Сбитые самолеты Messerschmitt Me 262A, занесенные на боевые квитанции пилотов истребительных авиаполков ВВС РККА, легко поддаются подсчету на пальцах одной руки. Реактивные истребители, освещенные в печатных публикациях и интернет-ресурсах и подтвержденные документами ЦАМО РФ, засчитаны Ивану Кожедубу из 176 Гв.ИАП (данное событие так же, как и прежде вызывает больше вопросов и сомнений, чем законной гордости и ответов, но это тема для отдельного изучения), Льву Сивко (812 ИАП), Ивану Кузнецову (107 Гв.ИАП), Якову Околелову (91 ИАП) и… все.
Еще два Ме-262, каковые якобы сбили летчики Гарри Мерквиладзе (152 Гв.ИАП) и Владимир Егорович (402 ИАП), подтверждения в архивных документах не имеют и являются, возможно, плодом журналистской братии и фантазии мемуаристов. Однако, сколь ни мало число удачливых советских пилотов, имеющих на счету реактивную «добычу», один из них почему-то был в итоге вовсе обойден вниманием отечественных историков. Постараемся, в меру собственных скромных возможностей, данный пробел восполнить.
Восстановленный Messerschmitt Me 262A-1а в окраске, воспроизводящей вид одной из автомобилей JG 7 на весну 1945 года (www.stormbirds.com)
Таким незаслуженно забытым победителем «двести шестьдесят второго» стал лейтенант Александр Петрович Долгунов, навигатор 355-го истребительного авиаполка 181-й истребительной авиадивизии 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта. Это был сильный, квалифицированный летчик-истребитель, до обрисованного ниже события уже одержавший 6 воздушных побед (сбил три Ме-109 и столько же ФВ-190), в числе немногих летчиков 355 ИАП в конце войны летавший на Як-3 (главная масса летного состава полка эксплуатировала Як-9).
27 апреля 1945 года лейтенант Долгунов в одном из вылетов сбил германский реактивный истребитель-перехватчик Ме-262. Это отнюдь не рядовое для отечественных ВВС событие, однако, в своевременных документах удостоилось достаточно скупого упоминания: «Группой 6 як-9 и 4 як-3, ведущий ст. лейт. Долгунов, сопровождали 9 самолетов Ил-2 на штурмовку армий соперника в районе Кенигсверд. В воздушном бою с Ме-262 ст. лейт.
Долгунов лично сбил последнего. Самолет соперника упал недалеко от населённого пункта Добершютц. Подтверждают экипажи штурмовиков лейтенант Илюшкин, лейтенант Кашников, лейтенант Касьянов».
Из для того чтобы немногословного описания тяжело осознать события боя, возможно только предполагать, что «мессер» летел одиночно (потому, что о встрече с группой соперника в большинстве случаев сообщалось) и постарался нападать штурмовиков, но истребители прикрытия своевременно увидели угрозу, и их ведущему удалось удачно отразить атаку на подопечных.
В случае если сопоставить победу Долгунова с известными по западной авиационно-исторической литературе утратами реактивных самолетов люфтваффе, то мы видим, что на искомую дату имеется два сбитых Ме-262 из состава 7-й истребительной эскадры (JG 7), каковые не имеют детализации по месту утраты (пилоты кроме этого не указаны, не смотря на то, что сообщается, что оба германских летчика погибли), но и в том и другом случае имеется примечание, что они «сбиты советским самолетом». Вторая заявка на сбитый реактивный «мессершмитт» может принадлежать майору Якову Околелову, но в данном вопросе не все так гладко – в своевременных документах 91 ИАП и 256 ИАД, куда входил его полк, сбитый Ме-262 отсутствует, и появляется позднее в материалах некоей конференции по обмену опытом борьбы с реактивными самолетами люфтваффе.
Узнать, была ли победа Околелова засчитана ему позднее по каким-то дополнительным свидетельствам, либо это всего лишь попытка выдать желаемое за настоящее, пока не удалось. Так что победа Александра Долгунова, возможно сообщить, имеет двойное основание, да и то, что один из «реактивов», потерянных немцами 27 апреля, сбил именно он – более чем возможно.
Выдержка из наградного страницы А. П. Долгунова (http://podvignaroda.mil.ru)
Навигатор 335-го истребительного авиаполка Александр Петрович Долгунов благополучно пережил войну и встретил Сутки Победы, имея на личном счету 7 самолетов соперника, сбитых в 80 боевых вылетах. За успешную боевую работу он был двукратно награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени и несколькими медалями.
Кузнечик завалил мессер | В бой идут одни старики.avi
Увлекательные записи:
- Цвета военного неба: американские «ястребы» для сталинских соколов
- Если бы в бой шли одни «старики»…
- Крылатый таганрог
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Кухня майора бешлина. югославская реактивная программа 1950-х годов часть 1
Маршал Тито, амбициозный как никто до либо по окончании него, в 1950-е годы фантазировал, что его маленькая страна с населением в 17 млн. человек…
-
Несостоявшийся соперник ме-262 – реактивный истребитель лагг-3 врд. ссср
Эту статью можно считать продолжением статьи, посвящённой одному из первых советских реактивных самолётов — Гу-ВРД. В ней будет поведано об ещё более…
-
Кухня майора бешлина. югославская реактивная программа 1950-х годов часть 2
Часть 1 В 1955 г. во Франции было закуплено десять двигателей Turbomeca Marbore II, что разрешило группе Бешлина вместо проектирования экспериментальных…
-
Тяга самолета. тяга двигателя самолета. тяга реактивного двигателя.
Тяга – сила, выработанная двигателем. Она толкает самолет через воздушный поток. Единственное, что противостоит тяге – лобовое сопротивление. В…
-
Найден легендарный реактивный мессершмитт
В последних числах Октября этого года сотрудники аэропорта Деелен, расположенного недалеко от города Арнем в Нидерландах, нашли на фермерском поле…
-
Тёмная история «чёрного ящика». очередная загадка сбитого су-24.
Обстановка между Турцией и Россией сейчас очень сильно накалена, причём, главным событием этому есть сбитый турецкими ВВС российский фронтовой…