Самолет дрло аи (а-50и).

      Комментарии к записи Самолет дрло аи (а-50и). отключены

Разработчик: ОКБ Бериева
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1999 г.Самолет дрло аи (а-50и).

В конце двадцатого века стало ясно, что самолет наведения и радиолокационного дозора (РЛДН) это не роскошь, а насущная необходимость, без которой ВВС любой государства будут не в состоянии полностью решать возложенные на них задачи. Что и было, со всей наглядностью, показано на протяжении войны в Персидском заливе в первой половине 90-ых годов двадцатого века, а также в период агрессии НАТО и США против Югославии во второй половине 90-ых годов двадцатого века. Исходя из этого не страно, что одним из желающих вступить в «клуб пользователей самолетов РЛДН» стал Китай, политическое управление которого уделяет громадное внимание формированию национальных армии, и прежде всего увеличению боевых возможностей ВВС.

Но создание самолета РЛДН с «чистого страницы» задача весьма сложная кроме того для страны с передовой авиационной индустрией (достаточно отыскать в памяти печальную судьбу английского «Нимрода» AEW). По данной причине китайцы больше надеялись на зарубежные источники новых разработок, в первую очередь, на Израиль и Россию.

И вот, 17 июня 1997 года, на 42-м космическом салоне в Ле Бурже, была заключена первая в истории Израиля и России сделка по созданию бронетехники и оружия. В соответствии с подписанному между национальной компанией «Росвооружение» и ТАНТК им. Г.М.Бериева с одной стороны и израильской компанией «Israel Aircraft Industries» (IAI) с другой, договору, перед ТАНТК была поставлена непростая задача: создать самолет-носитель для установки на нем радиоэлектронного комплекса израильского производства.

Конечным клиентом комплекса стал Китай. Собственные подписи на документе поставили председатель совета директоров ГК «Росвооружение» А.И.Котелкин, Президент IAI М.Керет и Главный конструктор ТАНТК им. Г.М.Бериева Г.С.Панатов.

На ТАНТК главным конструктором по новому самолету РЛДН, взявшему индекс АИ (время от времени в публикациях в прессе видится обозначение А-50И), стал Е.П.Константинов, ведущим конструктором И.В.Калинин.

Самолет АИ создавался на базе серийного самолета А-50 (серийный № 86579) методом демонтажа российского радиоэлектронного оборудования и систем самолёта и модернизации конструкции для установки израильского радиоэлектронного комплекса. Комплекс создан отделением «Elta Electronics» концерна IAI на базе РЛС EL/M-205 «Phalcon» (Phalcon — это сокращение от Phased Array L-band Conformal Radar, т.е. РЛС с конформной направляться антенной решеткой, трудящаяся в диапазоне L (1-2 ГГц, 30-15 см)).

Совокупность «Phalcon» предназначена для радиолокационного обнаружения воздушных объектов соперника, контроля воздушного пространства, и для управления собственными боевыми самолетами. Помимо этого, АИ предполагалось оснастить аппаратурой радиоразведки талантливой обеспечить перехват радиопереговоров соперника и наблюдение за радиолокационной обстановкой в районе военных действий.

Исполнение договора для зарубежного клиента потребовало быстро повысить научно-технический и организационный уровни предприятия, оснастить подразделения самой современной техникой, освоить новые подходы в производстве и проектировании и подготовить соответствующих экспертов.

Не обращая внимания на накопленный в свое время при создании самолета РЛДН А-50 опыт, однако, создание АИ потребовало от экспертов ТАНТК проведения громадного количества научно-исследовательских и умело-конструкторских работ. А также изучений на моделях в аэродинамических трубах ЦАГИ, полного цикла ресурсных, статических и частотных опробований планера самолета, ресурсных опробований отдельных узлов конструкции.

Были решены такие серьёзные технические неприятности как обеспечение заданных аэродинамических черт, обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронного оборудования, разработка замечательной бортовой высокоэффективных систем и системы электроснабжения воздушного и жидкостного охлаждения радиоэлектронного комплекса. В следствии данной напряженной работы, в сжатые сроки, в Таганроге, был создан множество неповторимых систем и конструкций.

На протяжении модификации А-50 в вариант АИ были выполнены следующие главные работы:
— установлен обтекатель РЛС диаметром 11,5 м (для сравнения, у исходного А-50 диаметр — 10,8 м, у американского E-3 — 9,1 м) и пилоны новой конструкции;
доработана конструкция фюзеляжа;
— в герметичной части фюзеляжа снабжена кабина операторов, и помещение отдыха. Установлены стойки для электронных блоков комплекса «Phalcon», места отдыха и рабочие места операторов;
— обеспечено размещение 5 человек летного экипажа, 10 операторов человек и радиоэлектронного 9 оборудования сменного экипажа;
— доработана конструкция рампы и установлен люк для аварийного покидания самолета операторами;
— доработана конструкция хвостовой части фюзеляжа и установлены подфюзеляжные гребни для обеспечения путевой статической устойчивости самолета;
— на планере самолета размещена 71 антенна, из которых 44 входят в совокупность радиоэлектронного комплекса;
— доработаны носовая и кормовая часть фюзеляжа и законцовки крыла для размещения антенных постов радиоэлектронного комплекса закрытых радиопрозрачными обтекателями;
— модифицированы электрическая система, жидкостного и воздушного охлаждения, кондиционирования, кислородная, оповещения и связи, и другие.

Кабина летного экипажа самолета двухпалубная. На верхней палубе находятся рабочие правого лётчиков и места левого, бортинженера и резервное рабочее место, на нижней палубе — рабочее место навигатора.

За пилотской кабиной находится комната отдыха и кабина операторов, отделенные от другой грузовой кабины звукоизолирующей выгородкой. В кабине операторов размещены десять рабочих мест, стойки и блоки радиоэлектронной аппаратуры. В комнате отдыха установлены девять кресел, каковые смогут употребляться для отдыха либо для размещения сменного экипажа.

комната отдыха и Кабина операторов оснащены совокупностями кондиционирования воздуха, освещения, сигнализации, связи и оповещения, и бытовым оборудованием.

В состав главной части радиоэлектронного комплекса — радиолокационной станции EL/M-205 «Phalcon» входят три фазированные решетки, образующие треугольник и расположенные в неподвижном грибовидном обтекателе. Непростой проблемой стало размещение блоков соединительных кабелей и электронного оборудования в обтекателе РЛС (либо «домике», от британского «radome», в повседневном обиходе ТАНТК) и пилонах.

Конструктивно «домик» складывается из железного силового кессона и трех радиопрозрачных обтекателей антенн. Фазированные антенные решетки РЛС «Phalcon» установлены по торцам кессона «домика». В отсеков «домика» установлены стойки с блоками РЛС.

Так как, для работы РЛС нужно обеспечить стабильное пространственное размещение её антенн, конструкция пилонов и обтекателя выполнена твёрдой и имеет в полете малые деформации. Сам же обтекатель с его электронной начинкой имеет вес около 13 000 кг и на него воздействуют большие аэродинамические силы. Исходя из этого, на моделях автомобили АИ, был совершён громадный количество изучений в низкоскоростной и скоростной аэродинамических трубах ЦАГИ.

Помимо этого, с целью проведения статических и ресурсных опробований был изготовлен отсек фюзеляжа самолета с обтекателем и пилонами РЛС.

Значительной проблемой стало размещение в относительно малом количестве громадного количества крупногабаритных стоек радиоэлектронного комплекса, соединенных между собой практически четырьмя тысячами кабелей, электрожгутов, трубопроводов воздушной и жидкостной совокупностей охлаждения.

Для решения данной задачи, в первый раз в отечественной практике, в ходе создания самолета АИ был создан трехмерный электронный макет обтекателя РЛС и пилонов. На нем эксперты комплекса совершили взаимную увязку и пространственную компоновку агрегатов, деталей и узлов, с большей точностью выяснили длины кабелей, и дали оценку доступности тех либо иных блоков при проведении монтажных работ и техобслуживании. Выполнить все эти работы на классическом древесном макете в отведенные договором сжатые сроки было бы нереально.

Следующим ответственным этапом по окончании завершения проектирования стало фактически строительство самолета АИ, причем снова же в сжатый срок, так же оговоренный договором.

Изготовление узлов и деталей проводилось с широким привлечением смежных фирм. На отдельных критических направлениях организовывались работы в 2 3 смены, а также в праздничные дни и выходные. Строительство было завершено совершенно верно в срок, и самолет был передан на летно-испытательный комплекс ТАНТК с целью проведения наземных и летных опробований.

28 июля 1999 года самолет АИ совершил первый полет с заводского аэропорта в Таганроге. Экипаж в составе капитана корабля Г.Г.Калюжного, второго пилота К.В.Бабича, навигатора-испытателя Ю.Н.Герасимова, бортинженера-испытателя В.А.Чебанова и ведущего инженера-оператора Б.Г.Дикуна дал высокую оценку машине, не сделав никаких замечаний по работе матчасти самолета в полете. На протяжении летных опробований было выполнено 15 испытательных полетов и 7 учебно-тренировочных.

Совершённые опробования подтвердили исполнение всех заданных клиентом октября и 26 требований 1999 года самолет АИ (взявший гражданскую регистрацию RA-78740, которая позднее была поменяна на 4X-AGI) был перегнан в Израиль с целью проведения предстоящих работ по испытаниям и установке радиоэлектронного комплекса.

Для ВВС Китая предполагалась поставка в общем итоге четырех автомобилей, но летом 2000 года под замечательнейшим политическим давлением со стороны США правительство Израиля приостановило исполнение договора. Но, тогдашний глава правительства Израиля Эхуд Барак заявлял, что израильская госкомпания IAI будет изыскивать возможности для его исполнения, но в следующем, 2001 году, новый глава правительства Ариэль Шарон официально уведомил президента КНР об отказе от сделки.

Сам самолет (без радиоэлектронного комплекса), был в 2002 году перегнан в Китай. Дальнейшее его будущее малоизвестна.

ЛТХ:

Модификация: AИ
Размах крыла, м: 50,50
Протяженность самолета, м: 46,59
Высота самолета, м: 14,80
Макс. диаметр фюзеляжа, м: 4,80
Площадь крыла, м2: 300,0
Масса, кг
-безлюдного самолета: —
-обычная взлетная: 190000
Тип двигателя: 4 х ТРД ПС-90А
Тяга, кгс: 4 х 16000
Крейсерская скорость, км/ч: 800
Практическая дальность, км: 7500
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 5 + 10 РТК.

Взлет самолета ДРЛО АИ (А-50И).

Самолет ДРЛО АИ (А-50И) в полете.

Самолет ДРЛО АИ (А-50И) в полете.

Самолет ДРЛО АИ (А-50И) заходит на посадку.

Самолет ДРЛО АИ (А-50И) заходит на посадку.

АИ (А-50И). Рисунок.

АИ (А-50И). Схема.

.

.
Перечень источников:
Евгений Климович. Михаил Никольский. применение и Развитие самолетов дальнего управления и радиолокационного обнаружения.
А.Н.Заблотский, А.И.Сальников. Самолеты ТАНТК им. Г.М.Бериева 1968-2002.
В.Г.Ригмант. вертолёты и Отечественные самолёты ДРЛО.

На аэродроме в Иваново представили новейший самолет А-50У

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: