Самолет-амфибия для аэрофотосъемок ш-5.

      Комментарии к записи Самолет-амфибия для аэрофотосъемок ш-5. отключены

Разработчик: Шавров
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.Самолет-амфибия для аэрофотосъемок ш-5.

Во второй половине 20-ых годов двадцатого века в Главном картографии и управлении геодезии и в Геодезическом комитете планировалась широкая программа работ по составлению карт СССР масштабов и различного назначения. Громадная роль в этом деле уделялась аэрофотосъемке. В это же время, особых самолетов, удовлетворявших новым требованиям, тогда не было.

Для аэросъемки использовались разные самолеты. Для разработки всего комплекса вопросов в начале 1929 года была образована особая рабочая группа по аэрофотосъемке под руководством академика А.Е.Ферсмана. На совещании данной комиссии обсуждался типаж самолетов для высокопроизводительной съемки громадных площадей.

По докладу В.Б.Шаврова были приняты предварительные технические требования и схемы самолётов к ним.

Своеобразной изюминкой требований было наличие широкого угла обзора (144°) для объективов фотоаппаратов, и определенных углов обзора для летчика и аэросъемщика. Исходя из этого шасси должно было быть низким, дабы колеса не попали в поле зрения аппаратов. Помимо этого, общее внимание завлекала идея о самолете-амфибии, потому, что большинство территории, подлежащей съемке, не имела аэропортов.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века решено было его строить.

Весной 1930 года был организован особый НИИ по аэрофотосъемке, руководимый академиком А.Е.Ферсманом. Тематика университета включала кроме этого разработку требований к фотосамолетам. В апреле — июне два однотипных проекта фотосамолетов — сухопутного и амфибии (оба под два двигателя по 300 л.с.) — были выполнены В.Б.Шавровым (чертежи) и К.А.Вигандом (расчеты) под заглавиями ФС-1 и ФС-2 (фотосамолеты) и удачно совершены через НТК УВВС от лица НИИ АФС.

ФС оказались в плане ОКБ Ришара, позже к марту 1931 года — в плане ЦКБ, где в то время трудился В.Б.Шавров. По окончании дискуссий на Техсовете ЦКБ решено было самолеты унифицировать, сделав из них один комбинированный — сухопутный с приставным поплавком. В таком виде проект был утвержден в июле 1931 года и была начата его разработка в Морском отделе под № 28/29 либо же Ш-5.

Постройка самолета Ш-5 производилась в ЗОК (Завод умелых конструкций) НИИ ГВФ, возможности которого были ограничены. Фюзеляж с вертикальным оперением был сделан форменным, сварным из труб ХМА с полотняной обтяжкой, поплавки — основной и подкрыльные — древесные с оклейкой полотном, крыло (профиль МОС-27 16 %) и горизонтальное оперение — из Д1 с полотном, подкосы — металлические трубы с обтекателями из Д1. Двигатели были приняты М-22 с железными винтами изменяемого на земле шага.

Потому, что в самолете было заинтересовано пара ведомств, ему была придана некая универсальность. В фюзеляже было установлено 12 пассажирских сидений, сменявшихся комплектом из восьми носилок были сделаны широкая большой люк и входная дверь наверху. Носовая часть фюзеляжа представляла собой кабину, соответствовавшую требованиям аэрофотосъемки.

В общем фюзеляж был рационально использован на всем протяжении.

Опробования были начаты 19 марта 1934 года (на лыжах) и длились до Января этого года, поскольку на протяжении их была поломка шасси из-за производственного недостатка. В целом эти были хорошими, но стала очевидной устарелость самолета, задуманного во второй половине 20-ых годов XX века, в части схемы, конструкции и форм. Специальный самолет для аэрофотосъемки не был создан, использовались снимаемые с оружия Р-6.

ЛТХ:

Модификация: Ш-5
Размах крыла, м: 24,00
Протяженность, м: 15,00
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 7310
Масса, кг
-безлюдного самолета: 3150
-обычная взлетная: 5000
Тип двигателя: 2 х ПД М-22
-мощность, л.с.: 2 х 480
Большая скорость, км/ч: 225
Крейсерская скорость, км/ч: 187
Практическая дальность, км: 1200
Скороподъемность, м/мин: 250
Практический потолок, м: 5400
Экипаж, чел: 3
Нужная нагрузка: 12 пассажиров.

Самолет-амфибия для аэрофотосъемок Ш-5.

Самолет Ш-5 с приставными поплавками.

Самолет Ш-5 на лыжном шасси.

Ш-5. Вид спереди.

Ш-5. Рисунок.

Ш-5. Схема.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России 1910-1999.

Запад просит помощи у России УНИКАЛЬНЫЙ самолёт-амфибия покорил Италию.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Высотный самолет-разведчик бок-1.

    Разработчик: БОК Страна: СССР Первый полет: 1936 г. В осеннюю пору 1936 года начались опробования цельнометаллического самолета, сконструированного…

  • Легкий транспортный и связной самолет як-10.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1945 г. В первой половине 40-ых годов XX века коллектив ОКБ А.С.Яковлева в один момент с…

  • Морской учебный самолет му-1.

    Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1925 г. МУ-1 (морской учебный-первый) — морской учебный самолет для начального обучения, поплавковый…

  • Экспериментальный лёгкий самолёт бич-11.

    Разработчик: Черановский Страна: СССР Первый полет: 1932 г. Борис Иванович Черановский начал изучать потенциал схемы «летающее крыло» в первой половине…

  • Лёгкий самолёт бок-3 (цкб № 9).

    Разработчик: БОК Страна: СССР Первый полет: 1933 г. Упоминания об этом самолете не отыскать ни в одном издании по авиации. В полной мере вероятно…

  • Сельскохозяйственный самолет по-2а.

    Разработчик: ОКБ Поликарпова Страна: СССР Первый полет: 1946 г. Во время 1947-1949 гг. последняя серия По-2 строилась на авиационном заводе № 168 в…