Разведывательный автожир а-15.

Разработчик: ЦАГИ
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.Разведывательный автожир а-15.

В конце 1935 года в отделе особенных конструкций ЦАГИ была начата предварительная разработка эскизного проекта нового замечательного автожира ЦАГИ А-15. Это был двухместный бескрылый автожир с ярким управлением втулкой ротора, снабжённый замечательным двигателем М-25В. Новый автожир предназначался для применения в качестве ближнего разведчика и артиллерийского корректировщика.

Рабочее проектирование длилось в течение всего 1936 года и было окончено в начале 1937 года. Постройка автожира ЦАГИ А-15 была закончена в апреле 1937 года. Автожир был снабжён железным двухлопастным винтом «Гамильтон-Стандарт» диаметром 2,96 м. Перед кабиной лётчика на особых узлах на верхней панели фюзеляжа был укреплён кабан ротора, складывавшийся из главной центральной опоры, переднего подкоса и двух металлических ленточных расчалок в поперечной плоскости.

Ротор автожира имел три свободнонесущих лопасти. Диаметр ротора составлял 18 м. От корня лопасти до радиуса 5,5 м лопасти имели профиль ЦАГИ серии В относительной толщины 17,6 — 15% и от радиуса 5,5 м до конца лопасти — профиль Стэк относительной толщины 12,8 — 11%. Конструкция лопастей ротора автожира ЦАГИ А-15 была подобна конструкции лопастей ротора автожира ЦАГИ А-12: металлический трубчатый лонжерон, древесные нервюры, насаженные посредством заклёпок на особые розетки, фанерная и полотняная обшивка.

Хвостовое оперение автожира складывалось из стабилизатора, двух управляемых закрылков, двух боковых шайб, руля поворота и нижнего киля.

В соответствии с назначением автожир ЦАГИ А-15 имел соответствующее фото- и радиооборудование, и защитное оружие.

По окончании опробования совокупности механического запуска ротора автожира началась систематическая работа по изучению поведения автомобили на земле и устранению выявившихся недостатков. В следствии громадной работы по доводке и проверке всех параметров ротора, соответствующих конструктивных трансформаций и подбора жёсткости демпферов на оси вертикальных шарниров лопастей ротора удалось полностью устранить раскачивание автожира при раскручивании ротора от совокупности механического запуска. Подбором разгрузочных пружин в совокупности управления втулкой ротора усилие ручки и вождение лётчика на ручку удалось кроме этого существенно уменьшить.

Трагедия с автожиром ЦАГИ А-12 не имела возможности не отразиться на темпах опробования автожира ЦАГИ А-15. Работы были временно законсервированы, пока происходил углублённый анализ всех параметров автожира ЦАГИ А-12 и вероятных обстоятельств трагедии.

Опробования автожира ЦАГИ А-15 возобновились в феврале 1938 года. Требовалось маленькое упрочнение для устранения имевшихся ещё недостатков в совокупности механического запуска, но это не было сделано. Предстоящие работы с автожиром были приостановлены и аппарат был совсем законсервирован, не будучи кроме того испытан в полёте.

Все аэродинамические изыскания, которые связаны с выбором главных параметров автожира ЦАГИ А-15, были совершены бригадой аэродинамики ООК ЦАГИ под управлением М.Л.Миля.

Он же выполнил предварительную разработку эскизного проекта автожира. Руководил рабочим проектированием аппарата и следил за его лётными испытаниями и постройкой В.А.Кузнецов. В разработке конструкции отдельных агрегатов автожира учавствовали А.П.Проскуряков, Н.С.Терехов, Г.В.Никонов, Т.М.Дзерве и пр.

Бессчётные аэродинамические расчёты выполнялись под управлением М.Л.Миля сотрудниками бригады: В.К.Квашниным, Е.Куролесовой, Е.Похвальновой. Расчёты на прочность агрегатов автожира создавали Б.В.Богатырёв, А.Я.Бахур, Л.В.Балкинд и другие сотрудники бригады прочности КБ.

Руководил постройкой автожира в цехе винтовых аппаратов (ЦВА) А.А.Кобзарев. В наземных опробованиях учавствовали А.И.Иванов и А.П.Чернавский.

ЛТХ:

Модификация: А-15
Диаметр несущего винта, м: 18,00
Протяженность, м: 8,60
Высота, м: 4,10
Масса, кг
-безлюдного самолета: 1695
-большая взлетная: 2560
Тип двигателя: 1 х ПД М-25В
-мощность, л.с.: 1 х 700
Большая скорость, км/ч: 283
Длительность полета, ч: —
Скороподъемность, м/мин: 402
Практический потолок, м: 6750
Экипаж, чел: 2.

Автожир ЦАГИ А-15.

Автожир ЦАГИ А-15.

Автожир А-15 без ротора со снятым капотом.

А-15. Чертеж 1.

А-15. Чертеж 2.

Чертеж ротора автожира А-15.

А-15. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
А.М.Изаксон. Советское вертолетостроение.
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации.
Летный форум PropJet. Архивные фото.

Неудачная посадка или счастливое крушение — автожир разбился в Богородском районе

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Легкий автожир 2-эа.

    Разработчик: ЦАГИ Страна: СССР Первый полет: 1931 г. Проектирование этого автожира было начато во второй половине 1930 года. По неспециализированной…

  • Легкий автожир а-12.

    Разработчик: ЦАГИ, В.А.Кузнецов и М.Л.Миль Страна: СССР Первый полет: 1936 г. В.А.Кузнецов и М.Л.Миль первыми приступили к проектированию автожиров…

  • Вспомогательный автожир а-6.

    Разработчик: ЦАГИ Страна: СССР Первый полет: 1933 г. Практически в один момент с началом проектирования автожира ЦАГИ А-4 (начало 1932 г.) поступило…

  • Легкий автожир а-8.

    Разработчик: ЦАГИ Страна: СССР Первый полет: 1934 г. При запуске в производство автожира ЦАГИ А-6 было решено строить аппарат в трёх экземплярах, имея в…

  • Легкий многоцелевой автожир маи-205.

    Разработчик: ОСКБЭС МАИ Страна: Российская Федерация Первый полет: 21 апреля 2001 г. МАИ-205 — легкий многоцелевой автожир, созданный в ОСКБЭС МАИ. «205»…

  • Легкий автожир дас-2м.

    Разработчик: В.Данилов, М.Анисимов, В.Смерчко Страна: СССР Первый полет: 1987 г. В первый раз автожир ДАС поднялся в воздух в безмоторном варианте,…