Ракетный корабль пво проекта 1126. ссср

      Комментарии к записи Ракетный корабль пво проекта 1126. ссср отключены

На сайте Отвага2004 отыскал статью, которая, думаю, заинтересует сотрудников-мореманов.

30 декабря 1959 г. в мировом кораблестроении случилось знаменательное событие: в состав ВМС США была принята ядерная подлодка «Джордж Вашингтон» с 16 баллистическими ракетами на борту. 15 ноября 1960 г. она вышла в собственный первый поход. БР «Поларис А1» с ядерными боезарядами имели возможность стартовать из-под воды и имели дальность 2200 км, что разрешало им из Средиземного моря и Северной Атлантики поражать стратегические объекты в Европейской части СССР.

баланс и Расстановка ядерных сил двух наибольших держав быстро изменились.

Всё это вынудило военно-политическое управление СССР задуматься об организации действенного противодействия подводным ракетоносцам соперника. Требовалось найти и стереть с лица земли вражескую подлодку до того момента, как она осуществит запуск собственных ракет. А для этого следовало выстроить эшелонированную совокупность противолодочной обороны.

В то время дальняя территория ПЛО начиналась на расстоянии 150 миль от побережья СССР, что определялось как радиусом действия существовавших в то время противолодочных судов, так и тактическим радиусом противолодочной и истребительной авиации берегового базирования. Защита дальних противолодочных пределов возлагалась на береговую авиацию и подводные лодки ПЛО дальнего действия.

Но в сложившейся новой обстановке этого было уже не хватает – нужны были суда дальней территории ПЛО для поиска и противника и уничтожения в океане. Они должны были нести работу вне районов, контролируемых отечественной береговой авиацией. Но ввиду того, что в ВМФ СССР авианосцев не существовало, а суда дальней ПЛО необходимо было защищать от ударов с воздуха, была признана необходимость в необходимой помощи таких судов особыми судами ПВО.

Их планировалось вооружать, не считая средств самообороны, ЗРК дальнего действия, талантливыми обеспечить эшелонированную оборону поисково-ударного противолодочного соединения от современных средств воздушного нападения.

Одним из первых корабельных ЗРК дальнего действия, планировавшийся к установке на перспективные суда ПВО, стал комплекс, взявший обозначение М-3. Его создание велось с 1956 г., наряду с этим в его составе употреблялась ракета В-800 разработки ОКБ-2, созданная для сухопутного ЗРК «Беркут».

Ввиду конструктивных изюминок ракеты, а самое основное – ее габаритов, конструкторам было нужно размещать 4 пороховых стартовых ускорителя на головной части ЗУР, что придавало ей очень необычный вид. Старт должен был производиться с двухбалочной наводящейся пусковой установки. Техническая сложность комплекса М-3 стала причиной тому, что работы по нему были полностью прекращены, а имеющийся задел работ был использован при проектировании нового ЗРК дальнего действия М-31.

Комплекс М-31 был начат разработкой в НИИ-20 в соответствии с распоряжениям СМ от 29.07.1959 г. и от 21.06.1961 г. В нем кроме этого было решено применять уже отработанную ракету от сухопутного ЗРК, в этом случае – 2К11 «Круг». Аппаратура 2К11 и ракеты КС-42 дорабатывались для размещения на судах соответственно ОКБ-20 и НИИ-8. ЗУР должна была иметь стартовую массу 3,2–3,5 т, длину 9–11 м, дальность поражения воздушных целей 50-60 км в диапазоне высот 1–25 км.

Для ракетного запуска в ЦКБ-34 была создана двухбалочная наводящаяся пусковая установка СМ-92. ЗУР предполагалось хранить в двух погребах в заправленном состоянии со сложенными крыльями. Для подачи на ПУ проектировались конвейерные установки на 8 (погреб №1) и на 10 ракет (погреб №2).

В совокупности наведения предполагалось применять доработанные антенные посты комплекса «Круг».

Ракетный корабль пво проекта 1126. ссср

Предположительные проекции корабля ПВО пр.1126 раннего эскизного проекта. Корабль вооружен ЗРК М-3 и М11

В один момент с созданием ЗРК дальнего действия в программу армейского кораблестроения на 1959-1965 гг. было включено создание океанского ракетного корабля ПВО проекта 1126. Он должен был включаться как флагманский в состав поисково-ударных групп, предназначавшихся для борьбы с ядерными подводными ракетоносцами соперника, и снабжать централизованное управление средствами ПВО группы. Тем самым предпринималась попытка обеспечения ПВО соединений отечественных судов в океане без создания авианосцев.

Распоряжением правительства от 25.07.1959 г. были выяснены главные элементы корабля ПВО пр.1126 и его оружие, базой которого должен был стать зенитный ракетный комплекс громадной дальности М-3. Проектирование было поручено коллективу ЦКБ-17 под управлением главного конструктора В.В.Ашика, которого с 1960 г. заменил П.П.Милованов. По ТТЗ стандартное водоизмещение ограничивалось 10000 т, скорость полного хода задавалась 33-34 узла, дальность плавания 24-узловым ходом – 5000 миль.

По своим составу и размерам оружия проект 1126 был, конечно же, ракетным крейсером ПВО.

Следующий вариант пр.1126, вооруженный ЗРК М-3 и М-1 и оснащенный РЛС «Восход»

Главным оружием корабля являлся ЗРК громадной дальности М-3. По одному такому комплексу предполагалось разместить в носу и в корме. Целеуказание для ЗРК должна была выдавать проектируемая РЛС громадной дальности, имеющая два совмещенных антенных поста и воистину циклопические размеры (она так и не вышла из стадии разработки и была заменена на РЛС «Восход»).

Но неудачи с разработкой М-3 заставили продолжить работы уже с новым корабельным ЗРК М-31 того же нажначения. Для самообороны корабля предусматривались два ЗРК средней дальности М-11 (со станциями наведения «Ятаган»), кроме этого размещенные по одному в носу и в корме. Данный комплекс вспоминал как универсальный и мог поражать как воздушные, так надводные цели, но его разработка не была закончена и в проекте он был заменен на ЗРК М-1 «Волна», но уже со станциями наведения «Гром».

Артиллерийское оружие корабля включало две, а после этого четыре спаренные универсальные 57-мм артустановки АК-725 с радиолокационным наведением, помимо этого предусматривались два 533-мм торпедных аппарата для противолодочных торпед (позднее от них отказались) и две реактивные бомбометные установки РБУ-1000 (позднее – РБУ-6000). Корабль имел соответствующее собственному назначению радиолокационное оружие, в т.ч. РЛС обнаружения воздушных целей громадной дальности «Восход», две РЛС неспециализированного обнаружения, станции радиотехнической разведки и совокупность наведения истребительной авиации.

Более поздний вариант пр.1126 с ЗРК М-31 и М-1. Торпедные аппараты уже отсутствуют

Всего на стадии эскизного проекта было проработано около 20 вариантов корабля с разным составом оружия, различными материалами корпуса, энергетическими установками, водоизмещением от 6200 до 11100 тысячь киллограм и большой скоростью от 29,7 до 35,5 узлов. Эскизный проект был утвержден в июле 1960 г. Для предстоящего проектирования рекомендовался вариант стандартным водоизмещением 9000 тысячь киллограм с двумя котлотурбинными установками мощностью по 45000 л.с. любая, подобными установленным на строящихся в то время эсминцах пр.58. Это уже был чистый ракетный корабль ПВО, не имеющий ни торпед, ни артустановок.

Один из последних вариантов корабля ПВО пр.1126. Корпус выполнен гладкопалубным, артиллерия отсутствует, установлены 4 ПУ ЗРК М-1

Но, в том же в 1960 г. сперва было издано постановление о сокращении числа намеченных к постройке судов ПВО пр.1126 с трех до двух, а в 1961 г. разработка технического проекта была по большому счету прекращена, а сами суда были исключены из кораблестроительной программы, как было сообщено в Распоряжении Правительства от июня 1961 г. «в целях сосредоточения упрочнений на создании более перспективных судов». Одновременно с этим были прекращены работы и по комплексу громадной дальности М-31. Так отечественный флот лишился очередного так нужного ему корабля.

Неспециализированная компоновка корабля ПВО пр.1126

Но в случае если объективно разглядывать проблему ПВО отечественного ВМФ того времени, то возможно прийти к однозначному выводу: с учетом стремительного развития средств воздушного нападения возможного соперника ни уже созданные, ни перспективные корабельные ЗРК уже не смогли обеспечивать неуязвимость соединения, а тем более одиночного корабля. Лишь барражирующая палубная истребительная авиация имела возможность обеспечить дальнюю ПВО, разрешая тем самым создать минимальный резерв времени для успешного применения корабельных зенитных ракетных комплексов. Но потому, что в ВМФ СССР авианосцы как класс по большому счету не предусматривались управлением, то все эти выводы, неудобные для официальной точки зрения, замалчивались, а отечественный океанский флот сейчас остался без прикрытия с воздуха.

ГЛАВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тысячь киллограм

• полное

6 20011 100

Главные размерения, м

• протяженность громаднейшая

• ширина громаднейшая

• осадка громаднейшая

198200

2526

67

Основная энергетическая установка:

• 4 паровых котла КВН-95/64, 2 ГТЗА ТВ-12

суммарная мощность, л.с. (кВт)

• дизель- и турбогенераторы

котлотурбинная

90 000 (66 150)

48

2 вала; 2 гребных винта

Скорость хода, уз:

• громаднейшая
• экономическая

3035,5

1618

Дальность плавания, миль (при скорости, уз)

5000 (24)

Автономность, сут.

30

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)

н/д

ОРУЖИЕ

Зенитное ракетное:

• ПУ ЗРК М-3 либо М-31 (поздние варианты)

• ПУ ЗРК М-11 либо М-1 «Волна» (поздние варианты)

2 Х 2

2 Х 2 либо 4 Х 2

Артиллерийское:

• 57-мм АУ АК-725 (не считая позднего варианта)

4 Х 2

Торпедное:

• 533-мм ТА (на ранних вариантах)

2 Х 5 либо 2 Х 3

Противолодочное:

• РБУ-1000 либо РБУ-6000

2 Х 6 либо 2 Х 12 либо 4 Х 12

Авиационное:

• вертолет Ка-25 на ВПП

1

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОРУЖИЕ

БИУС

• н/д

РЛС неспециализированного обнаружения

2 х н/д

РЛС обнаружения ВЦ

1 х МР-600 «Восход»

РЛС обнаружения НЦ

46 х н/д

ГАС

• н/д

средства РЭБ

• н/д

РЛС управления огнем

4 Х (н/д) для ЗРК БД

2 Х 4Р-90 «Ятаган» либо «Гром» для ЗРК МД

2 Х МР-103 «Барс» для 57-мм АУ

средства связи

комплект средств

средства навигации

комплект средств

РЛС госопознавания

• н/д

источник: http://otvaga2004.ru/atrina/atrina-sovr/proekt-1126/

21.11.2015 Малые ракетные катера проекта «Буян-М» прибыли в Севастополь

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: