Самолет для дальних перелетов ант-4 «страна советов».

      Комментарии к записи Самолет для дальних перелетов ант-4 «страна советов». отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1929 г.Самолет для дальних перелетов ант-4 «страна советов».

Вопрос о возможности дальнего перелета на АНТ-4 много раз обсуждался в ЦАГИ, но только в начале 1929 года он был совсем решен. Инициатором тут выступило управление Осоавиахима. В апреле 1929 года обороны и Совет труда принял распоряжение об организации перелета советского самолета в Соединенных Штатах.

Цели преследовались по большей части чисто агитационные.

Для перелета приказано было подготовить один из первых серийных ТераБайт-1, взявший имя «Страна Советов». Но, учитывая несовершенство техники того времени, предусмотрели и запасную машину, в качестве которой выступил «дублер». Как раз ему суждено было добраться до Америки.

На быстро изъятом из НИИ ВВС самолете совершили контрольный перелет по маршруту: Москва — Орел — Брянск — Москва, дабы установить подлинный расход горючего.

Потому, что большая часть маршрута перелета пролегала над морем, решили применять поплавковое шасси. В ЦАГИ спроектировали крепления для установки на ТераБайт-1 поплавков от германского бомбардировщика ЮГ-1. Предназначенная для перелета машина № 603 (другими словами третья серийная), не считая узлов под поплавки, отличалась усиленными лонжеронами центроплана, дверями в фюзеляже и дополнительными бензиновыми и масляными баками.

Оружие на ней не устанавливалось, проемы турелей в хвостовой части зашили. Самолет взял все положенное электро- и радиооборудование (на бомбардировщиках предусмотренное, но реально отсутствовавшее) и большое количество дополнительных устройств зарубежного производства.

Срок готовности автомобили установили 15 мая, после этого переместили на 26 июня. Задержки вызывались опозданием с подготовкой чертежей дополнительных баков и поплавкового шасси. 22 июня ТераБайт-1 вывезли на аэропорт. Он стал первым серийным самолетом этого типа. Пробный полет совершили 14 июля. Моторы перегревались. Дело в том, что полетный вес у рекордной автомобили был намного больше, чем у опытного образца. В ЦАГИ безотлагательно спроектировали и изготовили радиаторы увеличенной площади.

Через пять дней их уже смонтировали на «Стране Советов».

Экипаж складывался из начальника С.А.Шестакова (тогда личного пилота главы УВВС), второго пилота Ф.Е.Болотова, навигатора Б.В.бортмеханика и Стерлигова Д.В.Фуфаева. От ЦАГИ подготовкой перелета занимался В.М.Петляков. Самолет должен был пролететь практически всю страну, на Дальнем Востоке поменять колеса на поплавки и продолжить путь на протяжении побережья Тихого океана.

Океан планировали пересечь в самом узком месте — через Берингов пролив. Потом маршрут лежал вдоль восточной части прибрежной полосы Северной Америки, по окончании чего планировалось пересечь США от океана до океана.

Рассматривались и два других варианта: через Северную Атлантику и Европу и через южную Америку и Западную Африку, но их сочли более сложными. Предлагался кроме того проект кругосветного перелета, при котором Берингов пролив пересекался в обратную сторону (с Аляски). Главным доводом за выбранный маршрут было прохождение большей его части над территорией СССР, что облегчало подготовку.

В расчетные точки перелета завезли горючее и запасные части. Нужно заявить, что из-за высокой по тем временам степени сжатия двигатели BMW.VI трудились не на чистом бензине, а на бензин-бензольной смеси, являвшейся в то время уникальностью, бензол импортировали из Германии.

8 августа 1929 года экипаж Шестакова стартовал с Центрального аэропорта. На подлете к Уралу «Страну Советов» нападал орел, в следствии на передней кромке правого крыла осталась заметная вмятина. До Красноярска добрались без особенных неприятностей. На взлете забарахлил мотор, но скоро обороты пришли в норму.

Очередная посадка предполагалась в Верхнеудинске, но Шестаков при помощи Болотова решил лететь дальше, в Читу. Стерлигов возражал, потому, что, согласно расчетам, прибыть в том направлении возможно было лишь ночью. И был прав — в темноте экипаж заблудился. В то время, когда сожгли целый бензин, было нужно садиться на склоне сопки.

Летчики не пострадали, но машина была искорежена.

В ближайшем селе выяснили, что находятся в 80 км от Читы. Шестаков получил приказ безотлагательно прибыть в Москву и был послан в том направлении самолетом. Остальные ехали поездом. На вокзале их встретил начальник, сказавший: «Готов второй самолет, на следующий день с восходом солнца вылетаем!»

Остается неясным, были ли обе автомобили заблаговременно сделаны снаружи аналогичными, либо «дублер» спешно доводили, пока поезд шел от Читы до Москвы. По крайней мере, на фотографиях отличия между двумя экземплярами «Страны Советов» совсем не заметно.

23 августа, уже без особенной помпы, Шестаков с товарищами снова забрал курс на восток. Над Уралом засбоил левый мотор, было нужно садиться в Челябинске. За ночь его починили, но на аэропорте не выяснилось бензина. Пригодился незапланированный «крюк» в Курган.

Дабы наверстать график, Омск пролетели и сели в Новосибирске. На подходе к Иркутску отказал один двигатель — еле дотянули до аэропорта. Три дня поменяли мотор, после этого пошли низкая облачность и дожди затянула сопки.

График летел ко всем линиям. Но «роковую» Читу миновали благополучно. В Хабаровске поменяли колеса на поплавки.

9 сентября первый раз попытались взлететь с воды. Машина взад и вперед носилась по Амуру, но подниматься в небо не желала. Только покинув на берегу часть снаряжения и частично слив горючее, 12 сентября экипаж смог продолжить путь.

