Самолёт-разведчик с-10.

      Комментарии к записи Самолёт-разведчик с-10. отключены

Разработчик: И.И.Сикорский
Страна: Россия
Первый полет: 1913 г.Самолёт-разведчик с-10.

Под этим заглавием объединено около 16 родных по типу их модификаций и самолётов с разными двигателями, сухопутных и поплавковых. По конструкции и схеме они слабо отличается от самолета С-6Б и были трех- и четырехстоечными бипланами с разными двигателями. Первый С-10 был, по сути, облегченным за счет понижения прочности самолетом И.И.Сикорского С-6Б.

Фюзеляж самолета прямоугольного сечения с полукруглым гаргротом, имел древесный каркас и обшивался фанерой (4-мм в носовой части и 3-мм в хвостовой). Капот двигателя изготавливался из алюминиевых страниц. Самолет был двухместный, причем в кабине пилоты размешались рядом, а штурвал управления был перекидной от одного летчика к второму.

Крыло двухлонжеронное, цельнодеревянной конструкции, обтянутое полотном. Элероны — лишь на верхнем крыле. Между фюзеляжем и нижним крылом были просветы по 0,45 м для обзора вниз.

Оперение простого типа со треугольным килем и стабилизатором. Каркас изготавливался из дерева и обтягивался полотном. Стойки крыла древесные. Растяжки имели уникальную, свойственную автомобилям И.И.Сикорского конструкцию: это были две параллельно натянутые металлические проволоки с древесной прокладкой между ними, обмотанные шнуром.

Эта конструкция разрешала практически в 2 раза снизить аэродинамическое сопротивление растяжек.

Шасси имело необыкновенную конструкцию, используемую по большей части лишь на автомобилях «РБВЗ». На V-образных стойках из стальных труб и дерева крепились две двухколесные тележки с маленькими осями.

Двигатели ставились разные: 7-цилиндровые, ротативные «Gnome» (80 л.с.), «Gnome Monosoupape» (100 л.с.), 9-цилиндровые «Anzani» (125 л.с.), рядные 8-цилиндровые «Argus» (100 л.с.). В последнем случае имелись бортовые радиаторы. Оружие отсутствовало.

Топливные баки под крылом имели обтекаемую форму.

Самолет С-10А конкурсный 1913 года отличался от прошлого тем, что сиденья были одно за вторым (летчик позади) и размах крыла уменьшен на один пролет с каждой стороны. Благодаря предельной простоте узлов разъема лонжеронов крыла (плоские накладки) неизменно возможно было снова засунуть эти пролеты с их стойками. Консоли крепились на петлях и могли быть опущены для удобства хранения.

Двигатель — «Anzani» в 125 л.с. (практически 100 л. с.).

Скорость и потолок самолета этого варианта были намного больше, чем у прошлого самолета, но однако его показатели не давали оснований ожидать успеха на конкурсе. Исходя из этого опробования его не были полностью закончены, не смотря на то, что летчик Г.В.Алехнович поставил на этом самолете общероссийский рекорд высоты — 3420 м и с данной высоты планировал от Красного Села до Корпусного аэропорта. Позднее двигатель «Anzani» был сменен на «Gnome Monosoupape», а самолет в августе 1914 года был установлен на поплавки.

Самолет С-10 с двигателем «Argus» в 100 л.с. был выпущен в 1913 году в двух неодинаковых экземплярах с трех- и четырехстоечной коробкой крыльев, при которой полетная масса достигала 1150 кг, а также масса нагрузки 500 кг (весовая отдача до 44 %).

Модификации:
С-10 — конкурсный 1913 г. — выстроенный для конкурса самолет с двигателем «Gnome» (80 л.с.). Машина имела необыкновенную весовую отдачу.
С-10А — сиденья были расположены одно за вторым, более замечательный двигатель «Anzani» (125 л.с.). Размах крыла был уменьшен на один пролет. Летные эти улучшились.
С-10 «Аргус» — пара автомобилей были выпущены с двигателем «Argus» (100 л.с.) как с трехстоечной, так и с четырехстоечной коробкой.
С-10 «Гном-Моносупап» — вариант с двигателем «Gnome Monosoupape» (100 л.с.).
С-10 «Гидро» — поплавковый самолет. По большей части строился с двигателем «Argus» (100 л.с.). Поплавки древесные, по типу поплавков самолета C-5A, но громадных размеров. Вместо 8 стоек у C-5A поплавки крепились 10 стойками.

Одна машина была с двигателем «Gnome Monosoupape» (100 л.с.), вторая — с двигателем «Argus» (115 л.с.).

Все автомобили использовались как разведчики в начале Первой Мировой.

ЛТХ:

Модификация: С-10
Размах крыла, м
-верхнего: 13,68
-нижнего: 8,80
Протяженность, м: 8,00
Высота, м: 3,20
Площадь крыла, м2: 35,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 550
-обычная взлетная: 850
Тип двигателя: 1 х ПД «Argus»
-мощность, л.с.: 1 х 100
Большая скорость, км/ч: 100
Крейсерская скорость, км/ч: 74
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 3400
Экипаж, чел: 2

Самолет С-10 с двигателем «Gnom Monosoupape».

Летчик в кабине самолета С-10А с двигателем «Anzani».

С-10бис с двигателем «Argus».

Пилот Алехнович у самолета С-10А на конкурсе армейских аэропланов 1913 г. в Петербурге. 

Конкурсный самолет С-10 № 101 на Комендантском аэропорте.

Конкурсный самолет С-10 № 101 на Комендантском аэропорте.

Конкурсный самолет С-10 № 101 на Комендантском аэропорте.

Результаты конкурса армейских аэропланов.

Проекции С-10 № 101. Рисунок.

С-10А. Схема.

С-10Б. Схема.

С-10бис. Схема.

С-10 № 101 конкурсный. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.И.Катышев, В.Р.Михеев. Крылья Сикорского.
В.Р.Михеев.Малоизвестный Сикорский. «Всевышний» вертолетов.
Александр Савин. Русский Летный Музей. Сикорский С-10.
Фотоархив ЦГАКФФД.

Lockheed SR-71 Чёрный дрозд -стратегический сверхзвуковой разведчик США.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: