Разработчик: МАИ, Грушин
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.
Мысль создания этого самолета появилась в первой половине 30-ых годов двадцатого века, в то время, когда в ЦАГИ решили о постройке самолета с рекордной дальностью полета. В августе 1931 года при Реввоенсовете СССР была организована рабочая группа по разработке рекордного самолета, а в декабре 1931 года принято правительственное ответ о постройке рекордного самолета РД (АНТ-25) по проекту А.Н.Туполева для полета на предельную дальность — 13000 км.
В один момент ставился вопрос о необходимости создания самолета с дальностью полета 5000 км. В конце 1931 года заведующий кафедрой проектирования и конструкции самолетов МАИ Д.П.Григорович организовал группу студентов для проектирования самолета для того чтобы типа. В эту группу вошли студенты П.Грушин, М.Пашинин, Л.Курбала, В.Федулов, А.Щекин и другие. Расчеты на прочность делал В.Д.Яровицкий.
Производством самолета руководил зам. директора УПМ С.М.Беляйкин. Главой самолетного цеха в УПМ МАИ был А.С.Орлов, инженером-технологом по сварке — Л.Пасечник. Самолет «Сталь-МАИ» строили А.Бахарев, В.Д.Новиков, А.Иванов и другие сотрудники МАИ.
Техническое управление спустя некое время перешло к П.Д.Грушину. С 1933 года КБ самолетостроительного факультета взяло официальное наименование ОКБ-1.
Компоновочная схема самолета «Сталь-МАИ» близка к РД (АНТ-25) — одномоторный низкоплан с трапециевидным крылом, маленьким фюзеляжем и подкосным хвостовым оперением, тот же двигатель М-34Р водяного охлаждения мощностью 830 л.с. Данный двигатель экспонировался на выставке и потому отличался особенной тщательностью отделки (полировка, окраска, головки винтов и хромированные гайки и т.д.), был оборудован редуктором и железным воздушным винтом изменяемого шага.
Шасси из двух подкрыльевых стоек с пневматической амортизацией и хвостового колеса; главные стойки убирались в крыло. Механизм выпуска и подъёма шасси имел ручной привод. Кабина самолета — двухместная, закрытая неспециализированным фонарем.
Размах крыла 18 м, площадь 40 кв.м, удлинение 8,1, профиль крыла 16%-ный. Протяженность самолета 11,3 м, расчетная скорость полета 320 км/ч, посадочная — около 100 км/ч. Конструкция — цельностальная, преимущественно из нержавеющей стали «энерж-6», с полотняной обшивкой элеронов и рулей. «Сталь-МАИ» был одним из первых в мире самолетов, выстроенных практически полностью из стали. Фюзеляж — полумонокок сварной с узкой листовой обшивкой. Крыло — двухлонжеронное.
Передний лонжерон расположен на большой толщине профиля — 28% хорды крыла и выполнен из листовых гнутых профилей; задний лонжерон сварен из металлических труб (ХМА).
Фактически вся конструкция фюзеляжа, крыла и оперения сварена точечной и роликовой электросваркой из катаных листовых профилей. Обшивка крыла и фюзеляжа из узкого страницы (0,3-0,5 мм) -с нередкими рифтами (ход 80 мм); в некоторых местах обшивка усиливалась гофром с внутренней стороны. Нервюры сварные из замкнутых гнутых профилей.
Самолет выстроен в УПМ МАИ и выпущен на опробования летом 1934 года. Опробования проводились на Ходынском поле в сентябре того же года летчиками-испытателями И.Ф.Козловым и Ю.И.Пионтковским. 19 сентября Ю.И.Пионтковский совершил на нем первый полет. На пятом полете случилась авария из-за перегрева двигателя. Ю.И.Пионтковский и П.Д.Грушин смогли удачно приземлиться, но при посадке была деформирована подмоторная узлы и рама стыковки крыла.
В ходе долгого ремонта самолета (в течение 1935 г.) окончательные доводки сделаны не были, и аппарат больше не летал.
ЛТХ:
Модификация: Сталь-МАИ
Размах крыла, м: 18,00
Протяженность самолета,м: 11,30
Высота самолета,м:-
Площадь крыла,м2: 40,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: —
-большая взлетная: —
Тип двигателя: 1 х ПД М-34Р
-мощность, л.с.: 1 х 830
Большая скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 280
Длительность полета, ч: —
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2.
Рекордный самолёт «Сталь-МАИ» на стоянке. 1934 г.
Около самолета «Сталь-МАИ», в мастерских, несколько его создателей.
Сталь-МАИ. Рисунок.
Сталь-МАИ. Рисунок.
Сталь-МАИ. Схема.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Ю.В.Макарова. Летательные аппараты МАИ.
Вестник ПВО. Пётр Дмитриевич Грушин.
20 декабря самолёты в Севастополе — отборные кадры/# 20.12.2014 Севастополь стрижи
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Экспериментальный скоростной самолет «сталь-6».
Разработчик: Бартини Страна: СССР Первый полет: 1933 г. Кто раньше всех задумал «складывать ноги» по окончании отрыва самолета от почвы, — данный вопрос…
-
Разработчик: ООС, А.И.Путилов Страна: СССР Первый полет: 1931 г. В довольно маленьких количествах на внутренних линиях страны эксплуатировался…
-
Сверхзвуковой пассажирский самолет ту-144.
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1968 г. Удачи в создании в 50-е годы сверхзвуковых боевых самолетов, среди них и тяжелого класса,…
-
Многоцелевой транспортно-пассажирский самолет сталь-7.
Разработчик: Бартини Страна: СССР Первый полет: 1937 г. СТАЛЬ-7 — многоцелевой самолет, созданный конструктором Р.Л.Бартини. Это был двухмоторный…
-
Разведывательный и наблюдательный самолет bleriot.xi.
Разработчик: Bleriot Страна: Франция Первый полет: 1909 г. На Первом Парижском авиасалоне в 1908 году Луи Блерио выставлял два самолета: громадной биплан…
-
Истребитель (легкий многоцелевой самолет) «торпедо».
Разработчик: Ольховский Страна: Россия Первый полет: 1916 г. Создателем одного из первых отечественных истребителей был опытный летчик, армейский летчик,…