Раздвижное крыло махонина

      Комментарии к записи Раздвижное крыло махонина отключены

Возможно, использование в авиации столь экзотического технического ответа, как раздвижное крыло, возможно было бы назвать тупиковым направлением, если бы не появление значительно позднее самолётов с крылом изменяемой геометрии.

В 1930-е годы скорость фактически всех классов самолётов выросла в 2 раза. Выросли и нагрузка на крыло, и посадки и скорости взлёта, что вело к повышению пробега и длины разбега.

С увеличением нагрузки и ростом скорости на крыло ухудшалась и манёвренность самолётов. В случае если истребитель И-5 (1930 г.) совершал вираж за 10 секунд, то И-16 тип 10 (1937 г.) — уже за 16 секунд.

Конечно, появилась неприятность: как снизить посадочную скорость и как улучшить манёвренность не в ущерб скоростным чертям.

Главным направлением ответа данной неприятности стало применение механизации крыла (предкрылков, закрылков и т.п). Одновременно с этим конструкторы думали и о втором пути: как при необходимости увеличивать площадь несущей поверхности, сохраняя малое сопротивление «ровного» крыла.

Главных идей было две: или производить дополнительные крылья (би-монопланы, в СССР ими занимались конструкторы В.В. Никитин и В.В. Шевченко), или увеличивать площадь единственного крыла, к примеру, при помощи раздвижных телескопических секций.

Энтузиастом второй идеи в СССР был Григорий Иванович Бакшаев.

В превосходной энциклопедии В.Б. Шаврова «История конструкций самолётов в СССР 1938-1950 г.г.» написано:

«РК (ЛИГ-7) — экспериментальный самолет с раздвижным в полете крылом переменной площади (цель — взять крыло меньшей площади и меньшего лобового сопротивления для горизонтального полета с большой скоростью и крыло увеличенной площади при посадке). Схема — расчалочный низкоплан с главным крылом размахом 11,3 м, постоянного профиля с хордой 1,5 м, площадью 16.56 м?.

На главное крыло в направлении от фюзеляжа надвигались телескопически с каждой стороны шесть подвижных концентрических отсеков увеличенного профиля, дающих при полном раздвижении неспециализированную площадь крыла 23,85 м?.

Самолёт ЛИГ-7 был создан в ленинградском университете ГВФ. Он был выпущен и прошел опробования в 1937 г.»

Раздвижное крыло махонина

Но вот что весьма интересно… Выясняется, пионером «раздвижных» самолетов являлся ещё один отечественный соотечественник, Иван Иванович Махонин.

Иван Иванович появился в 1895 г. в Петербурге. По окончании окончания ИВТУ (Императорское высшее техническое училище, сейчас МГТУ им. Баумана) он трудился над созданием электровозов и тепловозов.

Примечательно, что одно время Махонин трудился в том же университете, где через два десятилетия создал собственный самолёт Г.И.Бакшаев (Университет ГВФ вырос из факультета воздушных сообщений Ленинградского университета инженеров дорог сообщений).

В 1921 г. Махонин вместе с семьёй эмигрировал во Францию и сумел создать успешную авиастроительную компанию. Завод Махонина серийно производил бесхвостые планеры Фовеля (Fauvel). Сам же обладатель в 1929 г. взял патент на самолёт с раздвижным крылом, а 10 августа 1931г. первый в мире самолёт аналогичной схемы — моноплан Мак.

10 с двигателем Lorraine LD.12b — поднялся в воздух.

В случае если Бакшаев надвигал на крыло дополнительные секции от бортов фюзеляжа, то у Махонина удлинённые консоли выдвигались из законцовок крыла. В следствии росла не только площадь, но и удлинение крыла (что сказывалось на уменьшении индуктивного сопротивления).

В 1935 г. показался еще один «раздвижной» самолёт Мак. 101 с замечательным мотором Gnome-Rhone К14 и убирающимися шасси — явная заявка на прототип истребителя.

Но, как и Бакшаев, заинтересовать в те годы собственными идеями правительство либо военных Махонин не смог. И не смотря на то, что в 1947 г. он выстроил ещё один самолет аналогичной схемы (Мак. 123 с трофейным двигателем BMW-801TJ), все его летательные аппараты так и остались умелыми конструкциями.

Мысль трансформации площади а также формы крыла снова была востребованной позднее, в 1960-е годы, в то время, когда во многих государствах показались сверхзвуковые самолёты с громадной скоростью полета.

Итак, Г.И. Бакшаев, о котором упоминается в книге В.Б.Шаврова, не первенствовал в создании самолётов с раздвижным крылом. Его на 6 лет опередил второй отечественный соотечественник — Иван Иванович Махонин.

источник: Юрий КУЗЬМИН РАЗДВИЖНОЕ КРЫЛО Космонавтика и Авиация 04-2010

Липецк, Октябрьский рынок

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: