Сфероплан № 1; № 2.

      Комментарии к записи Сфероплан № 1; № 2. отключены

Разработчик: А.Г.Уфимцев
Страна: Россия
Год постройки: 1909Сфероплан № 1; № 2.

Сфероплан — уникальный по схеме летательный аппарат, выстроенный летом 1909 года курским изобретателем А.Г.Уфимцевым. Аппарат имел круглое крыло, такое же круглое горизонтальное оперение на плоской расчалочной ферме и трехколесное шасси (с носовым колесом). Был снабжен двухцилиндровым, двухтактным двигателем (20 л.с.) конструкции А.Г.Уфимцева с двумя соосными воздушными винтами, также собственной конструкции.

Две лопасти воздушного винта были прикреплены к цилиндрам двигателя, а две — к носку картера. Такое крепление лопастей было сделано в первый раз в мире, так же как и круглая форма крыла и оперения. Трехколесное шасси с носовым колесом было выполнено Уфимцевым в первый раз в Российской Федерации и в один момент с Г.Кертисом (США).

Крыло складывалось из круга-рамы диаметром 3,4 м и площадью 9 м2 с шестью планками-нервюрами («подрешетинами»), имевшими выгиб кверху в форме параболической пологой дуги с полотняной обтяжкой поверху. Рама была расчалена к трем парным бамбуковым стойкам, несшим велосипедные колеса. Вертикальная хвостовая ферма, кроме этого бамбуковая, была частично затянута полотном и образовывала «флюгер» (воздушный киль). Руль направления был за винтом.

Все было расчалено громадным числом узких проволок, что снабжало лёгкость и неизменность формы при достаточной прочности.

Сфероплан испытывался, делал пробежки, но от почвы не отрывался. Изобретатель посчитал, что не достаточно мощности двигателя.

В 1910 году Уфимцев собирает два биротативных двигателя: четырех- и шестицилиндровый. Проект четырёхцилиндрового двигателя не удовлетворил автора.
Взяв маленький кредит от частных лиц, заложив дом и применяя собственные наличные средства Уфимцев собирает шестицилиндровый с количеством 3,3 лит, 1000 об/мин, 40 л.с., масса 50 кг.

Сфероплан был перестроен и стал называться «Сфероплан № 2». конструкция и Схема — та же, но размеры увеличены в два раза: площадь крыла 36 м2, площадь руля высоты 4 м2. В крыле 11 нервюр.

Вертикальная бамбуковая ферма соответственно увеличена и усложнена. Сиденье помещалось между задними стойками шасси на нижнем поясе фермы. Биротативный шестицилиндровый двигатель был установлен под передней кромкой крыла на вертикальной раме.

В июне 1910 года была законченна постройка самолета и совершены первые опробования. Стало известно, что двигатель не имел возможности продолжительно трудиться, заедали поршни. Опробования закончились остановкой двигателя, мотор был снят и послан в мастерскую. (На данный момент данный двигатель экспонируется в Центральном доме космонавтики и авиации имени М.В.Фрунзе).

Уфимцев спроектировал новый шестицилиндровый двухтактный биротативный двигатель с количеством 5,6 лит, 1000 об/мин, 60-75 л.с., масса 58 кг., что был выстроен на Брянском паровозостроительном заводе.

По окончании замены двигателя опробования «Сфероплана № 2» были продолжены. Но взлет снова не оказался. Центровка аппарата была через чур передней.

11 июля 1910 года налетевшим шквалом самолет был перевернут и уничтожен. Отсутствие средств не разрешило Уфимцеву его вернуть.

Экспериментальная и производственная базы которыми располагал А.Г.Уфимцев были очевидно недостаточны. Государство не оказало изобретателю никакой помощи и он был должен покинуть работы в авиации.

В марте 1912 года двигатель со «Сфероплана № 2» экспонировался на Второй Интернациональной воздухоплавательной выставке в Москве. Жюри под руководством доктора наук Н.Е.Жуковского наградило А.Г.Уфимцева громадной серебряной медалью (на данный момент данный двигатель под маркой АДУ-4 выставлен в Музее ВВС в Монино).

В Германии над биротативными двигателями трудился авиамоторный отдел компании «Сименс-Гальске» в Берлине. Лишь к концу 1918 года работы завершились созданием одиннадцатицилиндрового двигателя мощностью 200 л.с., с частотой вращения вала и цилиндров 900 об/мин.

Самолет: «Сфероплан» № 1 Уфимцева
Год выпуска: 1910
Двигатель, марка: 1 х ПД конструкции Уфимцева
-мощность, л.с.: 1 х 20
Размах крыла, м: 3,4
Площадь крыла, м2: 9
Масса полной нагрузки, кг: ~90
Полетная масса, кг: ~200
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2: 22
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс: 10.

Самолет: «Сфероплан» № 2 Уфимцева
Год выпуска: 1910
Двигатель, марка: 1 х ПД АДУ-4 конструкции Уфимцева
-мощность, л.с.: 1 х 60
Размах крыла, м: 6,8
Площадь крыла, м2: 36
Масса полной нагрузки, кг: ~110

А.Г.Уфимцев (справа) у аппарата «Сфероплан-I», ещё без двигателя.

Сфероплан-II. 1910 г.

А.Г.Уфимцев у собственного первого двигателя.

Двигатель АДУ-4 в музее ВВС Монино.

Сфероплан 1. Схема.

.

.

Источник:
В.Шавров — История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.

Поиграем в Dota 2 #1 — Мой первый раз

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Самолёт «луцкой № 1».

    Разработчик: Луцкой Страна: Германия Первый полет: 1909 г. По схеме это был расчалочный среднеплан, наибольший по размерам для собственного времени. Над…

  • Моноплан «дельфин».

    Разработчик: В.В.Дыбовский Страна: Россия Первый полет: 1913 г. Армейский летчик, лейтенант Виктор Владимирович Дыбовский, узнаваемый в 1912-1913 годах…

  • Поршневой биротативный авиационный двигатель аду-4.

    Разработчик: А.Г.Уфимцев Страна: Россия Год постройки: 1912 Анатолий Георгиевич Уфимцев (1880-1936) — один из конструкторов и талантливых русских…

  • Самолёт бис-2.

    Разработчик: Сикорский, Былинкин Страна: Россия Первый полет: 3 июня 1910 г. Игорь Сикорский разбирает обстоятельства неудовлетворительного поведения…

  • Первый итальянский гидросамолет-торпедоносец конструкции пескара-гуидони

    Первый в мире гидросамолет-торпедоносец был выстроен итальянцем. Изюминкой данной автомобили есть тот факт, что в ее разработке участвовал не летный либо…

  • Самолёт «гаккель i» (биплан ямг).

    Разработчик: Я.М.Гаккель Страна: Россия Год постройки: 1909 По схеме это был биплан с громадным обратным выносом, с двумя воздушными винтами,…