Самолет-разведчик ту-16р.

      Комментарии к записи Самолет-разведчик ту-16р. отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1955 г.Самолет-разведчик ту-16р.

Морская авиация постоянно испытывала необходимость в хороших самолетах разного назначения, среди них и разведывательных. Для морской авиации, за исключением гидросамолетов, особых самолетов-разведчиков, в большинстве случаев, не разрабатывали и они не отличались от поставляемых ВВС.

В послевоенный период требования к разведывательным самолетам морской авиации значительно изменились и они как бы дифференцировались по родам авиации. В общем случае самолет-разведчик должен был снабжать вскрытие надводной, а по возможности и воздушной обстановки в заданном районе (полосе маршрута) на нужную глубину, с высокой достоверностью, документировать полученные эти и передавать их на командный пункт (взаимодействующим силам).

В случае если разведка выполняется в интересах противолодочной авиации, то дополнительно оценивается гидрологическая ситуация в интересах применения авиационных средств поиска подводных лодок (беспокойство моря, распределение температур по глубине и др). На данный момент подобную задачу способны решать лишь противолодочные самолеты последнего поколения.

При исполнении разведки в интересах применения ударной авиации либо применения сил флота нужна информация о боевых порядках и положении основных сил соперника (в большинстве случаев авианосца), совокупности ПВО объекта удара и другие эти При необходимости самолет-разведчик обязан навести ударную авиацию, выполнить целеуказание и, в случае если такая задача поставлена, то проконтролировать и результаты удара.

Разумеется, для ответа аналогичных задач самолет-разведчик, наровне с соответствующим оборудованием, по чертям дальности, скорости и продолжительности полета не должен уступать снабжаемых им самолетов либо кроме того превосходить их.

Части разведывательной авиации ВМФ в первой половине 50-ых годов XX века начали получать самолет-разведчик Ил-28Р. Его оборудование складывалось из станции радиотехнической разведки, радиолокационной станции «Курс-М» с громадным энергетическим потенциалом, чем ПСБН-М серийных Ил-28. Разведчик превосходил главную модификацию и по дальности.

Самолет Ил-28Р был способен делать воздушную и радиотехническую разведку, наводить на объект удара минно-торпедную авиацию, вооруженную самолетами Ил-28Т и Ту-14Т и снабжать их целеуказанием.

С поступлением в морскую авиацию самолетов Ту-16Т (1955 г.) самолеты Ил-28Р уже не могли их снабжать и во второй половине 50-ых годов двадцатого века на смену им начал поступать на вооружение самолет-разведчик Ту-16Р с продолжительностью полёта и большей дальностью.

На этом этапе Ту-16Р в полной мере устраивал самолеты-торпедоносцы Ту-16Т, а его радиолокационная станция РБП-4 (РБП-б), с дальностью обнаружение больших судов 150-180 км снабжала целеуказанием первые ракетоносцы Ту-16КС, дальность пуска ракет которых не превышала 100-130 км. продолжительность и Дальность полета могла быть увеличена при дозаправке горючим в полете посредством крыльевой совокупности дозаправки.

В начале 60-х годов Ту-16Р всецело вытеснил самолеты Ил-28Р и только некое количество последних еще оставалось в авиации Балтфлота.

Дабы установить разведывательную аппаратуру на Ту-16Р, и, например, станции радиотехнической разведки СРС-1 и СРС-3, в конструкцию серийного самолета-бомбардировщика Ту-16 внесли кое-какие трансформации.

Станция СРС-1 предназначалась для выявления и обнаружения главных параметров РЛС, применяющих диапазон от 10 до 500 см. Все операции по определению направления на трудящуюся РЛС, частоты, длительности импульсов, вида поляризации излучения, производились вручную, что стало причиной необходимости включить в состав экипажа еще одного — седьмого — спецоператора.

А потому, что места для него в передней кабине, где пребывали навигатор корабля, два летчика и навигатор-оператор бортовой РЛС не выяснилось, то было нужно в грузовом отсеке между шпангоутами №№ 45 и 48А установить подвесную гермокабину с рабочим местом спецоператора и разместить главные блоки станций радиоразведки. Кабина являлась независимой конструкцией с силовым комплектом из семи шпангоутов, продольного комплекта стрингеров и снабжена узлами для крепления и транспортировки в грузовом отсеке. Пол был выполнен из фанерных панелей и крепился к каркасу.

Над сиденьем оператора в верхней части был катастрофический люк, снабжающий выход при вынужденной посадки самолета на воду. Входной люк в нижней части имел возможность употребляться и как катастрофический. Рабочее место оператора снабжалось катапультируемым вниз креслом.

Подвесная гермокабина, снабженная всеми нужными совокупностями жизнеобеспечения не пользовалась любовью летного состава и у всех, кто делал в ней полет, приводила к стойким отрицательным эмоциям. Оператор, пребывавший в данной кабине, ощущал себя в отрыве от остального экипажа, что, непременно, сказывалось на его психотерапевтическом состоянии.

На разведчике было нужно доработать каркас фюзеляжа, крыло и хвостовое оперение (установить фотолюки, бессчётные антенны станции СРС-1, вырезы в створках грузового отсека для спецкабины). На концевом обтекателе левого стабилизатора хвостового оперения устанавливался обтекатель для антенны «Сирена-2».

Вторая станция радиотехнической разведки СРС-3 была автоматической и имела возможность фиксировать работу РЛС с длиной волны от 3 до 30 см. На пульте оператора имелась светосигнальная индикация, а запись производилась на фотопленку, дешифрирование которой осуществлялось лишь по окончании полёта.

Контейнеры станции СРС-3, имевшие сигарообразную форму, крепились к подкрыльным пилонам, на расстоянии 7850 мм от продольной оси самолёта. В местах подвески контейнеров были сделаны накладки для нижнего пояса и усиления стенки переднего лонжерона. На самолёте Ту-16Р устанавливались двигатели РД-3М с увеличенным ресурсом.

Самолёт имел комплект авиационных фотоаппаратов, снабженных объективами с фокусными расстояниями от 20 см до 100 см. Для съёмок ночью устанавливался фотоаппарат НАФА-МК-75 с фокусным расстоянием 75 см.

В задней кабине самолёта размещался стрелок-радист, в ведении которого пребывала нижняя стрелковая установка, и кормовой стрелок, руководивший кормовой, а по запасным линиям верхней и нижней стрелковыми установками.

Радиус полёта Ту-16Р при взлётном весе 75,8 т достигал 2500 км, в случае если же недалеко от объекта разведки производилось понижение для уточнения принадлежности найденного объекта, то радиус уменьшался до 2000 км. Одна попутная дозаправка увеличивала дальность полёта на 1300-1400 км.

Экипажи самолётов Ту-16Р приступили к систематическим разведывательным полётам по замыслам флотов, летом 1961 года в первый раз в истории авиации ВМФ был выполнен полёт длительностью 11 ч. 48 мин. на Северный полюс с двумя заправками в полёте экипажем майора Ф.В.Узлова. Экипажи 317 ОСАП авиации ТОФ приступили к систематическим полётам в Тихий океан и во многом содействовали совершенствованию приёмов разведки.

С заправкой в воздухе экипажи вели эпизодическую разведку подходов к Восточному побережью островов Японии для своевременного обнаружения АУГ ВМС США, следующих в ВМБ Йокосуко. Первые контакты с АМГ в большинстве случаев сопровождались перехватами истребителей. Решили постараться избежать преждевременного обнаружения и на практике отрабатывать и контролировать приёмы скрытного ведения воздушной разведки (с выходом на визуальный контакт под лепестком диаграммы направленности корабельных РЛС).

Совершенствовались кроме этого приёмы применения бортовых средств РТР.

Сложность полётов с аэропорта Елизово пребывала в том, что при резком ухудшении метеоусловий на нём экипажи появились в затруднительном положении, запасных аэропортов поблизости у них не было. Эта же эскадрилья, применяя для базирования аэропорт Анадырь, эпизодически делала разведывательные полёты вдоль Северной части береговой полосы Аляски.

В то время, когда силы флота отошли от собственных берегов, а авиация начала выполнять полёты в воздушном пространстве над интернациональными водами, появился последовательность неприятностей, а также, которые связаны с безопасностью. Для авиации это имело особенное значение.

Следовало по договору с другими странами установить порядок облёта судов, в особенности авианосцев во время, в то время, когда на них производятся полёты, не создавать страшные инциденты, каковые смогут истолковываться как наступление либо действия, приведшие к нежелательным последствиям. Основания для этого имелись. Так при облёте авианосца ВМС США в Норвежском море 25 мая 1968 года потерпел трагедию самолёт Ту-16Р, пилотируемый майором Плиевым.

Попытки штаба авиации ВМФ взвалить ответственность за трагедию на американские палубные истребители были несостоятельными. Из кадров киносъёмки, представленных через консульство американской стороной следовало, что самолёт, следовавший на недопустимо малой высоте, при развороте задел консолью за воду.

Модификации:
Ту-16Р — тактический разведчик.
Ту-16РМ — разведчик-целеуказатель (для ВМС).
Ту-16П — самолет РЭБ.

ЛТХ:

Модификация: Ту-16Р
Размах крыльев, м: 32,99
Протяженность, м: 34,80
Высота, м: 10,36
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
-безлюдного самолета: 37730
-обычная взлетная: 72000
-большая взлетная: 79000
Горючее, кг: 36000
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Скорость, км/ч
-большая: 992
-крейсерская: 780
Перегоночная дальность, км: 5000
Дальность полета, км: 4800
Боевой радиус действия, км: 2500
Практический потолок, м: 14500
Экипаж, чел: 7
Оружие: семь 23-мм пушки АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части).
Боевая нагрузка: 9000 кг в отсеке оружия. Бомбы до ФАБ-9000.

Ту-16Р на стоянке.

Самолет-разведчик Ту-16Р на взлете.

Ту-16Р в полете над морем.

Ту-16Р над тучами.

 Дозаправка Ту-16Р в воздухе.

Несколько разведчиков Ту-16Р сопровождает супостат — истребитель ВВС Соеденненых Штатов F-14.

Ту-16Р в полете, на переднем замысле F-4 ВМС США.

Ту-16Р со станцией СРС-3 ВВС Египта в полете.

Ту-16Р ВВС Египта. Рисунок.

Ту-16Р со станцией СРС-3 ВВС Египта. Рисунок.

Ту-16Р. Схема.

.

.

Перечень источников:
Владимир Ригмант. Под символами «АНТ» и «ТУ».
Крылья Отчизны. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эра.
Вестник Воздушного флота. Владимир Ригмант. Туполевские крылья над морем.
Авиация. Анатолий Артемьев. Морские разведчики Туполева.
Родина и Авиация. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16.
Космонавтика и Авиация. Анатолий Артемьев. Крылья над морем.
Роман Астахов. Русская Сила. ракетоносец и Дальний бомбардировщик Ту-16.

Экипаж Ту-16Р ВМФ СССР — БИТВА НАД ОКЕАНОМ — 1968 г.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Самолет целеуказания ту-16рм.

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1965 г. С поступлением на вооружение ракетного комплекса Ту-16К-16 в первой половине 60-ых годов…

  • Сверхзвуковой пассажирский самолет ту-144.

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1968 г. Удачи в создании в 50-е годы сверхзвуковых боевых самолетов, среди них и тяжелого класса,…

  • Состав экипажа военного самолета. нормы работы.

    Экипажем самолета именуется его персональный состав как поднимающийся в атмосферу для исполнения боевой задачи, так и обслуживающий его на земле….

  • Самолет-разведчик

    Самолеты-разведчики предназначены для осуществления воздушной разведки. Кое-какие летательные аппараты разведывательной авиации способны нести…

  • Самолет радиотехнической разведки ил-20.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1968 г. Самолет-разведчик на базе Ил-18Д стал называться Ил-20 либо «изделие 20». Ил-18Д воображал…

  • Тактический самолет-разведчик ту-22р.

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1961 г. Ту-22Р стал первой модификацией сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. Эта машина и ее…