По окончании посадки в Николаевске-на-Амуре самолет направился на Камчатку, а оттуда — на о. Атту (Алеутские о-ва). Взлету с Атту мешали рифы. Находившийся в бухте корабль «Красный вымпел», подстраховывавший перелет, принял на борт часть груза и двух членов экипажа. На облегченной машине остались Стерлигов и Болотов.

Через семь часов они сели у о. Уналашка. Летчиков перевез на берег армейский катер. Но возвратиться на нем они не смогли: начался отлив, и катер был на песке.

Выручили местные рыбаки со собственными лодками.

На следующем этапе погода испортилась — к Ситхе доходили в тумане и дожде. Вдобавок из-за падения давления масла было нужно отключить левый мотор. Болотов приказал подать сигнал SOS, но радиостанция не трудилась — аккумулятор разрядился.

За борт выкинули груз, якорь и слили часть бензина, но до места назначения все-таки добрались. От Ситхи экипаж снова летел в полном составе.

Но до Сиэтла не дотянули. Левый двигатель еще раз отказал. Сели в первой попавшейся бухте и стали ждать, пока привезут мотор.

Поменять его пришлось на плаву, израсходовав на ремонт 10 дней.

В Сиэтле «Страну Советов» встречали В.М.Петляков и моторист М.М.Егоров. Машину переставили на колеса. Вылетели благополучно, но до Сан-Франциско не добрались — перестал работать мотор (причем снова левый). На аэропорте в Портленде определили, что сломалась масляная помпа. Американцы ее скоро починили. В Сан-Франциско задержались ненадолго, скоро забрав курс на Чикаго. В том месте советских летчиков встречали с оркестром при громадном скоплении народа.

Дальше Петляков летел на самолете. Перелет завершили в Нью-Йорке.

В Европу ее экипаж и машина возвращались на пароходе «Мавритания». Через месяц в Москве всех участников первого перелета советского самолета в Соединенных Штатах наградили орденами Боевого Красного знамени и почетными грамотами ВЦИК.

ЛТХ:

Модификация: АНТ-4 «Страна Советов»
Размах крыла, м: 28,70
Протяженность, м: 18,00
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 120,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 4630
-большая взлетная: 7928
-топлива: 2350
Тип двигателя: 2 х ПД BMW.VI
-мощность, л.с.: 2 х 680
Большая скорость, км/ч: 207
Крейсерская скорость, км/ч: 186
Практическая дальность, км: 1425
Скороподъемность, м/мин: 143
Практический потолок, м: 3600
Экипаж: 4.

Самолет АНТ-4 «Страна Советов» на стоянке.

Митинг около самолёта АНТ-4 «Страна Советов» на протяжении следования по маршруту Москва – Нью-Йорк. Николаевск Уссурийский, 1929 г.

АНТ-4 «Страна Советов» на месте аварийной посадки. Август 1929 г.

Второй АНТ-4 «Страна Советов» приземляется в Хабаровске. 3 сентября 1929 г.

Перестановка самолета АНТ-4 «Страна Советов» на поплавки в Хабаровске. 7 сентября 1929 г.

По окончании посадки у побережья Америки в Ситке.

АНТ-4 «Страна Советов» перед сменой поплавкового шасси на колесное.

Заправка самолета АНТ-4 «Страна Советов» горючим в Окленде.

АНТ-4 «Страна Советов» в полете.

АНТ-4 «Страна Советов» в полете.

АНТ-4 «Страна Советов» летит над озером Мичиган курсом на Детройт.

АНТ-4 «Страна Советов» прибыл в Нью-Йорк. 1 ноября 1929 г.

АНТ-4 «Страна Советов» в Нью-Йорке.

АНТ-4 «Страна Советов» на стоянке.

АНТ-4 «Страна Советов» на стоянке.

Экипаж самолета АНТ-4 «Страна Советов», слева направо: С.Шестаков, Д.Фуфаев, Ф.Болотов, Б.Стерлигов.

АНТ-4 «Страна Советов» в сборочном цехе.

Схема маршрута перелета АНТ-4 «Страна Советов».

АНТ-4 «Страна Советов». Рисунок.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
В.Ригмант, В.Котельников. Тяжелый бомбардировщик ТераБайт-1.
Максимилиан Саукке. Самолеты Туполева. АНТ-1 — АНТ-15.
Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России 1910-1999.

12 СЕКРЕТОВ КОМФОРТНОГО ПОЛЕТА НА САМОЛЕТЕ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Самолет-амфибия для аэрофотосъемок ш-5.

    Разработчик: Шавров Страна: СССР Первый полет: 1934 г. Во второй половине 20-ых годов двадцатого века в Главном картографии и управлении геодезии и в…

  • Легкий транспортный самолет сам-14.

    Разработчик: Москалев Страна: СССР Первый полет: 1939 г. Добившись приобретения по лицензии моторов «Renault» и запустив их в серийное производство под…

  • Морской учебный самолет му-1.

    Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1925 г. МУ-1 (морской учебный-первый) — морской учебный самолет для начального обучения, поплавковый…

  • Самолет-разведчик р-4.

    Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1926 г. В 1925 году показалось предложение подвергнуть конструкцию самолета Р-1 перерасчету прочности…

  • Легкий транспортный самолет по-2 «лимузин» кулика.

    Разработчик: Кулик Страна: СССР Первый полет: 1945 г. В апреле 1945 г. инженер ГВФ Михаил Маркелович Кулик переделал По-2 в достаточно необыкновенный…

  • Легкий транспортный и связной самолет сам-25.

    Разработчик: Москалев Страна: СССР Первый полет: 1943 г. В один момент с разработкой ракетного истребителя, ОКБ завода создало проекты мотопланера САМ-28…