Разгромить танки под вильнюсом!

      Комментарии к записи Разгромить танки под вильнюсом! отключены

К вечеру третьего дня войны в следствии тяжёлых оборонительных битв войска советского Северо-Западного фронта понесли тяжелые потери и были отброшены от национальной границы. Помимо этого, практически ещё 23 июня была порвана локтевая связь между 8-й и 11-й Армиями фронта.

Самое печальное, что командующий и штаб СЗФ достаточно смутно воображали обстановку в полосе действий главных сил как правофланговой 8-й Армии, части которой соперник теснил на Шауляйском направлении, так и левофланговой 11-й Армии, соединения что были охвачены соперником с обоих флангов и медлительно отходили на Каунасском направлении. Но в стратегическом замысле эти события были не самыми ужасными. Ещё хуже руководство СЗФ было осведомлено о ситуации, сложившийся на левом фланге 11-й Армии, и захват ещё в первой половине дня 24 июня столицы советского Литвы города Вильнюс частями 39-го МК 3-й ТГ вермахта стал неприятнейшим сюрпризом как для руководства СЗФ, так и для армейского совета ЗФ.

Разгромить танки под вильнюсом!
Bf 109E из состава II./JG 27, аэропорт Парубанек (Вильнюс), июнь 1941 года. На переднем замысле стёртая с лица земли на протяжении прошлых налётов Чайка из состава 42-го ИАП (коллекция автора)

Виновными в аналогичной обстановке частично являлись начальники 54-го СБАП майор И. М. Скибо и 57-й САД полковник К. А. Катичев, которым ещё в 04:00 24 июня штабом ВВС СЗФ была поставлена задача совершить разведку в районе Каунас, Пренай, Алитус с последующим бомбардированием найденных частей соперника. Но 54-й СБАП задачу не выполнил. Полк незадолго до перебазировался с аэропорта Кивишки восточнее Вильнюса на аэропорт Ликсна северо-западнее Даугавпилса, и благодаря отсутствия большей части 126-го БАО, что ещё не прибыл к новому месту базирования, и постоянных атак германских самолётов аэропорта Ликсна не мог подготовить самолёты к боевым вылетам.

Помимо этого, практически 23–24 июня с аэропортов недалеко от Ионавы (Рисгонис и Маркштава) в Скварбай и Даугавпилс были переброшены все исправные самолёты 61-го ШАП 8-й САД, в итоге и данный полк кроме этого не смог учавствовать в вылетах 24 июня по обстоятельствам, подобным 54-му СБАП. До тех пор пока начальник 57-й САД разбирался с виновными в срыве разведывательных вылетов, передовые отряды германской 7-й ТД 39-го МК во второй половине 24 июня захватили передовыми отрядами мосты через Вилию у Неменчине (20 км северо-восточнее Вильнюса) и Михалишки (50 км восточнее Вильнюса), а частью сил развернули у Вильнюса на восток и начали выдвижение на Ошмяны – Сморгонь.

Bf 109E из состава II./JG 27, аэропорт Парубанек (Вильнюс), июнь 1941 года. На заднем замысле стёртый с лица земли на протяжении прошлых налётов СБ из состава 54-го СБАП (коллекция автора)

Весьма интересно подчернуть, что первым об опасности захвата Вильнюса определило руководство ЗФ из доклада начальника из 5-й ТД 3-го МК СЗФ. Части 5-й ТД с боями отходили от Алитуса на Вильнюс и потом на Молодечно, потеряли сообщение с руководством СЗФ и вышли в размещение армий 13-й Армии ЗФ. В оперативной сводке № 4 штаба ЗФ от 10:00 24.06.41 года отмечено, что в соответствии с докладу малоизвестного офицера 5-й ТД соперник ещё в 17:00 23.06.1941 занял Вильнюс, но уже в следующем абзаце указано, что начальник 9-й дивизии армий НКВД, подразделения которой защищали объекты, в том числе и в Вильнюсе, говорит, что в 19:30 23 июня битвы шли ещё в 20 км западнее города.

Противоречивость донесений потребовала подтверждений, и штаб ВВС СЗФ поставил задачу на разведку начальнику 12-й САД ВВС СЗФ. Экипажи 128-го и 43-го БАП должны были проверить сведения о германских десантах в районе Вильюса. Посланные утром 24 июня на разведку пара самолётов СБ и Су-2 соперника недалеко от Вильнюса не нашли.

Полёты были продолжены и по окончании обеда, результативный вылет на разведку произвёл экипаж в составе замкомандира 12-й САД полковника И. В. штурмана и Крупского 43-го ББАП капитана А. А.Гущина, на протяжении которого около 15:30 был установлен подход к Вильнюсу нескольких танковых и моторизованных колонн. В 17:10 танки соперника были обнаружены уже в р-не Лоск (35 км восточнее Ошмяны) по направлению на Молодечно – Воложин – Минск.

В следствии руководству Западного фронта открылась апокалиптическая картина прорыва соперника на 200 км вглубь советской территории. По окончании получения этих данных возможно было констатировать, что первый стратегический эшелон войск СССР прорван на всю своевременную глубину, и соперник практически находится в тылу Западного и Северо-Западного фронтов.

РАЗВЕДСВОДКА № 5 к 23:00 24.06.41. ШТАБ ЗАПФРОНТА

1. Соперник в течение 24.06.41, сдерживаемый упорным сопротивлением частей Западного фронта, не имея успеха против правого крыла, на остальном фронте теснил отечественные части на восток. В один момент подтягивал резервы танков, пехоты из района Сувалки в направлениях Сейны, Меркине, Вильнюс; Сувалки, Копаница.

2. Авиаразведкой установлено: 15:20 24.06.41 перемещение мотомеханизированной колонны соперника по дороге Сувалки – Сейны, голова – у Сейны. Одновременно с этим – перемещение колонны пехоты с артиллерией из Сувалки в направлении Копаница. Район Сейны прикрыт зенитной артиллерией. 15:24 24.06.41 по шоссе Лейпалингис (Лейпуны), Меркине в направлении на Вильнюс – перемещение колонны соперника, глубина не установлена.

Одновременно с этим, в направлении Вильнюс с юго запада и-запада – перемещение колонн соперника по пяти дорогам, передовые части доходили к Вильнюс. 17:10 танки – в движении на Молодечно. Глубина колонны 500 м, голова у Лоск.

3. 12:15 колонна танков в движении с запада, голова – у Береза.

Эти лётчиков подлежат тщательной проверке.

Начальник штаба Западного фронта генерал Климовских.

Глава Разведывательного отдела штаба Западного фронта полковник Блохин.

Конечно, сведения потребовали проверки и удостоверялись повторными полётами. К примеру, в 19:59, вылетев на У-2, ст. политрук И. Л. Сиренко со навигатором капитаном В. Ф. Червяком из 128-го СБАП 12-й САД произвели разведку в районе Михалишки, и в 5 км северо-западнее н.п. Свирь (15 км восточнее Михалишки) на дороге были обнаружены пять танков, стоящих по ходу перемещения на восток. На одном из танков был закреплено красное полотнище со свастикой.

Наверное, по окончании испытаний руководство КА приняло к сведению информацию о занятие соперником Вильнюса, но посчитало, что со стороны соперника действуют только передовые отряды. К примеру, в боевом приказе 212-го ДБАП силы соперника оценивались в одну танковую дивизию.

СБ из состава 1-й эскадрильи 128-го СБАП. Самолёт покинут на аэропорте Крулевщина (рисунок В. Камского)

Так, во многом по прочине слабости разведывательных частей ВВС Западного и Северо-Западного фронтов, большому моторизованному объединению вермахта удалось скрытно осуществить глубокую наступательную операцию. Самое досадное содержится в том, что наступающие колонны соединений 3-й ТГ с воздуха никто кроме того не пробовал нападать ни 23, ни 24 июня, и германские танкисты на протяжении марша Алитус – Вильнюс наслаждались безоблачным небом.

Сведения о прорыве немцев на Вильнюсском направлении к вечеру 24 июня дошли до Москвы, в следствии министр обороны маршал С. К. Тимошенко приказал стереть с лица земли части соперника. ВВС ЗФ и 3-го АК РГК понесли 22–24 июня большие потери, помимо этого, ещё с утра 24 июня самым угрожающим направлением считалось Брестское, по которому и действовали 24 июня главные силы ВВС ЗФ и 3-го АК. К 25 июня положение лишь ухудшилось, исходя из этого ВВС ЗФ главными силами действовали по наступающим на Барановичи колоннам 2-й ТГ.

Для действий по танковым частям недалеко от Вильнюса было вероятно привлечь лишь части 12-й САД. Разумеется, что это показалось недостаточным, исходя из этого задачу функционировать в районах Вильнюса и Ошмян, и при подтверждения наличия группировки танков и моторизованной пехоты бомбардировать части соперника, взяли соединения 1-го и 3-го авиационных корпусов РГК.

В соответствии с приказу № 03 штаба 212-го ДБАП, первым трём эскадрильям полка с 08:10 25 июня предписывалось бомбить колонну прорвавшейся к Вильнюсу германской танковой дивизии. Так как правильные координаты германских передовых отрядов были не известны, первое звено 3-й эскадрильи получило приказ выполнить доразведку и скоординировать и направить последующие действия подразделений полка.

ДБ-3Ф из состава 1-й эскадрильи 212-го ДБАП, июнь 1941 года (коллекция автора)

Подобные распоряжения утром взяли звенья 53-го и 200-го ДБАП 40-й ДБАД, и 203-го и 204-го ДБАП 51-й ДБАД 1-го АК РГК. Не обращая внимания на отсутствие у автора своевременных документов 42-й ДБАД, 96-го и 207-го ДБАП, с громадной долей возможности возможно предполагать, что подразделения этих частей взяли распоряжения подобного содержания. Не считая частей дальнебомбардировочной авиации приказ на действия по германским танковым колоннам в р-не Вильнюса взяли 43-й ББАП и 128-й СБАП 12-й САД.

В боевом приказе № 03 штаба дивизии кроме этого предполагалось начать действия с разведки, которую было получено совершить силами 1-й эскадрильи 128-го СБАП.

Первыми в небе над районом Вильнюса в 07:38 показались шесть СБ 1-й эскадрильи 128-го СБАП (ведущий начальник эскадрильи капитан С. С. Маршалкович), каковые с высоты 1500 метров скинули 36 ФАБ-100 на танковую колонну длиной 15 км восточнее Вильно. Все самолеты возвратились на аэропорт Крулевщина без повреждений.

Следующими, в 08:07 на высоте 3000 метров над Вильнюсом показалось звено 3-й эскадрильи 53-го ДБАП, которое вёл начальник эскадрильи капитан Н. И. Репкин. Лётчики отметили бессчётные колонны на дорогах юго-западнее и северо-западнее Вильнюса, на танки были скинуты бомбы. Самолёты без повреждений возвратились на собственный аэропорт.

Реконструкция внешнего вида ДБ-3Ф с прошлого снимка (рисунок А. Казакова)

Практически через пара мин., в 08:15, к району подошло второе звено 3-й эскадрильи 212-го ДБАП и, найдя на стыке дорог юго-западнее Вильнюса германские мотоколонны, с высоты 2000 метров нападало цели. Подошедшее через 15–20 мин. третье звено той же эскадрильи кроме этого нападало эту цель. Всего 6 ДБ-3Ф скинули 60 ФАБ-100, экипажи не отметили ни огня ЗА, ни противодействия истребителей, и возвратились на собственный аэропорт без происшествий.

В 08:50 звено ДБ-3Ф из 203-го ДБАП зафиксировало «солидное перемещение мотомехчастей из района Вильно по шоссе на Ошмяны». Все три экипажа в 11:30 без утрат возвратились в Едрово. В 09:00 два звена ДБ-3Ф из 2-й эскадрильи 212-го ДБАП с 2000 метров отбомбились по скоплению германской техники и автоколоннам на западной окраине Вильнюса, скинув 60 ФАБ-100.

Эти экипажи кроме этого без утрат возвратились на аэропорт Смоленск. Наконец, в 09:32 и 09:46 два звена ДБ-3Ф 1-й эскадрильи 212-го ДБАП с 3000 метров скинули 59 ФАБ-100 на колонны юго-западнее скопления и города армий в западной части Вильнюса. Экипажи отметили пожары и прямые попадания на западной окраине Вильнюса.

Снова экипажи не отметили ни зенитного огня, ни германских истребителей.

На этом действия советских бомбардировщиков в полигонных условиях, увы, закончились. В это же утро на аэропорт Парубанек на южной окраине Вильнюса перебазировались штаб и II./JG 27 и III./JG 53, и германские лётчики срочно начали патрулирование над городом и прилегающими районами.

Вынужденная посадка Bf 109Е из состава 5./JG 27, Литва, июнь 1941 года (коллекция автора)

Показавшееся около 09:30 в районе Новой Вилейки (восточный пригород Вильнюса) звено ДБ-3А из 204-го ДБАП было фактически сходу атаковано и сбито пилотами 9./JG 53. В соответствии с докладу возвратившегося в полк 7 июля единственного выжившего, навигатора одного из самолётов лейтенанта Михаила Тимофеевича Рябова (будущий Герой Советского Союза), делая задание, около 09:30–09:40 экипажи успели зафиксировать интенсивное перемещение мотоколонн по шоссе с Новой Вилейки на Константиново, по окончании чего подверглись атаке 7 Ме-109.

Победы, идентифицированные как «СБ-3», заявили во время 09:31–09:35 ветераны прошлых кампаний фельдфебель Рольф Клиппген (Fw. Rolf Klippgen, 4-я победа), лейтенант Эрих Шмидт (Lt. Erich Schmidt, 22-я победа) и обер-лейтенант Франц Гетц (Oblt.

Franz Gotz, 12-я победа).

Для практически лишь начавшего формирование 204-го ДБАП это было огромная утрата – были сбиты умелые экипажи замкомандира полка капитана А. М. Удалова и комэсков капитанов В. В. Насонова и Ф. К. Шатова:

  • замкомполка капитан Удалов Александр Матвеевич
  • навигатор глава связи полка капитан Уваров Пётр Порфирьевич
  • стрелок-радист сержант Шнейдерман Исаак Иосифович
  • начальник 4-й эскадрильи капитан Насонов Владимир Васильевич
  • навигатор эскадрильи лейтенант Рябов Михаил Тимофеевич (возвратился в часть)
  • стрелок-радист сержант Полушин Иван Дмитриевич
  • начальник 5-й эскадрильи капитан Шатов Федор Кондратьевич
  • навигатор эскадрильи капитан Иванов Николай Андреевич
  • стрелок-радист сержант Трифонов Владимир Павлович

Через полчаса, около 10:00, на аэропортом Парубанек весьма удачно выскочила четвёрка 3-й эскадрильи 212-го ДБАП. Экипажи с 2000 метров смогли идентифицировать 9 двухмоторных и 3 четырёхмоторных германских самолёта, и до 36 истребителей – ясная солнечная погода с видимостью «миллион на миллион» это разрешала. Экипажи четырёх ДБ-3Ф, не долго думая, скинули бомбы и последовали восвояси.

Немцы были начеку, и в 10:13 четвёрка «ильюшиных» подверглась атакам звена Ме-109, но советские экипажи не только отразили все атаки и без повреждений возвратились на аэропорт, но и огнём стрелков-радистов сбили германский истребитель. Эти сведенья подтверждаются германскими утратами: Bf 109F-2 W.Nr.12610 «тёмная 6» разбился в районе Сморгони, а его пилот лейтенант Рудольф Мюллер покинул самолёт с парашютом. Примечательно, что по итогам этого боя лейтенанту была ещё и засчитана первая победа над ДБ-3.

Реконструкция внешнего вида Bf 109Е с прошлого снимка (рисунок В. Камского)

очевидно задержавшемуся с вылетом звену разведчиков из 5-й эскадрильи 200-го ДБАП, стартовавшему с аэропорта Новоселицы лишь в 08:54, не повезло. Согласно данным соперника, все три самолёта, идентифицированные как «СБ-3», были сбиты пилотами 5./JG 27 начальником эскадры майором Вольденга (Maj. Bernhard Woldenga) и лейтенантами Витцелем (Lt. Hans-Karl Witzel) и Ланганке (Lt.

Gustav-Adolf Langanke) в 10:10 по берлинскому времени северо-восточнее Вильнюса. Примечательно, что для майора Вольденга это первенствовала победа в карьере.

Экипажи 200-го ДБАП, не возвратившиеся из разведки:

  • начальник 5-й эскадрильи лейтенант Тимофеев Николай Иванович
  • навигатор эскадрильи капитан Стреколовский Павел Ильич (возвратился в часть)
  • стрелок-радист ст. сержант Павлов Геннадий Тимофеевич
  • летчик ст. лейтенант Словесник Аркадий Семенович (возвратился в часть)
  • навигатор мл. лейтенант Стальнов Константин Карпович
  • стрелок-радист мл. сержант Шалыгин Михаил Тимофеевич
  • лётчик лейтенант Работа Николай Тимофеевич
  • навигатор ст. лейтенант Швачков Константин Дмитриевич
  • стрелок-радист сержант Пономарев Василий Иосифович

Наверное, успешное появление четвёрки 3-й эскадрильи 212-го ДБАП над аэропортом Парубанек и установление нахождения на нём германских самолётов не осталось незамеченным руководством 3-го АК. Комкорп полковник Н. С. Скрипко, будущий маршал авиации, в собственных мемуарах позднее выделил, что по окончании больших потери, понесённых незадолго до экипажами корпуса от германских истребителей, он был всерьёз обеспокоен переброской нескольких десятков Ме-109 на аэропорт Вильнюса.

без сомнений, Скрипко замечательно осознавал, что в случае если сходу не стереть с лица земли германские самолёты на аэропорте, то в будущем советским бомбардировщикам будет очень сложно функционировать в этом районе. Для нанесения удара были переориентированы как минимум пара групп самолётов из 96-го и 207-го ДБАП (правильное количество неизвестно), помимо этого подобную задачу взяли экипажи 2-й эскадрильи 212-го ДБАП. Но частью сил эти полки продолжили функционировать по заблаговременно намеченным замыслам – так, в соответствии с докладу 42-й ДБАД, в данный сутки ещё не меньше 15–16 экипажей ДБ-3Ф 96-го ДБАП несколькими группами отработали по танковым и моторизованным колоннам недалеко от Вильнюса.

Bf 109Е из штабного звена II./JG 27, Литва, июнь 1941 года (коллекция автора)

По окончании получения сведений от разведчиков первыми около 09:30–09:40 для бомбардировки германских танковых колонн стартовали 9 самолётов 5-й эскадрильи 53-го ДБАП, ведущим шел комэск капитан И. В. Голубенков. В район цели звенья начали выходить с 11:30. В 09:45 с аэропорта Крулевщина вылетели два СБ из 1-й эскадрильи 128-го СБАП, а в 10:00 стартовали 8 СБ 3-й эскадрильи того же полка.

С громадной долей возможности приблизительно одвременно с этим стартовали и группы самолётов 96-го ДБАП, но по 96-му и 207-му полкам 42-й ДБАД сведений о времени вылетов у автора до тех пор пока нет.

Так как самолётам 128-го СБАП было значительно ближе лететь, они первыми и вышли в район Вильнюса и нападали цели. Пара 1-й скадрильи скинула 12 ФАБ-100 на мотомехколонну в районене Ошмян и возвратилась на аэропорт без утрат. Несколько 3-й эскадрильи бомбила танковую колонну в 5 км северо-западнее Вильнюса, скинув с 2000 метров 48 ФАБ-100. В районе цели восьмерку нападали «мессершмитты», которым удалось сбить два СБ.

Были утрачены экипажи в составе лейтенант Кошелев – ст. лейтенант Полищук – мл. сержант Раков и лейтенант Кириченко – лейтенант Бахвалов – сержант Алексеев. Если судить по германским заявкам, их СБ сбили начальник II./JG 27 гауптман Вольфганг Липперт (Hptm. Wolfgang Lippert) и летчик 4./JG 27 фельдфебель Альфред Хайдель (Fw.

Alfred Heidel).

Реконструкция внешнего вида Bf 109Е с прошлого снимка (рисунок В. Камского)

Несколько капитана Голубенкова, вышедшая в район цели в 11:30, кроме этого подверглась атакам истребителей и понесла большие потери – были сбиты 6 ДБ-3Ф. Возвратившиеся экипажи отметили скопления танков северо-западнее, западнее и южнее Вильнюса и важное противодействие истребительной авиации: атакующая несколько была оценена в 15 Ме-109, из которых 4 германских самолёта якобы было сбито.

Советская девятка действовала звеньями, исходя из этого утраты весьма сложно идентифицировать по времени. Из первого звена Голубенков – Бандиков – Догадин был сбит самолёт ст. лейтенанта Бандикова. Звено ст. лейтенанта Курочки было сбито всецело; из потерянных экипажей часть личного состава потом возвратилась – к примеру, пилот ведомого самолёта лейтенант Иконников, ставший потом Храбрецом СССР.

Из третьего звена, которое вёл ст. лейтенант Н. И. Калинин, были сбиты оба ведомых самолёта. Германскими лётчиками из II./JG 27 и III./JG 53 в это время были заявлены 11 побед над советскими бомбардировщиками.

Потерянные экипажи 53-го ДБАП:

  • замкомандира эскадрильи ст. лейтенант Бандиков Борис Петрович
  • навигатор ст. лейтенант Лёвкин Николай Иванович
  • стрелок-радист мл. сержант Овсянников Николай Васильевич
  • начальник звена лейтенант Курочка Фёдор Евсеевич
  • навигатор ст. лейтенант Пархоменко Николай Корнеевич
  • стрелок-радист ефрейтор Жемеринин
  • лётчик лейтенант Иконников Владимир Дмитриевич
  • навигатор лейтенант Талагаев Иван Иванович
  • стрелок-радист сержант Белоусов Иван Емельянович
  • лётчик лейтенант Гунявин Владимир Григорьевич
  • навигатор лейтенант Гоманченко Александр Андреевич
  • стрелок-радист мл. сержант Корнейчук Григорий Лукьянович
  • начальник звена лейтенант Давыдов Фёдор Игнатьевич
  • навигатор лейтенант Браилов Дмитрий Васильевич
  • стрелок-радист мл. сержант Никитин Николай Михайлович
  • лётчик лейтенант Образков Семён Михайлович
  • навигатор лейтенант Резнюк Иван Петрович
  • стрелок-радист мл. сержант Язев Фёдор Николаевич

Кое-какие подробности действий лётчиков 128-го СБАП и 53-го ДБАП возможно почерпнуть из документов 1-й батареи 84-го лёгкого зенитного дивизиона немцев за 25.06.1941. Зенитчики отметили две последовательные атаки в 10:05–10:30 и 10:35–10:43 двух групп «мартин-бомберов», как обычно соперник именовал СБ, в составе 12 и 3 самолётов соответственно. Наряду с этим расчёты орудий кроме этого зафиксировали поражение двух самолётов (по одному из каждой группы).

Bf 109F-2 лётчика 7./JG 53 фельдфебеля Германа Нойхоффа (Fw. Hermann Neuhoff). 25 июня он заявил о трёх сбитых советских самолётах (коллекция автора)

Подробности вылета 5-й эскадрильи 53-го ДБАП кроме этого обрисованы в мемуарах навигатора А. И. Крылова:

«Голубенков быстро качнул самолёт с крыла на крыло, что означало: «Приготовиться к удару!» И в это мгновение как будто бы треснуло небо. Со всех сторон с леденящим душу грохотом вспыхивали огненные шапки разрывов зенитных снарядов. Близко чертили воздушное пространство автострады скорострельных «эрликонов». Многоцветные шары, как гирлянды торжественной иллюминации, светлячками поднимались ввысь, убыстряя собственный бег, всё плотнее и плотнее окутывали самолёты.

Позже, мигнув, они мгновенно меркли, оставляя за собой чуть заметную чёрную полосу.

«Низковато, – с тревогой поразмыслил Голубенков. – Вон как свирепствуют «эрликоны»!

Но было уже поздно – в первых рядах цель! Чёрные клочья сгоревшей взрывчатки, как будто бы в свирепом танце, метались среди воздушных судов. Начальник два раза энергично качнул самолёт вправо и решил: «Пускай ведомые экипажи мало рассредоточатся».

Голубенков маленькими отворотами старался сманеврировать. В его чётких, вычисленных действиях не чувствовалось никакой нервозности. Скорей с любопытством, чем испуганно следил Иван Васильевич за разрывами зенитных снарядов. Он ещё с войны с белофиннами прекрасно знал, что манёвр, тем более в строю, практически неэффективен в таких условиях.

Но что сделаешь, нужно пробиваться. Большая часть лётчиков страно скоро привыкают к самым тяжёлым опробованиям. Как бы тяжело ни было, постоянно живёт в них яркая надежда, вера в благополучный исход и удачу полёта.

Вот и по сей день неистово бьют зенитки, но все самолёты с уверенностью держатся в группе, настойчиво приближаясь к цели. В эти 60 секунд Голубенков всецело овладел собственными нервами, а чувство огромной ответственности и долга за финал боя, ответственности перед товарищами придало ему ещё больше решимости и твёрдости.

Нежданно слева, со стороны города, выше строя промелькнули необычно узкие, долгие силуэты. Они не были похожи ни на что из того, что видел капитан раньше. «Мессершмитты»!» – додумался Голубенков, с любопытством всматриваясь в их угрожающий полёт.

– «Мессеры»! – доложил и стрелок-радист Василий Смирнов.

– Не проморгать их! – приказал начальник. В этот самый момент же послышался жёсткий голос навигатора Шведовского:

– Боевой!

– Имеется, боевой! – в тот же час отозвался Голубенков, нацелившись на в первых рядах плывущее, похожее на наковальню облако. Не обращая внимания на автострады зенитных снарядов, он совершенно верно по курсу повёл воздушный корабль на цель. С тысячеметровой высоты отчётливо просматриваются стоящие на обочине десятка два танков, прикрытые ветками. В центре их – долгое туловище топливозаправщика. Шведовский, растянувшись в собственной кабине, замер у окуляра коллиматорного прицела.

Вот топливозаправщик вписался в перекрестие сетки. Надавлена боевая кнопка. Из открытых люков посыпались бомбы.

Тёмные, каплеобразные, они падали, как будто бы связанные невидимой нитью, долгой цепочкой.

– Бомбы! – кратко скомандовали лётчики ведомых экипажей В. И. Догадин и Б. П. Бандиков, видя, как из ведущего самолёта посыпался смертоносный груз. Их навигаторы тут же надавили на кнопки бомбосбрасывателей. А через дюжина секунд тридцать стокилограммовых бомб со свистом врезались в гущу танков.

Багряные фонтаны взметнулись у бронированных автомобилей гитлеровцев, окутав их клубами дыма и огня.

– Имеется прямое попадание! Взлетел на воздушное пространство топливозаправщик! – доложил Василий Смирнов.

Чуть подальше на шоссе расположилась вторая несколько вражеских танков. Преодолевая сильный заградительный пламя, ведомые звенья первой девятки лейтенанты Н. И. Калинин и В. Ф. Курочка кроме этого метко скинули бомбы, стёрши с лица земли и повредив пара танков, БТР и положив десятка два офицеров и вражеских солдат.

Зенитчики, ошеломлённые сильным ударом ведущей эскадрильи, пара уменьшили пламя. Но в самый последний момент, в то время, когда Голубенков начал отводить собственную группу вправо, зенитный боеприпас угодил в самолёт лейтенанта Бандикова, шедшего справа от начальника. Бомбардировщик, как будто бы пушинку, подбросило вверх, и он тут же, на глазах у всех разваливаясь на куски, отправился вниз.

Из самолёта успел выброситься с парашютом навигатор Николай Иванович Левкин.

А сейчас истребители соперника тремя звеньями навалились на бомбардировщики, нападав их сверху, со стороны солнца. Стрелки-радисты встретили неприятеля дружным огнём. Старшему сержанту Василию младшему сержанту и Смирнову Дмитрию Беловолу в первоначальный заход удалось поджечь два «мессера».

Скоро они сбили ещё по одному. В данный же момент сержант Алексей Волков маленькой очередью в упор срезал Ме-109, атаковавший самолёт начальника эскадрильи.

Делая отступление, сообщу, что все они в первые дни войны Указом Президиума ВС СССР от 8 июля 1941 года были отмечены высокими призами: В. С. Смирнов удостоен ордена Ленина, А. Г. Волков – ордена Красного Знамени, Д. А. Беловол – ордена Красной Звезды.

Воздушный бой длился. Не обращая внимания на хорошую оборону, один из «мессеров» однако успел, перед тем как его подожгли, дать долгую очередь по правой плоскости и фюзеляжу самолёта начальника звена лейтенанта В. Ф. Курочки. Машина загорелась, вошла в отвесное пикирование и врезалась в ЖД полотно.

Эту картину замечали юные лётчики лейтенанты В. Г. Грунявин и В. Д. Иконников. Психологически они были подготовлены к такому тяжёлому воздушному бою, как-то воображали, что это такое. Но в то время, когда перед ними в один миг погиб их командир и наставник, в то время, когда боеприпасы с искристыми огненными брызгами метались около кабин, у лётчиков от неожиданности на какие-то секунды дрогнули нервы.

По всей видимости, исходя из этого лейтенант Грунявин мало отстал от строя, в этот самый момент же на его самолёт налетели «мессеры». Сходу было перебито управление. Корабль вспыхнул и, перевернувшись на пояснице, отправился к почва.

Из самолёта удалось выпрыгнуть с парашютом лишь начальнику – Владимиру Григорьевичу Грунявину.

Утратив начальника звена, видя, как сбили самолёт Грунявина, Иконников попытался поскорее пристроиться к Голубенкову. Но и «мессеры» не спали: как будто бы шакалы, они набросились на самолёт лейтенанта. Гулко и дробно стучал пулемёт стрелка-радиста Ивана Белоуса.

Скоро от его меткой очереди ещё один стервятник метнулся вверх и, перейдя в штопор, ударился о почву. Не обращая внимания на утраты, неприятель наседал, нападал уже не парами, а звеньями. Иконников услышал, как глухо и тупо забарабанили пулемётные очереди где-то позади кабины…»

Реконструкция внешнего вида Bf 109F-2 с прошлого снимка (рисунок В. Камского)

Маршал авиации Скрипко в собственных мемуарах отмечает кое-какие подробности налётов на Вильнюсский аэропорт. Задача на бомбардировку аэропорта Парубанек была поставлена группе из 9 ДБ-3Ф 96-го ДБАП и двум звеньям 207-го ДБАП:

«С восхода солнца 25 июня 1941 года отечественная авиация действовала двумя волнами: первая волна – фронтовые бомбардировщики, вторая – дальние. Отечественный авиакорпус наносил удары по колоннам фашистских танков, двигавшихся на Ошмяны. В середине дня 207-й дальнебомбардировочный авиаполк совершил успешный налёт на Виленский аэропорт, где в следствии неожиданного удара было стёрто с лица земли около 40 германских истребителей.

Особенно тяжёлое положение сложилось в 207-м полку. К началу войны тут и без того было мало самолётов, а из-за громадного количества повреждений, взятых на протяжении битв, начальник авиаполка полковник Г. В. Титов 25 июня смог поднять в атмосферу всего лишь два звена.

В целях уничтожения самолётов соперника на аэропортах ответом командующего Западным фронтом 3-му дальнебомбардировочному авиакорпусу приказали 24 июня [очевидно, ветеран путает дату – прим.авт.] бомбардировать аэропорт Вильно. Воздушная разведка распознала тут громадное скопление германских самолётов.

Мы послали на задание 9 экипажей от 96-го дальнебомбардировочного авиаполка. Задачу эту они выполнили удачно. В момент налёта на аэропорте Вильно пребывало 36 германских истребителей, 9 двухмоторных и 4 четырёхмоторных бомбардировщика, и военно-транспортные самолёты.

Не обращая внимания на сильный пламя зенитной артиллерии, закрывавшей аэропорт, бомбардировщики нанесли правильный удар, но сразу же по окончании исполнения боевого задания были атакованы «мессершмиттами». В следствии эскадрилья утратила 5 самолётов Ил-4».

Bf 109F-2 технического офицера штаба III./JG 53 лейтенанта Юргена Хардера (Lt. Jurgen Harder) (коллекция автора)

Экипажи этих полков действовали звеньями, по всей видимости, приблизительно с 12:00 до 14:00 – по крайней мере, соперник фиксирует 12 побед, заявленных над советскими бомбардировщиками в это время лётчиками всё тех же вездесущих II./JG 27 и III./JG 53. В конечном итоге были сбиты 8 самолётов 96-го ДБАП и один из 207-го ДБАП:

207-й ДБАП:

  • лётчик мл. лейтенант Тренев Владимир Иванович (возвратился в часть)
  • навигатор лейтенант Захаров Григорий Захарович (возвратился в часть)
  • стрелок-радист мл. сержант Шипицин Павел Петрович (возвратился в часть)

96-й ДБАП:

  • начальник звена мл. лейтенант Ткаченко Владимир Иванович (возвратился в часть)
  • навигатор лейтенант Митин Иван Иванович (возвратился в часть)
  • стрелок-радист мл. сержант Ячнев Олег Францевич
  • летчик мл. лейтенант Колоярцев Александр Павлович
  • навигатор мл. лейтенант Тимошин Василий Павлович
  • стрелок-радист мл. сержант Кузнецов Иван Леонтьевич
  • начальник звена мл. лейтенант Григорьев Владимир Иванович
  • навигатор лейтенант Акимов Михаил Сергеевич
  • стрелок-радист ефрейтор Моисеев Федор Павлович
  • замкомандира эскадрильи ст. лейтенант Кононов Василий Александрович (возвратился в часть)
  • навигатор лейтенант Брагин Николай Васильевич (возвратился в часть)
  • стрелок-радист мл. сержант Маслов Степан Давыдович
  • начальник звена мл. лейтенант Краснощёков Георгий Иванович
  • навигатор звена лейтенант Ширяев Пётр Васильевич
  • стрелок-радист мл. сержант Денисов Василий Гаврилович
  • лётчик мл. лейтенант Галкин Сергей Андреевич (возвратился в часть)
  • навигатор лейтенант Пономарёв Алексей Андреевич
  • стрелок-радист мл. сержант Новосёлов Константин Васильевич
  • начальник звена мл. лейтенант Бобрышев Пётр Александрович
  • навигатор звена лейтенант Щёголев Константин Никитович
  • стрелок-радист сержант Шуров Борис Васильевич
  • лётчик мл. лейтенант Плугин Михаил Ермолаевич
  • навигатор лейтенант Кузнецов Александр Захарович
  • стрелок-радист сержант Манжула Денис Егорович

Само собой разумеется, сказать о 40 стёртых с лица земли на аэропорте германских самолётах не приходится, но эффект от атак, без сомнений, был. К примеру, III./JG 53, не считая сбитого стрелками 212-го ДБАП «мессершмитта» Мюллера, утратила в данный сутки ещё четыре истребителя. Пробуя взлететь, два «мессершмитта» столкнулись в воздухе и были полностью уничтожены.

Их пилотам удалось спастись, но наряду с этим начальник группы гауптман Вольф-Дитрих Вильке был ранен (лётчик второго самолёта из 7-го штаффеля не пострадал).

Реконструкция внешнего вида Bf 109F-2 с прошлого снимка (рисунок В. Камского)

До тех пор пока самолёты 42-й ДБАД атаковали Вильнюсский аэродром, другие части работали по танковым и скоплениям войск и механизированным колоннам. В 12:20 пять СБ 2-й эскадрильи 128-го СБАП с высоты 1000 метров бомбили мотомехколонну на дороге Ораны – Епишки. На цель было скинуто 30 ФАБ-100, экипажи отметили пожары и прямые попадания.

Советские самолёты подверглись атакам истребителей, но смогли отбиться без утрат а также заявили об одном сбитом в воздушном бою Ме-110.

Около 13:45–14.00 в район Вильнюса начали выходить группы 53-го ДБАП, и воздушное сражение достигло собственного апогея. Первыми цели в 14:05–14:20 нападали 7 ДБ-3Ф 1-й эскадрильи 53-го ДБАП (ведущий капитан А. Б. Язьков). Наряду с этим экипажи выходили на собственные цели звеньями либо парами – первым в 11:30 взлетело звено капитана Язькова, потом с промежутком 15 мин. стартовали пары лейтенанта Давыдова и ст. лейтенанта Щетенко.

Германская ПВО к этому времени была в далеком прошлом начеку, и советским самолётам было оказано замечательное противодействие зенитной артиллерией и истребителями. В воздушном бою были сбиты три ДБ-3Ф, причем замыкающая пара Щетенко – Власов в полном составе (ст. лейтенант Щетенко сумел произвести вынужденную посадку).

Потерянные экипажи 1-й эскадрильи 53-го ДБАП:

  • начальник звена лейтенант Огольцов Фёдор Егорович
  • навигатор звена лейтенант Семёнов Пётр Алексеевич
  • стрелок-радист сержант Березуцкий Иван Петрович
  • замкомандира эскадрильи ст. лейтенант Щетенко Николай Кузьмич (возвратился в часть 01.07.1941)
  • навигатор лейтенант Селин Василий Матвеевич (возвратился в часть 01.07.1941)
  • стрелок-радист мл. сержант Горбоконь Иван Иванович (возвратился в часть 01.07.1941)
  • замкомандира эскадрильи политрук Власов Константин Степанович
  • навигатор лейтенант Бандурков Александр Николаевич
  • стрелок-радист мл. сержант Плетенец Николай Иванович

ДБ-3Ф из состава 2-й эскадрильи 53-го ДБАП. Этот самолёт был стёрт с лица земли германской авиацией на аэропорте Сольцы (рисунок А. Казакова)

Потом с промежутком в 10–15 мин. в район цели последовательно подошли звено 3-й эскадрильи 53-го ДБАП (ведущий ст.политрук А. И. Шапошников) и два звена 2-й эскадрильи того же полка, каковые вели комэск капитан А. Д. командир и Третьяков звена лейтенант В. И. Щербина соответственно. Этим группам повезло ещё меньше: германскими истребителями были сбиты Третьякова и звенья Шапошникова, а из звена Щербины возвратился только экипаж левого ведомого лейтенанта В. К. Скляренко. Потерянные экипажи:

3-я эскадрилья 53-го ДБАП:

  • замкомандира эскадрильи ст. политрук Шапошников Александр Иванович
  • навигатор звена лейтенант Кушнырёв Иван Дмитриевич (возвратился в часть 02.07.1941)
  • стрелок-радист ефрейтор Ефимов Алексей Иванович
  • лётчик мл. лейтенант Чубарь Пётр Яковлевич
  • навигатор мл. лейтенант Маджар Александр Николаевич
  • стрелок-радист сержант Казаков Борис Васильевич
  • лётчик лейтенант Мурашев Виктор Андреевич (возвратился в часть 04.07.1941)
  • навигатор лейтенант Шевченко Пётр Тарасович (возвратился в часть 04.07.1941)
  • стрелок-радист ефрейтор Онипченко Григорий Парамонович

2-я эскадрилья 53-го ДБАП:

  • начальник эскадрильи капитан Третьяков Александр Дмитриевич
  • навигатор эскадрильи капитан Беляев Михаил Ефимович (возвратился в часть 28.07.1941)
  • стрелок-радист ст. сержант Грохольский Евгений Михайлович
  • начальник звена лейтенант Сотов Борис Николаевич
  • навигатор звена лейтенант Самойленко Константин Васильевич
  • стрелок-радист ст. сержант Антипов Василий Иванович
  • лётчик лейтенант Власов Виктор Кузьмич
  • навигатор лейтенант Контур Анатолий Алексеевич
  • стрелок-радист мл. сержант Карпенко Максим Гаврилович
  • начальник звена лейтенант Щербина Василий Иванович (возвратился в часть 29.08.1941)
  • навигатор звена лейтенант Наводничий Фёдор Спиридонович (возвратился в часть 29.08.1941)
  • стрелок-радист ст. сержант Балакин Иван Владимирович
  • лётчик лейтенант Сеничкин Виктор Иванович
  • навигатор лейтенант Красилов Михаил Васильевич (возвратился в часть 03.07.1941)
  • стрелок-радист сержант Фридман Шая Моисеевич

Навигатор сохранившегося экипажа Скляренко лейтенант А. И. Крылов в послевоенных мемуарах обрисовал среди них и воздушный бой и этот вылет. В соответствии с его воспоминаниям, группу 2-й эскадрильи 53-го ДБАП нападали сперва 8 Ме-109, а после этого подошла ещё одна группа, которая довершила разгром:

«…Отечественная шестёрка, ведомая капитаном А. Д. Третьяковым, выполняла задание. В заданное время мы вышли к развилке шоссе и на дороге Вильно – Каунас нашли группу танков и самоходок. Они притаились у обочины, маскируясь в мелком кустарнике. Навигатор капитан М. Е. Беляев, развернув головное звено, обрушил бомбы на цель. Его прекрасно поддержали навигаторы ведомых самолётов К. В. Самойленко и А. А. Контур, положив бомбы в скопление танков.

Сходу загорелось пара бронированных автомобилей.

За командирским пошло в наступление и наше звено. Не обращая внимания на плотный зенитный пламя, Щербина совершенно верно выдержал боевой курс. Чуть в стороне от горевшей вражеской техники навигатор Наводничий заметил новую замаскированную группу танков. Прильнув к прицелу, он шепетильно учёл все поправки, терпеливо выждал, пока цель подползла к перекрестию, и надавил на боевую кнопку.

Звено бомбардировщиков разгрузилось практически в один момент. Бомбы устремились к почва. В самой гуще вражеской техники встали огненные султаны.

От прямого попадания взорвались два танка.

Третьяков уже начал разворот вправо. Сейчас над эскадрильей показалась восьмёрка истребителей соперника. Комэск подал сигнал:

– Держаться плотнее!

Но ведомые замешкались и чуть-чуть опоздали с разворотом. Данной оплошностью в тот же час воспользовались «мессеры». Двумя парами они ринулись на самолёт лейтенанта Виктора Власова. Но зарвавшиеся нацисты попали под дружный, губительный пламя стрелков-радистов.

Вот уже отвалил от строя и, оставляя за собой тёмный хвост дыма, отправился к почва один стервятник. За ним, объятый пламенем, последовал второй.

Скоро нас нападала новая несколько «мессеров». Парами с направлений и различных высот врезались они в отечественный строй, пробуя расколоть его. Рёв моторов, стрёкот пулемётов слились в неистовый шум.

– На нас пикируют две пары «мессеров», – предотвратил стрелок-радист Ширченко.

Я скоро встал с сиденья и через астролюк заметил скоро возрастающие в размерах камуфлированные тела «дистрофичных».

– Пламя!.. – закричал я.

Как будто бы сговорившись, со всех судов практически в один момент зло зарычали ШКАСы. Меткие очереди прошили жёлтое брюхо одному фашистскому самолёту. Он вспыхнул и горящим факелом полетел вниз.

– Так их, гадов! – крикнул Скляренко. Мы продолжали разворот. И опять огненные автострады вспороли небо. «Мессеры» нападали яростно, меняя направление заходов. На самолёт Щербины набросилась пара гитлеровцев.

Им удалось поразить бомбардировщик. Он быстро снизил скорость, задымил и полетел со понижением. Экипаж выбросился с парашютами.

Лейтенанты Щербина и Наводничий через два месяца возвратились в полк. Будущее стрелка-радиста старшины Ивана Балакина осталась малоизвестной.

Очередной вражеской атаки продолжительно ожидать не было нужно. В этом случае немцы действовали более большими силами. Их удар был нацелен на машину начальника эскадрильи. Одна из пулемётных очередей угодила в левую плоскость самолёта Третьякова, вторая – в фюзеляж. С скрежетом пули и металлическим хрустом ударили по кабинам.

Захрипел, зафыркал, выбрасывая тёмный дым, левый мотор. Упала скорость, машину потянуло вниз.

– Начальник, горим! – с тревогой в голосе сообщил Беляев. – Что будем делать?

– Прыгать нужно, навигатор!

Нам прекрасно видно, как пламя охватило фюзеляж и левую плоскость командирской автомобили.

– Грохольский! – еде удерживая бомбардировщик, кричал Третьяков радисту. – В случае если сможешь, передай на землю открытым текстом: задание выполнили, самолёт горит…

– Попытаюсь, товарищ начальник!

Бомбардировщик шёл со понижением, оставляя шлейф тёмного дыма. Внезапно от борта его отделился парашютист. Предстоящее случилось мгновенно: воздушный корабль, приближаясь к почва, начал садиться на лес, в этот самый момент в атмосферу взметнулся громадный столб огня.

Парашютистом был навигатор капитан М. Е. Беляев. Через два месяца он возвратился в часть и поведал подробности воздушного боя. Капитан А. Д. старший и Третьяков сержант Е. М. Грохольский погибли смертью храбреца».

Германские истребители из штаба III./JG 53, 8./JG 53, и 5. и 6./JG 27 записали на собственный счёт по результатам этого боя ещё 11 побед.

Реконструкция внешнего вида Bf 109F-2 летчика 8./JG 53 лейтенанта Херберта Шрамма (Lt. Herbert Schramm). В битвах 25 июня он заявил о четырёх сбитых бомбардировщиках (рисунок В. Камского)

В документах 40-й ДБАД имеется отчёты возвратившихся участников экипажей 53-го и 200-го ДБАП, каковые будут потом использованы в расширенной публикации про Вильнюсские события 25 и 29 июня 1941 года. на данный момент же стоит подчернуть, что мемуары, а также самые, казалось бы, объективные, в большинстве случаев, имеют очень отдалённое отношение к настоящим событиям. Довольно воспоминаний Крылова возможно указать два главных момента.

Во-первых, в отчётах возвратившихся в полк В. И. Щербины, Ф. С. Наводничего и М. В. Красилова чётко отмечено, что звенья взлетали с промежутком 15 мин. и не могли подробно замечать действия вторых групп недалеко от цели. Следовательно, описание воздушных битв вторых экипажей Крыловым – художественный пересказ.

Во-вторых, по отчётам личного состава обоих сбитых экипажей самолёт Скляренко ещё до начала воздушного боя оторвался от строя, что разрешило «мессершмиттам» стремительнее разделаться с самолётами звена. Конкретные обвинения в адрес оторвавшегося экипажа не раздались, но подтекст был как раз таковой.

Казалось бы, по окончании разгрома групп 2-й и 3-й эскадрилий 53-го ДБАП в бою над Вильнюсом наступил перелом, и германские истребители окончательно и бесповоротно захватили господство в небе. В историях III./JG 53 и II./JG 27 заявленные пилотами этих групп 50 побед в небе над Вильнюсом представлены как величайший успех. без сомнений, определённая логика в этом присутствует, но направляться подчернуть, что действия вечером разворачивались совсем По другому сценарию, нежели в обед.

В отличие от прошлых дней, действия советских лётчиков стали напоминать «германскую карусель», которую так удачно закрутили утром пилоты 212-го ДБАП, и раскручивали другие части по окончании 15:00.

Начало этому процессу положили последние вылеты экипажей 53-го ДБАП. По окончании 15:00 7 ДБ-3Ф 4-й эскадрильи полка, ведомые комэском капитаном Н. В. Крюковым, в комфортной для себя обстановке скинули бомбы на германские колонны (экипажи отметили прямые попадания в танки) и без утрат возвратились на собственный аэропорт. Единственным недоразумением стало то, что один из экипажей на обратном пути заблудился и совершил посадку в Калинине.

Реконструкция внешнего вида СБ из состава 5-й эскадрильи 128-го СБАП. Самолёт покинут из-за поломки мотора на аэропорте Улла (рисунок В. Камского)

Приблизительно одновременно с этим, около 15:00 (вылет 13:50–16:10), танковую колонну на дороге Вильно – Ошмяны с 2000 метров бомбили 6 СБ из 3-й эскадрильи 128-го СБАП. Скинув 30 ФАБ-100, все самолёты без утрат возвратились в Крулёвщину.

В 16:00 в атмосферу встали 6 СБ 5-й эскадрильи 128-го СБАП, и около 17:00 с 2200 метров экипажи отбомбились по мотоколонне в 5 км западнее Константинува, совершив попутно разведку и зафиксировав германские танковые колонны на дорогах в районе Михалишки и на дороге в районе Медники (25 км юго-восточнее Вильнюса, середина дороги на Ошмяны), где было насчитано 200 танков. В 17:55 самолёты без утрат возвратились на аэропорт.

Стартовавшие в 16:05 6 СБ 1-й эскадрильи 128-го СБАП отбомбились по целям в районе Ейшишки (55 км южнее Вильнюса в сторону Лиды), где подверглись огню ЗА и были атакованы германскими истребителями. На отходе от цели в районе Трабы был сбит СБ начальника эскадрильи капитана Маршалковича (навигатор лейтенант Лепехин, стрелок ефрейтор Комар). С германской стороны победу заявил начальник 4./JG 27 обер-лейтенант Густав Редель (Oblt. Gustav Rodel).

Остальные советские самолёты произвели посадку в Улле в 18:10.

Реконструкция внешнего вида СБ из состава 2-й эскадрильи 128-го СБАП. Данный самолёт был стёрт с лица земли германской авиацией на аэропорте Витебск (рисунок В. Камского)

Взлетевшие в 17:06 5 СБ 2-й эскадрильи полка в 17:40 с 1500 метров скинули 30 ФАБ-100 на колонну танков в районе Медники, по окончании чего были атакованы парой Ме-109 и утратили два экипажа (ст. лейтенант Рыжих – лейтенант Мерзляков – сержант Грибов и мл. лейтенант Чуканов – лейтенант Герасенко – сержант Круглов). С германской стороны отличились лётчики 5./JG 27 лейтенанты Густав-Адольф Ланганке и Ганс-Карл Витцель, ещё один бомбардировщик заявили германские зенитчики.

Сутки 25 июня по большому счету стал «звёздным часом» лейтенанта Ланганке. До вторжения в СССР на его счету робко числился единственный «Харрикейн», сбитый над Лондоном. Ничем не показал он себя ни в первые три дня «Барбароссы», ни затем – 7 сбитых за одни сутки над Вильнюсом советских бомбардировщиков стали отличных показателей дня среди германских лётчиков-истребителей.

Больше лейтенант сбитых не имел, а 5 октября 1941 года за советских сотрудников расплатился стрелок английского «Мериленда», убив германского аса. Вторым по результативности в небе 25 августа над Вильнюсом стал летчик 8./JG 53 лейтенант Херберт Шрамм с четырьмя заявками, а ещё три пилота заявили по три победы.

Но возвратимся к событиям дня. Около 18:00 к своим целям недалеко от Вильнюса подошли две смешанные группы, складывающиеся из сборных звеньев 2-й, 4-й и 5-й эскадрилий 212-го ДБАП. Первая в составе 7 ДБ-3Ф имела задачу атаковать скопления армий на юго-западной окраине города.

Экипажи от

Покупки из Akropolis (Вильнюс, Литва). Меня развели в Douglas

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: