Ружьё-пулемёт «madsen».

      Комментарии к записи Ружьё-пулемёт «madsen». отключены

Разработчик: В.Г.Олаф Мадсен
Страна: Дания
Год создания: 1900 г.

«Madsen» — датский ручной пулемёт времён Первой Мировой. Совокупность Мадсена была создана в первой половине 90-ых годов XIX века и выпускалась с 1900 года, в Копенгагене компанией «Dansk Rekylriffel Syndikat». Ручной пулемёт «Madsen» есть первым в мире ручным пулемётом, запущенным в серийное производство. Пулемёт создал датский майор Вильгельм Герман Олаф Мадсен.

Мысль уменьшить станковый пулемёт так, дабы пехотинец имел возможность им пользоваться как для ведения огня из окопа и на ходу, появилась у Мадсена ещё в первой половине 80-ых годов XIX века. Но реализовать эту идею удалось спустя 2 десятилетия по окончании того, как компания ДRS (Dansk Rekylriffel Syndikat) заинтересовалась пулемётом и взяла патент на его производство.

Устройство пулемета было очень уникально. Автоматика перезарядки действовала по принципу отдачи ствола с маленьким ходом. Запирание производилось качающимся в вертикальной плоскости затвором, ось которого крепилась в ствольной коробке.

Такая совокупность снабжала надежное запирание канала ствола и разрешала укоротить ствольную коробку, но ее использование существенно усложнило конструкцию оружия.

Боепитание осуществлялось из рожкового магазина на 20, 25, 30 либо 40 патронов, что крепился сверху. Стреляные гильзы выбрасывались вниз. Охлаждение ствола воздушное.

Ствол имел поперечное оребрение и был заключен в перфорированный кожух. Пулемет снабжался древесным прикладом. Спусковой механизм разрешал вести одиночный либо непроизвольный пламя.

Благодаря собственной легкости пулемет не потребовал лафета. При стрельбе «Madsen» устанавливали на откидные сошки, каковые крепились к кожуху ствола. Одним словом, он владел всеми качествами, отличающими ручной пулемет от станкового.

В 1900 году начался выпуск первой модели пулемёта. Пулемёт выпускался в нескольких модификациях и под пара разных типов патронов.

14 февраля 1902 года был запатентован усовершенствованный вариант пулемёта — «Madsen» обр. 1902 года. Следующая модернизация пулемёта была совершена в 1918 году. Была поменяна конструкция приклада, укорочены сошка и ствол, введён надульник для усиления отдачи. Новый пулемёт начали производить под обозначением пример 1920 года.

Пулемёт был приспособлен для стрельбы как с сошки, так и со особой установки — треноги.

Ещё одна модификация осуществлена в первой половине 20-ых годов XX века. Была введена пистолетная рукоятка, а приклад заменён ручкой круглой формы. Пулемёты, идущие на экспорт, компания изготавливала в соответствии с жаждой клиента.

Так, для Чили во второй половине 20-ых годов XX века пулемёт Мадсена изготовлялся с водяным охлаждением.
Последние незначительные улучшения пулемёта проводились во второй половине 30-ых годов XX века.

ТТХ:

Калибр, мм: 6,5 либо 7,62
Протяженность, мм: 1120
Протяженность без приклада, мм: 950
Протяженность ствола, мм: 587
Масса без патронов, кг: 8,9
Темп стрельбы, выстр./мин: 450
Боевая скорострельность, выстр./мин: 200

Вопрос о оружии воздухоплавательных частей был поднят в России за пара лет до всемирный войны. 25 февраля 1912 года была создана рабочая группа для проработки вопроса оружия дирижаблей. Члены рабочей группы совершили испытания обстрела наземных целей с дирижабля из ружья-пулемёта «Madsen», взяв попадания в щит 9 х 7 м с расстояния в 1500 м. Рабочая группа создала установку для монтажа пулемета «Madsen» в гондоле дирижабля, и установку под пулемёт «Максим» для монтажа на гребне дирижабля «Альбатрос».

25 апреля того же года Воздухоплавательный комитет Главного инженерного управления в собственном издании №47 записал: «Управляемые аэростаты малой ёмкости, как то «Лебедь», «Сокол» и «Кречет» вооружить винтовками-пулемётами Мадсена числом от двух до четырёх шт. (в зависимости от подъёмной их силы) с 1500 патронов на каждое ружьё, управляемые аэростаты громадной ёмкости, к примеру «Альбатрос» и «Гриф», вооружить любой двумя пулемётами Максима с 3000 патронов на любой пулемёт…»
С 15 августа 1912 года Офицерская воздухоплавательная школа совершила испытания стрельбы с дирижаблей «Лебедь», «Ястреб», «Альбатрос». Стрельба из ружья-пулемёта «Madsen» дала хорошие результаты попадания по наземным целям с высоты 600 м. О стрельбе по летательным аппаратам пока не говорили.

Характерно, что в заявленных в 1912 году требованиях армейского ведомства к аэропланам, воображаемым на конкурсный смотр, в первый раз учитывалась необходимость их оружия «огнестрельным оружием». На протяжении конкурса, совершённого с 10 августа по 10 сентября того же года в Санкт-Петербурге, кое-какие лётчики забирали в полёт стрелка с ружьём-пулемётом «Madsen» либо с карабином, но особых установок для монтажа оружия ни один аэроплан ещё не имел.

Последовательность работ по оружию летательных аппаратов провели в последний предвоенный год. На конкурсе армейских аэропланов в Петербурге в 1913 году высокую оценку взял биплан И.И.Сикорского, вооружённый, не считая бомб, ружьём-пулемётом «Madsen» на шкворне в центроплане верхнего крыла. Действительно, пулемёт, управляемый пилотом, имел возможность обстреливать лишь верхнюю — переднюю полусферу.

Инспектор стрелковой части в армиях генерал Кабаков в записке от 11 октября 1913 года в Воздухоплавательную часть ГУГШ показывал, что «…самоё удобным оружием для стрельбы с летательных аппаратов являлась бы совокупность ружей-пулемётов…» и советовал пулемёт «Madsen», для которого гвардии штабс-капитан Ковалёв создал аэропланную установку.

С началом войны ружья-пулемёты, кроме пехоты и кавалерии, пригодились «…для оружия воздухоплавательных речных броневых и аппаратов отрядов.» Битвы в воздухе подтвердили полезность установки пулеметов «Madsen» на лёгкие одноместные и двухместные самолёты — при относительно маленьких длине и массе они к тому же допускали перезаряжание одной рукой. 17 января 1915 года Воздухоплавательный Отдел Главного Военно-технического управления писал в ГАУ: «Для оружия аэропланов нужно спешно взять около 400 ружей-пулемётов. Из испытанных пулемётов были пригодными для данной цели ружья-пулемёты Люиса и довольно пригодными ружья-пулемёты Мадсена.»
При переписке в русской армии пулеметы «Madsen» именовали «Мадсенами», время от времени именовались «Мацонами». Пулемет ставили, к примеру, на самолетах «Farman», на «Morane-Saulnier G». Так, в сентябре 1916 года лётчик Петренко и наблюдатель Кузьмин на самолете-разведчике «Farman-XXII» одержали победу над германским «Альбатросом» посредством пулемета «Madsen».
С началом всемирный войны пулеметы «Madsen» поставили и на вооружение отряда воздушных судов «Илья Муромец», где их применяли фактически всю войну. На самолётах «Илья Муромец» серии Б на открытой площадке в центроплане ставились шкворневые поворотные установки для пулемета «Madsen», на «Муромцах» серии В — поворотные установки для пулеметов «Lewis», «Vickers» и «Madsen».

Как раз с пулеметом «Madsen» самолёт «Илья Муромец — Киевский» в первый раз вступил в воздушный бой 19 июля 1915 года. Гвардии штабс-капитан С.Н.Никольский обрисовывал бой «Ильи Муромца» № 2 в марте 1916 года над Галицией:

«25 марта при полёте к Монастержиско корабль был атакован тремя «фокерами»… Первый «Фокер», нырнувший под корабль, приобретает в упор обойму из «Мадсена», разрешённую войти Ушаковым и падает. Сейчас второй ранит Ушакова и штабс-капитана Фёдорова… Верхний пулемёт заел. Остаётся «Льюис» у Павлика, да Фёдоров, скинув бомбы в деревню Барыш, стреляет из «Маузера»…Но и «фокеры» уже нерешительны.

Павлик подбивает второго. Он садится в поле и разбивается. Третий ходит вне выстрелов и наконец, отстаёт совсем.»

«Илья Муромец» серии Е-1 нёс до восьми пулемётов, из них — три «Madsen». Специально для «авиационных» ружей-пулемётов Петроградский патронный завод производил патроны с зажигательными пулями «с углублённым капсюлем для стрельбы по жёстким оболочкам». Пуля весила 11 г, вмещала три грамма зажигательного состава (бертолетова соль, тетрил, алюминиевая крошка), имела начальную скорость 747 м/с и предназначалась для стрельбы по «цеппелинам» и по бензобакам аэропланов.

Пулеметы «Madsen» пробовали установить кроме этого на дирижабли.

Но скорострельность пулемета «Madsen» мало отвечала задачам авиационного оружия. Нарекания вызывала малая вместимость магазина — 25 патронов. К тому же многие «мадсены» были уже в значительной мере изношены.

Авиация заявляла, что «ружья-пулемёты Мадсена действуют не хорошо» и просила новых пулемётов.

Ружьё-пулемёт «madsen».

Ружье-пулемет «Madsen».

Ружье-пулемет «Madsen».

Установка для пулемета «Madsen» на фюзеляже самолета.

Самолет-разведчик Morane-Saulnier L русского воздушного флота. Летнаб с ружьем-пулеметом «Madsen».

Ружьё-пулемёт «Madsen». Рисунок.

Morane-Saulnier G русского воздушного флота в варианте истребителя с пулеметом «Madsen».

.

.

Перечень источников:
Семен Федосеев. Русский карьера ружья-пулемёта «Мадсен».
Вячеслав Кондратьев. Датское ружье. Пулеметы «Мадсен» в авиации.

Пулемет Мадсен. Madsen light machine gun.Арсенал

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Самолет с противотанковым ружьем часть 2

    «Воздушного прикрытия не будет, — Рудель заболел!» Вопрос о боевой эффективности германской штурмовой авиации при действии по танкам относится уже лет 25…

  • Самолет с противотанковым ружьем часть 1

    Эпиграф: Из советского отчета «Новый тип бронебойных снарядов германской фашистской армии»: «В сентябре 1941 г. в боекомплектах некоторых захваченных в…

  • Авиационный пулемет пв-1.

    Разработчик: А.В.Надашкевич Страна: СССР Начало разработки: 1923 г. Опробования: 1926 г. Принят на вооружение: 1926 г. Первые попытки применять 7,62-мм…

  • Авиационный пулемет «lewis».

    Разработчик: А.Льюис Страна: США Год создания: 1912 г. Ручной пулемет, чья толстая тёмная «труба» на сошках знакома многим по фильмам о гражданской…

  • Тяжёлый бомбардировщик с-22 «илья муромец».

    Разработчик: Сикорский Страна: Россия Первый полет: 10 декабря 1913 г. Полеты «Русского Витязя» всецело подтвердили возможность создания тяжелых…

  • Авиационный пулемет шкас.

    Разработчик: Шпитальный, Комарицкий Страна: СССР Изготовление опытного образца: 1930 г. Опробования: 1932 г. Принятие на вооружение: 1932 г. Первый…