В срочную программу его модернизации в КБ производителя (з-д № 174) включили такие пункты как:
- – поднять мощность двигла до 105-107 л.с.
- – усилить подвеску;
- – расширить возимый БК;
- – улучшить бронезащиту заменой 13-15 мм страниц гомогенной брони на 20-22 мм цементованную, к тому же установленную с рациональными углами наклона;
- – обеспечить надёжную эвакуацию экипажа из танка под обстрелом.
Большинство данной программы была выполнена. Подвеску усилили, заменив трёхлистовые рессоры на пятилистовые большей толщины. БК увеличили. Внедрили коническую башню.
В днище прорезали эвакуационный люк. Но, потому, что с двигателем произошёл облом, соответственно и с повышением бронезащиты было нужно обойтись минимум мер. Страницы подбашенной коробки установили с наклоном.
Но вот до 20 мм толщины удалось довести лишь щиток мехвода (другое вертикальное бронирование) 15 мм. С цементацией также всё выяснилось не просто.
Таковой танк под маркой Т-26-1 либо Т-26 обр. 39 г. с того самого 39 года производили серийно, но, оставшись при том же не сильный двигателе и потяжелев до 10,3 т. танк был перегруженным и опираясь на всё те же узкие гусли, значительно потерял в манёвренности и проходимости.
(Т-26-1 обр. 39 г.)
Осознавая, что столь половинчатыми мерами, обычный, отвечающий современным требованиям «спутник пехоты» не окажется, ещё во второй половине 30-ых годов XX века в КБ Спецмаштреста при умелом з-де №185 под управлением Гинзбурга начались работы над танком Т-26М, что отличался от Т-26-1 подвеской, скопированной с чехословацкой «Шкоды», катками от Т-28 и новыми, широкими гусеницами. Танк удачно прошёл опробования и доказал основное – при новой подвеске и новых гуслях, на него уже возможно поставить и более замечательный двигатель (не мучаясь с модернизациями ветхого хлама) и усилить бронезащиту.
На базе этого успешного опыта, в КБ з-да № 174 началось проектирование танка, взявшего индекс Т-26-5.
Практически, это был Т-26М на котором предполагалось установить 20-25 мм цементованную броню и один из разрабатываемых на 174-ом з-де двигателей – или 6-циллиндровый карбюраторный, мощностью 130-150 л.с. или 4-циллиндровый дизель мощностью 180-200 л.с.
Эта дружеская игра в пас между КБ 174-го з-да и КБ з-да №185 навела управление на идея их в одну команду, что и было сделано сразу после Зимней войны.
В итоге, по окончании задержки, позванной претурбациями объединения двух КБ и фабрик в одно предприятие, Т-26-5 проектировали уже совместными усилиями, причём по значительно поменянному АБТУ ТТЗ.
Сейчас, бронезащиту требовалось расширить до 30 мм, в случае если употребляется цементованная броня, или 40 мм гомогенки, чтобы обеспечивать защиту от снарядов 37 мм ПТП. Массу автомобили наряду с этим дали увеличить до 14 т. с 40 мм бронёй, а с 30 мм цементованной до 12,5 т.
Причём ориентироваться сейчас следовало на уже отработанный дизельный двигатель В-3 (250 л.с.) к выпуску которого з-д № 75 готовься к осени 40 г. и на торсионную подвеску.
Т. е. по сути, предстояло спроектировать новый танк!
Чтобы не путаться с уже фактически законченным проектом Т-26-5 и новым заданием под индексом «проект 126», эти танки стали обозначать как 126-1 (Т-26-5) и 126-2 (проект 126). В марте 1940-го проект 126-2 был, наконец-то закончен, и оба проекта 126-х (126-1 и 126-2) были представлены на рассмотрение АБТУ. Более того. К этим проектам добавился третий!
КБ ЛКЗ – то самое, что слепило тяжёлый танк КВ и якобы не имело конструкторских ресурсов на то, чтобы довести его до ума, в инициативном порядке (возможно, легко от нечего делать!) спроектировало лёгкий пехотный танк «211» по тому же ТТЗ, по которому создавался 126-2 и представление проектов, практически превратилось в азартный конкурс (кто-то утверждал, что у СССР не хватало инженерно-конструкторских кадров?).
И вот тут у меня запланирована «точка бифуркации», к которой мы возвратимся чуть позднее. В РИ же, по окончании трёхдневных дебатов, высокие чины забраковали и Т-126-2, и «211» за дурную компоновку, постановив:
«Выпуск Т-26-1 не заканчивать
– Проект 126-1 по большей части принять
– Доработку Т-26-1 создавать до отметки 126-1 на протяжении капитального ремонта по окончании начала валового выпуска дизельмотора Д-744.
– Довести бронирование корпуса Т-26-1 до толщины 40-45 мм путём применения схемы дополнительного бронирования
– Проектные работы по 126-2 и 211 продолжать
– Указанные работы завершить не позднее 1 июля с.г.»
Вправду выбрали самый оптимальный эволюционный вариант. Но дизель Д-744 в серию так и не дался (без него не состоялся ни 126-1, ни тем более доведение Т-26-1 до отметки 126-1), а работы по доработке «126-2» и «211» были прерваны новыми ТТТ выдвинутыми АБТУ 29 апреля 1940 года и практически снова потребовавшими создания новых танков!
А уже 5 июня 1940-го – снова выходят новые ТТТ, к каким добавилось требование об повышении толщины бронирования до 45 мм у уже разрабатываемого примера (масса до 14 т.) и разработке варианта с 55 мм бронёй (масса до 17 т.). Как раз такие танки на базе 126-2 начинает проектировать объединённое КБ 174-го з-да.
ЛКЗ в также время приобретает почему-то желаемый Котиным заказ на проектирование аж двух предположений собственного 211-го. Причём оба с 45 мм бронёй, но один со сварным корпусом, а второй с литым. Масса обоих не более 13 т. Как говорится, чем бы дитя не тешилось, только бы не плакало!
Лучше бы вместо того чтобы дублировать разработки 174-го з-да, что на лёгких танках «собаку съел», КВ до ума довели!
Танки 174-го з-да готовься к опробованиям в августе 40-го. Вот лишь перепроектированный до неузнаваемости 126-2 с 45 мм бронёй весил вместо 14 т. все 17, а вариант с 55 мм бронёй вместо 17 т. аж 18,3.
Опробования танков завершились к концу сентября, но их в полной мере успешные итоги, как выяснилось, по окончании опробований приобретённой у немцев «трёшки», уже никого не интересовали!
Управлению страшно захотелось заполучить танк круче данной самой германской «трёшки», но наряду с этим, в весовой категории ок. 13 тысячь киллограм! Мне вот весьма интересно – а это как?
В общем, удачно прошедшая опробования последняя версия 126-2 (названная Т-126) на вооружение принята не была под предлогом недостаточной манёвренности и чрезмерного веса, и в том же сентябре 40-го вышли дополнительные ТТТ снова потребовавшие по сути нового танка «круче чем у фрицев», но с массой до 14 т. для чего допускалось понижение толщины бронирования до 40 мм, и под более замечательный двигатель В-4.
Работу над этим танком (индекс Т-50)174-й з-д начал 1 октября 40 года, а уже семь дней спустя, по настоятельной просьбе главы танкового СКБ-2 ЛКЗ Котина, кировчане приступили к проектированию собственной версии Т-50. Неизменно поражала их настырность в разработке всё новых танков в ущерб доведению до ума уже серийно производимого на ЛКЗ, хромого на все 4 лапы, КВ-1.
Опробования изготовленных соперниками образцов прошли в феврале-марте 41 года и по их итогам, на вооружение был принят танк Т-50 разработки 174-го з-да.
(Т-50 ЛКЗ)
(Т-50 з-да №174)
В соответствии с принятого 12 апреля 41 года замысла, 174-й не-меньше должен был с 1 июля по 1 октября выпустить 25 Т-50 по временной разработке. В 4 квартале 1941 года должна была получить первая очередь нового сборочного цеха, и В первую очередь 42-го года Т-50 предстояло производить массово, причём и для пехоты и для механизированных соединений покрывая недостаток БТ и Т-34.
В итоге данной затяжной дурной чехарды вечно изменяющихся ТТТ, 174-й з-д выпускал Т-26-1, и до начала ВОВ так и не порадовал армию танком, удовлетворяющим хоть каким-то требованиям приближающейся войны (маленькая партия выпущенных по окончании начала ВОВ Т-50, не в счёт).
(Т-50 серийный)
Сейчас, возвратимся в ту самую «точку бифуркации» — в начале 40-го, в то время, когда во всю выпускался Т-26-1, прошёл опробования Т-26М и был фактически готов Т-26-5 (с бронёй 20-25 мм и массой 10,6 т.)
В РИ данный танк был невостребованным из-за отсутствия двигателя. И в «свежих» ТТТ фигурировал уже новый танк с двигателем В-3, бронёй и торсионной подвеской в 30 цементованных либо 40 гомогенных миллиметров.
Вот и сообщите мне, коллеги дорогие, из-за чего не было попытки медлено эволюционировать в то самое чудо Т-26-5 в три этапа:
1. Выстроить опытный образец танка Т-26-5 под дизельный двигатель В-3. На протяжении опробований доработать агрегаты и узлы (всё-таки Т-26-5 рассчитывался на мотор мощностью до 200 л.с. а В-3 развивал 250). В один момент нет ничего, что мешает применять уже в данной версии торсионную подвеску и 20-25 мм броню.
Причём изначально предусмотреть запас по массе на будущее добронирование.
Параллельно вести работы по модернизации производства в расчёте на массовую сборку танков нового поколения с противоснарядным дизель моторами и-бронированием.
2. При отработанной ходовке, расширить толщину бронирования до 40 мм борт и лоб корпуса, 20 мм корма, 16 мм крыша 13 мм днище гомогенки, (прокат таких толщин уже освоен для Т-34), или 35 мм лоб-борт, при применении цементованной брони. Отличие в весе не так громадна, но бронестойкость в варианте применения 35 мм цементованной брони будет такой же как у защищённого гомогенной бронёй в 45 мм Т-34.
Причём в полной мере возможно первые серийные автомобили производить с 25 мм основной бронёй – для отработки разработок и в учебных целях, а танки, поставляемые в боевые части с дополнительной 20 мм накладной бронёй.
Данный вариант оптимален тем, что такие танки возможно производить на существующих производственных мощностях, где прежде штамповали по тыще Т-26 в год, а наборы навесной брони отправлять в боевые части для установки на танки лишь по особому приказу соответствующему приведению армий в состояние предварительной боевой готовности.
3. постановка и Окончательная доработка в серию главной боевой модели уже с толстой учётом и бронёй самые привлекательных германских штучек, навроде той же командирской башенки.
В любом случае, такую главную военную машину уже возможно серийно производить с конца 40-го, начала 41 года (к тому времени и с двигателем В-3 неприятностей уже не будет).
Мне смогут возразить – РИ Т-126 с бронёй в 45, а тем более 55 мм значительно круче! Вот лишь неприятность в том, что при массе в 17-18 тысячь киллограм, Т-126 вправду подвижность имел как РИ Т-26 (почему фактически его и не приняли, потребовав снизить массу до 14 тысячь киллограм) и для его производства нужна была тотальная реконструкция всего 174-го з-д. В АИ случае, эту реконструкцию возможно проводить параллельно с серийным выпуском АИ-танка.
Мне смогут возразить – РИ Т-50 точно лучше, потому, что создан позднее, более умелыми людьми.
В полной мере вероятно! Вот лишь к началу ВОВ его РККА так и не взяла. По большому счету не взяла.
Мне смогут возразить – для чего производить, по сути, промежуточную модель, да ещё в 3 этапа, на каждом из которых производство будет лихорадить. Несложнее гнать армии простецкий Т-26-1, а позже по окончании полной реконструкции завода сходу разворачивать выпуск супер-пупер танка Т-50.
Отвечу – именно любой из тех этапов для завода не только не вреден – наоборот, весьма кроме того нужен – завод не прекращает выпуск и весьма неспешно, ход за шагом, осваивает новые сложные разработки, концентрируя инженерные и технологические упрочнения на каждом конкретном этапе неспешно, а не пыжась освоить всё и внезапно. Что получается в итоге способа «всё и внезапно» превосходно видно на примере Т-34 и КВ, в то время, когда фабрики пробовали гнать вал паршиво доведённых, но наряду с этим сверхсложных технологически новейших танков, впаривая армии «сырую» технику к тому же некрасивого качества изготовления.
И основное. Напомню одну занимательную штуку – Т-26-5, а позже и 126-1 и 126-2 разрабатывало объединённое КБ, сведённое из КБ з-да № 174 и КБ з-да 185 по окончании их слияния. Для чего это нужно было, мне лично совсем неясно.
Так как КБ 174-го з-да занималось только сопровождением серийного выпуска и модернизацией Т-26, а КБ 185-го з-да, это было ГОЛОВНОЕ КБ Спецмаштеста (по сути всего отечественного танкопрома!), занимавшееся перспективными разработками с собственным умелым 185-м з-дом.
Быть может, небезызвестный товарищ Котин, пользуясь связями в верхах, перетащить центр танкоразработок (со всеми сопутствующими бонусами) на ЛКЗ, ликвидировав соперника?
В данной АИ, пускай КБ 174-го з-да и ведёт программу Т-26-5 со всемерной помощью КБ 185 з-да, а самое КБ 185-го, занимается НИОКРами по той же теме 126-2. По сути АИ, эти программы неспешно сольются уже ко второму этапу.
В итоге, РККА будет непрерывно приобретать всё более современную модель пехотного танка, эволюционирующую из Т-26, в которую возможно будет неспешно вносить новинки отработанные на умелых моделях 185-го з-да. И в случае если в один прекрасный день 185-й порадует ГАБТУ принципиально новой моделью, уже идеально отработанной и готовой к серийному выпуску – 174-й з-д уже будет к этому готов, потому, что до хрена новинок уже будет удачно внедрено.
В общем, вот таковой танк у меня оказался.
Корпус если сравнивать с Т-26 удлинён под установку В-3. Борта для упрощения разработки прямые. На надгусеничных полках, вместо наклонных бортов, красуются лишь коробки ЗИП и крепёж для дополнительных топливных баков.
Схема с передним размещением трансмиссии осталась прошлой – для 174-го на данный момент-да классической. Оно и ясно – при переходе на задний привод, протяженность танка и соответственно вес увеличатся. (Специально для скептиков, я забрал форму и длину задней части Т-50 имевшего заднее размещение трансмиссии).
Подвеска торсионная «как заказывали».
Первая серийная модель имеет «классическую» двухместную башню с классической 45 мм пушкой. По сути – это башня Т-26 с увеличенной электроприводом вращения и толщиной брони.
башни и Бронезащита корпуса 25 мм при возможности 20 мм экранирования лобовой и бортовой проекций корпуса.
Оружие то же самое, не смотря на то, что пушечку возможно поставить и модернизированную с более долгим стволом.
Вторая и вероятно итоговая модель.
Бронезащита корпуса: 40 мм борт и лоб гомогенки либо 35 мм цементованной, 25 мм корма. Башня 45 мм при применении гомогенной брони, 35 мм цементованной. Башня типа схожего с РИ башней Т-50, но мало дольше, чуть шире (соответственно просторнее), трёхместная, с командирской башенкой. Погон Таковой, КАКОЙ НЕОБХОДИМО – башня новая, корпус достаточно широкий.
Трансмиссия в первых рядах – двиглу места также в корме хватит (нежели появятся какие-нить неприятности, наклонный кормовой лист возможно заменить на прямой, соответственно увеличив количество двигательного отсека).
Оружие 57 мм танковая пушка. Всё-таки будем помнить, что в бытность Павлова главой АБТУ, 45 мм пушка уже рассматривалась в качестве временного оружия до разработки новой танковой пушки калибра 55-60 мм. В РИ эту пушку разрабатывать выяснилось некому — Магдесиев и Сячинтов были арестованы и расстреляны по доносу как шпионы. Их КБ практически разгромлены.
Мало позднее арестовали и расстреляли Маханова. КБ появлявшегося по сути монополистом Грабина и без того практически зашивалось разрабатывая пушки для средних и тяжёлых танков, дивизионной артиллерии и проч. и проч. и проч А пушка новая нужна. 45 мм осколочный боеприпас никуда не годился, да и бронепробиваемость уже была «на грани фола».
Я предлагаю сделать 57 мм пушечку для оружия нового лёгкого танка без максимализма – чтобы бронепробиваемость увеличилась % на 25-30 не больше – для начала хватит и, пользуясь данной умеренностью, дополнить БК хорошим осколочником.
А разрабатывать эту пушку в полной мере возможно доверить бригаде, заблаговременно созданной из лучших экспертов КБ Маханова – благо Л-10 в том месте уже сделали, а по окончании появления грабинской Ф-32, потребность в танковых махановских пушках-трёхдюймовках по большому счету отпадёт. Самое оптимальное, направить эту бригаду прямиком на з-д №8 в Подмосковье, где создавали 45 мм пушки – вот пускай на базе той самой «сорокапятки», с учётом технологических возможностей завода, новую пушку и делают. Собственное КБ завода на это отвлекать не будем – в том месте именно сейчас ударно вымучивали зенитные автоматические пушки.
Начав в 38-ом, в полной мере реализуемо за несколько лет сделать такое орудие (благо не на безлюдном месте и не абы кем), довести до ума и запустить в серию именно параллельно с последней версией другого танка.
Кстати, в чём ещё одна фишка данной модели? В ней кроме родных, агрегатов и штатных узлов, возможно применять кое-какие агрегаты и узлы от Т-34 (в РИ таковой вариант для 17-тонного Т-126 также рассматривался).
Т-26-1 |
126-1 |
126-2 |
211 |
Т-126 |
|
Боевая масса (т) |
10.3 |
10,6 |
15,8 |
15,2 |
16,9 |
Двигатель (л.с.) |
Т-26-1 (92) |
Д-744 (160) |
В-3 (250) |
В-3 (250) |
В-3 (250) |
Запас хода (км) |
200 |
250 |
225 |
220 |
260 |
Скорость (км/ч) |
30 |
35 |
30 |
32 |
35 |
Бронезащита (мм) Верт. корп. Башня |
20-15 15 |
20 20 |
40 40 |
40 40 |
45-40-30 45 |
Оружие: Орудие, калибр, пулемёт |
45 7,62 |
45 7,62 |
45 7,62 |
45 2х7,62 |
45 2х7,62 |
экипаж |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Т-50 174 |
Т-50 ЛКЗ |
Т-126М |
Т-126М1 |
|
Боевая масса (т) |
14,0 |
13.95 |
13 (13,5) |
14,5 (15) |
Двигатель (л.с.) |
В-4 (300) |
В-4 (300) |
В-3 (250) |
В-3 (250) |
Запас хода (км) |
345 |
350 |
300 |
280 |
Скорость (км/ч) |
57,5 |
63,6 |
45 |
40 |
Бронезащита (мм) Верт. корп. Башня |
37 37 |
37 37 |
25 (+20) 25 |
35 (40) 35 (45) |
Оружие: Орудие, калибр, пулемёт |
45 2х7,62 |
45 2х7,62 |
45 7,62 |
45 (57) 7,62 |
экипаж |
4 |
4 |
3 |
4 |
Ну и напоследок о месте АИ-танка в структуре бронетанковых армий РККА. Потому, что танк новый, дизельный, пушка также новая с новым калибром, наилучшее место для этого танка не в частях уже укомплектованных ветхими Т-26 и БТ, а в новых – скажем в тех, что формируются с нуля и по идее должны вооружаться Т-34 – в танковых дивизиях.
6.Философия «Эволюция, революция и контрреволюция» М.В.Попов
Увлекательные записи:
- Полный привод для противотанковой артиллерии. полноприводные пикапы газ-61-416. ссср
- Личный самолёт гитлера fw 200 «condor»
- Опытный гидросамолет-разведчик для базирования на подводных лодках parnall peto. великобритания
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Танкомир 26-27-28 (часть 2.1) эволюция т-27.
Первая важная модернизация Т-27 прошла в 1937 году под влиянием опыта применения лёгких танков Т-26 в Испании (средние Т-27, и тем более тяжёлые Т-28,…
-
Танкомир 26-27-28 (часть 2.3) эволюция т-26
Лёгкий танк Т-26 благополучно исчерпал себя уже к 36-му году, что всецело отыскало собственное подтверждение в Испании. Танк продемонстрировал в том…
-
Танкомир 26-27-28 (часть 2.2) эволюция т-28
Тяжёлый танк Т-28 каким-либо значительным модернизациям до 1938-го года практически не подвергался. Практически. Его только настойчиво доводили до ума в…
-
«Вакуумная» революция илона маска
Недавнее первое опробование разработки вакуумного поезда Hyperloop – детища главного идеолога проекта Илона Маска – стало важной заявкой на успех. Но…
-
Монстр опоздавший на мировую революцию
В то время, когда Первого мая 1933 году эти металлические монстры показались на площади Урицкого в Ленинграде, и на Красной площади в Москве, (а позднее…
-
Победа революции над эволюцией
В первой половине 30-ых годов XX века в Америке случилось событие, которое покинуло след в истории гоночных катеров. Harmsworth Cup — ежегодное…