Самолет инженера кулева

      Комментарии к записи Самолет инженера кулева отключены

Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Скоростной авиалайнер ЗИГ-1 (ПС-89). СССР».

Очереднадцатая попытка экранизации булгаковского «Мастера и Маргариты» – от Бортко запомнилась врезкой документальных кадров красивого авиалайнера, якобы везущего Лиходеева в Москву. Самолет был вправду так стилен, что сходу обратил на себя внимание, не смотря на то, что в отечественной авиационной литературе назвать его популярным запрещено. Чего в том месте «популярной», кроме того в справочнике самолетов «Гражданского флота» за 1938 г. его нет…

Самолет инженера кулева

Парадоксально, но в середине 30-х годов самолет, значительно чаще узнаваемый под именем ПС-89 (пассажирский самолета 89-го авиазавода, а до того именовался «ЗИГ-1» – 1-й самолет завода имени Гольцмана), считался флагманом «Аэрофлота». Он был кроме того изображен на наградных значках, каковые приобретали пилоты «Аэрофлота» за налет 1 млн км.

И одновременно с этим – было выпущено всего 8 экземпляров. Самолет считался скоростным, но имел такие «анахронизмы», как неубираемое шасси, зашитое в обтекатели-штаны. Более того, в случае если почитать прессу тех лет, то кто лишь не объявлялся его «отцом»: «ЗИГ-1» строился под руководством директора завода тов.

Балуева», … «строился «ЗИГ-1» под управлением инженера Сперанского».

Примечательно, что в то время, когда современная историческая пресса говорит о «ЗИГ-1», эти фамилии уже не упоминают. Но появилась фамилия французского авиаконструктора Лявила – как автора проекта, якобы наделавший бессчётные «огрехи» – тесная кабина пилотов с нехорошим обзором, тесный пассажирской салон, неубираемое шасси и т.п. – «у победы большое количество отцов, а поражение – неизменно сирота». Из-за чего бы не свалить на француза?

Но при внимательном взоре обстоятельство неудачной судьбы ПС-89 выясняется достаточно простой – на протяжении опробований первого умелого самолета вместе с экипажем погиб инженер Кулев, которого тогдашняя пресса фактически постоянно называла «главным инженером» самолета.

Характеристика на Кулева, Александра Васильевича
т. Кулев появился в 1900 г. в деревне Костромской губ. в крестьянской семье. В 1919 г. был призван в РККА, на протяжении нахождения в которой закончил рабфак и по окончании демобилизации поступил в Ленинградский университет Дорог Сообещний. В 1930 г. окончил университет, ф. Воздушных сообщений.
По окончании окончания университета трудился на умелых фабриках ГУАП в должности инженера-конструктора.
На 89-й завод поступил в 1934 г.
т. Кулев поступил на завод в тот момент, в то время, когда самолет ЗИГ-1 был еще в зародыше и в то время, когда еще не было конструкторского бюро, талантливого спроектировать самолет.
т. Кулев с самого начала собственной работы приступил к организации конструкторского бюро, которое им посредством администрации завода было организовано.
Все рабочие чертежи по самолету были выпущены под руководством т. Кулева…

Главному инженеру завода
Нач. констр. бюро Кулева А.В.
Рапорт
Настоящим прошу внести ясность в отношения моих ответственности и обязанностей по делаемой работе. Я много раз докладывал о ходе работ по конструкторскому бюро и той роли, которую занимает в ней основной конструктор – Лявиль. Как-то само по себе оказалось, что по окончании моего прихода на завод (а я пришел тогда, в то время, когда, не считая картин ничего не было), что все управление фактически перешло ко мне.

Я, лояльно, на первых парах, ставил Лявиля в известность о всех делах, но, приблизительно, с сентября до января, он так мало уделял внимание самолету, что это выяснилось лишним.
По окончании известного Вам беседы с Лявилем и предупреждения, Лявиль с января стал практически каждый день посещать на заводе, но его управление по ЗИГ-1 от этого не улучшилось. Он предпочитает заниматься рисованием новых эскизов (на конкурс, машина Морсеверо-пути и т.д.), но самолет проектировался фактически без его участия…

… Избавьте меня от никому ненужной надстройки с фиктивным подчинением Главному конструктору.
Данный вопрос … в основном будет отражаться на скорейшем и успешном исполнении стоящих перед конструкторским бюро задач.
/Кулев/

Газета «Правда»
Новый скоростной авиалайнер
В прошедшем сезоне завод гражданских самолетов пригласил меня, как собственного ветхого рабочего, сделать доклад о спасении челюскинцев. По окончании доклада директор завода тов. Балуев поведал мне, что заводской коллектив решил выстроить новый самолет «ЗИГ-1», что сможет удовлетворить все технические требования для работы в условиях Арктики.
«ЗИГ-1» строился под руководством директора завода тов. Балуева, главного конструктора тов. Кулева, ведущего инженера тов.

парторга и Сперанского тов. Захарова. Работы производились подлинно ударными темпами.

В следствии за маленький срок Гражданский воздушный флот взял красивую скоростную пассажирскую машину….
Герой Советского Союза М. Водопьянов

Газета «За индустриализацию»
Самолет «ЗИГ-1»
Самолет «ЗИГ-1» является дюралевый моноплан, рассчитанный на 12 пассажиров, бортмеханика и пилота. Большая расчетная скорость – 300 км в час. Крейсерская скорость – 265 км в час. На самолет поставлены два мотора «М-17» мощностью по 500 лош. сил любой. Общеизвестно, что эти моторы сейчас устарели.

Если бы в распоряжении конструкторов были более современные двигатели, самолет без всякого труда имел возможность развивать не меньше 370-380 км в час…
Машина совершенна в собственной обтекаемости. Обшивка клепана «впотай». На теле фюзеляжа – ни одной выступающей подробности.

Вы не заметите кроме того дверной ручки. Факелы и те запрятаны, они высовываются только в то время, когда пилоту необходимо. Отлично скрыты в уникальных капотах и сотовые радиаторы.
Новый самолет воображает пассажиру большое количество удобств. «Потолок» кабины так высок, что разрешает находиться во целый рост. Против каждого сидения – окно. Кабина прекрасно освещается ночью и вентилируется.

Пассажир имеет полную возможность просматривать либо писать…

Серийное производство самолетов «ЗИГ-1»
Два месяца назад на Щелковском аэропорте в числе вторых умелых автомобилей лидерам правительства и партии был показан скоростной авиалайнер «ЗИГ-1», выстроенный на заводе им. Гольцмана…
«ЗИГ-1» — цельнометаллический моноплан с низко расположенным крылом, выполненный из кольчуг-алюминия. В просторной кабине у каждого из двенадцати пассажирских кресел – электролампа, вентилятор, радионаушники…
на данный момент на заводе им. Гольцмана приступили к серийному производству «ЗИГ-1». Во второй половине 30-ых годов XX века самолеты «ЗИГ-1» будут курсировать на внутренних и международных воздушных линиях СССР.

Трагедия с гражданским самолетом
МОСКВА. 1. (ТАСС) 29 ноября в 3 с половиной часа дня над Москвой, в районе Хорошевского шоссе за мостом окружной железной дороги случилась трагедия с гражданским самолетом «ЗИГ-1», пребывавшим в последнем заводском испытательном полете.
На протяжении трагедии погибли пребывавшие на самолете глава умелого цеха завода имени Гольцмана тов. Сперанский, конструктор самолета т. Кулев, сотрудник научно-исследовательского самолетного университета Граждвоздухфлота инженер т. Меламед, летчик университета т. Аблязовский, летчик-испытатель завода имени Гольцмана т. Жаркович, борт-механик т. Смирнов…

Некролог

6

Основной конструктор автомобили ЗИГ-1 Александр Васильевич Кулев в первой половине 30-ых годов двадцатого века окончил Ленинградский университет путей сообщения по факультету воздушных сообщений… Беспрерывно трудился на авиационных фабриках, пройдя путь от рядового конструктора до главного конструктора на заводе им. Гольцмана.
За маленький срок с августа 1934 г. Кулевым совместно с маленьким коллективом конструкторов и инженеров, большая часть которых трудилось с ним неотлучно с 1930 г., создан высококлассный скоростной авиалайнер, владеющий, как продемонстрировали заводские опробования, показателями, ставящими его в ряды лучших автомобилей современной авиации… Практически любая подробность, от сложных агрегатов, до последнего винтика, была создана под его руководством… Большое количество еще имел возможность дать отечественной родной авиации преданный собственному делу, юный, полный сил гениальный конструктор Кулев, если бы смерть не прервала его творческий путь на 36 году судьбы.

О несостоявшихся замыслах:

Справка
Ячейка Авианито завода №89 удостоверяет, что Кулев Александр Васильевич состоял участником данной ячейки и принимал самое активное участие в работе.
направляться особенно отметить работу т. КУЛЕВА над эскизным проектом скоростного самолета ЗИГ-2, что разрабатывался под его управлением в публичном порядке и что стал лауреатом премии на конкурсе Авианито на скоростной самолет.
3.03.1936 г.

Учитывая вклад Кулева в постройку и проектирование ЗИГ-1, шансов по окончании смерти главного конструктора как-то развивать проект уже не было…

Да, недочёты были, но все же – чем он хуже собственных «одноклассников»? Весьма интересно сравнить с попыткой компании «Дорнье» выстроить скоростной авиалайнер под те же двигатели БМВ VI (у нас лицензионный М-17). Германские конструкторы ужали самолет до предела, сделали убираемое шасси и смогли выжать скорость лишь на 30 км/ч больше ЗИГ-1.

Наряду с этим пассажиров вместилось в самолет лишь шесть – вдвое меньше и в таких тесных кабинах, что «Люфтганза» вернула Do 17 компании…

Главным «убийцей» отечественных скоростных пассажирских самолетов (ПС-89 и АНТ-35) стал «Толстяк Дуглас» – DC-3, а у нас ПС-84 (авиалайнер 84-го завода, позднее Ли-2). Он кроме того не был таким скоростным, но нес вдвое больше пассажиров. И салон был более комфортный, что в многочасовых тогдашних перелетах было принципиально важно.

В Штатах DC-3 также фактически убил всех соперников – он одно время составлял более чем 95% парка всех пассажирских самолетов САСШ…

источник: http://afirsov.livejournal.com/226536.html

Самолет: от пассажира к инженеру

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: