Самолеты дмитрия григоровича часть 1

      Комментарии к записи Самолеты дмитрия григоровича часть 1 отключены

Морская авиация России и СССР неразрывно связана с деятельностью российского и советского авиационного конструктора Дмитрия Павловича Григоровича. Григорович заслуженно входит в плеяду пионеров русском авиации, тех самых инженеров-первопроходцев, каковые когда-то смело взялись зо новое и неизведанное дело по проектированию независимых летательных аппаратов.

Уже в первые годы собственной практической деятельности Григорович специализировался но создании гидросамолетов для оснащения авиации ВМФ. Его летающие лодки М-5 и М-9 для собственного времени владели хорошими характеристиками и обоснованно считались одними из лучших образцов летающей техники.

В послереволюционный период Григорович продолжал работу в области гидроавиации, также принимал участие в создании первых советских истребителей, пассажирских самолётов и бомбардировщиков. Но, не все замыслы и проекты конструктора завершались полным успехом. Обстоятельством тому были не только опытные качества Дмитрия Павловича, но и его очень непростой темперамент, выяснивший сложные отношения с представителями промышленности и руководства государства.

Достаточно упомянуть тот факт, что Григорович есть одним из немногих конструкторов, каковые во время СССР не были удостоены правительственных призов. Не смотря на то, что проявления благосклонности власти по отношению к нему наблюдались (вручение почетной грамоты, досрочное освобождение из заключения в тюрьме).

Не обращая внимания на огромный личности вклад и значительность Григоровича, внесенный им в становление советской авиапромышленности, в современной историографии он представлен очень слабо и неубедительно. Его практическая деятельность точно и полностью не описывалась, о некоторых его разработках ничего не было известно, а опубликованные в печати исторические эпизоды владели многими противоречивыми моментами и неточностями.

И вот, незадолго до грядущего 130-летия со дня рождения конструктора, вашему вниманию предлагается серия статей, подготовленная известным историком авиации Михаилом Масловым.

В НАЧАЛЕ ПУТИ

Дмитрий Павлович Григорович появился в городе Киеве в 1883 г. Его папа — Павел Дмитриевич Григорович — трудился учетчиком на сахарном заводе. Мать — Ядвига Константиновна растила пятерых детей. Позднее, в соответствии с правилами, принятыми в СССР, при оформлении документов указывалось, что Д.П. Григорович по происхождению есть уроженцем трудовой интеллигенции.

Бытующее ошибочное предположение, что он происходил из древней морской семьи, кроме этого имело кое-какие основания, не смотря на то, что и отдаленные. Известный собственными морскими рассказами автор XIX века Дмитрий Васильевич Григорович являлся не таким уж дальним родственником и приходился Дмитрию Павловичу двоюродным дядей. Что же касается российского морского министра И.К.

Григоровича, то вот он был всего лишь однофамильцем.

Самолеты дмитрия григоровича часть 1

В отыскивании лучшей доли Григоровичи пара раз поменяли место жительства. Как мы знаем, что глава семьи, Павел Дмитриевич, одно время трудился в Туле. После этого, в 1890 г., по суть болезни туберкулезом старшей дочери Марии, семейство перебралось в Крым, в Балаклаву. Пара лет жили в Крыму и Дмитрий как раз тут, в Севастополе, первое время получал образование настоящем училище.

После этого Павел Дмитриевич взял должность государственного служащего интендантства армейского ведомства, и Григоровичи возвратились в Киев.

По свидетельству сестры Дмитрия — Марии Павловны Вышеславцевой* — единственным средством семьи к существованию было жалованье отца. Однако, все дети взяли высшее образование, не считая одного из братьев, Михаила Павловича, что был призван в 1914 г. в армию (он не закончил юридический факультет) и стал морским летчиком. В отношении собственного брата Дмитрия Мария Павловна подтверждала, что в юные годы он отличался усидчивостью, довольно много просматривал, скоро все схватывал.

Был в ладах с инструментами, столярничал, к примеру, лично изготовил в качестве подарка матери кухонный буфет.

По окончании переезда семьи в Киев Дмитрий продолжил обучение в Киевском настоящем училище. После этого поступил в Киевский политехнический университет, что окончил в 1909 г. Перед защитой диплома, в течение двух семестров, он прослушал курс университетских лекций в бельгийском Льеже, от собственной группы не отстал, диплом защитил в один момент со собственными однокурсниками и взял звание инженера-технолога механического производства.

Еще в годы обучения в университете Дмитрий Григорович увлекся авиацией, чему в большой степени содействовала организация в Киевском «политехе» в 1909 г. воздухоплавательной секции. Позднее сам конструктор утверждал, что он начал собственную деятельность в авиации с 1908 г. Как раз тогда он приступил к постройке аэроплана собственной конструкции. Средства на постройку этого первого самолета составило наследство, полученное отцом в 1908 г. в сумме 3000 рублей.

Постройку первого самолета начал у себя в помещении, сборка производилась в сарае в 1909 году.
Первая супруга Григоровича, Надежда Семеновна Сукневич, вспоминала:

«Мы оба были увлечены авиацией, и тогда в первый раз у него зародилась мечта о создании аэроплана собственной конструкции. Недалеко от Политехнического университета он снимает сарай и приспосабливает под ангар. Рядом Сикорский (у которого большое количество денег) сооружает роскошный ангар. Первый аппарат Дима строил из бамбука.

Мы жили впроголодь, но отечественная помещение была завалена бамбуком, моторами, частями и другим».

В вышеприведенной цитате предельно открыто сообщено:

«Мы жили впроголодь…».

Для постройки автомобили необходимы были деньги, большие по тому времени для Дмитрия Павловича. Исходя из этого завершить работу не удалось. Об этом в прессе напишут следующие строки:

«Превосходный аппарат молодого инженера Григоровича подвергся неспециализированной участи всех русских изобретений — он не мог быть достроен из-за отсутствия средств».

Через год Григорович совместно с Ильницким сооружает очередной самолет, что очень напоминает распространенный тогда моноплан Блерио-XI. По-видимому, употреблялись какие-то подробности и материалы от прошлой разработки. Опробования этого аппарата начались 10 января 1910 г. а во время с 16-го по 29 января самолет Григоровича и Ильницкого участвует в воздухоплавательной выставке, организованной в Киеве.

Выставлялись в том месте кроме этого Былинкина и аэропланы Сикорского. Данный успех имел громадное значение в становлении Григоровича как авиационного инженера: он поверил в собственные силы и в настоящую возможность создавать новые, жизнеспособные конструкции. К тому же успех создал ему и определенную рекламу — на молодого конструктора обратил внимание узнаваемый любитель авиации и киевский богач Терещенко, предложивший Дмитрию Павловичу денежную и экономическую помощь.

Следующие два самолета (время от времени их обозначали как Г-2 и Г-3) Григорович сооружает в мастерских Терещенко, причем сборка последнего не была доведена до завершения. Обстоятельств тому имелось пара. Терещенко вычислял себя знатоком авиации, а так как он финансировал разработки, то вычислял своим долгом давать руководящие указания и напрямую вмешиваться в работу. Дмитрий Павлович являлся личностью независимой, владел жёсткой волей и свободным характером.

Исходя из этого весьма не так долго осталось ждать пути мецената и конструктора разошлись.

В это же время, юный инженер уже не мыслил собственной предстоящей жизни без авиации. Исходя из этого он решил отправиться в Петербург, в то время наибольший летный центр России. Начался новый период его жизни.

* — Написано 1 августа 1951 г., хранится в музее Н.Е.Жуковского

источник: Михаил Маслов Самолеты Дмитрия ГРИГОРОВИЧА космонавтика и Авиация 04-2012

204th Tactical Aviation Brigade UkAF (Belbek)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 2

    В Петербург Дмитрий Павлович приехал в начале 1911 г., где первое время трудился редактором издания «Вестник Воздухоплавания». Должность разрешала быть в…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 3

    Все имеет собственную обстоятельство, собственный начало. В соответствии с приказа командующего Балтийским флотом от 25 августа 1913 г. Умелую станцию из…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 35

    Разработка этого самолета, взявшего обозначение ДГ-58, началась первоначально в рамках задания на скоростной разведчик (СР) в 1935 г. В качестве силовой…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 5

    Сначала 1915 г. Григорович приступил к созданию новой летающей лодки, позднее взявшей обозначение М-5. При ее проектировании учитывался опыт постройки…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 6

    Данный самый бессчётный гидросамолет русской постройки был одновременно и самоё известным творением Григоровича, принесшим ему заслуженное признание как…

  • Самолеты дмитрия григоровича часть 4

    Опыт постройки первой летающей лодки М-1 не пропал бесплатно. Дмитрий Павлович учел его при проектировании следующей собственной конструкции, взявшей…