Первый в полной мере надежный и работоспособный летный ротативный двигатель, названный «Gnome», сконструировал в 1908 году французский инженер Лаурен Сегин. В предвоенные годы данный двигатель стал широко распространен и повсеместное признание в авиационных кругах. На ротативных двигателях компании «Societe des Moteurs Gnome» с воздушным охлаждением летало большая часть французских, британских, итальянских и русских аэропланов.
Моторы Сегина строились в пяти- и семицилиндровых вариантах. В первом случае их мощность составляла 50-60 л.с., масса — 76 кг, во втором — соответственно — 70-80 л.с. и 94 кг.
Двигатель «Gnome» был один из нескольких популярных роторных двигателей армейских самолетов времен Первой Мировой. Коленчатый вал этого двигателя крепился к корпусу самолета, тогда как цилиндры и картер вращались вместе с пропеллером. Двигатель неповторим тем, что его впускные клапана расположены в поршня. Работа данного двигателя осуществляется по всем известному циклу Отто.
В каждой заданной точке любой цилиндр двигателя находится в разной фазе цикла.
Преимущества данного двигателя:
-нет необходимости в установке противовесов;
-цилиндры постоянно находятся в движении, что формирует хорошее воздушной охлаждения, что разрешает избегать совокупности жидкостного охлаждения;
-вращающиеся поршни и цилиндры создают поворачивающийся момент, что разрешает избегать использование маховика.
Недочёты:
-усложняет маневрирование самолета из-за т.н. гироскопического результата;
-нехорошая совокупность смазки, потому, что центробежные силы заставляи смазочное масло скапливать на перефирии двигателя. Масло приходилось смешивать с горючим для обеспечения надлежащего смазывания.
В будущем на базе «Gnome» был создан ротативный двигатель «Gnome Omega», имевший большое количество модификаций и устанавливавшийся на самые разные самолеты. Известны так же другие массово производившиеся двигатели данной компании. К примеру, «Gnome 7 Lambda» – семицилиндровый, мощностью 80 л.с. и его продолжение «Gnome 14 Lambda-Lambda» (160 л.с.), двухрядный ротативный двигатель с 14-ю цилиндрами.
Компании «Societe des Moteurs Gnome» и «Sociеtе des Moteurs Le Rhоne» первоначально соперничали, но позже объединились и с 1915 года уже трудились совместно называющиеся «Sociеtе des Moteurs Gnome et Rhоne».
Двигатель «Gnome» мощностью 70 л.с.
Двигатель «Gnome» мощностью 70 л.с.
Двигатель «Gnome» мощностью 70 л.с. на испытательном стенде.
Двигатель «Gnome» мощностью 70 л.с. на испытательном стенде.
Двигатель «Gnome» мощностью 70 л.с. на испытательном стенде.
Двигатель «Gnome» мощностью 70 л.с. на испытательном стенде.
Двигатель «Gnome» мощностью 50 л.с. Схема 1.
Двигатель «Gnome» мощностью 50 л.с. Схема 2.
Двигатель «Gnome 7 Omega».
Двигатель «Gnome 7 Omega Lambda» на самолете (без капота).
.
.
Перечень источников:
В.Кондратьев. Фронтовые самолеты Первой Мировой.
Издание «Двигатель» №№ 5-6 за 2000 г.
Фотоархив Петра Заики.
Разведопрос: Борис Юлин о подготовке к Первой Мировой войне
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Эдмунд румплер и его авиационный двигатель мощностью 1000 л.с.
Этот материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF. Перевод был выполнен в августе 2014 года. В начале 1921 года Эдмунду Румплеру, председателю…
-
Авиационные, звездообразные двигатели стационарного типа с водяным охлаждением «salmson» (сальмсон).
«Societe des Moteurs Salmson» — французская компания, существовавшая с 1890 года по 1961 год. Компания была основана инженером Эмилем Сальмсоном (Emile…
-
Поршневой авиационный двигатель м-22 (gnome-rhone «jupiter» vi).
Разработчик: КБ завода № 29 Страна: СССР Год постройки: 1927 г. В конце 20-х годов все еще длился импорт большого числа моторов не только для обеспечения…
-
Во всемирной авиации, перед началом Первой Мировой, широко применялись ротативные двигатели, ещё более деятельно эти моторы начали употребляться по…
-
Поршневой авиационный двигатель м-17 (bmw-vi).
Разработчик: BMW Страна: СССР Год создания: 1930 г. В начале 20-х годов Советская республика деятельно брала авиамоторы германской компании BMW. Это были…
-
Поршневой авиационный двигатель м-4 (hispano-suiza 8в).
Разработчик: Hispano-Suiza Страна: СССР Год постройки: 1920 г. Блочную схему для двигателей внутреннего сгорания придумали во Франции. В том месте же…