Самолеты дмитрия григоровича. часть 27

      Комментарии к записи Самолеты дмитрия григоровича. часть 27 отключены

Бомбардировщик ТераБайт-5 стал не единственным самолетом, что по окончании успеха ВТ-11 решили спроектировать в ЦКБ ОГПУ. Весной 1930 г. вместо Авиатреста организовали Всесоюзное авиационное объединение (ВАО), которое более централизованно и жестко починялось национальным органам власти. В это время длилось расширение ЦКБ, и, в один момент, появление заданий на целое семейство новых боевых самолетов.

Значились среди них и самолеты-штурмовики. Известно о нескольких таких аппаратах, выстроенных во время 1930-1932 гг. числом около десяти экземпляров: ЛШ (легкий штурмовик), ШОН (штурмовик особенного назначения), тяжелые штурмовики ТШ-1 и ТШ-2. Упоминание их неспециализированным перечнем позвано тем событием, что авторство на них до сих пор просматривается как-то расплывчато. Наверное, в отношении самолетов ТШ, так же как и в отношении ВТ-11, главного конструктора пробовали не именовать.

В ОГПУ было не принято устанавливать подлинных авторов.

В это же время, шила в мешке не утаишь. В частности, в 1937 г. при подготовке материалов по самолетам разных конструкторов, в особой справке Глававиапрома авторство на самолет ШОН в один момент приписывалось Поликарпову и Григоровичу. И этому имеется в полной мере логичное объяснение.

Организация работ в ЦКБ базировалась на убеждении, что качества проектирования и повышение скорости будет достигнуто за счет специализации инженеров и концентрации их совместных усилий на приоритетных заданиях. Работа по созданию нового летательного аппарата начиналась маленькой группой проектировщиков в отделе предварительных проектов под управлением старшего инженера-конструктора. При со штурмовиками данной деятельностью руководил Н.Н.

Поликарпов, что создавал их на базе прошлых конструкций, в этом случае Р-5. Сам Николай Николаевич в это время, как каждый арестованный эксперт, не имел возможности претендовать на какую-либо исключительность. Исходя из этого подготовленный им (как рядовым исполнителем) проект поступал в расчетный отдел, в котором после этого просчитывали аэродинамику, прочность, веса и центровку.

По окончании проведения всех утверждения и согласований проекта уточнение и конструктивная проработка самолёта всех его параметров велись по большей части конструкторском отделе. Основных конструкторов (либо конструктора) не было, неспециализированное управление вели чины из ОГПУ, каковые при ответе производственных вопросов завлекали консультантов.

Дмитрий Павлович Григорович значился таким консультантом до середины 1930 г. В ряде документов второй половины 1930 г. он значится ассистентом главы ЦКБ завода №39 (помощником главы ЦКБ тогда именуется И.И. Артамонов), исходя из этого именно он 14 сентября 1930 г. утвердил эскизный проект легкого штурмовика ЛШ, ставшего первым в серии этих бронированных автомобилей ЦКБ.

Позднее, как выяснилось, в наследие Григоровича выяснили не только штурмовики, вместе с тем И-5 и двухместный истребитель ДИ-3 с двигателем М-17.

Полагая, что нужные пояснения к истории самолетов-штурмовиков ТШ даны, приведем их краткое описание.

ЦКБ №5

Под таким обозначением в 1930 г. проектировался легкий штурмовик (ЛШ), что по своим технологии изготовления и геометрическим параметрам планера соответствовал разведчику Р-5. ЛШ отличался облегченным бронированием двигателя М-17, но достроен не был и послужил базой при создании следующего примера — ТШ-2.

ЦКБ №6

По данным В.Б. Шаврова под этим номером ЦКБ шел тяжелый бронированный штурмовик TШ-1 с двигателем М-17, что начал испытываться в январе 1931 г. Но получается некая неувязка, потому что еще в осеннюю пору 1930 г. начал летать ТШ-2 (ЦКБ №21). Известно кроме этого, что 22 марта 1930 г. были утверждены ТТТ на тяжелый бронированный штурмовик TШ-1 (Т.Ш.1) под два М-34 750 л.с., разработка которого была поручена ЦАГИ. В силу большой загруженности, конструкторский отдел ЦАГИ во главе с А.Н.

Туполевым предполагал переделать в TШ-1 уже выстроенный разведчик Р-6. Продолжительные переговоры с клиентом затянулись, и в следствии тяжелый двухмоторный штурмовик выстроен не был.

Самолеты дмитрия григоровича. часть 27

Что касается обозначения ТШ-1 применительно к одномоторному самолету, создатель уверен в том, что из-за отсутствия двухмоторной автомобили, в ЦКБ так нарекли (задним числом) первый умелый ТШ-2.

ЦКБ №21

Тяжелый штурмовик ТШ-2 (ЦКБ №21) разрабатывался в 1930 г. сходу за ТШ-1. Конструктивная отработка документации и чертежей велась в бригаде №5, которую по окончании отстранения Поликарпова возглавил С.А. Кочеригин. В уточненных технических требованиях самолет именовался «тяжелый штурмовик ТШ-2 М-17». Он предназначался для поражения наземных целей с высоты полета 10-12 м. Броня весом 515–525 кг (расчетное значение) служила для защиты двигателя, топливных баков, управления и экипажа.

Толщина брони выбиралась из расчета попадания пуль под углом 15-20°.

Первый умелый экземпляр ТШ-2, выстроенный во второй половине 1930 г., имел следующие отличия:

Двигатель БМВ-6 и передняя часть фюзеляжа бронированы включительно по кабину стрелка-наблюдателя. Бронекоробка являлась конструктивным элементом (!), вес брони составлял 532 кг. Хвостовая часть фюзеляжа ферменной конструкции с полотняной обшивкой.

Крылья древесные с полотняной обшивкой.

Топливных бака три: один в бронекоробки под ногами летчика и два сбрасываемых — в корневой части нижних крыльев. Радиатор, установленный в отдельном бронированном обтекателе, складывался из двух поделённых секций и прикрывался регулируемыми броневыми створками. Охлаждение двигателя этилен-гликолевое.

Оружие: два синхронных калибра и-1 пулемёта 7,62 мм в фюзеляже и батарея из восьми пулеметов ПВ-1 в обтекателях под нижним крылом. У стрелка – турель ТУР-7 с пулеметом ПВ-Ф.

Бомбовое оружие складывалось из шести подфюзеляжных и шести подкрыльевых кассет (любая кассета по окончании снаряжения включала 32 гранаты примера 1914 г.).

ТШ-2 проходил опробования в НИИ ВВС во время 2.11–26.12.1930 г. Целью опробований именовалось определение главных черт самолета и накопление опыта для постройки следующих экземпляров штурмовиков.

Признавалось, что летные характеристики удовлетворительные, но

«ТШ-2 требует доводки и в настоящем виде не может быть принят на вооружение частей ВВС».

К недочётам отнесли недоведенное оружие, сложность покидания самолета с парашютом, нехороший обзор из кабины (с высоты 100 м летчик замечал цель не ближе 1000 м). Всего выстроили 10 экземпляров ТШ-2, потом началась подготовка к серийному производству с двигателем М-27 либо М-34. Но в 1933 г. предпочтение отдавалось более перспективному моноплану ТШ-3 и работы по доводке ТШ-2 прекратили.

ЦКБ №23

Под этим шифром следовал штурмовик особенного назначения (ШОН), выпущенный ЦКБ в апреле 1931 г.

Штурмовик ШОН планировалось применять в качестве палубного самолета для предполагаемого к постройке авианосца. В частности, существовал проект переоборудования учебного судна «Комсомолец» в учебный авианосец с базированием на нем 26 штурмовиков и 16 истребителей.

ШОН отличался складываемой с поворотом назад бипланной коробкой крыльев для транспортировки и удобства хранения, а его шасси было выполнено в виде разнесенной пирамиды без поперечной оси для вероятной подвески торпеды. Бронирование лишь снизу, оружие складывалось из восьми пулеметов ПВ-1, установленных в полу второй кабины. Пулеметы монтировались на особенной поворачивающейся установке для стрельбы вперед, вниз и назад.

Палубный штурмовик испытывался в 1932 г., но от создания авианосцев отказались, исходя из этого ШОН предстоящего продолжения не имел.

источник: Михаил Маслов «Самолеты Дмитрия Григоровича» // Космонавтика и Авиация 12-2013, с. 32–34

Упал самолет пилотажной группы «Русские Витязи» Су-27 в поселке Ашукино

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 15

    В декабре 1922 г. обороны и Совет труда (СТО) Советской республики утвердил трехлетнюю программу восстановления, расширения и дооборудования фирм…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 13

    С началом Всемирный войны в русском действительности обозначилась следующая неприятность: отечественные авиапромышленники не хотели вкладывать важные…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 5

    Сначала 1915 г. Григорович приступил к созданию новой летающей лодки, позднее взявшей обозначение М-5. При ее проектировании учитывался опыт постройки…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 26

    Информация о тяжелом бомбардировщике ТераБайт-5 уже оказалась на сайте Другая история. Этот материал выкладывается на сайт в качестве части цикла статей…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 34

    В начале 1936 г. Управление ВВС предложило последовательности конструкторских бюро приступить к проектированию боевых скоростных монопланов, определяемых…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 32

    Начиная с 1931 г. и впредь до 1938 г. Дмитрий Павлович не имел собственной постоянной производственной базы, он был должен всегда переезжать с места на…