Самолет радиотехнической разведки ил-20.

      Комментарии к записи Самолет радиотехнической разведки ил-20. отключены

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1968 г.Самолет радиотехнической разведки ил-20.

Самолет-разведчик на базе Ил-18Д стал называться Ил-20 либо «изделие 20». Ил-18Д воображал собой последнюю и самая совершенную модификацию семейства самолётов Ил-18, пребывавших в производстве с 1957 года. В отличие от прошлой серийной версии Ил-18В, он оснащался более замечательными и экономичными двигателями АИ-20М VI серии и дополнительными топливными баками, что снабжало ему увеличенную дальность полета.

С большим запасом горючего она достигала практически 6400 км (у Ил-18В — 4850 км). Летные опробования Ил-18Д начались 26 июля 1965 года, и в том же году он был запущен в серийное производство на столичном заводе «Знамя труда», поменяв в цехах Ил-18В. Всего до 1969 года было выстроено 122 самолета Ил-18Д, ставших последними серийными самолётами данного типа.

Как раз Ил-18Д послужил базой для разработки всех последующих «военных» вариантов пассажирской автомобили.

Главным средством ведения разведки на данной машине стала радиолокационная станция бокового обзора «Игла», исходя из этого самолет часто именовался Ил-18Д «Игла».

Некогерентная РЛС бокового обзора «Игла-1» разрабатывалась в СКБ-1 ленинградского НИИ радиоэлектроники (НИИ-131 Государственного комитета СССР по радиоэлектронике, НИИРЭ Минрадиопрома СССР), преобразованного скоро во Всесоюзный НИИ радиоэлектронных совокупностей (ВНИ-ИРЭС), а после этого вошедшего в состав НПО (сейчас — холдинговой компании) «Ленинец». Главным конструктором станции стал В.М.Глушков, его помощником — С.Е.Конторов.

Кроме фактически РЛС, комплекс радиолокационного оборудования «Игла-1» самолета Ил-20 включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, сопряженные с навигационным оборудованием самолета. Комплекс разрешал взять детальное радиолокационное изображение, по качеству близкое к аэрофотосъемке, но в произвольных метеоусловиях и помимо этого, вести аэрофотосъёмку и радиотехническую разведку.

Антенну РЛС «Игла» разместили на Ил-20 в большой (протяженность — около восьми метров) подфюзеляжной гондоле сигарообразной формы, установленной между шпангоутами №№ 8 и 27. Нижняя часть гондолы была выполнена радиопрозрачной. Блоки РЛС размещались в переднем грузовом отсеке фюзеляжа.

Кроме перспективной радиолокационной разведки местности посредством аппаратуры «Игла» Ил-20 имел возможность вести и классическую аэрофотосъемку. Для этого он оснащался набором аэрофотоаппаратов А-87П, размещенных по обоим бортам передней части фюзеляжа в зоне передней пары иллюминаторов. Объективы фотоаппаратов размешались под сдвижными шторками на двух боковых обтекателях — второй характерной внешней особенности Ил-20.

В задней части этих обтекателей монтировались антенны совокупности неспециализированной радиотехнической разведки «Ромб», помогавшей для обнаружения радиолокационных средств соперника, определения направления на его частоты и источник излучения.

Но этими совокупностями не исчерпывался состав особого оборудования Ил-20. В нижней части фюзеляжа за крылом устанавливались антенны станции детальной радиотехнической разведки «Квадрат», разрешавшей, в отличие от совокупности «Ромб», приобретать более подробные сведения об найденных радиоизлучающих объектах. Над передней частью фюзеляжа размешались антенны совокупности перехвата открытых радиопереговоров в эфире «Вишня».

Особое разведывательное оборудование, установленное на борту Ил-20, обслуживал тактический экипаж из шести операторов, размещавшихся в средней кабинах и передней самолета. Помимо этого, как и на всех других Ил-18, в состав экипажа Ил-20 входили два пилота (правый и командир летчик), навигатор, бортрадист и бортинженер.

Стандартное для Ил-18 пассажирское оборудование салона было упразднено, но в задней кабине была организована помещение для отдыха экипажа с креслами и буфет, тут же были туалета и помещения гардероба. Для аварийного покидания самолета с парашютами предусматривался катастрофический люк в правом борту задней части фюзеляжа.

В первоначальный экземпляр Ил-20 решено было переоборудовать серийный Ил-18Д № 9403. Переоборудование его на столичном заводе «Знамя труда» началось 6 мая 1967 года и завершилось в начале следующего года. На летные опробования самолет поступил в марте.

Первый полет на Ил-20 выполнил 21 марта 1968 года экипаж во главе с летчиком-испытателем Станиславом Близнюком, пришедшим на компанию по окончании окончания в 1965 году Школы летчиков-испытателей ЛИИ и ставшим позднее шеф-пилотом ОКБ им. С.В.Ильюшина. Ведущим инженером по опробованиям Ил-20 был назначен В.Володько.

Первый этап летных опробований (еще без аппаратуры «Игла»), завершенный в том же 1968 году, распознал, что по пилотированию Ил-20 отличается от серийного Ил-18Д незначительно. Управление им было легким и эргономичным, вместе с тем наличие подфюзеляжной гондолы с большой боковой поверхностью стало причиной снижения запаса путевой статической устойчивости.

Но проявлялось это по большей части лишь при полете с зафлюгированным крайним двигателем, в то время, когда отклонение самолета по крену и курсу происходило более интенсивно, чем на пассажирском Ил-18Д. Но и в этом случае значения крена не выходили за ограничения.

Второй этап летных опробований (с аппаратурой «Игла») начался в том же 1968 году и завершился летом следующего 1969 года с хорошей оценкой. Полеты были зачтены в качестве этапа «А» совместных национальных опробований и самолет был рекомендован к серийному производству. Разработка чертежей для серийного производства на заводе «Знамя труда» началась еще во второй половине 60-ых годов XX века и на рубеже нового десятилетия из цехов начали выходить уже первые серийные автомобили.

Этап «Б» совместных национальных опробований Ил-20 состоялся в 1970-1971 годах, по окончании чего начал поступать в армии.

За Ил-20 показался модернизированный Ил-20М. Экипаж Ил-20М складывается из тринадцати человек, восемь операторов разведаппаратуры дополняют простых пилотов, навигатора, радиста и бортинженера. В распоряжении операторов достаточно солидный комплект средств разведки — не только радиотехнической, но и оптической.

Передний салон дан оператору аэрофотоаппаратов А-87П, установленных по обоим бортам в месте размещения первой пары окон. Для их объективов в обшивке были сделаны фотоокна, закрытые оптическими стеклами. Но, заметить фотоокна не просто, потому, что они находятся под обтекателями, а применение фотоаппаратуры обеспечивается при открытии особых шторок.

Задняя часть этих же обтекателей помогает для размещения антенн станции РТР «Ромб-4», разрешающую осуществлять неспециализированную разведку радиолокационных средств (направление на источник, рабочая частота). Помимо этого, в передней части правого обтекателя расположен воздухозаборник воздухо-воздушного радиатора совокупности охлаждения блоков станции «Игла».

Кроме «Ромба», самолет оснащен станцией РТР «Квадрат-2» (антенны в нижней части фюзеляжа за крылом) для детальной разведки (кроме частоты и направления, отслеживались такие параметры, как частота следования импульса, скважность, мощность излучения, и другие). Станция перехвата открытых переговоров «Вишня» (антенны над передней частью фюзеляжа) обслуживается особенным оператором, не только прекрасно опытным соответствующий зарубежный язык, но и ориентирующимся в тонкостях слэнга военного радиообмена.

Для увеличения достоверности информации разведка ведется в один момент по нескольким каналам, что разрешает уточнять эти, полученные от «Иглы» при помощи АФА, либо напротив, подтверждать результаты работы «Квадрата» радиолокационной картиной той же местности.

«Квадрат», «Ромб», «Игла» и другую разведаппаратуру обслуживают семь операторов, трудящихся по большей части салоне самолета.

В связи с установкой бессчётного оборудования, конструкция фюзеляжа была частично усилена, а уменьшение числа «жителей» привело к демонтажу большей части помещений и бытового оборудования (уборные, гардероб, буфет).

Вместе с тем специфика применения Ил-20М обусловила трансформации в кислородном и спасательном оборудовании. Все кресла экипажа приспособлены для размещения парашюта, а с правой стороны, на месте люка заднего грузового отсека, оборудован люк аварийного покидания самолета, соединенный с главным салоном шахтой. (Но, «огрызок» от бывшего люка грузового отсека остался).

Самолеты Ил-20, и последовавшие за ними модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 с более идеальным оборудованием не входили в состав разведывательных авиаполков либо эскадрилий ВВС СССР, а подчинялись конкретно руководству армейских округов (в каждом округе имелось по паре таких самолетов). Всего до 1976 года завод «Знамя труда» выстроил около двух десятков самолетов Ил-20 и Ил-20М.
Самолеты данного типа много раз привлекались к разным учениям Армии. Так, во время с 4 по 10 февраля 1970 года Ил-20 участвовал в войсковых учениях «Двина» (самолет пилотировал экипаж летчика-испытателя С.Близнюка). В мае следующего года Ил-20 выступил в качестве самолета-фаворита на показе авиационной техники под условным заглавием «Кристалл», проводившемся для высшего управления страны на аэропорте ГНИКИ ВВС в г.Ахтубинске.

Появление строевых Ил-20 над нейтральными акваториями не прошло незамеченным для потенциального, как тогда говорили, соперника. Но идентифицирован зарубежной разведкой он был лишь во второй половине 70-ых годов двадцатого века, в то время, когда НАТО присвоило ему кодовое наименование «Coot-А».

Экипажи Ил-20 всегда выполняли разведывательные полеты над нейтральными акваториями мирового океана, где много раз их «перехватывали» самолеты возможного соперника. Так, весной 1985 года разведчик был встречен «Си Харриером» 801-й эскадрильи авиации ВМС Англии над Северной Атлантикой вблизи Норвегии.

31 августа 1993 года Ил-20М (начальник майор И.Антипов), делавший учебно-боевое задание, был условно перехвачен над нейтральными акваториями Японского моря сперва истребителями армии Южной Кореи, а после этого самолетами японских сил самообороны.

7 декабря 1995 года Ил-20М привлекался для поисков в Татарском проливе обломков разбившегося авиалайнера Ту-154Б № 85164 Хабаровского авиаотряда, куда он, взлетев с Сахалина, по первым версиям имел возможность упасть. Использовался самолет и на протяжении военных действий в Афганистане.

В девяностых из-за старения бортовой радиоэлектронной аппаратуры Ил-20М стали сниматься с боевого дежурства, но должной замены им так и не последовало. Частично заменить Ил-20М имели возможность самолеты комплексной воздушной разведки из состава Дальней авиации, созданные на базе Ту-22Р и Ту-22МР. Но устаревшие Ту-22РДМ кроме этого в 90-е годы были сняты с оружия, а современные Ту-22МР поступили в строевые части в очень ограниченном количестве.

В следствии сейчас главный количество задач комплексной воздушной разведки в ВВС России решают самолеты фронтовой авиации Су-24МР и МиГ-25РБ (с разными вариантами оснащения). В также время некое количество Ил-20М так же, как и прежде еще остается в строю. Правда с 90-х годов многие из них значительно чаще привлекаются только для транспортных перевозок.

Кое-какие из этих автомобилей, располагающие громадным летным ресурсом, прошли соответствующее переоборудование и превратились в «простые» Ил-18Д.

Ил-20 вошел в историю русском военной авиации как первый отечественный самолет, предназначенный для комплексного применения средств воздушной разведки, основанных на различных правилах получения информации.

ЛТХ:

Модификация: Ил-20
Размах крыла, м: 37,42
Протяженность самолета, м: 35,90
Высота самолета, м: 10,17
Площадь крыла, м2: 140,60
Масса, кг
-безлюдного самолета: 33760
-большая взлетная: 64000
Тип двигателя: 4 х ТВД АИ-20М
-мощность, л.с.: 4 х 4250
Большая скорость, км/ч: 675
Крейсерская скорость, км/ч: 620
Практическая дальность, км: 6200
Практический потолок, м: 10000
Экипаж, чел: 13.

Самолет РТР Ил-20.

Ил-20 заходит на посадку.

Ил-20 заходит на посадку.

Ил-20М заходит на посадку.

Ил-20М заходит на посадку.

Ил-20М на рулежке.

Ил-20М ВВС России на стоянке.

Рабочие места операторов РТР на Ил-20М.

Ил-20М. Рисунок.

Ил-20. Схема.

Ил-20М. Схема.

.

.

Перечень источников:
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Мир авиации. Сергей Цветков. Классик «золотой» эры.
Взлет. Михаил Сунцов. Армейские профессии известного самолета.
Крылья Отчизны. Сергей Цветков. Смена репертуара.
Крылья Отчизны. Николай Якубович. Феномен Ил-18.
Мир Авиации. Сергей Цветков. Ил-20 — первый армейский «восемнадцатый».
Фотоархив сайта russianplanes.net

ИЛ-20 Взлет!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: