Севастопольская офицерская школа авиации.

      Комментарии к записи Севастопольская офицерская школа авиации. отключены

 Справка: Качинское летное училище было основано в ноябре 1910 года по высочайшему соизволению Николая II князем Александром Михайловичем Романовым и именовалось «Севастопольская офицерская школа авиации». На это отправилась часть средств, собранных среди россиян Комитетом по восстановлению флота по окончании русско-японской войны, — 900 тыс. рублей. Первые пять лет работа школы оплачивалась из необязательных пожертвований россиян.

Летом 1911 года Севастопольскую школу посетил глава Госдумы России А.И.Гучков, по окончании чего дума выделила авиашколе на обустройство 1 млн. 50 тыс. рублей. На эти средства был куплен под аэропорт надел земли — 658 десятин в 20 километрах севернее Севастополя, неподалеку от речки Кача (потом в том месте был выстроен летный город с комплексом служебных и жилых помещений).

Летом 1912 года офицерская школа авиации переехала на речку Качу. Со дня собственного основания до октябрьского переворота 1917 года школа подготовила 609 летчиков: 376 — из офицеров и 233 — из воинов. Многие из них отличились в битвах Первой Мировой.

Удачи в развитии авиационного дела в 1903-1909 гг., и особенно перелет француза Луи Блерио на моноплане через пролив Ла-Манш, обратили внимание князя Александра Михайловича, управлявшего высочайше утвержденный Особенный комитет по усилению армейского флота на необязательные пожертвования. Возможность применения авиации в армейском деле и важность этого для России привели князя к убеждению, «что положить прочное начало создания в Российской Федерации армейского воздушного Флота задача несравненно более ответственная, чем усиление флота одним минным крейсером».

6 февраля 1910 года Николай II дал обратить оставшиеся неизрасходованными на морфлот 900 тыс. руб. на создание воздушного флота. В марте того же года во Францию в школы Блерио, Антуанетт и Фарман были командированы шесть офицеров и шесть нижних чинов. Офицерам предстояло обучаться на пилотов, а нижним чинам — подготовиться к обслуживанию аэропланов в качестве мотористов.

Среди офицеров двое — лейтенант поручик и Пиотровский Комаров — воображали военно-морское ведомство. В один момент с командированием русских армейских тем же компаниям поступил заказ на постройку одиннадцати летательных аппаратов.

Все осознавали, что шесть пилотов погоды сделать не смогут, и в мае 1910 года в Петербурге был создан Летный отдел при Офицерской воздухоплавательной школе. Но задержка с поставкой аэропланов из зарубежа (семь из них вместо июня поступили только к осени) и невозможность из-за климатических условий проводить занятия на Гатчинском аэропорте зимний период, вынудили Отдел воздушного флота (ОВФ) искать место в южной части России.

Выбор пал на Севастополь. Аэропорт и авиагородок Севастопольской авиашколы разместили в эргономичном для этих целей месте, близь реки Кача. Потом в 1912 году в том направлении переехала вся аэрошкола, что со своей стороны послужило образованию города Кача. А курсанты нарекли собственную школу Качинской.

На гатчинском аэропорте ОВШ было решено проводить летние занятия с обучавшимися на высшем курсе. Потом, но, от этого ответы отказались, поскольку оба класса, и неспециализированный, и особый, снова же в связи с климатическими условиями были покинуты в Севастополе, а в Гатчине проводились лишь практические полеты офицеров-летчиков, командированных из Севастополя для принятие участия в маневрах Петербургского военного округа.

Справка: Кача — поселок муниципального типа в западной части береговой полосы Крыма. Входит в состав территорий подчиненных Севастопольским муниципальным влияниям (Нахимовский район).

Севастопольская офицерская школа авиации.

Главные строения Севастопольской офицерской авиационной школы близь реки Кача.

Неспециализированный вид строений авиашколы на реке Кача. Проект.

ангары и Лётное поле Севастопольской авиационной школы. 1912 г.

ангары и Лётное поле Севастопольской авиационной школы. 1912 г.

Строения авиашколы.

Начальники Севастопольской офицерской школы авиации (слева) армейские летчики: л-нт Б.Буксгенден, шт.-к-н В.Берченко, поруч. Макеев, л-нт авиатор и Дыбовский М.Е.Ефимов. Осень 1911 г. г.Севастополь.

командующий состав и Лётчики Севастопольской авиационной школы, 1912 г. Большой офицер с седыми усами — генерал и Заместитель председателя Каульбарс. По левую руку от него — князь Мурузи, полковник Ульянин, П.Верховской. Справа — полковник Одинцов, летчик Михаил Ефимов (в гражданском платье).

 В кабине «Ньюпора» штабс-капитан Д.Г.Андреади.

11 ноября 1910 года в Севастопольской авиационной школе Отдела воздушного флота началась подготовка летных кадров России. Школа готовила авиаторов как для армии, так и для флота. Главой совета школы был назначен глава работы связи Черноморского флота, глава комитета Севастопольского аэроклуба капитан 2-го ранга Вячеслав Никанорович Кедрин.

На преподавательскую работу были привлечены такие авторитетные эксперты в области авиации, как М.Н.Ефимов — первый летчик страны, лейтенант Г.В.Пиотровский — летчик, совершивший первый в Российской Федерации полет над водной поверхностью, поручик Е.В.Руднев — представитель первого выпуска армейских летчиков, подготовленных Авиационным отделением ОВШ.

Имущество нового учебного заведения складывалось из трех заграничных парусиновых и одного древесного ангаров, двух сигнальных мачт для сигнализации силы пилотажа и определения ветра, и строения школы. Материальную часть составляли восемь аэропланов: два биплана совокупности «Farman F.VII», биплан совокупности «Humber-Sommer», три моноплана совокупности «Bleriot XI», два моноплана совокупности «Антуанетт». В последствии аэрошкола взяла пара монопланов «Nieuport.IV» и гидросамолеты «F.B.A.» закупленные во Франции (каковые в 1915 году заменили на летающие лодки Григоровича М-5).

Самолет «Humber-Sommer» на летном поле.

Самолет «Bleriot.XI» в полете.

Самолет «Farman F.VII».

лётчики и Солдаты у самолета «Farman F.VII». Кача 1913 г.

«Nieuport.IV» в полете. На 2-м замысле строения Качинской авиашколы.

Самолет «Morane-Saulnier G» Севастопольской офицерской авиашколы. 1913 г.

Летающая лодка F.B.A. Севастопольской офицерской авиационной школы.

Летающая лодка М-5 выруливает на взлёт. 1915 г.

14 ноября 1910 года состоялся первый учебный сутки. Через пять дней по окончании начала занятий вышел в свет первый номер Севастопольского авиационного иллюстрированного издания, программой и главной целью которого были правдивое и правильное описание авиационного дела, центром которого в Российской Федерации, согласно точки зрения издателей, стал город Севастополь.
Вот как описывалось открытие школы ОВФ на страницах издания:

«Данный сутки нужно вычислять днем открытия учения школы авиации и первым авиационным днем в Севастополе, с 9 часов утра начались подъемы и длились, с маленьким перерывом для обеда, до самого наступления темноты. Полеты в данный сутки были следующие — до обеда: инструктор Ефимов на «Фармане» летал с учениками лейтенантом Подгурским — 13 мин., капитаном 2 ранга Кедриным — 18 мин., полковником Макутиным — 14 мин..

У инструкторов штабс-капитана Матыевича-Мациевича и поручика Руднева до обеда дело не ладилось — моторы не хорошо трудились, было сделано по паре пробных подъемов, но вследствии остановки моторов приходилось в тот же час спускаться. Полеты по окончании обеда: инструктор М.Н. Ефимов летал с учениками — капитаном 2 мин и 15 ранга., лейтенантом Подгурским 15 мин., полковником Макутиным 20 мин. Инструктор Е.В.

Руднев летал на «Фармане» с учениками — корнетом Бахмутовым, поручиком Виктор-Берченко, штабс-капитаном Быстрицким».

Активная авиационная деятельность, развернувшаяся в Севастополе, не осталась незамеченной со стороны руководства Черноморским флотом. 11 декабря 1910 года лейтенант С.Ф.Дорожинский в первый раз на флоте поднялся в воздух с адмиралом на борту. Данный полет первенствовал и для адмирала Бострема, что остался весьма доволен и сердечно благодарил авиатора.

Более того, он осознал, что в возможности аэропланы смогут понадобиться армейским морякам, на первых порах хотя бы для ведения разведки.

Аэропорт Севастопольской офицерской школы авиации. 1912 г.

Первоначально обучение велось по программе, выработанной Советом школы, а управление — на основании положения о школе, утвержденного ОВФ в сентябре 1910 года. 14 марта следующего года Отделом воздушного флота было утверждено и отправлено на заключение министру обороны новое «Положение об Отделе воздушного флота и его учреждениях, и о воздушном флоте, сооруженном на необязательные пожертвования».

Начало практическому применению авиации на флоте положил В.Кедрин. Четыре с лишним месяца в должности главы школы ОВФ разрешили ему углубить познания в области организации авиационного дела и совсем убедиться в необходимости применения в скором времени самолетов в интересах Флота.

Кедрин подал рапорт командующему Черноморским флотом с предложением организовать в Работе связи авиационное отделение для ведения морской разведки вне видимости береговых наблюдательных постов. В том месте же он изложил положение о команде военно-морских летчиков и привел примерную сумму, нужную на содержание двух отделений. Данный рапорт с просьбой адмирала В.С.Сарнавского был направлен в Морской генштаб.

В том месте данный рапорт был рассмотрен начальником штаба адмиралом А.А.Эбергардом, что 19 апреля 1911 года представил морскому министру доклад. В нем он уже показывал, что уровень развития авиационной техники разрешает использовать самолеты для воздушной разведки. Штаб вычислял вероятным организовать ее на Черном море, где был воздухоплавательный парк и достаточно подготовленный для данной цели персональный состав.

Напоследок предлагалось организовать на Черном море команду летчиков из двух отделений по три самолета в каждом… Проект был одобрен, и для его реализации было выделено 128 тыс. руб. Ужe через десять дней особая рабочая группа Севастопольского порта приняла от авиашколы Отдела Воздушного флота два аэроплана «Антуанетт», каковые были признаны негодными для учебных целей. Они были кроме этого ненадежны в эксплуатации, с большим трудом поднимая в атмосферу инструктора и ученика.

Но руководство флота решило применять их в качестве разведчиков.

 Фоторепортаж о Севастопольской офицерской школе авиации. Издание «ИСКРЫ» № 29 1911 г.

Фоторепортаж о Севастопольской офицерской школе авиации. Издание «ИСКРЫ» № 29 1911 г.

В последних числах Марта 1911 года на пост заведующего личным составом обучающихся был назначен полковник Генштаба С.И.Одинцов, установивший в 1910 году общероссийские рекорды дальности (Петербург — Таганрог), минуты (40 и продолжительности 3 часов) и высоты (6400 м) полета на сферическом аэростате в 1437 м3. Этим назначением подчеркивался возрастающий интерес к авиации со стороны армейского ведомства.

В апреле 1911 года в Петербурге состоялся первый Общероссийский воздухоплавательный съезд, активное участие в котором приняли моряки во главе с морским министром адмиралом И.К.Григоровичем. На протяжении работы съезда три аэроплана Севастопольской офицерской авиационной школы ОВФ, пилотируемые М.Ефимовым, поручиком В.лейтенантом и Макеевым В.Дыбовским, сопровождали черноморскую эскадру при выходе в море, показав тем самым объективную необходимость создания в составе сил Флота собственных авиационных подразделений и вероятное сотрудничество двух флотов — морского и воздушного.
Не считая обучения полетам на аэропланах, офицеры школы деятельно принимали участие и в проверке теоретических положений и предложений. Лейтенант В.Дыбовский на летательном аппарате «Блерио» занимался вопросами воздушной фотосъемки. Штабс-капитан Б.Матыевич-Мацеевич в первый раз поднялся в воздух с установленным на аэроплане шлюпочным компасом. Морской офицер Г.Пиотровский выступил в неофициальном отделе «Морского сборника» со статьями «компас и Авиация», «метеорология и Авиация».

Лейтенант А.Тучков вместе с В.Дыбовским, на протяжении командировки во Францию, испытали в полете радиопередатчик. Лейтенант С.Дорожинский стал первым гидроавиатором России. В школе была создана первая в мире инструкция по боевому применению авиации «Краткие руководящие эти для глав армий, посредников и лётчиков, участвующих в маневрах 1911 года, при применении самолетов».

Персональный состав школы принял активное участие в киевских варшавских 1911 манёврах и манёврах года 1911-1912 годов.

Информируя собственных читателей, Севастопольский летный иллюстрированный издание обратил внимание на следующий факт: «В случае если к школе авиации присоединить существующий в Севастополе воздухоплавательный парк Черноморского флота, военную Севастопольский аэроклуб и воздухоплавательную роту, то окажется четыре воздухоплавательные организации. Итак, Севастополь обязан гордиться: на его долю выпала одна из известный ролей в деле насаждения авиации и завоевания воздуха в армии и на флоте».

26 октября 1911 года в Севастопольской военной авиационной школе состоялся первый выпуск. «Капитаны 2 ранга Кедрин и Дмитриев, поручики Макеев и Гельгар, лейтенанты Дорожинский, Буксгевден, Дыбовский, Подгурский первыми из офицеров флота взяли официальное звание армейского летчика» . По этому случаю Император Николай II подарил школе часы, каковые дожили до наших дней и исправно ходили в Качинском высшем армейском училище летчиков ВВС РФ в конце девяностых годов двадцатого века. По большому счету, Правитель Император с громадным вниманием относился к Севастопольской авиационной школе и имел обыкновение принимать офицеров-выпускников в Ливадии.

26 октября 1911 г. в Севастопольской военной авиационной школе состоялся первый выпуск. 

Император Николай II обходит строй офицеров-выпускников СОША.

Правитель Император Николай II с громадным вниманием относился к Севастопольской авиационной школе и имел обыкновение принимать офицеров-выпускников в Ливадии.

К тому времени Морской генштаб начал уделять громадное внимание вопросам организации авиационных подразделений на Флоте. В формируемый в Севастополе отряд из первых выпускников школы ОРФ взяли назначение лейтенанты Дорожинский, Дыбовский, мичманы Лучанинов, Качинский, Коведяев, Утгоф, Фриде и Эссен.
В годы Первой Мировой трое из данной восьмерки морских офицеров были отмечены георгиевскими призами. Первым в морской авиации Георгиевского оружия в мае 1915 года удостоился лейтенант Евгений Егорович Коведяев. В соответствии с приказу по Морскому ведомству № 446 от 4 июля 1915 года лейтенант Черноморского флотского экипажа Виктор Викторович Утгоф стал первым среди авиаторов флота кавалером ордена Св. Георгия 4-й степени. лейтенант Виктор Владимирович Дыбовский удостоился Св.

Георгия 4-й степени в декабре 1915 года.

Подпоручик А.Е.Жуков, лейтенант Н.Р.Вирен, поручик Михайлов, мичмана В.В.Утгоф, В.Р.Качинский, Р.Ф.Эссен, Е.Е.Коведяев.
Кача. 8 октября 1912 г.

В военных действиях русского флота на Черном море в 1914-1917 годах как раз выпускники Севастопольской авиационной школы ОВФ на практике осуществили идею применения морской авиации с авиатранспортов, среди них и для уничтожения группировок сил соперника в базах.

Севастопольская офицерская школа авиации. 1914 г.

Опыт Севастопольской авиашколы в подготовке авиационных кадров был обширно использован при создании в 1915 года на Гутуевском острове в Петрограде первой в стране офицерской школы морских летчиков, а в 1916 году — ее филиала в Баку. Тогда же в составе Морского министерства было создано Управление морской авиации.
В Севастополе школа просуществовала до конца 1912 года, а после этого была переведена в поселок Кача, что находится севернее Севастополя и стала называться Качинская.
В первой половине 20-ых годов XX века Севастопольская аэрошкола была объединена с лётной школой г. Зарайск, Столичная область, ведущей собственную историю от Гатчинской авиашколы, и начала называться Лётная школа авиации № 1, а с 1938 года — Качинская Краснознаменная военная авиационная школа им. тов. Мясникова. Самым известным выпускником данной школы есть Покрышкин Александр Иванович (1913-1985) — коммунистический лётчик-ас, маршал авиации трижды Герой Советского Союза.

Лётная школа авиации № 1. 1923 г.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века школа была эвакуирована в посёлок Красный Кут, Саратовской области.
В первой половине 50-ых годов XX века перебазирована в Сталинград.
В 1965 году преобразована в Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им. А.Ф.Мясникова.
Расформирована 1 ноября 1998 года. Преемником Качинского училища есть 783 учебный летный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки летного состава в г. Армавир, где хранится Боевое Знамя Качинского ВВАУЛ и ведется его Исторический формуляр.

 Кача. 2006 г.

В различное время аэрошкола именовалась:
1910 г. — Севастопольская офицерская школа авиации.
1916 г. — Севастопольская Его Императорского Высочества Князя Александра Михайловича военная авиационная школа.
1918 г. — Военно-авиационная школа Добровольческой армии.
1920 г. — Тренировочная школа авиации Южного фронта.
1921 г. — Отделение лётной школы авиации № 1.
1922 г. — Лётная школа авиации № 1.
1923 г. — Первая военная школа лётчиков.
1925 г. — Первая военная школа лётчиков им. А.Ф.Мясникова.
1938 г. — Качинская Краснознаменная военная авиационная школа им. А.Ф.Мясникова.
1945 г. — Качинское Краснознаменное военное авиационное училище лётчиков им. А.Ф.Мясникова.
1959 г. — Качинское Краснознаменное высшее военное авиационное училище лётчиков им. А.Ф.Мясникова.
1965 г. — Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им. А.Ф.Мясникова.

Школа подготовки пилотов гражданской авиации.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: