Шайтан-арба обр. 1929 года.

      Комментарии к записи Шайтан-арба обр. 1929 года. отключены

Не обращая внимания на то, что бронетрактор БТ-28 хорошо продемонстрировал себя в битвах с туркменскими басмачами Джунаид-Хана, его конструкция ещё очевидно нуждалась в будущем совершенствовании.

Шайтан-арба обр. 1929 года.

Потому, что кардинально усилить шасси-гибрид АМО-ф-15 и Я-3 уже было фактически нереально, все агрегаты и узлы БТ-28, потребовавшие важного упрочнения, с новенького, более замечательного грузовика Я-4 Ярославского автомобильного завода.

А грузовик данный, кардинально отличался от прошлой модели Я-3.

(3-х-тонный грузовик Я-3 обр. 1925 г. вверху и 4-х-тонный Я-4 обр. 1928 г. внизу)

Я-3, по собственной сути, был симбиозом конструкции трёхтонного грузовика АМО-Уайт (т. е. очень многое унаследовал ещё от старого американского грузовика Уайт) и полуторатонного АМО-Ф-15. Все комплектующие для Я-3 производились в СССР и, что уж греха таить – для трёхтонной автомобили, они были или: забранные от Ф-15 слабоваты, забранные от АМО-Уайт через чур примитивны, а изготовленные намерено – чрезмерно массивны. Машина по большому счету оказалась весьма тяжёлой и медлительной.

Не будет через чур громадным преувеличением заявить, что Я-3 – это малосерийный автомобилеподобный транспортный трактор, недостаточную мощность силового агрегата которого, компенсировали особым редуктором, разрешавшем за счёт значительного понижения скорости, взять тягу, нужную для очень неторопливой перевозки требуемого груза.

Я-4 же, отличался в основном в полной мере современными импортными: двигателем мощностью уже 54-55 л.с. (а не 32-35 как на Я-3), КПП и сцеплением, каковые закупались у германского концерна «Даймлер-Бенц» (его подразделения «Мерседес-Бенц»), что при соответствующем усилении подвески, разрешило довести грузоподъёмность до 4 тысячь киллограм при уже в полной мере приемлемой большой скорости в 45 км/ч. (у Я-3 было не более тридцати километров/ч).

Одно не хорошо – большое количество агрегатов прямо из Германии ненаимпортируешь, отчего Я-4 выпускался всего год (на рубеже 28-29 г.г.), за что было собрано всего лишь 137 автомобилей.

Но, по сравнению и с АМО-Ф-15, и с Я-3, это были супермашины! Исходя из этого, нет полностью ничего необычного, что сходу за умелыми броневиками и единственной серийной партией БТ-28 (2+25 автомобилей, которых чуть хватило на укомплектование одного батальона бронемашин), разработчики безотлагательно перепроектировали броневик уже под шасси Я-4. Ворошилову удалось совершить через РВС (главой которого он, фактически и был) ответ о выделении импортных агрегатов «Даймлер-Бенц» для сборки модернизированных бронетракторов числом, снабжающем оснащение ещё двух батальонов по 27 автомобилей в каждом.

Эти бронетрактора взяли индекс БТ-29 и выгодно отличались от БТ-28. Они планировали на агрегатах четырёхтонного Я-4 (для чего было нужно пара удлинить капот), и соответственно имели улучшенные маневренные качества, плюс увеличенный запас хода (за кормой бронекорпуса показался дополнительный съёмный бензобак). Машина была лучше вооружена и лучше защищена.

Бронетрактор взял, наконец, башню конструктивно и технологически сходную с башней танка Т-18, но восьмигранную, двухместную, изначально заточенную под второе оружие. В башне раздельно, но в широкой неспециализированной передней стенке, монтировались: в прикрытой наружным щитком двойной рамочной установке (чем-то напоминающей двухплоскостную качель) 12,7 мм пулемёт обр. 27/29 г., плюс (по опыту битв с басмачами в Туркестане) в отдельной шаровой установке вспомогательный 6,5 мм пулемёт Фёдорова обр.

26 г. в виде намерено модифицированного автомата. При необходимости, данный автомат-пулемёт возможно было легко извлечь из шаровой установки и применять как раз как автомат. В т. ч. и для стрельбы через бортовые амбразуры броневика в бортах башни и в дверях отделения управления.

Это кстати, стало одной из обстоятельств, из-за чего армейские настаивали на наличии в составе оружия БТ-29 сходу двух автоматов Фёдорова (один в шаровой установке и один запасной).

В данной АИ ни сам автомат Фёдорова, ни 6,5 мм японский патрон для него с вооружения и выпуска По большому счету не снимаются, а ДЛЯ НАЧАЛА, переводятся в разряд мелкосерийных, потому, что основной продукцией Ковровского пулемётного завода на ближайшие пара лет, делается ручной пулемёт ДП и его модификации. В случае если честно, я по большому счету не приверженец под предлогом некой бравого лозунга и технологической импотенции «унификация – отечественное всё» кроме того в АИ навязывать «1/6 части суши» один калибр и один, далеко не самый успешный патрон.

Какого именно хера?! На мой взор, в случае если уж в годы ПМВ, ГВ, самой настоящей разрухи а также по окончании неё, страна тихо себе производила параллельно и 7,62 мм винтовки и 6,5 мм автоматы (пускай малосерийно – 50 автоматов в месяц в первой половине 20-ых годов двадцатого века) и снаряды для них (японский винтовочный 6,5 мм патрон «Арисака» Тип 30 изготавливался в Российской Федерации на Петроградском патронном заводе ещё с 1915 года, тиражом до 200 тысяч штук каждый месяц!), то какого именно чёрта, нужно навязывать огромной стране, которая по сути уже пережила самые тяжёлые годы, сугубо один 7,62 мм калибр?

У него что, патрон лучший в мире? Либо самый удобный для автоматического оружия? Так как ни то ни второе. Японский же патрон, с значительно меньше выступающей закраиной гильзы, и для автоматики доходил значительно лучше и по убойному действию трёхлинейному фактически не уступал. Наряду с этим, параллельный выпуск 7,62 мм и 6,5 мм патронов УЖЕ ДАВНО НАЛАЖЕН. Так какого именно участника кому-то захотелось навязать армии тот трёхлинейный «эксклюзив»?

Тем более, ещё и при наличии на складах по окончании ПМВ и ГВ огромных запасов 6,5 мм патронов? (Всего за годы ПМВ Российская Федерация взяла более 700 тыс. ружей «Арисака» (каковые также никуда в большинстве собственном не испарились) и до 800 млн. патронов к ним, каковые в основном не могли быть израсходованы, потому, что винтовки «Арисака» шли в основном во флот и на второстепенные Северный и Кавказский фронты, где расход снарядов не шёл ни в какое сравнение с главными, центральными фронтами, а поставки наоборот, осуществлялись и из Японии, и из Англии, и с отечественного Петроградского патронного завода, в полной мере себе ритмично.

В общем, ничего необычного, что в данной АИ, от 6,5 мм калибра никто в принципе отказываться не планирует и автоматическое оружие под него (тем же Фёдоровым), проектируется кроме того активнее чем под трёхлинейный патрон, считающийся из-за собственного очень неудобного для автоматики чрезмерной мощности и большого ранта, морально устаревшим. Наоборот, всерьёз рассматривается вопрос о полном перевооружении армии (для начала высокомобильных частей, включая бронечасти и кавалерию) карабинами, пулемётами и автоматами калибра как раз 6,5 мм. А новый трёхлинейный пулемёт ДП, как и все его производные – только совсем нужная временная мера, пока ветхий 7,62 мм винтовочный патрон ещё господствует в стрелковых частях полностью.

Крупнокалиберный пулемёт также совершенствовали . В отличие от модели 27 г. в установке на БТ-29, усовершенствованная модель (27/29) уже имела неизменно циркулирующее принудительное водяное охлаждение. Имел умную совокупность орошения ствола, в виде несложной трубочки с отверстиями прямо над стволом, из которой ствол «орошался» водой от ножной помпы-лягушки, при прострела кожуха.

Многие подробности пулемёта были значительно усилены (благо всякие жёсткие ограничения по массе совсем отпали) и он по большому счету стал очень надёжен. Его качающаяся часть уравновешивалась за счёт особых грузов, что разрешало легко наводить пулемёт на цель без поворота самой башни (конечно, в случае если цель находится в секторе обстрела рамочной установки).

Боекомплект удалось довести до 2500 патронов (часть его размешалась в отделении управления, из которого начальник совсем «переехал» в башню). Пожалуй, в первый раз в СССР, ККП взял и оптический прицел – благо незначительное наличие оптических прицелов в полной мере соответствовало столь же не большому выпуску и самих пулемётов для РККА, потому, что как минимум добрая половина всех выпускавшихся на ТОЗе ККП, неизменно уходила на флот в качестве ближней ПВО. Но, бронетракторам ККП всё-таки хватало, потому, что количество германских агрегатов, и соответственно шасси под бронировку, было опять-таки лимитировано.

(Бронетрактор БТ-29 производился с 1929 по 1932 г.г.)

Первый заказ на бронетракторы БТ-29 (55 автомобилей) на шасси Я-4 был полностью выполнен к началу 30-х, а позже, в силу «волюнтаризменных» АИ событий, отечественный автопром медлено уходит с РИ пути развития на другой

Так вот. Об этом чутка поподробнее. В РИ, ещё во второй половине 20-ых годов XX века с германской компанией «Даймлер-Бенц» (правильнее, по окончании слияния в том же 1927-ом «Даймлера» и «Мерседес Бенц», это уже стал замечательный концерн), было подписано соглашение о помощи в развитии советского автопрома. Именно на шасси «Даймлер», предлагалось строить первые советские броневики собственной разработки (но от данной идеи отказались в пользу всецело локализованного отечественного АМО-Ф-15).

Как раз эксперты «Даймлер-Бенц» оказывали нам техническую помощь и в превращении полукустарного выпуска АМО-ф-15 в серийное, и тем более в деле освоения выпуска 4-х-тонных Я-4, каковые комплектовались моторами, КПП и сцеплениями «Даймлер-Бенц».

Более того, управление АМО, в полной мере довольное сотрудничеством с немцами, рассчитывало и дальше деятельно развивать это направление.

Но, во второй половине 20-ых годов XX века (никакого Гитлера ещё и на горизонте не видно), правительство СССР почему-то внезапно решило разом зачеркнуть на хрен все прошлые успехи АМО и ЯГАЗа и, нарушив их перспективные замыслы, порвало соглашение с немцами. Кроме того не проконсультировавшись на этот счёт с управлением АМО, правительство заключило новый договор с американской компанией «Аутокар-Компани» на реконструкцию АМО и переход на сборку 2,5-тонных грузовиков «Диспатч СА», каковые «Аутокар» поставлял в слабо развитые государства (в основном в Латинскую Америку).

(Собранный из американских комплектующих от компании «Аутокар» 2,5-тонный грузовик АМО-2)

Мягко говоря, ошарашенному таким крутым поворотом АМО, было нужно уныло свернуть только-только более-менее налаженный серийный выпуск Ф-15 и заняться сборкой из закупленных у «Аутокар» автокомплектов грузовиков «Диспатч СА», взявших индекс АМО-2. В течение 30-31 г.г. собрали более 1700 автомобилей. А позже, реконструкция АМО была закончена и завод начал производить тот же грузовик, но уже полностью локализованным, под маркой АМО-3.

Как раз его модернизированную версию, все на данный момент знают как известный ЗиС-5.

(Прямой наследник «Диспатч СА» коммунистический грузовик-трёхтонник ЗиС-5. Не отличаясь экономичностью, он был одновременно с этим очень несложен и надёжен. А по цене только мало превосходил полуторатонный АМО-Ф-15)

Кстати, кто в том месте у нас всегда стонет, что отсутствие двигателей подходящей мощности для модернизации и тяжёлых грузовиков лёгких танков (Т-26 и проч. мелочь) разъясняется сугубо тем, что в СССР так всё было не хорошо с технологической культурой, что моторы осваивать просто не получалось? Скептики – а как по поводу двигателей для машин АМО-Ф-15, АМО-3, ГАЗ-5 и Зис-А? На освоение серийного выпуска каждого из них ушло не более ГОДА.

На освоение танкового мотора для того же Т-26 израсходовали опять-таки год! И это в те самые годы – в то время, когда мы вправду ещё мало что имели возможность сделать сами. Исходя из этого – «не нужно ля-ля» — приобретённый со всеми потрохами лицензионный мотор мы, пускай и с технической помощью чужестранцев, освоить имели возможность неизменно. В т. ч. и маломощные дизели – чем японцы либо поляки круче нас?

Исходя из этого, отсутствие замечательных моторов для ЯГАЗа и других потребителей – сугубо на совести советского управления, определявшего приоритеты в индустрии.

Но, возвратимся к «отечественным баранам».

На ЯГАЗе также, конечно, началась «ломка» всего германского задела и его замена американским. Вместо Я-4 с германскими агрегатами, было нужно заново разрабатывать, а позже производить новый Я-5, уже на агрегатах разных американских компаний.

(Тяжёлый 5-тонный грузовик Я-5 обр. 1929 года)

Само собой разумеется, возможно высказать предположение, что услуги и американские агрегаты стоили дешевле чем германские, но ИМХО – добровольно выбрасывать на свалку громадный задел на двух фабриках и загонять себя в зависимость от одной страны-поставщика – не самая продуктивная мысль. Тем более в случае если в данной самой стране (САСШ) ориентируешься далеко не на самого «продвинутого» производителя.

Но, это уже случилось в начале 30-х.

Сейчас, АИ. Финиш 20-х. Контракт с «Даймлером» не разрывается, а наоборот активизируется.

Реконструкции АМО сейчас деятельно содействуют немцы с подразделения «Даймлера» «Мерседес-Бенц», и производить он, соответственно, будет не американский 2,5-тонный «Аутокар» c 60-сильным мотором (разработка 1926 г.), а грузовик «Мерседес-Бенц» L45 подобной грузоподъёмности и того же года разработки, с намного более экономичным 55-сильным двигателем (20 л. на 100 км. против 33 л.). Но, у «Даймлера» имеется и модель L2 грузоподъёмностью аж 4 т. с тем же самым двигателем.

А в качестве «бонуса», тот же «Даймлер» содействует реконструкции и Ярославского автомобильного завода, где немцы наладят полный цикл выпуска 5-тонного грузовика «Мерседес-Бенц» L5 хорошей формулы 4х2 либо кроме того N5 грузоподъёмностью до 8,5 т. формулы 6х4 (в его кузове, возможно тихо возить танк Т-26 обр. 31 г.). Обе эти модели оснащались вкусным 100-сильным двигателем.

(Вот такую линеечку имел возможность нам тогда предложить концерн «Даймлер-Бенц»)

Американский «Аутокар-Компани» (не ссыте фанаты «Захара»!) в стороне само собой разумеется также не останется – до тех пор пока в том месте (как и на всём западе по большому счету) «Великая депрессия», «куй железо до тех пор пока горячо»!

В РИ, по соглашению с компанией «Форд», с её помощью, в СССР были выстроены два автомобильного завода – всем узнаваемый сейчас ГАЗ, в Нижнем Новгороде (тогда ещё НАЗ) и достаточно редко упоминающийся КИМ («Коммунистический Интернационал Молодёжи» – в последствии «Москвич») в Москве. В данной АИ, СССР и одного завода (пускай это будет всё тот же КИМ, но значительно больше), создающего легковушки Форда и хлипкие «полуторки» достаточно. А Нижегородский НАЗ, выстроенный посредством «Аутокар-Компани», «разродится» всё тем же «Диспатч СА» с его последующей изменением в ЗиС-5 – куда уж без «Захарушки»?!!!

ИМХО – так не только более сильно, но и более справедливо. В случае если уж АМО в далеком прошлом (ещё с 27 года), хорошо и удачно трудится с «Даймлером», а ЯГАЗ по сути, филиал этого самого АМО и также, благодаря Я-4 самым теснейшим образом связан с «Даймлером», для чего нам разламывать данный дорогой альянс?

А два завода, каковые строятся в любом случае с нуля – КИМ и НАЗ – пускай «курируют» американские «Форд» и «Аутокар».

В чём фишка таковой АИ?

Осмелюсь напомнить, что в СССР до 1929 года существовал НЭП (новая экономическая политика) которая разрешала частное частные и предпринимательство хозяйства. Так вот – в данной АИ, НЭП никто «закрывать бронзовым тазом» не будет. И 1,5-тонные фордовские грузовички поступят в свободную продажу частникам, кооперативам, ну и в госструктуры – само собой.

И лишь трёхмостовая версия КИМ-ААА, будет поступать на вооружение РККА в виде ЗСУ, лёгкого БА, командирской автомобили и короткобазового пикапа – арттягача ПТП.

Два вида грузовиков среднего класса, ЗиС-М(«Мерседес») (2,5 либо 4 т.) и ГАЗ-А («Аутокар») (что при первой же модернизации, как и в РИ станет 3-х-тонным, с форсированным 73-сильным двиглом), на сравнительных опробованиях разрешат распознать что из них лучше подойдёт армии. Соответственно армия мирного времени возьмёт лишь наилучший грузовик. Конкурсная база – неизменно лучше унылой безальтернативности.

Само собой разумеется, всё что возможно на этих грузовиках будет унифицировано, быть может, кроме того впредь до создания уже собственными силами некой единой, уже сугубо отечественной модели, забрав всё лучшее и от того и от другого. Это дело хоть и недалёкого, но будущего. Но, возможно и по большому счету эти автомобили не смешивать.

Будет у нас линейка не из трёх грузовиков (не считая их трёхмостовых модификаций): 1,5 т. КИМ-Ф, 3 т. ГАЗ-А и 5 т. Яг-М (но уже со 100-сильным отечественным мотором!), а из четырёх – к первым трём ещё добавится или чертовски экономичный 2,5 т. или высокопроизводительный 4-тонный ЗиС-М. Также так как прекрасно! Особенно в случае если тот самый ЗиС-М возьмёт, со временем, германской разработки от 1932 года дизелёк, мощностью всё те же 55 л.с. (как и прошлый карбюраторник).

У того расход горючего на 2,5-тонной модели по большому счету всего 12 л/ч! (Области применения экономичного 55-сильного дизеля придумывать по большому счету одно наслаждение!).

Особенной вишенкой на торте, будет всецело локализованный в т. ч. и по 100-сильному двигателю, выпуск 5-тонных и 8,5 тонных (при формуле 6х4) грузовиков Яг-М в Ярославле. Этому мотору также возможно отыскать туеву хучу нужных применений и кроме главного назначения.

Вот такая альтернатива. Само собой разумеется, денег это потребует громадных чем было израсходовано на автопром в РИ, но, пока в мире в конце 20-х царит ужасная депрессия, жмотиться запрещено в принципе! Хоть кредитов набирай на 10 лет вперёд, поскольку другого шанса может и не быть вовсе. А позднее, за всё нужно будет платить вдвойне и втройне.

Ну, либо сидеть как в РИ, при дичайшем недостатке автотранспорта, обстоятельства которого кроются в том самом финише 20-х, в то время, когда в СССР сделали ставку на совсем негодные для армии фордовские полуторки, ограничились ЕДИНСТВЕННЫМ (на всю 1/6 часть суши, бл@дь!!!) заводом, создающем 3-х-тонные ЗиСы, и, так и не удосужились серьёзно реконструировать ЯГАЗ, покинув его без собственного производства замечательных моторов и со смехотворно малым выпуском тяжёлых грузовиков. В общем, ИМХО, какая-то легко воняющая вредительством недоработочка случилась в отечественном РИ автомобилестроении

Я само собой разумеется осознаю, что люди, значительно больше меня продвинутые в истории автотранспорта, легко подберут для выпуска в СССР минимум дюжина моделей грузовиков, каковые значительно лучше и Аутокара, и Мерседеса, и Форда. Но, поскольку я-то стараюсь опираться сугубо на РИ без привлечения дополнительных «варягов», которыми в РИ СССР и близко не пахло. В общем, это по солидному счёту не мой выбор, а в полной мере реальноисторический.

Я только сохранил для отечественного автопрома ну весьма крутой источник новейших технологий в лице «Даймлер-Бенц». Особенно «немец» нужен в свете собственных очень перспективных работ по дизельным двигателям, полноприводным и полугусеничным автомобилям. Но, это опять-таки дело будущего

Но, возвратимся в отечественную АИ предела 20-30-х.

На АМО, позднее ставшем ЗиСом, под управлением всё тех же немцев, начинается реконструкция, итогом которой станет крупносерийный выпуск грузовиков «Мерседес-Бенц», а на ЯГАЗе до тех пор пока удачно длится а также растёт выпуск 4-тонного Я-4 с параллельной активной локализацией германских комплектующих. В замыслах завода также реконструкция (которая для экономии начнётся лишь по окончании завершения реконструкции АМО) и переход на выпуск уже 5-тонного «Мерседеса» со 100-сильным двигателем. Причём двигатель также пренепременно будет выпускаться на ЯГАЗе.

Так, серийному выпуску бронетрактора БТ-29 в принципе нет ничего, что угрожает. По крайней мере до начала выпуска на ЯГАЗе нового 5-тонного «Мерседеса» (Яг-М-5). Наоборот, конструкция «Шайтан-арбы» обр. 29 года совершенствуется и улучшается. К тому же, по окончании реконструкции АМО, появляется возможность модернизации БТ-28, путём замены узлов, двигателя и агрегатов 1,5-тонного АМО-Ф-15 на комплектующие от АМО-«Мерседес» (АМО-М-2,5).

Что, надеюсь, подровняет подвижность БТ-28 и БТ-29.

К началу 30-х, Ижорский з-д сдаст чуть больше 80 бронетракторов (БТ-28 и БТ-29), вооружённых 12,7 мм пулемётами. (На момент завершения производства БТ-29 в первой половине 30-ых годов двадцатого века, армия возьмёт в сумме до 150 автомобилей). Они сводились во взвода по 3 автомобили, те, со своей стороны, в роты по 9 броневиков и в батальоны по 27 бронемашин в каждом.

Учитывая, что своевременную подвижность танковые части имели недостаточную, а высокомобильные ударные механизированные части необходимы, в 1930-ом году разрабатывается штат первых высокомобильных и притом весьма компактных автобронекавалерийских бригад.

Штат таковой бригады складывался из следующих БОЕВЫХ частей:

– батальона БА-27 (27 боевых и 3 командирско-запасных бронемашин);

– батальона БТ-28/29 (подобно);

– усиленной до 4 взводов (штурмовых групп) особого назначения, мотострелковой штурмовой роты (вооружена ручными пулемётами и автоматами Фёдорова, перевозится грузовиками АМО-ф-15);

– смешанного артиллерийского дивизиона (8 полковых пушек обр. 27 г. перевозятся в кузовах грузовиков АМО-Ф-15, и 4 дивизионные пушки обр. 1902 г. каковые перевозятся в кузовах грузовиков Яг-3 либо Яг-4);

– смешанного зенитно-противотанкового дивизиона (8 ККП обр. 27/29 г. на универсальных станках в кузовах грузовиков АМО-ф-15 и 4 зенитные пушки Лендера/Тарнавского установлены на буксируемых теми же Ф-15 телегах-платформах);

– кавалерийского полка (на стратегических направлениях двух кавполков) в полной мере штатной для РККА структуры (4 сабельных эскадрона и один пулемётный). Вооружены кавалеристы карабинами калибра 6,5 мм. Тачанки – станковой версией пулемёта Фёдорова калибра 6,5 мм с 50-патронным дисковым магазином.

– особый усиленный разведэскадрон, имевший на вооружении пулемёты и автоматы Фёдорова, машины (легковушки и грузовики на шасси всё того же Ф-15), «колёсные танкетки» (о них какнить в второй раз), верховых лошадей а также мотоциклы (выпуск первых отечественных начнётся именно в 1931-ом).

По нехватке матчасти, до 1932 года, таких бригад организовали всего 5. А позже, в связи с переходом автозаводов на выпуск замене и новой продукции в серии бронетрактора БТ-29 на новую модель БТ-31, штаты были значительно пересмотрены.

Но, о тех «претурбациях» и принципиально новом БТ-31 в следующей серии.

Шайтан арба

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: