Самолет рэб як-28пп.

      Комментарии к записи Самолет рэб як-28пп. отключены

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1967 г.Самолет рэб як-28пп.

Появление на вооружении в конце 50-х — начале 60-х годов зенитных ракетных комплексов радикально снизило боевые возможности ударной (фронтовой) авиации. Существовавшие тактические истребители (истребители-бомбардировщики), лёгкие бомбардировщики и штурмовики способны были функционировать по наземным целям по большей части тремя видами средств поражения: свободнопадающими (бомбы, зажигательные баки, кассетные снаряды), огнём пушек и неуправляемыми ракетами калибра 20 — 30 мм. Дабы их применить, необходимо было пролететь или прямо над объектом удара, или в его яркой близости.

При противодействии лишь зенитной артиллерии это не создавало неприятностей, поскольку продолжительность огневого действия орудий калибром от 75 мм и более на средних высотах не превышала 1-2 мин., а возможность поражения — 0,005. Глубина же территории поражения ЗРК составляла десятки километров, а возможность достигала 0,6 — 0,7 (при залповой стрельбе двумя-тремя ракетами — до 0,9).

Это означало, что кроме того при единичном заходе на объект удара, прикрытый ЗРК, атакующие самолеты долгое время, до 10 — 15 мин., будут пребывать под огневым действием ПВО, причем с высокой возможностью быть сбитыми. Фактор внезапности кроме этого исключался, поскольку обзорные РЛС обнаруживали самолеты задолго до входа в зону поражения ЗРК ПВО. Прогнозируемые утраты атакующей стороны возросли бы минимум на два порядка, а ущерб, наносимый сопернику, был бы несопоставимо меньше собственных затрат (что подтвердилось во Вьетнаме в 1965 году и на Ближнем Востоке в первой половине 70-ых годов XX века).

Вернуть прежнюю эффективность ударной авиации удалось тремя дорогами: трансформацией тактики (переходом на малые высоты, применением противоракетных маневров и т.п.), разработкой управляемого оружия класса «воздух-почва», талантливого поражать цели на громадных дальностях, вне территории ПВО и «ослеплением» средств наблюдения ПВО (РЛС) и станций наведения ЗРК методом постановки радиоэлектронных помех.

самый гибким и действенным средством РЭБ есть специальный самолет с установленными на борту источниками активных и пассивных помех. Таковой самолет должен иметь достаточные внутренние количества для размещения радиоэлектронной аппаратуры, и некий избыток мощности силовой установки, разрешающий применять его для питания передатчиков помех, отличающихся высоким энергопотреблением.

В начале 60-х этим требованиям в советских ВВС соответствовал лишь Ту-16. Но он имел возможность закрывать помехами преимущественно из территорий барражирования: направляться боевых порядках самолетов фронтовой авиации, тем более на малой высоте и в сомкнутом строю, как говорится, «не тяжелого бомбардировщика дело».

Исходя из этого предложение А.С.Яковлева сделать легкий сверхзвуковой постановщик помех на базе тактического бомбардировщика Як-28 встретило тёплый интерес руководства ВВС. В маленький срок были созданы тактико-технические требования (ТТТ) и в будущем глава управления заказов генерал Архипов и его подчиненные из отдела совокупностей радиопротиводействия обеспечили «зеленую улицу» КБ в ответе вопросов, которые связаны с созданием фронтового самолета РЭБ.

Як-28 был к этому времени прекрасно освоен и строевыми и промышленностью частями ВВС. Созданный в 1958-1959 годах как предстоящее развитие схемы самолетов Як-25, як-26 и як-27, он в отличие от предшественников уже являлся сверхзвуковым. Умелый экземпляр Як-28-1 совершил первый полет 5 марта 1958 года, а к 1962 году на базе «двадцать восьмого» было создано целое семейство боевых автомобилей, серийно выпускавшихся на авиазаводе № 39 в Иркутске (ИМЗ ).
Первым стал всепогодный сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28Б (1959 г.). За ним в первой половине 60-ых годов двадцатого века последовали бомбардировщики Як-28И и Як-28Л (отличавшиеся по большей части совокупностями управления оружием), всепогодный истребитель-перехватчик Як-28П (1961 г.), тактический разведчик Як-28Р (1962 г.), специальные разведчики радиационный-28разведчик (и як) и Як-28БИ (с РЛС бокового обзора), учебно-тренировочный самолет Як-28У (1962 г.).

Потому, что главные параметры будущей автомобили были заблаговременно согласованы, работа над проектом началась в ОКБ в инициативном порядке еще до окончательного его утверждения. В начале 1965 года конструкторская бригада прицельного и особого оборудования под управлением Ю.И.Зайцева и В.Ф.Ивашкевича занялась вопросами неспециализированной компоновки радиотехнических совокупностей. Первым ведущим по самолету РЭБ был помощник главного конструктора Ч.Г.Гадзаов.

С простого серийного Як-28И было снято бомбардировочное и пушечное оружие, РЛС «прицелы» и Инициатива. Количество бомбоотсека применяли для размещения комплекса помеховых оборудования и станций, которое снабжало их работу. Но из-за малого расстояния от бомболюка до почвы от простых створок было нужно отказаться: в открытом положении они практически касались почвы и перекрывали доступ к аппаратуре.

Исходя из этого спецоборудование и снабжающие совокупности установили на особой опускаемой платформе. На ее силовой раме монтировались радиоэлектронные блоки помеховых станций групповой защиты «Фасоль» и «Букет», преобразователи тока, силовые и распределительные электрощитки. Станции были ламповыми и при работе выделяли огромное количество тепла, посему тут же разместили бачок и турбохолодильную установку охлаждающей жидкости.

В нижней части платформы расположили излучающие антенны станции «Букет», закрытые радиопрозрачным обтекателем, в передней части снизу — заборник охлаждающего воздуха, по бокам — радиаторы охлаждающей жидкости (сотового типа) в обтекателях. Платформа, именуемая «спецконтейнером», посредством подъемников вставлялась снизу в бомбоотсек, как обойма в пистолет и фиксировалась десятью откидными болтами. Подобное конструктивное ответ имело большое количество плюсов (удобство обслуживания, легкая замена варианта (литера) станций противодействия и т.п.) и один значительный минус — все операции необходимо было создавать в ТЭЧ , «полевые условия» фактически исключались .

Значительно более эргономичным был доступ к станции личной защиты самолета «Сирень».

Ее главные блоки разместили в нише справа в носу фюзеляжа (в том месте, где была пушка), а передатчик — в передней части кабины навигатора. Ниша закрывалась съемной крышкой с укрепленным на ней мелким воздухозаборником (в первых рядах внизу).

Если сравнивать с бомбардировщиком постановщик помех взял пара иное, более современное, радионавигационное оборудование, созданное НИИ-17 в первой половине 60-ых годов двадцатого века. Для всепогодной навигации внизу носовой части (в том месте, где у Як-28И пребывала антенна РЛС «Инициатива») установили доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-ЗА «Стрела» с доработанным под него аналоговым навигационно-вычислительным устройством НВУ-ВИ2.

А станция ближней навигации и посадки РСБН-2С разрешала в сложных метеоусловиях выяснить расположение самолета, снабжала его привод в заданную точку и показывала летчику курс посадки и глиссаду понижения. В остальном по составу оборудования создаваемая машина была подобна базисному Як-28И.

По фюзеляжу трансформации коснулись только фонаря кабины пилота — его забрали с разведчика Як-28Р. Он был немного выше и имел непривычного вида клиновидный козырек с двумя стеклами. Оттуда же перекочевал и люк кабины навигатора с увеличенной площадью остекления и выштамповкой недалеко от кресла.

Ведущим инженером по новой машине в 1965 году был назначен В.А.Бабаян. В том же году он привез созданный в ОКБ набор чертежей на серийный завод № 39 в Иркутске. Сейчас главой филиала ОКБ Яковлева на заводе (он же помощник Главного конструктора ОКБ) был В.А.Забора, а его помощником (он же представитель Главного конструктора) — О.А.Члиянц.

Под их управлением в 1966-1967 годах проходили постройка, опробования и внедрение в производство первого советского тактического самолета-постановщика радиоэлектронных Помех, взявшего обозначение Як-28ПП.

Умелый Як-28ПП был переоборудован из простого Як-28И, выпускавшегося сейчас на ИМЗ. Заводские опробования начались во второй половине 60-ых годов XX века, их проводил экипаж в составе летчика А.Л.штурмана и Колосова Н.В.Долженкова. Они прошли относительно легко, без предпосылок к каким-либо происшествиям и фактически без замечаний.

По летно-техническим чертям самолет по большей части не отличался от Як-28И либо Як-28Л и не показал каких-либо изюминок в пилотировании. Новую машину ВВС приняли с наслаждением, поскольку она была весьма нужна и в полной мере соответствовала выдвинутым ТТТ: имела возможность сопровождать ударные самолеты в боевых порядках кроме того на сверхзвуковых скоростях, имела громадное время барражирования и снабжала надежное подавление всех типов обзорных РЛС, имевшихся в то время у «возможного соперника».

За счет того, что планер самолета остался фактически без трансформаций (вся специальная аппаратура устанавливалась в те же ниши и отсеки, где ранее размещалось бомбардировочно-пушечное оружие и РЛС), совокупности и оборудование имели высокую степень унификации с базисной машиной, а все помеховые станции были стандартными и прекрасно отработанными еще на Ту-16П, внедрение постановщика помех в серийное производство прошло без особенных неприятностей.

Первый серийный Як-28ПП покинул цеха завода во второй половине 60-ых годов XX века. «Пэпэшники» не выделяли в отдельную серию, а создавали параллельно с военными машинами: на последних этапах комплектации самолеты, «назначенные» в помехопостановщики, отводили на отдельный участок цеха спецоборудования и дооснащали узлами и необходимыми системами. Всего на ИМЗ в 1967-1971 годах было выстроено 84 самолета Як-28ПП.

Национальные опробования самолет прошел только в первой половине 70-ых годов XX века. По их итогам несколько конструкторов, производственников и испытателей была выдвинута на соискание Национальной премии СССР.

Самолет Як-28ПП имел возможность создавать комплексные помехи радиоэлектронным средствам (РЭС) соперника, т.к. в составе его специального оборудования имелись как активные, так и пассивные средства радиопротиводействия (РПД).

Активные средства включали три типа помеховых станций, каковые в соответствии со своим назначением подразделялись на средства групповой защиты («Фасоль» и «Букет») и личной защиты («Сирень»). Первые разрешали прикрыть помехами целую группу самолетов, вторые служили для самообороны (или обоюдной обороны двух и более автомобилей).

РЭС подразделяются на две группы: средства управления армиями и средства управления оружием. К первым относятся станции дальнего обнаружения, целеуказания и станции наведения, станции легко целеуказания, и наведения и станции обнаружения. Все эти РЛС трудятся в режиме обзора , просматривая пространство или в круговом режиме (на 360°), или в определенном угловом секторе.

Задача таких станций — обнаруживать цели или снабжать наблюдение за объектами сопровождения и выдавать их текущие координаты. У них широкие диаграммы направленности, исходя из этого и дальность и азимут и высоту они измеряют достаточно грубо, но в любую секунду выдают на ИКО либо планшеты полную тактическую обстановку в замечаемом районе.

В случае если найденная цель не отвечает на сигналы опознавания «собственный-чужой» и принято решение на ее уничтожение, «эстафету» принимают средства управления оружием. Эти станции предназначены конкретно для наведения ракет или пушек.

К ним относятся бортовые РЛС прицеливания и перехвата истребителей, РЛС сопровождения, слежения за ракетой и целью ЗРК, головки самонаведения ракет «воздух-земля» и «воздух-воздух», станции орудийной наводки зенитной артиллерии и другие. Такие РЛС трудятся в режиме обзора лишь до момента захвата цели, а после этого переходят в режим сопровождения, в то время, когда систематично облучают и систематично измеряют координаты и наводят оружие. наведение и Измерение координат проводится с высокой точностью, но лишь в ограниченном секторе пространства .

Самолет Як-28ПП намерено был создан для подавления РЭС управления армиями и линий связи. Для данной цели на нем были установлены станции групповой защиты «Фасоль» и «Букет».

«Букет» — это «открытое» неспециализированное наименование станций активных радиоэлектронных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55. Практически это одинаковая станция, но настроенная на различные частотные диапазоны. Литеры говорили о различиях по диапазону частот: СПС-22 генерировала помехи в диапазон волн 22-30 см, СПС-33 — 12,5 — 22 см, СПС-44- 10-12,5 см и СПС-55 — 8-10 см.

Для идентификации по самолету-носителю в их заглавия входили еще две цифры: к примеру, для Як-28ПП полный индекс был СПС-22-28, СПС-33-28 и т.д., для Ту-16П- СПС-22-16, СПС-33-16 и т.д. В целом набор станций СПС разных литеров разрешал перекрывать радиопомехами целый спектр частот, употреблявшихся РЭС управления армиями «возможного соперника» в 60-х годах. Все станции были взаимозаменяемы: при необходимости легко возможно было снять с самолета спецконтейнер, к примеру, с СПС-22 и на его место установить с СПС-55 и т.п.

Станция СПС — автоматическая, не смотря на то, что в техописании она именуется полуавтоматической. У нее имеется передатчики помех и свой анализатор. У каждого литера — четыре либо шесть передатчиков, каковые перекрывают диаграмму направленности подавляемой РЛС (один — на один сектор, второй — на второй и т.п.).

Она может создавать заградительные или прицельные помехи, причем выбор производится машинально в зависимости от радиоэлектронной обстановки.

По окончании включения СПС сначала разбирает обстановку. В случае если фиксируется облучение от РЛС соперника, блок анализатора определяет его мощность и рабочую частоту. После этого передатчики генерируют на данной частоте помехи нужной мощности.

Определенный промежуток времени (приблизительно 2,5 — 3 мин.) она излучает помехи, позже прекращает и опять разбирает сигнал РЛС.

В случае если соперник начинает поменять частоту излучения собственных радаров, СПС машинально отслеживает эти трансформации и формирует помехи в зависимости от режима их работы. Аналоговый анализатор — схема логики, выполненная на реле (50-е годы!), определяет, сколько сигналов приходит в данном частотном диапазоне и как они между собой расположены. У него имеется пара режимов работы, каковые выбираются машинально.

В случае если, к примеру, приходят пять сигналов от пяти РЛС, и их частоты резко отличаются, то он формирует пять прицельных участков помех, расставив их по диапазону. В случае если по окончании очередного анализа окажется, что две либо более РЛС сблизились по рабочей частоте, то их «накроют» неспециализированной заградительной помехой, а оставшиеся будут подавляться прицельными помехами (по окончании подстройки на их новые частоты).

В зависимости от состава группировки РЭС соперника по маршруту диапазона и полёта их рабочих частот на Як-28ПП устанавливалась одна из станций СПС: СПС-22, СПС-33 либо другая. Чтобы перекрыть целый необходимый диапазон, на один самолет ставят, допустим, СПС-22, на другой — СПС-44, на третий — СПС-55, и все эти три самолета или идут в боевых порядках, или барражируют в территориях.

Для финиша 60-х СПС была очень хорошей станцией: она отвечала предъявляемым требованиям и по энергетическим, и по своевременным чертям. В противном случае говоря, мощности ее передатчиков хватало для подавления отраженных сигналов РЛС соперника, а быстродействие разрешало вовремя реагировать на трансформации радиоэлектронной обстановки (другими словами в случае если соперник переходил на другую рабочую частоту, СПС скоро ее «ловила» и опять «забивала» помехами).
Но В первую очередь 70-х годов у возможного соперника показались станции, каковые намного стремительнее (а также скачкообразно) имели возможность перестраивать собственную частоту. Возросла мощность импульсов их излучения, показались более узкие диаграммы направленности. Позднее по большому счету были созданы РЛС нового типа, с фазированными решетками, каковые просматривали далеко не весь диапазон, а только необходимые участки, задерживаясь больше на них и накапливая энергию отраженного сигнала.

Ламповые «Букеты», созданные в конце 50-х и имевшие изрядную инерцию, стали «запаздывать»: до тех пор пока они определяли параметры излучения и создавали помеху, соперник уже свободно трудился на другой частоте, да и мощности для подавления эхо-сигналов стало нехватать. Ввиду утраты эффективности они были сняты с оружия, причем вместе с самолетами Як-28ПП и Ту-16П: в Российской Федерации — в первой половине 90-ых годов двадцатого века, на украине — годом позднее.

Вторая станция групповой защиты, установленная на Як-28ПП — это СПС-5-28 литера ПП-1, либо «Фасоль». Ее саблеобразные передающие антенны на нижних внешних сторонах гондол двигателей свойственны лишь для Як-28ПП и разрешают легко визуально выделить его из бессчётного семейства «двадцать восьмых».

СПС-5, как и ее более современная модель СПС-5М — станция прямошумовых помех. Она не автоматическая — включать ее обязан или летчик, или навигатор-оператор. При прокладке маршрута участки, где она обязана трудиться.

Подлетают к начальной точке — включают и ставят шумовые помехи. Подлетают к конечной — выключают и т.д. Станция имеет четыре сменных передатчика (А,Б,В и Г), отличающиеся параметрами генерируемого излучения.

Не обращая внимания на «возраст» (она древнее «Букета») и простоту конструкции, «Фасоль» все еще находится на вооружении. Станции «Фасоль» и «Букет» установлены в спецконтейнере самолета Як-28ПП. Антенны «Букета» находятся в нижней части спецконтейнера и закрыты неспециализированным выпуклым радиопрозрачным обтекателем.

Радарам управления огнем Як-28ПП имел возможность ставить помехи лишь в порядке самообороны. Для этого он имел на борту станцию личной защиты из набора «Сирень». «Сирень» — это «открытое» наименование станций имитирующих радиоэлектронных помех СПС-141, СПС-142 и СПС-143. Все станции взаимозаменяемы, в зависимости от характера задания на самолет имели возможность устанавливать любую из них.

Блоки размещены по правому борту в нише между шпангоутами № 6 и № 10, передающий — в носу кабины навигатора.. Ниша закрывалась съемной крышкой, в нижней передней части которой был очень скромных размеров воздухозаборник: имитирующие помехи, генерируемые данной станцией, не потребовали громадной мощности и интенсивного охлаждения. Передающие антенны — в малых каплеобразных обтекателях по бокам корневой части штанги ПВД, приемные — с обоих бортов за кабиной пилота.
Станция ставила уводящие помехи (по дальности и по скорости) как импульсным, так и доплеров-ским РЛС управления оружием (бортовым РЛ прицелам истребителей, станциям наведения ЗРК, ЗУР и УР «воздух-воздух» с РЛ ГСН). Она принимала облучающий импульс, машинально определяла его параметры и формировала серию подобных фальшивых ответных сигналов с временной задержкой, каковые и приводили к срыву наведения (отметка от настоящей цели терялась среди фальшивых).

В качестве пассивных средств РПД на Як-28ПП использовались неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-5П и устройства сброса «Автомат-2И».

Под плоскостью крыла самолета на балочных держателях устанавливались два 16-ствольных универсальных пусковых блока УБ-16-57УМ с противорадиолокационными НАР С-5П (ПАРС-57) калибра 57 мм. Залпом этих ракет возможно было мгновенно создать завесу пассивных помех по курсу полета в виде облачка из узких металлизированных волокон. Такая завеса способна была «прикрыть» ударные самолеты от обзорных РЛС соперника на срок от 10 мин. до часа (в зависимости от метеоусловий и высоты).

На борту не было прицелов, исходя из этого НАР отстреливали прямо по курсу: самолет нужную высоту или приподнимал шнобель.

Ракета С-5П была принята на вооружение 31.12.1964 г. Ее масса составляла 5 кг, протяженность 1.073 м, скорость полета 450-480 м/с. Через определенное время по окончании пуска она выбрасывала поочередно три пакета с диполями из металлизированного стекловолокна, каковые, разлетаясь, и образовывали завесу. БЧ имела возможность снаряжаться разными видами диполей.

Позднее была заменена модернизированной ракетой С-5П1.

Устройство «Автомат-2И» (КДС-19) с двумя симметричными балками устанавливалось под гондолами двигателей. Оно предназначалось для помех РЛС перехвата самолета методом сбрасывания противорадиолокационных дипольных отражателей из металлизированного стекловолокна в заднюю полусферу.

Сброс производился вручную (нажатием кнопок отстрела, установленных на сдвоенном пульте управления при подключенном автомате защиты «Помеха») либо машинально по сигналам станции предупреждения об облучении РЛС соперника «Сирена-3». Помимо этого, устройство АСО-2И отстреливало спецпатроны («тепловые ловушки»), создававшие помехи самонаводящимся ракетам с ИК (тепловыми) ГСН.

В ВВС Як-28ПП первоначально направлялись в разведывательные авиаполки, имевшие на вооружении Як-27Р и Як-28Р. Это было очень логично: во-первых, упрощалось обслуживание и обеспечение ввиду систем и унификации высокой степени узлов, во-вторых — костюм сил для постановки помех напрямую зависел от распознанных разведчиками РЛС соперника недалеко от цели и на маршруте следования. Наряду с этим структура разведполков купила следующий вид: первая и вторая эскадрильи были разведывательными, третья — постановщиков помех.

В каждом армейском округе (потом ВО) либо войсковой группировке (за границей) имелась одна воздушная армия фронтовой авиации. В ее составе пребывало один — два авиаполка тактической разведки. Эти полки не входили в штат дивизий и назывались «отдельными», сокращенно ОРАП (отдельный разведывательный авиаполк) или ОГРАП (отдельный гвардейский РАП).

В середине 70-х годов Як-28ПП были на вооружении следующих частей:
Западная несколько армий (ЗГВ, ГДР), 16-я Воздушная армия (потом ВА) — 931-й ОГРАП (аэропорт Вернойхен
[Werneuchen], 1968-1986 гг.) и 11-й ОРАП (Вельцов [Welzow], 1970-1988 гг.);
Северная Несколько армий (СГВ, Польша), 4-я ВА- 164-й ОГРАП (Бжег [Brzeg]);
Южная несколько армий (ЮГВ, Венгрия) — 328-й ОРАП (Кунмадараш);
Прибалтийский ВО — 886-й ОРАП (Екабпилс);
Белорусский ВО — ОРАП в Щучино (номер малоизвестен);
Одесский ВО — 511-й ОРАП (Буялык);
Столичный ВО — 98-й ОГРАП (Шаталово);
Среднеазиатский ВО — 39-й ОРАП (Балхаш);
Туркестанский ВО — 87-й ОРАП (Карши);
Дальневосточный ВО — 799-й ОРАП (Варфоломеевка);
Забайкальский ВО — 193-й ОГРАП (Укурей).

В будущем по мере развития тактики РЭБ организационная структура подразделений постановщиков помех изменялась. Так, к концу 70-х эскадрильи Як-28ПП были выведены из состава большинства разведполков и преобразованы в отдельные авиаэскадрильи РЭБ (ОАЭ РЭБ). В начале 80-х кое-какие ОАЭ РЭБ объединили в отдельные авиаполки РЭБ (ОАП РЭБ) двухэскадрильного состава.

Так, в Бжеге был создан 151-й ОАП РЭБ, а в Чорткове (Прикарпатский ВО) — 118-й ОАП РЭБ.

Испытать Як-28ПП в боевых условиях, к счастью, не довелось: в Афганистане подавлять радары не требовалось (за неимением оных у моджахедов), а на экспорт ни одна модель Як-28 не поставлялась. Но учебная нагрузка на Як-28ПП была большое количество выше, чем на другие типы самолетов. Опыт ближневосточных распрей вынудил понять важность РЭБ в современной войне, и приблизительно с 1983-1984 годов ни одно летно-тактическое учение в ВВС СССР, кроме того полкового уровня, не проводилось без постановщиков помех.

Полк РЭБ редко планировал совместно — в большинстве случаев экипажи, звенья, а время от времени и целые эскадрильи «мигрировали» в пределах собственных «территорий обслуживания» в соответствии с графику учений. А территории эти были изрядные: так, 151-й ОАП РЭБ снабжал учебно-боевую подготовку всех «зарубежных» частей (в ГДР, Польше, ЧССР и Венгрии), 118-й — на всей европейской территории СССР. «Не скучали» и эскадрильи в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

«Яки» давали такие мощные активные помехи, что у закрываемых ими бомбардировщиков Су-24 отказывались нормально трудиться радиолокационные прицелы. Они прекрасно глушили «вражьи» РЛС того времени и отечественные П-18 — П-37 (на них образовывались замечательные секторы засветки). Заодно в зоне помех доставалось и «мирному населению»: начинали «мигать» и «рябить» телевизоры (при работе «Букета») и «хрипеть» радиоприемники (от «Фасоли»).

Включение «Фасоли» вызывало нездоровый ажиотаж и у «стратегических ракетчиков»: не могли нормально трудиться их загоризонтные РЛС. Дежурные из РВСН начинали «обрывать телефоны» у летчиков, требуя «прекратить безобразие» и угрожая всяческими карами. Но «прекратить» было сложно: СПС-5 нарушала сообщение кроме того у самого постановщика помех…».

В августе 1989 года полк дополнили третьей эскадрильей на самолетах Су-24МП. Они имели более идеальное оборудование, рассчитанное на подавление современных РЛС («др» и Пэтриот.). Но, не обращая внимания на то, что к этому времени их помеховый комплекс уже был более-менее доведен, на учения предпочитали направлять Як-28ПП.

Их летчики не упускали случая «подколоть» «сухарей»: «как руководству показывать — так «Су», а как помехи ставить — так «Яки» отправляют…».

По окончании распада СССР 118-й ОАП РЭБ был включен в состав авиации украины. На начало 1992 года он имел 30 шт. Як-28ПП. Но самолет к этому времени уже безнадежно устарел, и исходя из этого был в числе первых претендентов на снятие с оружия.

В декабре 1994 года полк был расформирован. Из оставшихся в то время 22-х «яков» 20 были утилизированы, а два перелетели на аэропорт Овруч на хранение.

В Российской Федерации Як-28ПП были сняты с оружия годом ранее. Некое их количество находится сейчас на консервации на авиаремонтном заводе № 26 в г. Пушкин Ленинградской области.

В частях ВВС на смену Як-28ПП с 1983 года стали поступать самолеты Су-24МП. Но они были выпущены только малой серией (20 автомобилей). Находятся на вооружении авиации украины, Белоруссии и России.

Нарекания вызывала по большей части посадка. В первую очередь, высокая посадочная скорость — не меньше 360-370 км/ч. Потом, долгий шнобель закрывал обзор, а клиновидный фонарь вызывал у летчика параллакс (два изображения одной полосы), и приходилось все время наклонять голову то в одну, то в другую сторону. «Велосипедное» шасси особенных неприятностей не создавало, не смотря на то, что кроме того мягкая посадка сопровождалась ощутимым ударом.

Летчику предписывалось выполнять касание задней стойкой , в совершенном случае — приземлять на обе. При приземлении на носовую опору «як» имел возможность «дать козла».

Кое-какие неприятности появлялись и на рулежке: носовую стойку нереально было развернуть на скорости более 15 км/ч. Приходилось сначала притормозить, и только после этого делать разворот. Но в целом шасси отличалось превосходной прочностью.

Так, ажурные опорные стойки не ломались, кроме того в то время, когда зимний период задевали сугробы по краям полосы: от самолета наряду с этим по снегу шла волна, как от глиссера.

При отказе одного из двигателей на взлете нужно было безотлагательно скинуть всю подвеску, в противном случае тяги второго не хватало кроме того на форсажном режиме.

К эргономике кабины в целом у летчиков особенных претензий не было, не считая как к фонарю и не в полной мере успешному размещению устройств на доске пилота. Помеховый комплекс отличался излишними энергопотреблением и массой, но это характерный недочёт всех изделий отечественной радиоэлектроники того периода. Устройства отстрела тепловых ловушек АСО-2И на Як-28ПП устанавливались редко — к примеру, их не было на самолетах упомянутого выше 118-го ОАП РЭБ.

Як-28ПП запомнился летчикам как только надежная машина: так, в 118-м ОАП РЭБ не было ни аварий, ни трагедий. Отказы отмечались лишь по гидросистеме, и случались несанкционированные сбросы подвески (баков и блоков НАР) — их позже продолжительно искали.

Хорошим словом вспоминают техники и самолёт: легким и эргономичным был доступ к двигателям, оборудованию и системам, причем многие операции по обслуживанию возможно было проводить прямо с почвы, кроме того без стремянок.

Радиоэлектронная борьба как вид военных действий имеет собственную тактику. Разглядим ее в самом неспециализированном виде и на уровне 60 — 70-х годов.

Как и все виды военных действий РЭБ начинается с разведки. Ее выполняют в нужном районе самолеты-разведчики, бснащенные особой аппаратурой радиотехнической разведки, талантливой засечь работу радиоэлектронных средств соперника, уловить и записать их сигналы и выяснить приблизительное местонахождение. Для тактической разведки в указанный выше период в большинстве случаев использовались Як-27Р, Як-28Р и Як-28СР.

Причем для разведчиков «мирное время» — понятие относительное, потому что наблюдение за «возможным соперником» они вели неизменно. Во время «холодной войны» любой ОРАП практически еженедельно делал полеты на радиотехническую разведку на протяжении границ государств НАТО, Ирана, Китая и др. (замыслы «Восход солнца», «Катапульта» и пр.). Этим же занимались ВВС Соеденненых Штатов, Германии, Турции и пр.

Одним из популярных способов сбора информации были так именуемые «уколы» — разведчик сначала умышленно шел прямо к границе, имитируя

русская машина отключает ракеты и самолёты в воздухе (Российские комплексы) (РЭБ)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: