно узнается, что заявленные удачи лётчиков существенно отличаются от настоящих утрат соперника….

  • Анри жорж (henry georges)

    Появился 1 июня 1920 года в Эйевье (От — Саон). Рано лишившись своих родителей, он воспитывался в хорошей французской семье, приютившей его. Жорж был…

  • Литвяк лидия владимировна

    Лидия Литвяк, самая результативная дама — истребитель Второй мировой, по воспоминаниям сослуживцев, была примером обаяния и женственности. Низкая…