Разработчик: Nieuport
Страна: Франция
Первый полет: 1915 г.
Узнаваемая французская компания «Сосьете дес Этаблиссментс Ньюпор» (Societe des Etablissements Nieuport) была основана в 1910 году прославленным конструктором и лётчиком Эдуардом Ньюпором. В 1914 году на пост главного конструктора компании был приглашен Густав Деляж. Деляж начал проектирование одностоечного биплана для принятие участия в гонках на кубок Гордона-Беннета.
Начавшаяся война не разрешила принимать участие в гонках и компания внесла предложение практически готовый маленький двухместный разведывательный самолет армейским. За базу был забран фюзеляж моноплана «Nieuport N.IV», что Деляж снабдил новыми несущими поверхностями уникальной полуторапланной схемы с весьма узким нижним крылом и V-образными межкрыльевыми стойками. Узкое нижнее крыло содействовало улучшению обзора вперед-вниз для наблюдателя, потому, что самолет создавался как военный разведчик.
По окончании последовательности доработок в начале 1915 года самолет совершил собственный первый вылет в варианте истребителя (с оружием) и сразу же началось серийное производство.
Это первенствовал самолет, созданный по схеме полутораплан. В качестве силовой установки употреблялся двигатель «Gnome» (60 л.с.). Конструкция планера — смешанная: силовой комплект передней части фюзеляжа, к которой крепился вал двигателя, был выполнен из металлических труб, дальше фюзеляж воображал собой древесную ферму с полотняной обшивкой.
Каркас хвостового оперения изготавливался из металлических труб. Киль отсутствовал. Верхнее крыло имело двухлонжеронную конструкцию, площадь и большую хорду.
Нижнее однолонжеронное крыло отличалось намного меньшей площадью, исходя из этого межкрыльевые стойки были выполнены V-образными.
Самолет оказался успешным и выпускался громадной серией в двух вариантах. В Nieuport-10AV (в русской авиации обозначался как Ньюпор IX) в заднем кресле сидел пилот, а в переднем — стрелок-наблюдатель. В модификации «Nieuport-10AR» наблюдатель и пилот поменялись местами.
Полуторапланы «Nieuport-10AV», до тех пор пока еще без оружия, начали поступать во французские разведывательные эскадрильи весной 1915 года. AV оснащался подвижным пулеметом. Он размешался над верхним крылом, и летчик-наблюдатель поднимался к нему через круглое отверстие в центроплане, становясь на сиденье.
Но уже через пара месяцев большая часть из них было переделано в одноместные истребители. Наряду с этим переднюю кабину летнаба закрывали обтекателем, а над верхним крылом устанавливали курсовой пулемет «Льюис», стрелявший поверх диска вращения винта. Данный факт разъяснялся тем событием, что мощности двигателя очевидно не хватало для обеспечения приемлемых летных черт и «ньюпоры» несли большие утраты от германских истребителей.
Эта модификация взяла обозначение Nie-10С.1. Во второй половине 1915 года многие «десятки» уже изначально выпускались в одноместном варианте. В одноместном варианте пулемет крепился без движений на центроплане либо под углом на фюзеляже перед сиденьем пилота.
В модификации 10AR пулемет устанавливался в задней кабине на шкворне для стрельбы назад либо на центроплане для стрельбы вперед. Наряду с этим стрелок руководил им из задней кабины.
В VII авиаотряде русской Первой армии киевский конструктор В.В.Иордан вооружил часть «Nieuport-10» пулеметными установками собственной конструкции. Это были или пулемет «Максим», установленный на капоте под углом 24° и стрелявший над диском винта, или «Lewis» на подвесной установке над верхним крылом. Успех был полным.
«Ньюпор-10» был главным французским истребителем с июня 1915 по январь 1916 года. Самолет активно использовался на западном и итальянском фронтах до появления в достаточных количествах более приспособленных для ведения воздушного боя «Nieuport» 11 и 16. Самолет состоял на вооружении английской морской авиации, бельгийской, итальянской и русской авиации.
Его характеристики на то время в полной мере соответствовали требованиям армейских. Конструкция данной автомобили выяснила конструкцию всех автомобилей компании «Nieuport», строившихся в Первую мировую. В 1916 году энерговооруженность автомобили считалась уже недостаточной для истребителя и самолет переквалифицировали в разведчик, а в последних месяцах года — сняли с оружия.
Кроме компании-разработчика производился по лицензии в Италии на компании Ньюпор-Макки, в Англии на компании Бердмор Компани и в Российской Федерации на фабриках Щетинина, Лебедева, «Дукс», Анатра и Моска, где самолет взял громадное распространение. Общая сумма выпуска — более чем 1000 экземпляров в разных модификациях.
Британская морская авиация взяла 169 «Nieuport-10» и -12, из которых 50 штук были выстроены в Англии. «Ньюпор-Макки» выстроила 260 таких самолетов, а столичный завод «Дукс» — приблизительно 100 «Ньюпоров-10» в одноместном (истребительном) и двухместном вариантах. Помимо этого, на «десятках» французской постройки летали бельгийские и американские летчики. Отдельные экземпляры попали в Португалию, Бразилию, Японию, Таиланд и другие страны.
«Ньюпоры» компании «Бердмор» имели легко видоизмененное вертикальное оперение с маленьким килем, по форме напоминавшим киль «Nieuport-24».
Было выпущено пара вариантов, отличавшихся конструкцией и двигателями капота, машина не была ни полноценным разведчиком, ни истребителем (небольшой радиус действия), и стала как бы переходной к известному истребителю «Nieuport-11».
Российские «Nieuport-10» и «Nieuport-12» употреблялись на русско-германском фронте впредь до прекращения в том месте военных действий, а пара десятков из них еще успели учавствовать в гражданской войне. Самолет использовался довольно продолжительное время как учебный с двойным управлением и просуществовал до начала 1920-х годов. Одноместный вариант строился в Российской Федерации еще в 1918 году, не смотря на то, что это уже не был полноценный истребитель.
Помимо этого, японские компании «Накадзима» и «Токоросава» производили созданные на базе «Nieuport-10» учебные самолеты Ко-2, каковые использовались в летных школах до конца 20-х годов.
ЛТХ:
Модификация: Nieuport N.10С1
Размах крыла, м: 7,90
Протяженность, м: 7,00
Высота, м: 2,70
Площадь крыла, м2: 18,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 410
-обычная взлетная: 660
Тип двигателя: 1 х ПД «Gnome» либо «Rhone»
-мощность, л.с.: 1 х 80
Большая скорость, км/ч: 146
Крейсерская скорость, км/ч: 123
Практическая дальность, км: 300
Макс.скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 4600
Экипаж, чел: 1
Оружие: 1 х 7,7-мм пулемет.
Прототип самолета Nieuport N.10.
Прототип самолета Nieuport N.10.
Прототип самолета Nieuport N.10.
Nieuport N.10 на стоянке.
Nieuport N.10С1 на стоянке.
Ньюпор-10 производства завода «Дукс» в варианте истребителя с пулеметной установкой Витмана.
Ньюпор-10 производства завода «Дукс» на лыжном шасси по окончании неудачного взлета.
Ньюпор-10 производства завода «Дукс». Рисунок.
Nieuport N.10. Схема.
Nieuport N.10С1. Схема.
.
.
Перечень источников:
Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой.
Сайт «Уголок неба». Страница «Nieuport Nie-10».
Фотоархив Петра Заики.
НАТО не пройдет!!! Су-27 перехватил самолет разведчик RC-135U
Увлекательные записи:
- Десантно-планерная система а-40 (кт — «крылатый танк»).
- Истребитель-перехватчик миг-19пм.
- Управляемая ракета малой дальности р-60.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Истребитель nieuport n.11 «bebe».
Разработчик: Nieuport Страна: Франция Первый полет: 1915 г. В 1916 году большая часть французских истребителей носило марку «Nieuport». Компанией в это…
-
Разработчик: Nieuport Страна: Франция Первый полет: 1916 г. Сутки клонился к вечеру, в то время, когда австрийский биплан «Бранденбург» № 63-54…
-
Nieuport n.10. фото. характеристики.
Франция Тип: одноместный, однодвигательный истребитель биплан Экипаж: один пилот Первый в долгом последовательности успешных истребителей, выстроенных…
-
Опытный дальний скоростной разведчик kugisho r2y keiun. япония
Учитывая расширение Японии в первой половине 40-ых годов XX века, в IJN заключили , что нужен самолет-разведчик дальнего радиуса действия, талантливого…
-
Морской дальний разведчик мдр-7.
Разработчик: Самсонов Страна: СССР Первый полет: 1940 г. МДР-7 П.Д.Самсонова — летающая лодка с двумя двигателями М-88 по 1100 л.с., высокоплан со…
-
Опытный разведчик albatros l 81 electra. германия
Этот материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF и мало доработан мной. В конце 20-х – начале 30-х годов германская компания Albatros…