Разработчик: Morane-Saulnier
Страна: Франция
Первый полет: 1913 г.
В августе 1913 года компания «Morane-Saulnier» доработала самолет типа G, оснастив его новым расчалочным крылом, установленным над фюзеляжем (парасоль). Эта умелая машина стала прототипом двухместного разведчика типа L, показавшегося в 1914 году, воображала из себя двухместный цельнодеревянный моноплан-парасоль с полотняной обшивкой. Создан в 1913 году французскими авиаконструкторами братьями Робертом и Леоном Моран совместно с Раймондом Солнье.
Модификация L — первая в последовательности самолетов «Моран-Солнье», созданная специально для армейского применения. Поднятое над фюзеляжем крыло снабжало совершенный обзор вниз, что важно для артиллерийского наблюдателя и разведчика. За такое размещение крыла самолет и был назван (фр. «parasole» — «зонтик»), позднее ставшее нарицательным для всех аппаратов аналогичной схемы. В начале 1915 на него установили элероны.
Самолет, взявший обозначение «Моран-Солнье LA», был выпущен малой серией.
Тип L был запущен в серию по окончании получения заказа от Турции на 50 автомобилей. В августе 1914 года, по окончании начала войны, турецкие самолеты были реквизированы правительством Франции. Оснащенные 80-сильными (60 кВт) ротативными двигателями «Gnome» либо «Le Rhone», самолеты типа L поступили на вооружение двух снова организованных эскадрилий — MS.23 и MS.26. В число пилотов последней входил известный Ролан Гаррос.
В 1914-1915 годах тип L довольно часто употреблялся в качестве одноместного, а его оружие состояло лишь из пистолета либо карабина пилота. Р.Гаррос проводил на типe L опыты с отсекателем и пулемётом и посредством этого устройства 1 апреля 1915 года сбил вражеский аэроплан. Летавший на одноместном типе L флайт-лейтенант Уоренфорд из 1-го авиакрыла авиации ВМС Англии 7 июня 1915 года сбил дирижабль Zeppelin LZ 37 германской Армии, скинув на него маленькие бомбы, привёдшие к пожару.
Но большая часть самолетов типа L (из более чем 600 выпущенных) употреблялись Францией, Великобританией и Россией в качестве двухместных разведчиков, в большинстве случаев не имевших оружия.
В России «Morane-Saulnier Type L» стал одним из самый распространенных аэропланов на раннем этапе Первой Мировой. Всего на русских фирмах «сдано в казну» приблизительно 450 аппаратов этого типа. Более 400 из них выпустил столичный завод «Дукс» и около 30 — петроградский завод Лебедева. Еще 100 автомобилей получено из Франции.
Фронтовая работа русских «Парасолей» длилась значительно продолжительнее, чем на Западе. Незначительное количество германо-австрийских истребителей на восточном фронте разрешало без особенного риска применять эти аппараты еще в 1917. Много их числилось и в летных школах.
В 1916 году многие российские «Мораны» вооружили синхропулеметами «Colt» либо «Vickers».
Информации о применении «Парасолей» в гражданской войне не сохранилось, но как мы знаем, что их возможно было заметить на аэропортах до середины двадцатых годов.
ЛТХ:
Тип: Morane-Saulnier Type L
Размах крыла, м: 11,20
Протяженность, м: 6,88
Высота, м: 3,93
Площадь крыла, м2: 18,30
Двигатель: 1 х ПД «Le Rhone» либо «Gnome»
-мощностью, л.с.: 1 х 80 (60 кВт)
Большая скорость, км/ч: 115
Длительность полета, ч: 2
Масса, кг
-безлюдного снаряженного: 385
-большая взлетная: 655
Экипаж, ч: 2.
Подготовка Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Подготовка Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Morane-Saulnier Type L на стоянке.
Morane-Saulnier Type L на лыжном шасси.
Русские офицеры-авиаторы у Morane-Saulnier L.
Русские летчики в Morane-Saulnier L.
Кабина Morane-Saulnier L.
Самолеты Morane-Saulnier L на стоянках.
Самолеты Morane-Saulnier L на стоянках.
Самолеты Morane-Saulnier L на стоянках.
Morane Saulnier L красного воздушного флота.
Morane Saulnier L. Рисунок.
Вооруженный Morane-Saulnier L с отсекателями пуль на лопастях. Рисунок.
Morane-Saulnier L. Схема 1.
Morane-Saulnier L. Схема 2.
Morane-Saulnier L. Схема 3.
Morane-Saulnier L. Схема 4.
.
.
Перечень источников:
А.Шепс. Самолеты Первой Мировой. Страны Антанты.
Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой.
Крылья Отчизны. Сергей Житель. «Моран» — «Убийца гигантов».
Morane-Saulnier Type L Parasol (Replica) — Georges Guynemer (Part 1)
Увлекательные записи:
- Истребитель-бомбардировщик миг-27к (миг-23бк).
- Экспериментальный самолет сам-9 «стрела».
- Штурмовик ил-2 м-82.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Самолет-разведчик morane-saulnier type p.
Разработчик: Morane-Saulnier Страна: Франция Первый полет: 1916 г. Двухместный разведчик Morane-Saulnier Type Р, представлявший собой моноплан схемы…
-
Истребитель-разведчик morane saulnier type g/h.
Разработчик: также- Страна: Франция Первый полет: 1912 г. Компания «АО самолетов Моран-Солнье» была основана во Франции 10 октября 1911 года братьями…
-
Истребитель-разведчик morane-saulnier type n.
Разработчик: Morane-Saulnier Страна: Франция Первый полет: 1914 г. Предстоящим развитием идеи собственного моноплана стало для компании «Morane-Saulnier»…
-
Выбор формы крыла проекта Type 553 лежал между тремя альтернативами: прямым, стреловидным либо треугольным крылом. Первоначально был принят вариант…
-
Спортивно-пилотажный самолет як-55.
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1982 г. Мировой чемпионат по высшему пилотажу, прошедший в 1976 году в Киеве, завершился победой…
-
Рекордный самолет supermarine type 322 speed spitfire. великобритания
При создании нового истребителя конструкторы, в первую очередь, желают получить от собственного самолета большую скорость – лишь так возможно обеспечить…