Санитарный самолет к-3.

      Комментарии к записи Санитарный самолет к-3. отключены

Разработчик: Калинин
Страна: СССР
Первый полет: 1927 г.Санитарный самолет к-3.

Следующему самолету, выстроенному КБ К.А.Калинина  во второй половине 20-ых годов XX века и взявшему индекс К-3, суждено было стать первым в истории отечественной авиации специальным транспортным средством — воздушной «скорой помощью».

«Санитарка» — так нежно назвали машину конструкторы — строилась по заказу Красного Полумесяца Красного и Российского Общества Креста. Яркую разработку проекта вел А.Н.Грацианский, что держал постоянный контакт со экспертами-медиками. Требования к будущему самолету предъявляли самые твёрдые: обеспечение срочной медицинской помощи тяжелораненым и больным конкретно на месте их нахождения с предстоящей транспортировкой в ближайшие лечебные пункты.

Каким быть санитарному самолету? Потребность в нем появляется неизменно нежданно — из этого необходимость постоянной готовности его к полету. Срочность оказания медицинской помощи диктует необходимость посадки в близи от больного либо раненого.

В этом случае вероятно применение неподготовленных площадок, что накладывает громадные ограничения на посадочную скорость, разбег и пробег, и прочность шасси.

Со своей стороны, тяжелое состояние больных, транспортируемых самолетом, предполагало создание некоего комфорта для их размещения с возможностью оказания нужной медицинской помощи конкретно в полете.

Уже на стадии эскизного проектирования Калинину стало ясно, что эксплуатационные возможности, заложенные в конструкцию серийного самолета, в полной мере удовлетворяют придирчивых медиков. А вот с компоновкой санитарного отсека кабины было нужно поводиться. Куда и как заносить носилки?

Где их пристроить в полете? Как посадить доктора и разместить медицинское оборудование?

Вариант за вариантом выбирали юные инженеры, но приемлемого ответа все не было. «И вот в один раз утром, — вспоминает А.Н.Грацианский, — чуть переступив порог КБ, я поспешил к Константину Алексеевичу: так очень сильно было желание продемонстрировать еще один вариант. Дверь в салон я предлагал удлинить в горизонтальном направлении и расположить в хвостовой части фюзеляжа. А носилки крепить к особым подвескам совокупности врача А.Ф.Лингарта — старшего доктора военно-санитарной работы РККА…

Основной посмотрел, минуту-вторую поразмыслил и вынес «решение суда»: — Что ж, это, думается, как раз то…»

В следствии дружной и напряженной работы уже через месяц-в июне 1927 года-представители Красного Креста и Военно-санитарного управления разглядели и утвердили законченный проект самолета К-3.

«Санитарка» взяла классическое высокорасположенное эллиптическое крыло и отработанный фюзеляж форменной металлической конструкции. Причем Калинин решает снова возвратиться к древесному крылу — легкому, прочному и весьма эргономичному при ремонте.

внешние очертания и Размеры санитарной автомобили сохранились те же, что и у прошлой модели, не смотря на то, что сама конструкция «похудела» на 80 кг. Это разрешило расширить нужную нагрузку самолета и заметно улучшить его скороподъемность.

Просторная и яркая кабина, не считая бортмеханика и пилота, вмещала носилки, устанавливаемые в два яруса, и одного доктора. Носилки с больным подавались в санитарный отсек через долгий прямоугольный люк в левом борту фюзеляжа, а после этого крепились.

Доктор размешался в ногах больного на эргономичном складном кресле. За его спиной имелся шкафчик с лекарствами и баллон с воздухом. В углу поставили бачки с холодной и тёплой водой и сливную раковину.

Стены кабины обшивались теплым звукопоглощающим войлоком с подогревом от двигателя. Сама кабина проветривалась двумя вентиляторами, а в проходе разместили плафоны электроосвещения. Пол и все устройства санитарного отсека разрешали систематично проводить дезинфекцию и тщательную очистку.

Нужная нагрузка при четырехчасовом запасе горючего составляла 340 кг.

В первых числах Декабря 1927 года установленная на лыжи «санитарка» своим ходом прибыла в Москву. На Центральном аэропорте самолет совершил пара полетов с представителями санитарных работ, показав легкий взлет и посадку, хорошие управляемость и устойчивость в полете. Особенное восторг приводил к санитарному отсеку. «Самолет К-3,— писал издание «химия и Авиация»,- есть громадной победой советской авиационной техники.»

Высокие качества автомобили подтвердили национальные опробования в НИИ ВВС. К-3 с полной нагрузкой развил среднюю скорость полета более чем 150 км/ч и, что было крайне важно, продемонстрировал расчетные взлетно-посадочные характеристики.

4 марта 1928 года К-3 в составе эскадрильи «Отечественный ответ Чемберлену» был празднично передан представителям Воздушного Флота на Центральном аэропорте в Москве. Самолету присвоили наименование «РОКК-1», выяснив место работы в транспортно-экспедиционном пункте управления санитарной работы. В 1928-1930 годах на нем доставили в поликлиники из труднодоступных районов 30 человек.

Тогда это расценивалось как громадное достижение.

ЛТХ:

Модификация: К-3
Размах крыла, м: 16,70
Протяженность самолета, м: 11,25
Высота самолета, м: 2,80
Площадь крыла,м2: 40,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 1560
-большая взлетная: 2300
Тип двигателя: 1 х ПД «BMW-IV»
-мощность, л.с. 1 х 240
Большая скорость, км/ч: 170
Крейсерская скорость, км/ч: 140
Практическая дальность, км: 730
Практический потолок, м: 880
Экипаж, чел: 1
Нужная нагрузка: 1 доктор и 2-е лежачих больных либо 4-ро сидячих.

Санитарный самолет К-3.

Санитарный самолет К-3 на лыжном шасси.

Санитарный самолет К-3 на лыжном шасси.

Санитарный самолет К-3 в составе эскадрилии «Отечественный ответ Чемберлену».

К.А.Калинин (слева) около К-3 на протяжении отработки погрузки раненых на самолет К-3.

К-3. Рисунок.

Проекции К-3. Рисунок.

Компоновочная схема К-3.

К-3. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Моделист-Конструтор. В.Савин. Самолеты марки «К».
ХГАПП. Харьковский летный завод: История, современность, возможности.

Галилео. Подготовка самолета

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: