Самодельный параплан «альфа-29»

      Комментарии к записи Самодельный параплан «альфа-29» отключены

Самодельный параплан «альфа-29»

Полет от созвездия Орион к созвездию Скорпион, в частности к альфе созвездия — Антаресу, настойчиво попросил бы, возможно, значительно больше времени, чем создание парапланов, названных звездными именами. Семейство парапланов серии «Орион», ставшее надёжным проводником в парапланеризм для сотен пилотов, за период с 1986 по 1994 год было создано более чем в десяти модификациях.

«Орионы» и сейчас пользуются уважением благодаря собственной высокой надежности и держат пальму первенства как первые отечественные серийные парапланы (начало серийного выпуска — май 1990 года, защищены свидетельством на промышленный пример. Авторы: О.Зайцев и А.Черновалов).

На «орионах» начинали летать на горе Клементьева в Коктебеле, где по окончании предварительных полетов самая серьёзную диагностику летательного аппарата совершил парашютист-испытатель В.Котов. После этого на горе Ай-Петри недалеко от ялты параплан испытывал пилот-инструктор по пара- и дельтапланерному спорту из Германии.

Чуть позднее на нем отрабатывались надёжные методы одиночных и парных буксировочных полетов (1990 — 1991 годы), и испытывался первый отечественный парамотор Олега Орэ, изготовленный на базе ижевского мотоциклетного двигателя (1992 год, наименование мотопараплана — «АВИЗ-Латена»), В.Божуков планировал со вершин и склонов памирских семитысячников и экспериментировал с летающими радиоуправляемыми роботами (1991 — 1993 годы).

Сам я принимал участие на «Орионе-27С» в чемпионате мира (Швейцария, 1993 год) и без того потом. На «орионах» завоевывались призовые места практически на всех соревнованиях 1990 — 1993 годов, а в 1995 году на Кубке СНГ А.Кобызев, «пересевший» с родного дельтаплана на столь непривычный аппарат незадолго до соревнований, занял 3-е место. В январе 1992 года мы с женой организовали компанию «АВИЗ», которая до сих пор делает все снаряжения и разработки парапланов к ним.

В один момент с модификациями «Ориона» создавались и экспериментальные образцы новых парапланов. Так, в начале 1993 года создали и испытали аппарат с малой площадью купола (19 м2) по имени «Джонатан», имевший большое количество конструктивных новшеств.

Во-первых, был применен поперечный крой верхней поверхности купола (по аналогии с дельтапланом) и задана более плоская форма центроплана в сочетании с отклонением концевых частей вниз по малому радиусу.

Во-вторых, использованы узкие профили с относительной толщиной 9… 11%. В-третьих, поменяна конструкция узлов подсоединения строп к куполу.

Все это совместно обеспечило диапазон скоростей полета, сравнимый с дельтапланом, что не получалось взять на вторых парапланах такой же площади, к примеру, на Trilair-19 швейцарской компании Ailes de К. Но данный аппарат был пара преждевременным и работы над ним до тех пор пока отложены.

По окончании ознакомления с подобной техникой конкретно на протяжении участия в чемпионатах Европы и мира (Словения, 1994 год) начались разработки новых парапланов в классах perfomance (спортивно-тренировочный) и competition (спортивный).

Так, в 1995 году показались серии «Альфа» с удлинением купола 5.3…5.6, а во второй половине 90-ых годов XX века — «Антарес» с удлинением 6,6…7.3 (параметр «удлинение купола» — отношение квадрата размаха купола к его площади, повышение этого показателя снабжает увеличение аэродинамического качества крыла). «Альфа» и «Антарес» по существу являются звеньями одного направления, поскольку базируются на дельтавидной форме купола в плане.

Иначе говоря они имеют прямую стреловидность по задней кромкам и передней. Как раз дельтавидная форма купола в сочетании с верным комплектом профилей (нервюр) и определенной регулировкой стропной совокупности обеспечили очевидный прогресс в надёжности и лётных характеристиках. Такие предварительные выводы сделали по окончании сравнения «Антареса» в полетах 1996 — 1997 годов с лучшими примерами, такими, как Zen (Арсо), Хуоп и Xenon (Nova) и другие.

Но об «Антаресе» обращение отправится позднее, в то время, когда будет накоплен практический опыт. В данной статье целесообразно остановиться на парапланах серии «Альфа», для которых «Антарес» возможно разглядывать как вариант, подтверждающий правильность выбранного нами направления по многим параметрам. К примеру, то же удлинение купола (7,3) сейчас как минимум на единицу — полторы превышает достигнутый уровень большинства зарубежных спортивных парапланов.

Первый экспериментальный пример «Альфы» был изготовлен в январе 1995 года и имел на май налет более 30 часов. Из них около 20 часов потребовалось для регулировки стропной совокупности, снабжающей безопасность на всех режимах полета. Всего налет на лидерном примере в том году составил около 80 часов, включая полеты на чемпионатах СНГ, Украины и на тестах в Швейцарии, каковые проводились совместно с германской компанией Flight Design.

За два года на всех «альфах» пилоты налетали более 600 часов. Но мне самому для поиска оптимальных других параметров и регулировок параплана было нужно пожертвовать участием во всех соревнованиях и рейтингом спортсмена, поскольку для большей эффективности главной объем работ проводился на израильских парадромах, отличающихся стабильностью погодных условий. Ниже приведено краткое описание конструкции параплана «Апьфа-29» примера 1997 года.

Купол-крыло имеет дельтавидную форму и содержит 55 ячеек, образованных последовательным соединением нервюр с элементами верхних и нижних полотнищ. При раскрое последних употребляются соответственно корытец и длины спинок соседних профилей, а углы скоса по передней (а) и задней (Р) кромкам определяются углом стреловидности купола.

Припуск на швы оставляется из расчета 12… 15 мм. Воздухозаборники полукруглой формы вырезаются в передней части нижних полотнищ, за исключением шести концевых (по три с каждой стороны), и усиливаются по контуру дакроновыми полосами. Нервюры являются носителями профилей крыла.

По мере удаления от продольной оси купола к его концевым частям профили изменяются в соответствии с закономерностью, заданной значениями относительной координаты большой толщины центрального и концевого профилей, что снабжает аэродинамическую крутку купола.

Так, любая нервюра имеет собственные геометрические параметры, что отличает «Альфу» от множества зарубежных парапланов, где применяют один базисный профиль. Сочетание аэродинамической крутки с дельта- известный формой снабжает компромисс между легким управлением, устойчивостью параплана с хорошими демпфирующими особенностями в условиях повышенной турбулентности внешнего потока, жесткостью купола в полете и высокими аэродинамическими чертями.

Равномерное наполнение купола по всему размаху осуществляется за счет круглых отверстий в нервюрах. Дабы последние не теряли прочности, отверстия располагают в области условного равнобедренного треугольника, образованного отрезками нижней кромки нервюр и лучами, совершёнными из точек а, Ь, с и d под углом примерно 45° к основанию.

В качестве материалов для того чтобы изготовить полотнища и нервюры купола смогут употребляться классические для парапланов ткани зарубежного либо отечественного производства — «Альфа» не есть весьма чувствительным к таким факторам. Но направляться не забывать, что более тяжелые отечественные материалы усложняют старты в безветрие. Стропная совокупность — разветвленного типа.

Подсоединяются стропы к петлям купола, вшитым на протяжении каждой нервюры для пер-а, b и с) и через одну нервюру для последовательностей d и d*.

Изготавливаются они из малорастяжимых шнуров, содержащих внешнюю оплётку и сердцевину. Для маленьких строп употребляются шнуры диаметром 1,1 …1,3 мм с упрочнением на разрыв 60…80 кгс, а для долгих строп, соединяющихся с лямками свободных финишей (V-line), диаметром 1,7…2 мм с упрочнением на разрыв 100…120 кгс. Регулировкой стропной совокупности (подбором длин строп) получают при доводке параплана оптимальных значений установочных углов купола во всех продольных сечениях, что характеризует геометрическую крутку крыла.

Данный этап окончательной доводки есть, в большинстве случаев, самым долгим и трудоемким, но таблица длин строп существенно облегчит его. Стропы управления кроме этого разветвленного типа соединяют заднюю кромку купола с петлей (клевантой), при помощи которой пилот руководит парапланом с момента старта и до приземления. К каждой клеванте подсоединяются по одной либо по две стропы. Свободные финиши выполнены в 4-рядном выполнении (a, b, d со скользящим рядом с).

По желанию на передних лямках возможно установить два блочка для «акселератора» либо один блочок на лямке d для ножного триммера.

Оба эти дополнительные устройства снабжают расширение диапазона скоростей полета. Свободные финиши изготавливаются из капроновой ленты типа ЛТКП шириной от 22 до 26 мм и упрочнением на разрыв не меньше 600 кгс. Одним из самые важных параметров параплана для каждого пилота есть площадь купола либо, правильнее, удельная нагрузка на крыло.

Исходя из этого воображаемые разработчиками сведения о массе пилота с допуском в 15…30 кг для каждого типоразмера параплана не являются корректными.

Вследствие этого выводом для «Альфы» создана универсальная методика личного подбора площади купола методом варьирования длиной хорд и шириной полотнищ при постоянном количестве ячеек, что разрешает отказаться от корректировки удельной нагрузки при помощи очень неудобных в эксплуатации водяных балластов. Подвесная совокупность складывается из базы, плечевых, грудных и ножных лямок. Первая шьется из капронового авизента в два-три слоя.

Для придания совокупности большей жесткости в ее спинке и сиденье делаются карманы, в каковые вставляются фанерные вкладыши.

Лямки, изготовленные из ленты ЛТКП-44-1600 и снабженные разъемными пряжками, смогут регулироваться по длине. Соединенные с базой и между собой (закрепы выполняются зигзагообразным швом нитками № ЗК), они надежно фиксируют пилота. Самодеятельным конструкторам, захотевшим изготовить параплан типа «Альфа» по данной публикации, советую по окончании регулировки и сборки аппарата совершить его облет квалифицированным пилотом соответствующей организации.

(Создатель: О.ЗАЙЦЕВ, г.Феодосия)

БОЛЬШОЙ ПАРАПЛАН на радиоуправлении (Rc Paramotor)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: