На данный момент в Чехии, наконец, были выполнены успешные проекты восстановления исторических самолетов. Сейчас громадной объем работ в данной области был проделан Исторической эскадрильей Чехословацкой республики (Historicka letka Republiky ceskoslovenske). По окончании успешной постройки правильной копии самолета Avia B.H.5 с уникальным двигателем Walter NZ-60 и исполнения в текущем году группового полета исторических самолетов B.H.1 и B.H.5 из Праги в Брюссель созидательная деятельность группы реставраторов была сосредоточена на новом проекте – реплики элегантного скоростного самолета Zlin XIII.
Данный скоростной самолет был выстроен во второй половине 30-х годов двадцатого века авиастроительной компанией Zlin a. s., которая была частью концерна Bata. Из-за форм и высоких характеристик, напоминавших истребители тех лет, «тринадцатый» в 1930-е годы именовали «истребителем Bata».
Самолет Zlin XIII создавался в расположенной в Отроковице (Otrokovice) авиастроительной компании Zlin не только для принятие участия в авиационных гонках, но и в качестве скоростного административного самолета, призванного обслуживать управление концерна Bata. Конструктором самолета был Ярослав Лонек (Jaroslav Lonek), что в 1935 году уже создал Zlin XII.
Конструкция создававшегося самолета была полностью подчинена задаче получения высоких значений летных черт. Самолет имел цельнодеревянный силовой комплект и фанерную обшивку. На протяжении разработки конструкторы стремились придать машине плавные очертания и снизить аэродинамическое сопротивление. Узкий корпус и маленькое крыло с неубирающимися главными стойками шасси с каплеобразными обтекателями колес придавали самолету Zlin XIII весьма красивые формы.
Самолет оснащался двигателем Walter Major 4, развивавшим 120/130 л.с. (88/96 кВт) и вращавшим железный винт изменяемого шага производства французской компании Ratier. Для улучшения взлетно-посадочных черт крыло было оснащено закрылками.
Первоначально Zlin XIII разрабатывался в качестве двухместного самолета. Первый полет прошёл в 1937 году под управлением заводского пилота Шваба (Švab). Позднее самолет был переделан в одноместный вариант с маленьким грузовым отсеком над крылом в месте нахождения центра тяжести.
Во второй половине 30-ых годов XX века в данном виде прототип Zlin XIII под управлением майора Яна Амбруша (mjr. Jan Ambruš) во Франции должен был учавствовать в авиационных гонках «Восточная цепь» (Circuit l’Est). Но чехословацкая команда опоздала к началу гонок и исходя из этого Zlin XIII в соревнованиях не принимал участие.
Однако, Zlin XIII обратил на себя интернациональное внимание. Но в силу разных обстоятельств до начала оккупации в серийное производство самолет запустить не удалось. В руки немцев попал лишь прототип, к которому, но, оккупанты не показали никакого интереса. В соответствии с некоторым источникам случилось это вследствие того что на самолет была скоро нанесена свастика, по окончании чего машину скоро запрятали на территории завода как
«поврежденный германский самолет».
Говорят, что в начале оккупации машина была подготовлена к перелету в Югославию. Пилотировать машину должен был Алоис Шишка (Alois Šiška), позднее прославившийся в составе 311-й бомбардировочной эскадрильи Королевских ВВС. Но угон не состоялся из-за ареста нескольких людей, вовлеченных в это предприятие.
Как ни парадоксально, но эта неудача сослужила скоростному самолету хорошую работу. В Отроковице самолет дожил до конца войны без каких-либо повреждений.
К сожалению, в послевоенный период в автомобилях данного типа в Чехословакии заинтересованности не было. Исходя из этого подготовку к серийному производству Zlin XIII проводить не стали и во второй половине 40-ых годов XX века единственный прототип в некомплектном состоянии был передан коллекции расположенного в Праге Национального технического музея. Через некое время сотрудниками музея самолет был отремонтирован и выставлен в зале, посвященном транспорту.
Среди других обстоятельств, по которым Историческая эскадрилья решила выстроить реплику самолета Zlin XIII, была сохранность большой части технической документации и чертежей прототипа. Помимо этого, самолет изготавливался из дерева и имел фанерную обшивку. Это разрешило команде под управлением Марселя Сеземского (Marcel Sezemsky) изготовить солидную часть планера реплики.
Сначала команда ставила себе цель выстроить реплику, которая в большой степени совпадала бы с чертежами довоенного самолета.
Работы над репликой Zlin XIII начались весной 2007 года в момент окончания летных опробований Avia B.H.5. Первый этап работ предусматривал сбор техдокументации и чертежей. В этом Исторической эскадрильи помогла компания Moravan Aviation, s. r. o., передавшая реставраторам чертежи из собственных архивов. Громадную помощь кроме этого оказал Национальный технический музей.
Наряду с этим музей заключил контракт о сотрудничестве, в соответствии с которому позволялось не только применение техдокументации из архивов музея, но и обеспечивался доступ к сохранившемуся прототипу Zlin XIII. Проверка статических расчетов самолета в соответствии с сейчас действующими требованиями была совершена расположенной в Литомишле (Litomyšl) компанией Vanessa Air братьев Кабрт (Kabrt). Это вытекало из прошлого сотрудничества в постройке B.H.5.
Руководила постройкой компания BMZ Air Service, s. r. o., которая в проекте делала кроме этого и сварочные работы.
В конце 2007 года Исторической эскадрилье удалось получить кресло в расположенном в Высочанах (Vysocany) строении, принадлежащем CKD Praha DIZ, a. s.. Кроме этого как и при постройке реплики B.H.5 с двигателем Walter Историческая эскадрилья продолжала традиции довоенного чехословацкого авиастроения. Этому содействовал кроме этого тот факт, что новый цех находился в близи от довоенных объектов компании Aero.
По окончании нужной подготовки цеха в марте 2008 года начались первые работы над самолетом Zlin XIII. На сегодня на реплику было затрачено более 1500 часов. Кроме Марселя Сеземского в постройке учавствовали другие члены Исторической эскадрильи, и студенты факультета машиностроения, каковые так имели возможность выполнить отвлечённое требование в 100 часов практики в авиастроении.
На данный момент (т.е. к декабрю 2008 года) удалось закончить базисный каркас вертикального оперения и фюзеляжа. Помимо этого, готовы кроме этого кое-какие более небольшие узлы, устройства и пара нервюр крыла. По замыслу изготовление крыла должно пройти в следующем году.
Громадным успехом стало получение 140-сильного (103 кВт) двигателя M332AK. Данный двигатель был изготовлен во второй половине 50-ых годов двадцатого века (т.е. мотор на 19 моложе уникального Zlin XIII и на данный момент по праву может именоваться историческим) и первоначально устанавливался на самолет Ae-145. Установка этого двигателя разрешит не только сохранить начальную форму капота, но и добиться тех же значений летных черт, что были развиты уникальным прототипом во второй половине 30-ых годов XX века.
Изготовление реплик исторических самолетов это неизменно долгий процесс. Благодаря высокой интенсивности работ завершение реплики Zlin XIII ожидается, по крайней мере, через три года. Уже сейчас возможно констатировать, что данный самолет, непременно, станет жемчужиной среди чешских исторических самолетов.
источник: JAN MACE «Zrozeni Batova snu» L+в один раз prosinec 2008
Такого пока не строили: в Иркутске представили лайнер русской мечты, самолет МС-21
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Рекордный самолет piaggio p.23r. италия
Рекламное агентство, делавшее заказ компании Piaggio Aero Industries, сделало проспект, в котором были представлены фотографии очень занимательного…
-
Легкий спортивный и связной самолет miles m.12 mohawk. великобритания
Miles M.12 Mohawk был легким спортивным самолетом, созданным в Англии компанией Phillip Powis Aircraft (позднее Miles Aircraft), для Чарльза Линдберга во…
-
Учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет и-3 (сп-91).
Разработчик: Интеравиа Страна: Российская Федерация Первый полет: 1991 г. Создан в первой половине 90-ых годов двадцатого века в КБ «Интеравиа» (основной…
-
Спортивные самолеты fieseler fi 97. германия
Этот материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF. Перевод был выполнен в апреле 2015 года. Четырехместный спортивный самолет Fieseler Fi 97…
-
Экспериментальный самолет с ввп vj-101c. германия
В середине пятидесятых годов тема вертикально взлетающих самолетов будоражила умы военных и конструкторов во многих государствах. Не стала исключением и…
-
Испытано в ссср. истребитель north american f-86 sabre и хроника рождения окб-1
История советской авиации содержит много увлекательных страниц, одна из которых — попытка копирования американского истребителя F-86 «Сейбр»,…