Резиноматорная модель самолета

      Комментарии к записи Резиноматорная модель самолета отключены

Резиноматорная модель самолета

НО.22 американского спортсмена РОБЕРТА БАЙТА

С предлагаемой вашему вниманию техникой шестидесятилетний американец Боб Байт стал мировым чемпионом в классе Ф1Б во второй половине 80-ых годов XX века во Франции. Красивый спортсмен применяет созданную им схему модели в течении практически двадцати лет, получая неизменных удач.

Нужно подчернуть, что подобная схема очень универсальна: его последователи и Байт применяли ее как на громадных аппаратах класса «без ограничений», так и на уменьшенных резиномоторных классов типа «зимний приз» либо же ПЗ0. Кое-какие же из конструкций Байта купили в свое время более чем широкую популярность.

К примеру, модель финиша семидесятых годов, названная «Фоль либре-8», строилась по изданным в то время чертежам громадными сериями во всем мире (и, как известно, все эти модели летали превосходно!). Концептуально, Но.22 не имеет ничего близкого ни к современной школе конструирования резиномоторных чемпионатного класса, ни к технике прошлых мировых чемпионов Дёринга и Хофсасса, характеризующейся крыльями громадного размаха и развитой механизацией автоматики перестановки вертикального и горизонтального оперения.

Главные показатели модели Боба Байты — необыкновенная простота, классические материалы, применяемые для постройки, маленький размах неразъемного крыла и специфичный комплект силовой конструкции несущих плоскостей, снабжающий высокую жесткость на кручение кроме того при весьма узких профилях без применения кессонных элементов с твёрдыми обшивками. Модель, Но 22 летает на резиномоторе в «экономической» правой восходящей спирали, из которой без каких-либо утрат высоты устойчиво переходит на хорошее планирование в растянутых левых виражах.

От прошлых разработок Байта модель, Но.22 отличается только мало поменянной профилировкой крыла и стабилизатора, и сниженной высотой крыльевого пилона. Передняя силовая часть фюзеляжа отформована из углеткани на эпоксидной смоле. Задняя коническая накручена из бальзового шпона толщиной 1,6 мм и оклеена длинноволокнистой бумагой.

На финише балки снизу приклеен цельнобальзовый фальшкиль. Целый фюзеляж традиционно для техники Байта окрашен красной эмалью.

На боковых поверхностях хвостовой части наклеены «серебряные» полосы, помогающие отслеживать модель на громадных расстояниях. Крыло имеет профиль с острой передней кромкой. Бальзовая кромка в зоне «ушек» переклеена из нескольких слоев шпона. Задняя кромка крыла сечением 1,6×6,4 мм в средних частях (в центроплане) сосновая, а в «ушках» — бальзовая. Главный лонжерон представлен двумя сосновыми полками сечением 1,3×14,2 мм, каковые к местам перехода центроплана в «ушки» сужаются до 1,3×10 мм.

В «ушках» полки лонжерона бальзовые, причем к финишам крыла они, со своей стороны, сужаются до сечения 1,3×1,3 мм.

Бальзовые стены лонжерона, поставленные заподлицо в первых рядах и позади последнего, выполнены из шпона толщиной 1,6 мм (так лонжерон в целом воображает собою маленькую кессонную конструкцию). Передний бальзовый стрингер имеет в центре сечение 1,3×5,1 мм, в местах перехода центроплана в «ушки» — 1,3×3,8, а на финишах крыла—1,3×2,1 мм. Все нервюры и полунервюры вырезаются из бальзы толщиной 1,6 мм.

Готовое крыло обтягивается белой длинноволокнистой бумагой.

Левое «ушко» снизу окрашивается красной флюоресцентной краской. Передний нитяной турбулизатор имеет диаметр 0,25 мм, а задний, установленный над лонжероном,— 0 0,38 мм. Стабилизатор с заметным углом V, как и крыло, неразъемный. Его передняя кромка выполнена из бальзы сечением 3×3 мм.

Задняя, кроме этого бальзовая,— 1,6×6,4 мм. Лонжерон представлен двумя полками из бальзы сечением 1,3×6,4 мм, утоньшающихся к финишам стабилизатора до 1,3×3 мм.

Стена лонжерона — бальзовый шпон толщиной 1,3 мм. Из бальзы подобной толщины вырезаны и все нервюры стабилизатора. Обшивка — из узкой белой длинноволокнистой бумаги.

Нитяной турбулизатор диаметром 0,25 мм размещен над лонжероном. Двухкилевое вертикальное оперение цельнобальзовое; оба его элемента вырезаны из шпона толщиной 1,6 мм, и по окончании отделки жестко приклеены к финишам стабилизатора. Дабы модель на планировании ходила левыми кругами, оба киля имеют несимметричную профилировку (левая сторона плоская, правая выпуклая).

Несложный складной воздушный винт диаметром 648 мм и шагом 813 мм с бальзовыми лопастями, усиленными в комлевых территориях оклейкой узкой стеклотканью,— простой хорошей схемы. Резиномотор складывается из нитей 1×3 либо 1 х6 мм. Его сечение равняется 96 мм2.

Во Франции Байт использовал американскую резину марки ФАИ, поскольку не смог отыскать «ветхую» качественную «Пирелли». Нужно подчернуть, что при закручивании жгута Байт применяет несложное приспособление контроля вращающего момента, расположенное на узле фиксации модели за задний штырь резиномотора на стояночно-заводочном устройстве (последнее прекрасно знакомо спортсменам и воображает собою стояк с парой оттяжек).

Многие вычисляют такую методику контроля момента более практичной и более правильной, нежели замер на заводочной дрели. Модель Но.22 не имеет полностью никакой механизации, впредь до отсутствия часового механизма детермализатора — последний приводится в воздействие неизменным классическим фитилем (!). Подходящие условия воздуха для старта определяются Байтом посредством не только электронных указателей терминов, но и кроме этого (а скорее в первую очередь) отслеживанием поведения дымков от особых фитилей.

Весовые характеристики модели Но.22: фюзепяж —80,1 г; крыло —57,7: оперение в сборе —12,2; бобышка винта с лопастями —41,3; всецело (без резиномотора) —191,3 г. Балансировочные эти: крутка левой части центроплана крыла +0; крутив правой части центроплана +1.5 мм (по нервюре перехода центроплана в «ушко»); крутка обоих «ушек» —3 мм. установочный угол и Центровка модели стабилизаторе подбирается в ходе регулировки планирования и моторного взлёта по известной методике.

РЕЗИНОМАТОРНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

Но.9 канадских спортсменов

Последние «флай-оффы» на чемпионате мира по свободнолетающим авиамоделям 1991 года стали необычной ареной борьбы не только мастерства двух известных спортсменов-моделистов — Александра Андрюкова (СССР) и Тони Мэтьюса (Канада). Возможно, эту решающую дуэль можно считать и конкурсом спортивной техники, конкурсом двух диаметрально противоположных школ конструирования резиномоторных.

Чемпионат победил Андрюков. Но нужно подчернуть, что отличие между первым и вторым местом была более чем малой — всего 15 секунд дополнительного последнего тура. Полезно учесть да и то, что второй спортсмен из Канады — Дуг Роусел — применял на чемпионате фактически такую же модель, как и Мэтьюс.

Попасть же в последний «флай-офф» ему не разрешил только обидный отказ совокупности принудительной посадки. Резиномоторная Роусела приземлилась со сработавшим детермализатором всего за семь секунд до конца предпоследнего «флай-оффа», причем «сыпалась» она с приличной высоты. В итоге, Роусел стал третьим.

Итак, третье и второе места мирового чемпионата в классе Ф1Б заняли канадцы.

В отличие от большинства участников чемпионата они имели поразительно несложную технику (не говоря уж и не сравнивая ее с резиномоторными советских, либо сейчас российских, спортсменов, снабженными «крутой» многофункциональной автоматикой и более чем сложными бобышками воздушных винтов с «задержкой»). Не считая автоматики и полного отсутствия механизации, для моделей канадцев характерно наличие единственного регулировочного узла с мелким болтом, благодаря которому при подготовке к старту возможно скорректировать угол киля и установки.

С отсутствием механизации связан и метод регулировки этих несложных моделей на полет по схеме «вправо-влево». Прекрасно отлаженные резиномоторные для того чтобы типа имеют на планировании характерный режим виражирования, который связан с маленькой отличием в крутках консолей крыла. Очень похожую балансировку, сочетающуюся с большим углом V крыла, использует на собственной технике и узнаваемый Боб Вайт.

Не обращая внимания на конструктивную простоту, модели канадских спортсменов изготовлены преимущественно из современных материалов по последним разработкам.

Из древесины сделаны только нервюры, да и те обрамлены сверху и снизу полосами углепластика. Кстати — сразу же кидается в глаза страно громадный ход между нервюрами, по отечественным понятиям традиционно связываемый только со «школьной» техникой. Твёрдая обшивка лобика крыла отформована из углепластика (из этого материала выполнены по большей части и все остальные элементы модели).

Обшивка — из металлизированной пленки «майлар» (из отечественных аналогов ближе всего к ней лавсан).

киль и Стабилизатор подобной конструкции. Детермализатор несложного типа — фитильный. Бобышка винта сделана по схеме «Писерхи», а его лопасти имеют геометрию, заимствованную у Андрюкова Привлекает внимание схема установочных углов крыла, оси и стабилизатора воздушного винта, базирующаяся на отрицательном угле установки корневого сечения крыла относительно оси фюзеляжа. Весовые характеристики модели Но.9: передняя часть фюзеляжа —55 г; задняя часть фюзеляжа—18; бобышка винта с лопастями —41; стабилизатор —5; крыло —42; догрузка (балласт) —21; дополнительные узлы —7; всецело (без резиномотора) —190 г.

Балансировочные эти: крутка правой части центроплана +0; крутка левой части центроплана крыла —1,6 мм; крутка обоих «ушек» —6,4 мм; дополнительная Брута последних 75 мм размаха обоих «ушек» —3,8 мм (в следствии задняя кромка «ушек» имеет выраженный перелом при виде позади). установочный угол и Центровка модели стабилизатора приведены на картинках. Профиль стабилизатора не приводится.

Резиномоторная канадца Роусела отличается только размещением элементов хвостового оперения (киль установлен за стабилизатором) и воздушным винтом (его геометрия и схема лопастей близка к технике Боба Байта). В остальном упомянутые модели аналогичны. Быть может, целесообразность следования предложенному направлению конструирования резиномоторных будет оспорена рядом спортсменов.

Но… высочайшие результаты, достигнутые с этими несложными резиномоторными, так или иначе сами говорят за себя.

А вот направляться данной школе либо пробовать вводить новые усовершенствования в сложнейшую механику привычных вам аппаратов — это уже решать вам самим. Тем же, кого вдохновит непривычная простота приведенных моделей-чемпионов, рекомендуем в любом случае постараться критически оценить их преимущества и недочёты. А основное—постараться отыскать «золотую середину» между их схемами и возможностями и собственными пожеланиями.

самый пытливым (и достаточно умелым) моделистам-конструкторам дополнительно рекомендуем… пристально пролистать издание «Моделист- конструктор» за последние три-пять лет, не пропуская кроме того публикаций, посвященных открыто упрощенным «школьным» аппаратам, как планерам, так и резиномоторным.

Уверены —в свете предложенной публикации вы сможете отыскать для себя большое количество занимательного и нужного! Не будем опережать события и до тех пор пока рискнем только намекнуть на имеющиеся перспективные возможности. Так, из-за чего фюзеляж, правильнее, обе его части — хвостовая и моторная — должны делаться как раз из углепластика? А чем хуже трубы, намотанные на подходящей эпоксидной смоле, из крафт-бумаги? Вы сообщите — «пионерское» ответ, негодное по прочностно-весовым чертям?

Но дабы так утверждать, нужно хотя бы постараться сравнить оба варианта.

Если вы это рискнете сделать — станете поражены. Помимо этого, не нужно забывать и о возможности намотки труб фюзеляжа из… лавсановой пленки (лучше «наполненной») на спецклеях, несложной либо сэндвичевой конструкции.

А как вам понравится стабилизатор для резиномоторной, сделанный только из древесины ели и с лавсановой обшивкой, имеющий массу всего 3 г? А не подойдет ли для новой модели схема крыла с монокромкой-лонжероном, применяемая на планерах класса А-1 и владеющая легко неповторимыми данными по прочности? Аналогичных вопросов сейчас возможно задать много.

Во что же в действительности выльется конструкторский поиск, продемонстрирует лишь результаты и время соревновательных стартов. Со своей стороны, мы сохраняем надежду, что скоро сможем познакомить приверженцев резиномоторных авиамоделей с новыми разработками отечественных спортсменов, начавших отсчет новых поисков от сегодняшней публикации в издании.

(Создатель: В. НОВИКОВ)

Комнатная модель самолета F1L Первый полет. Самодельный комнатный самолет на резиномоторе

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: