Пушечный истребитель и-12 (ант-23).

      Комментарии к записи Пушечный истребитель и-12 (ант-23). отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1931 г.Пушечный истребитель и-12 (ант-23).

И-12 (АНТ-23) стал одним из первых истребителей, намерено созданных под динамореактивные пушки Л.В.Курчевского. Проектирование И-12 началось 1 апреля 1929 года, а в ноябре 1930 года ЦАГИ представил эскизный проект самолета. Были составлены технические требования на тяжелый истребитель, талантливый вести бой с воздушным соперником на высоте и больших дальностях до 5000 м, вооруженный двумя АПК калибра 76,2 мм.

Боеприпасы предполагалось начинять картечью. 5 ноября на совещании НТК разглядели пара проектов нового самолета и совсем утвердили его вид. Было решено строить двухбалочный одноместный цельнометаллический истребитель с двумя двигателями воздушного охлаждения Bristol «Jupiter» VI мощностью по 420 (525) л.с. и двухкилевым оперением.

В балок, выточенных из металлических труб диаметром 170 мм, устанавливались пушки Курчевского. Двухлонжеронное крыло И-12 отличалось от прошлых конструкций ЦАГИ — вместо стандартного гофра применили обшивку из страниц с наружными рифтами (зигами) шагом 150 мм. Неспециализированное управление постройкой и разработкой самолета осуществлял инженер АГОС ЦАГИ В.Н.Чернышев.

Сборка И-12 закончилась в июне 1931 года и в июле он показался на аэропорте. Пригодился еще месяц для доводки винтомоторной систем и группы. 29 августа состоялся первый полет, продемонстрировавший в полной мере удовлетворительные характеристики. Переделки автомобили, но, продолжились. Стало известно, что двойное вертикальное оперение, находящееся вне территории обдувки воздушными винтами, неэффективно на пробеге и рулежке.

Исходя из этого в ходе опробований установили однокилевое оперение, нужную жесткость которого обеспечили подкосами. По причине перекомпенсации было нужно расширить площадь элеронов, по окончании чего их задняя кромка стала поддерживать контур крыла. Капотирование переднего двигателя с отдельными обтекателями каждого цилиндра выяснилось не в полной мере успешным.

В одном из полетов пара его обтекателей сорвало и они в щепки разнесли задний винт.

Новый капот для переднего двигателя, что-то среднее между кольцом Тауненда и капотом тоннельного типа, был скопирован с маленькими трансформациями с умелого истребителя И-4бис. Много раз переделывалось крепление горизонтального оперения, завязанное в одну силовую схему с палками шасси, каковые при рулежке всегда деформировали бугельную подвеску стабилизатора.

К осени И-12 был в достаточной степени готов для опробований на нем пушечного оружия. Первые наземные стрельбы состоялись 11 ноября на аэропорте НИИ ВВС. Отстрелялись в полной мере удачно, но при возвращении в Москву самолет подломал палки.

Ремонт сопровождался очередными доработками, и на аэропорте И-12 был только спустя три месяца. 8 февраля 1931 года, по окончании опробования автомобили в воздухе, летчик-испытатель И.Ф.Козлов перегнал данный истребитель в Монино, где продолжились наземные огневые опробования.

21 марта Козлов вылетел на Кунцевский полигон для опробования АПК в воздухе. Любая пушка была укомплектована двумя боеприпасами: один пребывал в стволе, второй — в магазине. На высоте 1000 м пилот произвел выстрел из левой пушки. Наряду с этим случился разрыв диффузора, повреждение обтекателей проводки и срыв орудия управления стабилизатором, что на И-12 был переставным. В один момент автоматика подачи направила в ствол очередной боеприпас.

Разрыв диффузора был совсем неожиданным, поскольку до этого было совершено на земле более 100 успешных выстрелов. Обстановка в воздухе складывалась угрожающая. Козлов видел развороченную обшивку, поврежденную хвостовую балку и осознавал, что в любую секунду машина может разрушиться. Совершать парашютные прыжки было страшно из-за высокой возможности попасть в задний винт, да и не принято было у испытателей покидать машину, которая держалась в воздухе.

С величайшей осторожностью пилот развернул самолет в сторону Центрального аэропорта. При посадке хвостовая балка переломилась, но умелый истребитель удалось спасти. За данный подвиг Козлов был награжден 20 мая 1932 г. орденом Красной Звезды за № 27, которым он весьма дорожил.

Из-за аварии произошло особое заседание у Тухачевского, на котором решили пушки доработать – расширить толщину и усилить дополнительными ребрами жесткости стены диффузора. И-12 был отремонтирован и совершил еще последовательность полетов. Всего до последнего старта, состоявшегося 28 сентября 1932 года, самолет поднимался в атмосферу 21 раз. Потом полеты решили прекратить, поскольку количество доработок росло как снежный ком, и завершить опробования не представлялось вероятным.

Фактически на всех режимах полета пилотами отмечалась вибрация труб. Не удовлетворяли и полученные характеристики, так, И-12 развивал большую скорость всего лишь 259 км/ч. Самолет разобрали.

Моторы сдали на склад ОЭЛ ИД (прообраз современных летно-испытательных станций) на Ходынке, консоли крыла вернули в сборочный цех завода ЗОК, а центроплан с кабиной послали в Подлипки на завод № 8, где предполагалось вести доработку пушек.

Работы по данной теме собирались продолжить на дублере И-12бис. Выполненный по аналогичной схеме самолет имел поменянные геометрические параметры (протяженность — 7,5 м, размах — 15,6 м, площадь крыла — 33 кв.м) и владел улучшенной аэродинамикой. Постройка И-12бис началась еще летом 1931 года, но задержалась в связи с неудовлетворительными летными опробованиями первой автомобили.

В ходе сборки в конструкцию вносилось большое количество трансформаций. Работа затянулась, и управление уже не проявляло к ней должного внимания. В этих условиях бауманская организация ВЛКСМ в 1933 года решила забрать шефство над самолетом, в связи с чем И-12бис стал называться «Бауманский комсомолец».

Комсомольцы ЦАГИ обязались отработать на сборке по 60 часов в свободное время. Не смотря на то, что машина фактически была выстроена (по состоянию на 1 января 1934 года ее готовность определялась как 84,95%), положение спасти не удалось. 4 июня на завод поступило распоряжение помощника главы ЦАГИ А.Н.Туполева о прекращении постройки И-12бис.

ЛТХ:

Модификация: И-12
Размах крыла, м: 15,60
Протяженность, м: 9,50
Высота, м: 2,86
Площадь крыла, м2: 30,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 1540
-обычная взлетная: 2400
Тип двигателя: 2 х ПД Gnome-Rhone 9Aq либо Bristol «Jupiter» VI
-мощность, л.с.: 2 х 420
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 300
-на высоте: 280
Крейсерская скорость, км/ч: 282
Экипаж, чел: 1
Оружие: 2 х 76-мм пушки АПК-4.

Умелый АНТ и пушечный-12 (истребитель-23).

Умелый АНТ и пушечный-12 (истребитель-23).

Умелый АНТ и пушечный-12 (истребитель-23).

АНТ и-12 (Истребитель-23).

И-12. Схема 1.

И-12. Схема 2.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Время и Авиация. Михаил Маслов. Самолеты для пушек Курчевского.

МиГ-23 MiG-23

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Дальний пушечный истребитель дип (ант-29).

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1935 г. Еще в первой половине 30-ых годов двадцатого века, в то время, когда первый И-12…

  • Фронтовой истребитель миг-17 (и-330, си).

    Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1950 г. Успех МиГ-15 разрешил ОКБ-155 получить от высшего управления страны необычный…

  • Истребитель и-4 (ант-5).

    Разработчик: АГОС ЦАГИ Страна: СССР Первый полет: 1927 г. Все отечественные истребители финиша 1920-х годов в чем-то первенствовали . И-4 являлся первым…

  • Многоцелевой истребитель миг-9м (и-308 фр).

    Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1947 г. Истребитель МиГ-9М, взявший кроме этого заводское обозначение И-308 и шифр «ФР»,…

  • Истребитель и-30.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1941 г. Негромкой весенней ночью 1941 года в тесном авиационном тире Центрального аэропорта,…

  • Истребитель-перехватчик миг-19п.

    Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1954 г. В один момент с разработкой фронтового истребителя и однодвигательного перехватчика…