Возможно, использование в авиации столь экзотического технического ответа, как раздвижное крыло, возможно было бы назвать тупиковым направлением, если бы не появление значительно позднее самолётов с крылом изменяемой геометрии.
В 1930-е годы скорость фактически всех классов самолётов выросла в 2 раза. Выросли и нагрузка на крыло, и посадки и скорости взлёта, что вело к повышению пробега и длины разбега.
С увеличением нагрузки и ростом скорости на крыло ухудшалась и манёвренность самолётов. В случае если истребитель И-5 (1930 г.) совершал вираж за 10 секунд, то И-16 тип 10 (1937 г.) — уже за 16 секунд.
Конечно, появилась неприятность: как снизить посадочную скорость и как улучшить манёвренность не в ущерб скоростным чертям.
Главным направлением ответа данной неприятности стало применение механизации крыла (предкрылков, закрылков и т.п). Одновременно с этим конструкторы думали и о втором пути: как при необходимости увеличивать площадь несущей поверхности, сохраняя малое сопротивление «ровного» крыла.
Главных идей было две: или производить дополнительные крылья (би-монопланы, в СССР ими занимались конструкторы В.В. Никитин и В.В. Шевченко), или увеличивать площадь единственного крыла, к примеру, при помощи раздвижных телескопических секций.
Энтузиастом второй идеи в СССР был Григорий Иванович Бакшаев.
В превосходной энциклопедии В.Б. Шаврова «История конструкций самолётов в СССР 1938-1950 г.г.» написано:
«РК (ЛИГ-7) — экспериментальный самолет с раздвижным в полете крылом переменной площади (цель — взять крыло меньшей площади и меньшего лобового сопротивления для горизонтального полета с большой скоростью и крыло увеличенной площади при посадке). Схема — расчалочный низкоплан с главным крылом размахом 11,3 м, постоянного профиля с хордой 1,5 м, площадью 16.56 м?.
На главное крыло в направлении от фюзеляжа надвигались телескопически с каждой стороны шесть подвижных концентрических отсеков увеличенного профиля, дающих при полном раздвижении неспециализированную площадь крыла 23,85 м?.
Самолёт ЛИГ-7 был создан в ленинградском университете ГВФ. Он был выпущен и прошел опробования в 1937 г.»
Но вот что весьма интересно… Выясняется, пионером «раздвижных» самолетов являлся ещё один отечественный соотечественник, Иван Иванович Махонин.
Иван Иванович появился в 1895 г. в Петербурге. По окончании окончания ИВТУ (Императорское высшее техническое училище, сейчас МГТУ им. Баумана) он трудился над созданием электровозов и тепловозов.
Примечательно, что одно время Махонин трудился в том же университете, где через два десятилетия создал собственный самолёт Г.И.Бакшаев (Университет ГВФ вырос из факультета воздушных сообщений Ленинградского университета инженеров дорог сообщений).
В 1921 г. Махонин вместе с семьёй эмигрировал во Францию и сумел создать успешную авиастроительную компанию. Завод Махонина серийно производил бесхвостые планеры Фовеля (Fauvel). Сам же обладатель в 1929 г. взял патент на самолёт с раздвижным крылом, а 10 августа 1931г. первый в мире самолёт аналогичной схемы — моноплан Мак.
10 с двигателем Lorraine LD.12b — поднялся в воздух.
В случае если Бакшаев надвигал на крыло дополнительные секции от бортов фюзеляжа, то у Махонина удлинённые консоли выдвигались из законцовок крыла. В следствии росла не только площадь, но и удлинение крыла (что сказывалось на уменьшении индуктивного сопротивления).
В 1935 г. показался еще один «раздвижной» самолёт Мак. 101 с замечательным мотором Gnome-Rhone К14 и убирающимися шасси — явная заявка на прототип истребителя.
Но, как и Бакшаев, заинтересовать в те годы собственными идеями правительство либо военных Махонин не смог. И не смотря на то, что в 1947 г. он выстроил ещё один самолет аналогичной схемы (Мак. 123 с трофейным двигателем BMW-801TJ), все его летательные аппараты так и остались умелыми конструкциями.
Мысль трансформации площади а также формы крыла снова была востребованной позднее, в 1960-е годы, в то время, когда во многих государствах показались сверхзвуковые самолёты с громадной скоростью полета.
Итак, Г.И. Бакшаев, о котором упоминается в книге В.Б.Шаврова, не первенствовал в создании самолётов с раздвижным крылом. Его на 6 лет опередил второй отечественный соотечественник — Иван Иванович Махонин.
источник: Юрий КУЗЬМИН РАЗДВИЖНОЕ КРЫЛО Космонавтика и Авиация 04-2010
Липецк, Октябрьский рынок
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Часть 1 Нехорошая база Несчастный Демимюд погиб, но, по словам Жери, виновата в этом была не его совокупность крыла переменной площади, а через чур малые…
-
в течении тридцатых годов это изобретение завлекало к себе громадное внимание. Оно имело возможность бы совершить переворот в авиации, если бы утопия…
-
Формула успеха аэродинамики. большое приключение «миражей» с изменяемой геометрией крыла часть 4
Созданный с целью достижения громадной скорости Mirage G8 владел разочаровывающей маневренностью и знаменовал собой окончание амбициозных программ…
-
Щелевое крыло. самолет с щелевым крылом.
Сейчас в статье обращение отправится о применении щелевых крыльев в самолетах. В таком крыле стороны нагнетания смогут быть отделены от вторых на стороне…
-
Стрингер самолета. стрингер крыла самолета
Стрингер – это продольный элемент силового набора самолета, что связан с обшивкой и нервюрами крыла либо шпангоутами фюзеляжа. Главное назначение…
-
Закрылки самолета, закрылок крыла самолета, зачем нужны?
Механизация крыла каждого самолета складывается из целого комплекта движимых элементов, каковые разрешают осуществлять контроль и регулировку полета…