Savoia-marchetti sm.73. итальянский законодатель мод

      Комментарии к записи Savoia-marchetti sm.73. итальянский законодатель мод отключены

Savoia-marchetti sm.73. итальянский законодатель мод

Не обращая внимания на то, что выстроили всего лишь сорок плюс семь трёхмоторных самолётов SM.73, самолет в середине 1930-х годов прошлого столетия стал настоящим родоначальником долгого последовательности очень популярных гражданских и военных самолётов на то время ведущей личной итальянской компании SIAI-Marchetti, основанной в 1915 году.

Неизменно предпринимались попытки сравнить такие самолёты, как Ju 52/3m и SM.73, с ранними трёхмоторными автомобилями типа Stout, Ford и Fokker F:VII-3m. Но не обращая внимания на то, что между первыми полётами Ford Tri-Motor и Ju 52/3m прошло всего пять лет, и обе автомобили проектировались с применением схожих коробчатых фюзеляжей и имели сравнимую пассажировместимость, —  это были самолёты уже различных поколений. Особенно прекрасно это было заметно по отличию в их дальности и скорости полёта.
Первый полёт

Прототип Savoia-Marchetti SM.73 поднялся в воздух 4 июня 1934 года, всего три года спустя по окончании первого полёта Ju 52/3m. Как и Ju 52/3m, SM.73 воображал собой моноплан с низкорасположенным хвостовым оперением и свободнонесущим крылом с двумя подкосами.

Итальянский самолёт не был цельнометаллическим (древесное крыло, полотняная обшивка поверхностей управления, имевших железную несущую конструкцию, и полотняно-фанерная обшивка фюзеляжа, выполненного из сварных металлических труб), но имел хорошие аэродинамические обводы и более высокие, чем у Ju 52/3m, характеристики. Особенно с учётом его большей массы.

Конструкция

На SM.73 стояло неубирающееся шасси с хвостовым колесом, причём хвостовое колесо было частично утоплено в фюзеляж, а колёса главных опор шасси были закрыты обтекателями. Итальянский самолёт имел громадную вместимость – имел возможность брать на борт 18 пассажиров, а Ju 52/3m – всего 15-17 человек. Размещение пассажиров хватало необыкновенным – четверо пребывали в отдельном салоне сходу за немного поднятой пилотской кабиной, над крылом, а остальные 14 пассажиров размещались в нижнем салоне.
Следом за прототипом SM.73 последовали 46 серийных автомобилей, на которых устанавливались различные двигатели. Прототип оснащался тремя Gnome-Rhone Mistral Major мощностью по 600 л.с., а на серийных использовались кроме этого моторы Bristol Pegasus IIM2 мощностью 615 л.с. (сборка «Walter»), Piaggio Stella X.RC мощностью 700 л.с., Wright GR-1820 Cyclone мощностью 760 л.с. либо Alfa Romeo 126 RC.10 мощностью 800 л.с. Помимо этого, в случае если на прототипе SM.73 имелся постоянный последовательность больших иллюминаторов, то на серийных автомобилях менее большие иллюминаторы, по одному на каждого пассажира, размешались уступом.

Первые пять SM.73 для SABENA строились в Италии и после этого летали на маршрутах между Берлином и Брюсселем, Лондоном и Мальмё. Другие семь автомобилей по лицензии собирала SABCA.

Серийные автомобили кроме этого имели укороченный киль с более широкой хордой и оснащались трёхлопастными воздушными винтами (на прототипе – четырёхлопастный винт на центральном и двухлопастные винты – на крыльевых двигателях). Результаты опробований были хорошими – самолёт был хорошим продолжателем семейства дальномагистральных летающих лодок компании «Savoia-Marchetti». С двигателями Stella он развивал крейсерскую скорость 278 км/ч и совершал полёт на дальность 1592 км, а с более замечательными Alfa Romeo – 360 км/ч и 1000 км, соответственно.

Высокие характеристики

Новый самолёт был стремительнее, чем Boeing Model 247 либо Douglas DC-2, причём брал на борт больше пассажиров, не смотря на то, что и имел пара меньшую дальность полёта. Очень хорошие показатели для самолета с неубирающимся шасси.

Прототип SM.73 был облётан в июне 1934 года. Он взял регистрационный номер I-SAI и был оснащён тремя моторами Gnome-Rhone 9Kfr. По окончании переоборудования он поступил в эксплуатацию как первый бельгийский SM.73.

Стартовым клиентом на SM.73 стала бельгийская компания SABENA, приобретшая, начиная с 1935 года, 12 самолётов с двигателями Mistral (семь из них по лицензии собрала SABCA). Самолеты летали на европейских маршрутах SABENA и между Брюсселем и Бельгийским Конго. Самолёты кроме этого купили чехословацкая CSA (с двигателями Pegasus) и итальянские «Ala Littoria» и «Avio Linee Italiane».

Военная карьера

SM.73 сделал и непродолжительную военную карьеру: 13 автомобилей поступили в ВВС Италии, а шесть бывших лайнеров SABENA в мае 1940 года отправились в Англию, где некое время эксплуатировались английскими ВВС – в основном в Северной Африке, а по окончании перемирия были переданы Италии. ВВС Италии располагали на момент капитуляции в первой половине 40-ых годов двадцатого века двумя самолётами, один из которых взяли союзники, а второй – ВВС союзной Италии.
Возможно, самая важной заслугой SM.73 стало то, что он дал толчок к созданию целого семейства востребованных самолётов, включая громадный транспортный SM.75 Marsupiale, менее большой бомбардировщик SM.79 Sparviero («Ястреб») и самолет SM.83, и военно-транспортный самолёт SM.82 Canguru («Кенгуру») и SM.81 Pipistrello («Летучая мышь»).

Военная модификация SM.81 Pipistrello

На базе SM.73 был создан военно-транспортный самолёт SM.81 Pipistrello, рассчитанный на перевозку 18 солдатах. Но в отличие от SM.73 армейский SM.81 имел оборонительное оружие – шесть 7.7 мм пулемётов в надфюзеляжной и подфюзеляжной турелях и в бортовых стрелковых позициях.
SM.81 оснащался двигателями Piaggio Stella X.RC мощностью 700 л.с., но имел возможность оснащаться и двигателями Piaggio P.IX мощностью 560 л.с.,Gnome-Rhone 14 мощностью 680 л.с., Alfa-Romeo 125 RC.34 мощностью 580 л.с. либо Alfa-Romeo 126 RC.34 мощностью 900 л.с.

Военно-транспортный SM.81 был похож на собственный гражданский аналог. Эта машина, оснащённая двигателями Alfa-Romeo, принадлежала 202-й транспортно-бомбардировочной эскадрилье ВВС Италии, базировавшейся в Албании и вести войну в Греции в 1940-1941 годах.
Прототип SM.81 поднялся в воздух 8 февраля 1935 года, всего для ВВС Италии выстроили 535 автомобилей, из которых на июнь 1940 года в строю оставались около 300. Причём ещё в октябре 1935 года самолёты употреблялись по назначению на протяжении вторжения в Абиссинию и в гражданской войне в Испании. Среди них и на них из Северной Африки были доставлены верные Франко войска.

В годы войны самолёты употреблялись и как бомбардировщики, а часть из автомобилей эксплуатировалась в ВВС Италии до 1951 года.

Vance Gilbert's rubber-powered Savoia Marchetti SM.73

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: