Семейство неудачников. опытный палубный пикирующий бомбардировщик nakajima d3n1. япония

      Комментарии к записи Семейство неудачников. опытный палубный пикирующий бомбардировщик nakajima d3n1. япония отключены

Успех японского палубного пикировщика Aichi D3A Val в первой половине войны был таким сокрушительным, что кроме того не все знатоки японской авиации знают, что на месте Вэла в полной мере имел возможность бы появляться второй самолет. Имея более прогрессивную конструкцию, лучшие летные эти и намного больший резерв для развития пикировщик, созданный компанией Накадзима добился бы, по крайней мере, не нехороших результатов.

Но, как это часто не редкость, не все решает лучший качественный уровень соперничающих конструкций. Часто статус компании разработчика, и мохнатая лапа в эшелонах власти делают собственный дело никак не меньше действенно, чем мозги инженеров.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века Императорский Флот организовал конкурс по новой спецификации 11-Shi, предполагавшей замену на свободнонесущий низкоплан изготовленного компанией Аичи биплана палубный бомбардировщик тип 96. Раньше эти автомобили классифицировались как Tokushu Bakugekiki (?????) либо особый флотский бомбардировщик, но потом было введено новое обозначение Kanjo Bakugekiki (?????), что означало палубный бомбардировщик. В конкурсе участвовали компании Аичи, Мицубиси и Накадзима.

Семейство неудачников. опытный палубный пикирующий бомбардировщик nakajima d3n1. япония

схема D3N1

Летом 1937 года по окончании завершения макета компания Мицубиси отказалась участвовать в конкурсе, покинув борьбу Накадзиме и Аичи. Разработкой нового самолета (внутрифирменное обозначение «DB») Накадзимы руководил основной конструктор Рёозо Ямамото (Ryozo Yamamoto). Для этого конструкторы применяли весьма похожие планеры предшественников — самолетов, созданных по спецификации 10-Shi: палубного ударного самолета (B5N1) и палубного самолета-разведчика (C3N1), но с необыкновенной конструкцией шасси.

Главные стойки шасси поворачивались на 90° и убирались назад, дабы войти заподлицо в ниши. При пикировании стойки выпускались, поворачивались на 90° и употреблялись в качестве пикирующих щитков.

рисунок, иллюстрирующий схему применения шасси D3N1 в качестве пикирующих щитков

Первый прототип, взявший обозначение D3N1 готовься в марте 1937 года практически на год раньше собственного соперника Аичи AM-17. И потом начинаются необъяснимые вещи. В то время, когда первый прототип Накадзима преодолел почти целый цикл опробований, продемонстрировав весьма хорошие эти, от флотского управления не было по большому счету ни какой реакции.

Взлетевший только в декабре 1937 года прототип Аичи AM-17, оказался больше габаритами, имел складными только законцовки крыла, тогда как самолет Накадзимы имел возможность сложить полностью не только все консоли, но и вертикальное оперение. Помимо этого, прототип Аичи имел меньшую дальность, скороподъемность, практический потолок и выше посадочную скорость, другими словами те качества, каковые в большинстве случаев ставятся во главу угла при созданиях палубных автомобилей.

Только, владея более замечательным мотором, AM-17 развил чуть громадную скорость. В части бомбовой нагрузки и вооружения самолеты были аналогичны. Первые же опробования AM-17 распознали низкую тяговооружённость самолета Аичи, ненадёжную работу и плохую управляемость аэродинамических тормозов.

Тогда как D3N был лишен этих недочётов.

D3N1, вид ¾ позади

D3N1, вид позади

Однако, ответ штаба ВВС Императорского Флота затягивалось. В то время, как компания Аичи друг за другом выстроила три прототипа, экспериментируя с моторами и разными крыльями, фактически скопировав у Накадзима фонарь кабины, флот не выдавал заказы на новые прототипы Накадзимы.

вариант окраски D3N1

В конце 1938 года неожиданно показалось требование снизить обозначенный ранее предел скорость пикирования с 240 узлов до 200 узлов (364 км/ч), страно совпадавшие с параметрами, продемонстрированными АМ-17. И в один момент Накадзима взяла заказ на выпуск еще двух прототипов. Рёдзо Ямамото было нужно безотлагательно вносить трансформации в конструкцию. Выпущенные шасси уже не могли обеспечить торможение самолета до заданного значения.

На задней кромке крыла показались перфорированные тормозные решетки, подобные используемым на американском Douglas SBD. На втором и третьем прототипе установили чуть более замечательный двигатель Nakajima Hikari-1 Kai взлетной мощностью 820 л.с., тогда как AM-17 уже взял 1000-сильный Mitsubishi Kinsei 43. Весной 1939 года самолет Аичи был заявлен победителем и был принят на вооружение, взяв флотское обозначение D3A1, и став потом известным среди союзников под кодовым обозначением Val.

Тяжело заявить, что послужило обстоятельством столь явного подигрывания проекту Аичи. Мотивация того, что D3A продемонстрировал громадную скорость при более замечательном двигателе еле выдерживает критику.

Не смотря на то, что данной конструкции компании Накадзима не удалось взять признание в качестве палубного пикирующего бомбардировщика, эти самолеты были оплачены Флотом. По просьбе управления компании Накадзима второй прототип остался у нее в качестве испытательного стенда для двигателей Sakae и Homare и соответствующего запасного оборудования.

Что любопытно, что на протяжении опробований мотора NK1F Sakae 21 мощностью 1115 л.с., что испытывался на D1N1 в начале 1941 года самолет продемонстрировал скорость 436 км/ч, в то время, как более поздняя модификация Aichi D3A2, оснащенная кроме того более замечательным двигателем 1300-сильным Mitsubishi Kinsei 54, показывала лишь 425 км/ч. Опробования реактивных выхлопных патрубков проводились с этим самолетом начиная с весны 1941 года.

схема D3N1 с двигателем Sakae

Как мы знаем, что D3N1 дожил до конца войны на Тихом океане и был послан в переплавку уже новыми хозяевами Японии только в осеннюю пору 1945 года.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: одномоторный палубный пикирующий бомбардировщик

Описание конструкции: свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции с убирающимися главными стойками шасси; консоли крыла складываются вверх; экипаж в закрытой кабине

Экипаж: два человека

Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Nakajima Hikari 1-kai мощностью 660-820 л.с. и приводящий в перемещение двухлопастный железный винт переменного шага, позднее заменен на трехлопастный железный винт постоянного числа оборотов

Размеры:

размах крыла 14,50 м
протяженность 8,80 м
высота с опущенной хвостовой частью 2,80 м
площадь крыла 34 м?
удельная нагрузка на крыло 100 кг/м?
удельная нагрузка на мощность 5,15 кг/л.с.

Вес:

безлюдного 1800 кг
с полной нагрузкой 3400 кг

Летные характеристики:

большая скорость на высоте 3000 метров 352 км/ч
крейсерская скорость 260 км/ч
посадочная скорость 111 км/ч
подъем на высоту 3000 метров 8 мин
практический потолок 7000 м
дальность 1520 км
длительность полета 8 часов

Оружие:

стрелковое — два стреляющих вперед 7,7-мм пулемета Typе 97 с боезапасом 500 патронов и один стреляющий назад подвижный 7,7-мм пулемет Typе 92 с боезапасом 485 патронов
бомбовое — одна 250 кг бомба и две 30 кг бомбы

Производство: с 1937 по 1939 год были выстроены три прототипа

источники:

  1. Robert C Mikesh Shorzoe Abe Japanese Aircraft 1910-1941
  2. Евгений Аранов Nakajima D3N1

Воздушные самураи Авиация Японии Второй мировой войны

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: