Самолеты дмитрия григоровича часть 6

      Комментарии к записи Самолеты дмитрия григоровича часть 6 отключены

Данный самый бессчётный гидросамолет русской постройки был одновременно и самоё известным творением Григоровича, принесшим ему заслуженное признание как конструктору. По собственному назначению М-9 определялся как морской разведчик, но употреблялся как многоцелевой аппарат, с разным успехом делающий патрульного самолёта и функции бомбардировщика. Дополним эти сведения уточнением обозначения самолета — в армию данный аппарат принимался как ЩС — «Щетинин с Сальмсоном».

Самолеты дмитрия григоровича часть 6

схемы М-9

Летающая лодка М-9 явилась последовательным развитием М-5 под более замечательный двигатель «Сальмсон» 140-150 л.с. и соответствующим повышением размеров. Экипаж складывался из двух человек, сидящих рядом. Наряду с этим в первых рядах имелось еще одно место для воздушного стрелка, вооруженного пулеметом «Максим» либо «Виккерс», установленном на треноге.

При необходимости место стрелка занимал правый летчик (наблюдатель), в отдельных случаях экипаж складывался из трех человек.

Первый умелый экземпляр М-9 выстроили в ноябре 1915 г., по окончании чего, по обстоятельству зимней погоды, его послали в Баку, где в последних числах Декабря М-9 в первый раз подняли в атмосферу. По итогам опробований, совершённых в январе 1916 г., самолет продемонстрировал послушность управления и хорошую мореходность, вольно преодолевал волну высотой 0,5 метра, легко выходил из воды и отрывался в атмосферу. В полете продемонстрировал мягкость управления и высокую устойчивость на виражах.

Сообразуясь с благоприятными отзывами о летных опробованиях, 4 февраля 1916 г. завод Щетинина внес предложение изготовить и поставить 50 М-9 до 5 июня этого года. Это предложение было принято. После этого последовал заказ еще на 65 автомобилей (со сдачей серии в августе), позднее — еще один на 165 М-9 (сдача в ноябре).

На Балтике «девятки» первыми поступили в мае 1916 г. на авианесущий корабль «Орлица», после этого — на 2-ю авиастанцию в Кильконде.

С возникновением М-9 хорошие характеристики летающих лодок Григоровича обратили на себя внимание не только русского морского руководства. 30 июня 1916 г. в Петрограде были взяты весточки от морских агентов из Парижа и Лондона прося о высылке союзникам фотографий и чертежей М-5 и М-9. Дополнительным подтверждением большого успеха Д.П.

Григоровича стало награждение конструктора в апреле 1916 г. за создание летающих лодок М-5 и М-9 орденом св. Владимира 4-й степени.

На протяжении изготовления серии в конструкцию М-9 вносились бессчётные трансформации, разрешающие различать эти гидропланы как ранние и поздние типы. Лодки первых серийных самолетов имели недалеко от редана вогнутое дно с боковыми «жабрами», исходя из этого взяли наименование М-9 с «уширенным реданом». После этого стали строить лодки с небольшой килеватостью днища (до 5°), время от времени с дополнительными маленькими накладками на протяжении скул недалеко от редана.

Звездообразный двигатель «Сальмсон» водяного охлаждения с толкающим воздушным винтом устанавливался на древесной моторной раме, укрепленной стойками, связывающими фюзеляж и крылья.

Первый экземпляр М-9 имел сферический обтекатель, закрывающий расходный топливный и масляный баки, размещенные на мотораме перед двигателем. В будущем расходные баки, любой по 15 л., разместили в пространстве между крыльевыми стойками. Главный топливный бак емкостью 225 л. был за кабиной пилотов в фюзеляже.

Подача бензина, как и на М-5, осуществлялась благодаря избыточному давлению в баке, достигаемому при помощи насоса. Для контроля означенного процесса имелся особый манометр, что пилот имел возможность замечать, легко повернувшись назад. Радиаторы водяного охлаждения двигателя размещались по бокам моторамы, употреблялись два главных типа: коробчатые и плоские, секционные «Хазет».

Большим недочётом М-9 выяснилось громадное лобовое сопротивление звездообразного двигателя «Сальмсон», всех деталей и радиаторов охлаждения мотоустановки, не разрешающих рассчитывать на большое повышение полетной скорости. Новые автомобили развивали 110 км/ч, а побывавшие в эксплуатации, и с изношенными двигателями, летали со скоростью, не превышавшей 100 км/ч.

В 1917 г. в носовой части М-9 в качестве опыта устанавливали 37-мм пушки производства Обуховского завода, продемонстрировавшие прекрасные результаты. Тогда же в воздухе испытывались первые образцы необычных безоткатных трехдюймовых пушек (обративших на себя внимание Григоровича), ракет Ле-Приера, радиостанций разных совокупностей, другого оборудования.

По окончании появления М-9 немцы модернизировали собственный поплавковый «Фридрихсгафен» FF (у нас в документах его обозначали как «Альбатрос», а русские летчики именовали его «жуком»), и он начал развивать скорость 150-160 км/ч, а с более замечательными моторами — до 170 км/ч. Отдельные серии германских гидропланов, кроме заднего оборонительного пулемета, оснащались еще и синхронным пулеметом. Так, в первую очередь на Балтике, русским летчикам противостоял важный воздушный соперник.

В ноябре 1916 г. русским морякам удалось захватить подбитую и севшую на воду германскую машину. Ее испытали в воздухе совместно с М-9 на 3-й станции в Ревеле. Результаты были неутешительными, о чем срочно последовало донесение в Морской генштаб:

«В течение последних дней были произведены полеты на военнопленном германском «Альбатросе» совместно с отечественными аппаратами, каковые продемонстрировали, что, во-первых, «Альбатрос» имеет большие преимущества в скорости если сравнивать с ЩС (М-9) как в горизонтальном полете, так и в подъеме на высоту. Превышение скорости равняется, приблизительно, 15-20 км/ч…».

Помимо этого, особенным недочётом М-9 считалось отсутствие кормовой оборонительной установки, исходя из этого при развитии воздушной войны русские летающие лодки сопровождались истребителями охранения, сперва морскими, а с 1917 г. и сухопутными «Ньюпорами».

Тем временем появление громадных заказов на лодки М-5 и М-9 вынудило обратить внимание управления и на развитие производства. Кроме заводских помещений, в связи с появившейся необходимостью опробований серийных летающих лодок, ПРТВ создало умелую испытательную станцию с приспособлением и ангарами для спуска на воду на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Подобную станцию организовали в Круглой бухте Севастополя, где со временем предполагалось выстроить филиал для доводки и сборки самолетов.

В 1916 г. началась организация нового завода С.С. Щетинина в Ярославле, но последующие события 1917 г. не разрешили довести это начинание до успешного завершения.

Во время с апреля 1916 г. и до середины 1917 г. завод ПРТВ сдал клиентам не меньше 212 М-9. Из них чуть более 100 экземпляров поступили в авиационные подразделения Балтийского моря и столько же послали на Черное море. По состоянию на 9 ноября 1916 г. на Балтике числилось 18 М-5, 53 М-9, 12 М-11, на Черном море — 45 М-5, 45 М-9 и 10 М-11. В осеннюю пору 1916 г. авиация Балтийского и Тёмного морей организационно была сведена в соответствующие воздушные дивизии.

В их состав входили как береговые отряды на авиационных станциях, так и отряды корабельного базирования.

В 1916 г. черноморские «девятки» неспециализированной численностью 20 экземпляров входили в состав Воздушной дивизии с базированием в Одессе и Севастополе, они были приписаны к корабельным авиаотрядам на гидрокрейсерах «Александр I» и «Николай I». Во второй половине 1916 г. в гидрокрейсер переоборудовали пассажирский пароход «Румыния», что принимал на борт 3-4 летающие лодки М-9.

Черноморская корабельная авиации осуществляла собственные действия у берегов Болгарии, Турции и Румынии, создавала воздушные налеты на Босфор, Варну, другие объекты и Констанцу соперника. Эта боевая работа была насыщена многими необыкновенными эпизодами, известно к примеру, что 26 марта 1917 г. экипаж летчика М.М.Сергеева на лодке М-9 в первый раз в истории флота осуществил захват турецкой шхуны.

В середине 1917 г. общее число М-9 на Черном море довели до 48 экземпляров. Но начиная с осени 1917 г., по обстоятельству неоднократной смены власти в южной части России, черноморские М-9 поменяли собственных обладателей, что вело к неуклонному уменьшению их численности. Весной 1918 г., к моменту австро-немецкой оккупации, на Черном море оставалось около четырех десятков «девяток».

До 1919 г. эксплуатация самолетов фактически не осуществлялась и, спустя год, в работоспособном состоянии оставались отдельные экземпляры. Добровольческая Белая армия эпизодически применяла до пяти М-9 летом-осенью 1919 г., еще три таких самолета в это время вернули в Донском гидроавиадивизионе.

На Каспийском море два М-9 эксплуатировались во время с 1918 г. и до начала 1919 года. Уже позднее, в 1922 г., одна такая летающая лодка употреблялась в районе Баку для обследования с воздуха рельефа прибрежного дна моря. При совершении полетов на высоте 500-900 м, летчикам удалось найти новые подводные местораждения нефти.

На Балтике, где наблюдались самые интенсивные воздушные битвы с применением морской авиации, активная боевая деятельность М-9 характеризовалась вылетами на бомбардировку и разведку, бессчётными столкновениями с германскими аппаратами. За данный период русские летчики в воздушных битвах сбили не меньше десятка вражеских автомобилей, утратив по разным обстоятельствам кроме этого около десяти «девяток».

Как и на Черном море, на Балтике первоначально существовали замыслы создания корабельной авиации. В начале 1915 г. для данной цели применяли пароход «Императрица Александра», взявший по окончании совершённой модернизации наименование авиабаза «Орлица». Корабль имел на верхней палубе два навеса-ангара, вмещавшие по два самолета.

Еще один самолет в разобранном виде хранился в трюмном отделении. На борту хранились нужные запасы бомб и топлива, были устроены мастерские для двигателей и ремонта самолётов. По окончании окончания переоборудования на «Орлицу» перевели летающие лодки FBA с экипажами с закрытой береговой станции в Гельсингфорсе.

Начиная с лета 1915 г. «Орлица» учавствовала в военных действиях Балтфлота. В августе-октябре ее самолеты вели разведку и корректировали огонь артиллерии судов, ведущих обстрел германских упрочнений недалеко от мыса Рагоцен. В октябре «Орлица» закрывала высадку русского десанта на курляндском побережье у Доместеса.

В зимний период активность военных действий на море дремала, а к началу летнего периода 1916 г. «Орлица» приняла на борт более идеальные летающие лодки М-9. 4 июля самолеты «Орлицы» закрывали с воздуха линейный корабль «Слава» и пара миноносцев, ведущих обстрел германских батарей береговой обороны у мыса Рагоцен. На протяжении операции четверку русских М-9 нападали 4 вражеских гидроплана с германского воздушного транспорта «Glinder», но два из них были сбиты воздушными стрелками «девяток».

Поднятые из воды германские пилоты поведали, что целью их нападения являлось уничтожение «Орлицы», как самый досаждающего собственными действиями корабля.

Начиная с 1916 г. немцы во все возрастающих масштабах стали привлекать к действиям против русских судов, авиации и береговых станций собственные сухопутные самолеты. Численное преимущество соперника к лету 1917 г. стало подавляющим. Листая сводки боевых донесений, возможно заметить, что германские самолеты практически каждые пять мин. осуществляли обстрел и бомбёжку русских позиций, вели неустанное воздушное патрулирование и с радостью вступали в воздушные битвы.

Напряженность боевой обстановки возможно иллюстрировать следующим фактом: мичман Зайцевский, отчаявшись отбиться в воздухе от численно превосходящего соперника, должен был посадить собственную лодку в маленькую бухту, снять пулемет и отстреливаться от немцев из-за гранитных валунов.

С наступлением 1918 г. количество балтийских «девяток» заметно уменьшилось. По окончании эвакуации из Финляндии в том месте осталось до десяти метров-9, еще некое количество «девяток» переправили вглубь территории России, отдельные экземпляры употреблялись Красным Воздушным флотом недалеко от Петрограда.

В мае 1918 г. завод Щетинина стал называться «Гамаюн» (по телеграфному адресу). В том же году ему был выдан костюм сперва на достройку 15 М-9, а 19 сентября последовал дополнительный заказ — еще на 40 М-9. Маленькие серии автомобилей строились и в последующие годы Гражданской войны.

Весьма интересно подчернуть, что последние М-9 были выпущены и сданы флоту в первой половине 20-ых годов двадцатого века!

Выстроенные до середины 1919 г. летающие лодки поступили в Воздушную бригаду Балтийского моря и на разные участки вооруженного противостояния Гражданской войны. Изюминкой военных действий в центральной и северной России в это время стало продвижение наступающих армий на протяжении больших рек (Северная Двина, Днепр, Волга, Кама), исходя из этого гидросамолеты обычно базировались на баржах, входящих в состав речных флотилий.

самоё известным соединением являлся воздушный дивизион Волжской (позднее Волжско-Каспийской) речной флотилии, базирующийся на барже «Коммуна», талантливой разместить в особом ангаре 6 боегото-вых гидросамолетов. В апреле 1919 г. воздушный дивизион Волжской флотилии имел на вооружении: 6 М-9, 2 М-20 и 1 сухопутный истребитель «Ньюпор-23». В 1920 г. в составе Воздушной бригады Волжско-Каспийской флотилии пребывало 10-12 летающих лодок М-9.

Общее число «девяток», эксплуатируемых Красным Воздушным флотом в 1920-м году составило около 20 экземпляров. В 1921 г. эта цифра поддерживалась благодаря восстановительному ремонту, но в будущем неуклонно уменьшалась. Отдельные экземпляры М-9 в качестве учебных аппаратов просуществовали до середины 1920-х годов.

По состоянию на декабрь 1927 г. один экземпляр М-9 с опознавательным знаком Р-РДОМ числился в Ульяновском Осоавиахиме, еще один М-9 с надписью «Активист» хранился в разобранном виде на складе.

источник: Михаил Маслов Самолеты Дмитрия Григоровича космонавтика и Авиация 06-2012

Люфтваффе 3 серия из 8 Реактивные самолеты и ракеты 2006 XviD DVDRip alf 62

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 4

    Опыт постройки первой летающей лодки М-1 не пропал бесплатно. Дмитрий Павлович учел его при проектировании следующей собственной конструкции, взявшей…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 5

    Сначала 1915 г. Григорович приступил к созданию новой летающей лодки, позднее взявшей обозначение М-5. При ее проектировании учитывался опыт постройки…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 2

    В Петербург Дмитрий Павлович приехал в начале 1911 г., где первое время трудился редактором издания «Вестник Воздухоплавания». Должность разрешала быть в…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 3

    Все имеет собственную обстоятельство, собственный начало. В соответствии с приказа командующего Балтийским флотом от 25 августа 1913 г. Умелую станцию из…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 18

    Как уже рассказывалось ранее (см. «Самолеты Дмитрия Григоровича Часть 14») , одним из первых самолетов Григоровича, строившихся серийно в 1922—1923 гг.,…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 13

    С началом Всемирный войны в русском действительности обозначилась следующая неприятность: отечественные авиапромышленники не хотели вкладывать важные…