Разработчик: Farman
Страна: Франция
Первый полет: 1915 г.
В начале Первой Мировой самолёты компании «Farman» были обширно распространены, как наилучший вариант для армейского самолётостроения: размещение двигателя и кабины давало возможность и хороший обзор для ведения огня вперед, так же необходимо подчеркнуть хороший обзор назад и по сторонам для удобства разведки. Конструкция разрешала самолёту нести бомбовую нагрузку под крыльями. Довольно несложный каркас самолёта был лёгок в производстве.
Всё это имело громадное значение, пока не стали обширно дешёвы показывающие более высокие летные эти самолеты с синхронизированными пулеметами.
В середине 1915 года братья Анри и Морис Фарман наконец консолидировали силы по созданию новых образцов самолетов. Первым результатом совместной работы стал «Farman НF.30», вобравший в себя лучшие качества прошлых разработок обоих братьев-авиаконструкторов. Самолет-разведчик «Farman НF.30» был спроектирован братьями в 1915 году по особому заказу армейского ведомства России, которое в один момент закупило и лицензию на его промышленный выпуск.
Самолет стал самый распространенным аппаратом Русского Императорского Военно-воздушного Флота на протяжении Первой Мировой. По окончании 1917 года он обширно употреблялся обеими сторонами на протяжении гражданской войны в Российской Федерации.
Машина была признана успешной и французы сами решили запустить ее в производство. В декабре 1915 года первые самолеты поступили на вооружение французских строевых авиачастей, сражавшихся на германском фронте. «Farman НF.30» не получил известности на западном фронте. А в феврале 1917 года французским авиационным департаментом был издан особый приказ, запрещающий поставку на фронт самолетов с силовой установкой с толкающим винтом, из-за беззащитности самолетов таковой схемы от атак истребителей с задней полусферы.
В Российской Федерации же, наоборот, он стал одним из самые массовых аэропланов того времени. Это разъясняется тем, что «Farman НF.30», наровне с самолетами компании «Voisin», был самый подходящим для установки самого распространенного в Российской Федерации авиадвигателя «Salmson».
«Farman НF.30» был один из финальных вариантов самолетов типа «Farman» с толкающим винтом. Снаружи «Farman НF.30» был весьма похож на ранний, сниженный в размерах «Farman F.XX», являющий собой биплан с более маленьким нижним крылом, достаточно долгой V-образной идентичными управляющими и хвостовой фермой поверхностями — элеронами на внешних секциях верхнего крыла, одним высоким стабилизатором и «рулём» направления позади.
Он отличался немного поднятым размещением двигателя и кабины, как на модели 1913 года — MF.11 и это первенствовал «Farman», на котором были применены надёжные V-образные стойки шасси, ставшие в итоге стандартными. Самой большой модернизацией стала установка 9-ти цилиндрового звездообразного двигателя водяного охлаждения «Salmson»R9 мощностью 150 л.с.
«Farman НF.30» развивал скорость до 136 км/ч, более поздняя версия со 160-сильным двигателем, известная как «Farman НF.30bis» развивала скорость до 140 км/ч, данный же двигатель разрешал варианту самолета, с более облегченным каркасом, развивать скорость до 155 км/ч.
В сравнительных тестах, совершённых в 1916 году, «Farman НF.30» с двигателем «Salmson»R9 мощностью 150 л.с. продемонстрировал собственное превосходство над самолетами-разведчиками «Voisin LAS», «Лебедь-XII», и вторыми разработками Русского производства. Прототип самолета «Анатра ДС» был мало стремительнее. В итоге было решено, что «Farman НF.30» может более менее соответствовать предъявляемым к самолету-разведчику требованиям и его начали создавать на русских авиазаводах.
Наряду с этим долга самолёта варьировалась от 8,65 м до 10,66 м, в зависимости от спецификации. Д.П.Григоровичем был создан вариант морского самолета-разведчика, известного как М-16, что так же идентифицировался, как модифицированный вариант F.30. М-16 имея тот же 150-сильный двигатель «Salmson»R9, имел модифицированную кабину, более маленькую хвостовую ферму и поплавковое шасси.
Самолет выпускался маленькой серией на заводе С.С.Щетинина.
В Российской Федерации самолет был известен как «Фарман тридцать», довольно часто указавался как «Фарман-XXX» и в документах видится обозначение: «Фартри» либо время от времени «Фарсаль» из-за двигателя «Сальмсон» (Salmson).
Главное производство самолетов «Фарман-30» было развернуто на заводе «Дукс» в Москве, в том месте было произведено около 400 аппаратов. Маленькое количество самолетов было выпущено на фабриках Анатра и Щетинина. Кроме этого маленькое количество самолетов было собрано из импортных комплектующих.
На протяжении производства проводилось большое количество опытов, касающихся размещения стрелковой установки. При размещении наблюдателя в гондоле сзади летчика пулемет устанавливался на особой пирамиде над головой летчика. В случае если пилот пребывал в задней части гондолы — в носовой части крепилась турель с пулеметом.
Кроме самолетов «Фарман-30» было произведено ограниченное количество бомбардировщиков «Фарман-27» и «Фарман-40».
Без оглядки на кажущуюся вездесущность мало детальной информации о боевом применении самолетов «Фарман-30». Однако масштаб производства убеждает, что «Фарман-30» активно использовался. Он довольно часто употреблялся как фоторазведки и самолёт разведки время от времени как бомбардировщик.
Как минимум пара самолётов употреблялись в качестве истребителей, предположительно для сопровождения самолётов разведчиков — в последних месяцах 1917 19-я эскадрилия применяла один «Фарман-30» наровне со собственными пятью современными «Ньюпорами».
Об относительной боевой готовности самолета возможно делать выводы по тому факту, что «Фарман-30» был единственным крупносерийным армейским самолётом, что не упоминался в ответе от августа 1917 года, принятом на общероссийском авиационном конгрессе о прекращении выпуска самолётов ветхих моделей. Такому долгожительству содействовал тот факт, что отечественной индустрией был прекрасно освоен двигатель «Salmson»R9, что оптимально доходил для этого самолета.
В ходе серийного выпуска мощность двигателя всегда повышалась и на последних самолетах достигла 175 л.с. Самолёт так же употреблялся на протяжении гражданской войны обеими сторонами и производился советским правительством.
На начало 1921 года в Рабоче-крестьянском Красном Воздушном Флоте насчитывалось 147 самолетов-разведчиков «Фарман-30», мало позднее, было решено переделать их под самолёты для обучения, но в первой половине 20-ых годов XX века, было всё ещё 55 разведывательных эскадрилий с 63 самолётами и лишь 8 эскадрилий с учебными. Ввиду износа самолеты неспешно списывались и к 1924 году в строю осталось лишь 9 самолётов разведчиков и 8 учебных-самолётов.
Потом, около 10 самолётов были приспособлены под потребности гражданской авиации, в которой они по большей части употреблялись для агитации и пропаганды. Кое-какие самолёты использовались до конца 1920-х годов.
По окончании развала России самолеты «Фарман-30» попали в ВВС последовательности, показавшихся по окончании Первой Мировой, государств. Самолеты-разведчики «Фарман-30» состояли на вооружении появившихся ВВС Польши, известно о как минимум двух автомобилях попавших в их состав и еще семь были захвачены поляками на протяжении советско-польской войны 1920 года. В 1918 году «Фарман-30» под обозначением L.30 стал одним из первых двух самолётов ВВС Чехословакии.
Гидровариант «Фармана-30» — М-16 попали в ВВС Финляндии и помогали до 1923 года. Как раз «Фарман-30» в 1919 году стал первым самолетом ВВС Эстонии.
ЛТХ:
Модификация: Farman НF.30
Экипаж: 2 (наблюдатель и пилот)
Протяженность, м: 8,65
Размах крыла, м: 15,81
Высота, м: 3,2
Площадь крыла, м2: 49-52
Масса, кг
-безлюдного: 830
-взлетный: 1180
Двигатель: 1 х ПД «Salmson»R9
-мощность, л.с.: 1 х 150
Макс. скорость, км/ч: 136
Потолок, м: 4500
Длительность полета, ч: 4
Оружие: 1 x пулемет «Lewis», «Colt», «Hotchkiss», «Максим» либо 10 ракет «Le Prieur».
Бомбовая нагрузка, кг: до 50.
Самолет-разведчик Farman НF.30.
Самолет-разведчик Farman НF.30.
Самолет-разведчик Farman НF.30.
Русские летчики около Farman НF.30.
Самолет-разведчик Farman НF.30.
Farman НF.30 русской авиации с двумя пулеметами.
Сборка самолетов вывезенных из Архангельска. На переднем замысле Farman НF.30. Вологда 1918 г.
Farman НF.30 ВВС Франции на стоянке. 1915 г.
Farman НF.30 в ангаре.
Farman НF.30 РККВФ в авиапалатке.
Страница из инструкции к самолету «Фарман-30» завода «Дукс».
Farman НF.30 РККВФ. Рисунок.
Farman НF.30. Схема 1.
Farman НF.30. Схема 2.
Farman НF.30. Схема 3.
Farman НF.30. Схема 4.
Farman НF.30. Схема 5.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
А.Шепс. Самолеты Первой Мировой. Страны Антанты.
В.Кондратьев. Самолеты Первой Мировой.
В.Обухович, А.Никифоров. Самолеты Первой Мировой.
Фотоархив Петра Заики.
Самолет Фарман-4 летает
Увлекательные записи:
- Тактическая авиационная ракета х-66 («изделие 66»).
- Фронтовой бомбардировщик су-10 (проект).
- Пушечный истребитель ип-201.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Разведывательный и наблюдательный самолет farman hf.40 «horace».
Разработчик: Farman Страна: Франция Первый полет: 1915 г. Первые самолеты «Farman HF.30» попали на франко-германский фронт в декабре 1915 года, но скоро…
-
Опытный двухместный истребитель/самолет-разведчик farman f.30a/b. франция
Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за редактирование и вычитку текста. Жившая во Франции чета англичан Фарман…
-
Вспомогательный самолет farman f.iv.
Разработчик: Farman Страна: Франция Первый полет: 1909 г. Одним из самых массовых самолетов довоенного периода был самолет Анри Фармана — «Farman F.IV»….
-
Разведывательный и наблюдательный самолет farman f.15/16.
Разработчик: Farman Страна: Франция Первый полет: 1911 г. Воодушевленный успехом собственной четвертой модели, Henry Farman продолжил ее…
-
Многоцелевой самолет-разведчик р-5.
Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1929 г. Его появление не предварялось какими-то большими теоретическими изысканиями или сомнениями….
-
Первый в мире многомоторный самолет «гранд» («гранд балтийский», «русский витязь»).
Разработчик: Сикорский Страна: Российская Федерация Первый полет: 1913 г. К ноябрю 1912 года слухи о большой летающей машине, строящейся «Руссо-Балтом»,…