Прототипы для оккупантов

В ночь с 14 на 15 марта 1939 года германская армия вошли на территорию Чехословакии. Практически, это была финальная стадия оккупации, начавшейся в октябре 1938 года и ставшей итогом Мюнхенского сговора. То, что сейчас ещё осталось от страны, было поделено на германский протекторат Богемия и Моравия, Словакию, где к власти пришли националисты во главе с Йозефом Тисо, и Закарпатье, присоединённое к Венгрии.

Под германским контролем была чешская оборонная индустрия, включая и фабрики Škoda. Говоря о чехословацкой бронетехнике периода Второй мировой, значительно чаще справедливо вспоминают продукцию компании CKD. Но в случае если учесть степень и перспективные разработки вовлечённости в германскую танковую индустрию, то как раз Škoda может принимать во внимание фаворитом чехословацкого танкостроения.
В лёгком весе

На момент оккупации Германией Чехословакии Škoda занималась, кроме другого, лёгкими и средними танками. Как и CKD, завод в Пльзене деятельно продвигал собственную военную продукцию на зарубежном рынке. В первую очередь, речь заходит о лёгком танке Š-II-a, более известном как LT vz.35.

Под германским контролем работа на экспорт не остановилась, клиентами сейчас выступали союзники Германии. В Румынию LT vz.35 были поставлены как R-2, каковые на начало войны с СССР были самыми идеальными румынскими танками. Болгария закупила мало поменянные танки под индексом T-11 (T-танк, 1 – лёгкий класс, 1 – первый тип). Для экспортных потребностей Škoda создала кроме этого модели T-12, T-13 и T-14.

Это был всё тот же Š-II-a, но уже с 47-мм пушкой и более замечательным двигателем, а на более поздних разработках им мало усилили и броню. Но эти автомобили так и остались умелыми.

Прототипы для оккупантов
Škoda elektricke tank на опробованиях, зима 1941 года

Была ещё одна машина, на которую сначала немцы никакого внимания не обратили. Речь заходит о проекте ŠET (Škoda elektricke tank, другими словами «электрический танк «Шкода»). О полноценном танке, но, обращение в этом случае не шла. ŠET разрабатывался в качестве тестовой лаборатории. Его шасси, выстроенное незадолго до оккупации, воображало собой укороченный Š-II-a.

На данной машине были предусмотрены подбашенный погон а также установка курсового пулемёта, но главным, само собой разумеется, было в ней совсем не это. «Изюминкой» ŠET являлась электрическая трансмиссия, которая трудилась в паре с радиальным двигателем Avia TR-12, имевшим авиационное происхождение. Мощность от двигателя передавалась на генератор, а от него – на два электромотора.

По окончании оккупации работы по ŠET остановились, но только временно. О чешской разработке отыскали в памяти в начале 1940 года. Именно сейчас танковая рабочая группа во главе с Фердинандом Порше начинала работу над средним танком Typ 100, он же VK 30.01( P ). «Изюминкой» и этого танка должна была стать электротрансмиссия. Неудивительно, что программу ŠET возобновили, действительно, продвигалась она достаточно неспешно.

На опробования танк вышел лишь 6 октября 1941 года — к тому моменту, в то время, когда VK 30.01( P ) не только прошёл последовательность опробований, но и был отменён. Однако, до декабря ŠET откатал практически 500 километров. На этом работы по танку с электрической трансмиссией было решено закончить.

Но это совсем не означало, что пути Škoda и Порше разошлись. Напротив, чешская компания, пребывавшая под германским контролем, в осеннюю пору 1941 года всё плотнее входила в конгломерат, созданный для производства перспективных тяжёлых танков.

Моторное отделение ŠET. Прекрасно виден двигатель Avia TR-12

Тестовое шасси с электрической трансмиссией в то время не было приоритетным направлением Škoda в работах по лёгким танкам. Уже 15 сентября 1939 года по итогам военных действий германской 2-й лёгкой дивизии в Польской кампании были составлены требования для нового танка-разведчика. Первоначально работу над машиной, взявшей обозначение VK 13.01 (умелая машина 13-тонного класса), доверили MAN, но 31 июля 1940 года обновлённую спецификацию кроме этого взяли BMM и Škoda.

BMM присвоил собственному детищу обозначение TNHnA (германский индекс Pz.Kpfw.38(t) n.A.), разработка Škoda взяла индекс T-15.

В соответствии с обновлённой спецификации, боевая масса нового танка понижалась с 13 до 10,5 тысячь киллограм, наряду с этим его большая скорость должна была составлять 60 км/ч. В качестве оружия планировалось применять или 20-мм автоматическую, или 37-мм пушку. Предполагалась постройка пяти умелых танков каждой компании, причём первые два должны были быть изготовлены из конструкционной стали. Ещё одним необходимым требованием стало изготовление корпусов способом сварки.

Для чешских компаний это было настоящим вызовом, потому, что и BMM, и Škoda традиционно применяли при производстве танков клёпку.

Эскизный проект Panzerkampfwagen T15, чертёж Am 41736, чертёж датирован 16 декабря 1940 года

Эскизный проект Panzerkampfwagen T15 (чертёж Am 41736) был закончен 16 декабря 1940 года. В виде новой военной машины отчётливо угадывался Š-II-a, и особенно это касалось башни. К тому же, ходовая часть и корпус танка претерпели последовательность трансформаций. Подвеска осталась рессорной, но наряду с этим число опорных катков сократилось до 4 на борт, а тележки очень сильно упростили.

Сами опорные катки стали намного больше. Корпус, если сравнивать с Š-II-a, стал меньше практически на полметра, а неспециализированная высота автомобили уменьшилась на 25 см. В качестве силовой установки на ней предполагалось применять V-образный 8-циллиндровый двигатель количеством 10,5 литров и мощностью 235 лошадиных сил.

По результатам рассмотрения проекта, его с некоторыми правками одобрили. Был выстроен полноразмерный макет, по окончании рассмотрения которого началось строительство опытных образцов. Первый прототип T-15 выстроили в октябре, а второй в декабре 1941 года. направляться подчернуть, что умелые автомобили отличались от макета и исходного проекта. Очень сильно изменилась башня.

Она взяла гнутые борта и всецело переработанную орудийную маску, а в её бортах показались смотровые устройства. Всецело была переделана и командирская башенка. Вместо чешского пулемёта ZB.37 был установлен германский MG.34. 37-мм пушка A19 осталась на месте, но инженеры Škoda предусмотрели и возможность оружия танка 47-мм пушкой.

Кроме этого были переделаны ведущие колёса и ленивцы.

Нереализованный вариант T-15 с лобовым страницей корпуса, имеющим рациональный угол наклона

16 марта 1942 года начались совместные опробования T-15, Pz.Kpfw.38(t) n.A. и VK 13.01 (MAN). К 27 июня второй прототип T-15 откатал 4022 километра. По окончании прохождения расстояния в 3900 километров начались неприятности с трансмиссией и двигателем, устранение которых потребовало важного ремонта. Подвеска, не обращая внимания на кажущуюся архаичность, продемонстрировала себя отлично.

Большое количество нареканий привёл к сложному доступу к агрегатам, неудачными были сидения в отделении управления. Помимо этого, пушечное оружие чешских автомобилей было признано нехорошим для танка-разведчика. Согласно точки зрения германских экспертов, 20-мм автоматическая пушка доходила на эту роль лучше.

по поводу автоматической пушки как подходящего и достаточного орудия немцы, возможно, лукавили. 5 марта 1942 года показалась спецификация на Pz.Spw.Wg II Ausf. Škoda, в соответствии с которой чешский танк должен был взять двухместную башню Daimler-Benz с 50-мм пушкой. Это была та самая башня, которая предназначалась для разведывательного танка VK 16.02, известного как Gefechts Aufklarer Leopard (боевой разведывательный танк «Леопард»). Ту же башню планировали ставить и на VK 13.01 (MAN), и на Pz.Kpfw.38(t) n.A.

Но дальше проекта дело на этом направлении так и не продвинулось.

Таким T-15 воплотили в металле

Победителем конкурса был признан VK 13.01 (MAN), что отправился в серию как Pz.Spw.Wg.II Ausf.L, либо Luchs. Серия, действительно, была маленькой – всего 100 танков. Не обращая внимания на это, работы над T-15 не были остановлены.

4 января 1943 года второй его прототип продемонстрировали Гитлеру на демонстрации нового оружия в ставке «Волчье логово». Потом танк послали на полигон в Куммерсдорф, откуда он два раза возвращался на завод в Пльзень для ремонта. К октябрю 1943 года были изготовлены шасси четвёртого прототипов и третьего.

Потому, что броневых страниц завод так и не дождался, автомобили кроме этого были изготовлены из неброневой стали. Эти танки испытывались на полигоне Alkett. Необходимо подчеркнуть, что все работы по T-15 делались за счёт завода.

В общем итоге было израсходовано около 5 миллионов крон, из которых немцы не заплатили ни пфеннинга.

Гитлер, Порше и Шпеер осматривают Škoda T-15, январь 1943 года

Пятый прототип строился продолжительнее всех. В конце 1944 года работы по нему были остановлены и возобновились лишь в январе 1945 года, а закончили его постройку лишь в мае, точно к освобождению Чехии от германской оккупации. В июле машину осмотрели сейчас уже чехословацкие армейские.

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века на базе T-15 было создано пара проектов лёгких танков, включая T-15A, T-15S и T-16. Но дальше бумаги они так и не пошли.

Несостоявшийся соперник «Пантеры»

Кроме лёгких танков, на момент оккупации Škoda деятельно занималась автомобилями среднего класса. По окончании поражения в конкурсе на разработку среднего танка компания в ускоренном темпе трудилась над S-II-c. В отличие от V-8-H, что при немцах так и не вышел за рамки умелого, у его соперника будущее была второй.

Машина была переименована в T-21 (танк, средний, первый тип) и деятельно продвигалась на экспорт. По окончании демонстрации в нескольких государствах T-21 приглянулся венграм, каковые 6 декабря 1940 года купили лицензию на его производство. Венгерская версия более известна под обозначением Turan.

Эскизный проект Panzerkampfwagen T23, чертёж Am 41738, датирован 25 сентября 1940 года

Предстоящим развитием T-21 стал средний танк T-22, задание на что было получено 4 сентября 1939 года. Как и прототип V-8-H для немцев, T-22 предполагался только как умелое шасси с цементным блоком вместо башни. Танк изготовили к 1 февраля 1941 года, по окончании чего он отправился на полигон в Куммерсдорф. Опробования были недолгими: на 139-м километре поломался двигатель.

Прототип возвратили в Пльзень на доработку. В следующий раз опробования прошли уже в июне месяце. На этот раз машина не сломалась и продемонстрировала впечатляющие характеристики.

Рассматривался кроме того вопрос постановки её в серию с некоторыми трансформациями. Но вместо этого опробования продолжились, и 2 октября танк опять прибыл в Куммерсдорф. Тут опять случилась поломка, на этот раз машину подвела коробка передач.

Грезы об применении Т-22 в Африке рассыпались в прах, и о танке забыли.

Единственная узнаваемая на сегодняшний момент фотография T-23, сделана она уже по окончании войны

К этому времени опробования уже проходила вторая, более идеальная машина, взявшая индекс T-23. Дизайн-проект Panzerkampfwagen T23 (чертёж Am 41738) был закончен 25 сентября 1940 года. Танк взял механическую трансмиссию, более несложную и надёжную. Помимо этого, толщина лобового страницы её корпуса была увеличена до 50 мм. Прототип, взявший индекс T-23M, вышел на опробования в феврале 1941 года. Коробка передач этого танка продемонстрировала себя более надёжной, но T-23M кроме этого страдал из-за ненадёжного двигателя.

Однако, в течение 1941–42 годов умелая машина накатала около 9 тысяч километров.

Проект 75-мм самоходной установки Voss I

Обстановка с танками на Škoda начала меняться по окончании прихода на пост председателя совета директоров компании Вильгельма Фосса. Фосс носил звание почётного штандартенфюрера (полковника) СС. На деле он, подобно Порше, пользовался членством в национал-социалистической партии и СС для продвижения по служебной лестнице.

Вильгельм Фосс являлся умелым управленцем: он стоял у истоков Reichswerke Hermann Goring, замечательнейшего промышленного конгломерата Фашисткой германии, причём с 1939 по 1941 год возглавлял его. Škoda, к слову, с 1939 года была включёна в состав этого объединения. Появление Фосса на месте начальника Škoda стало первым показателем того, что чешская компания неспешно входит в структуру СС. Совсем под контроль СС предприятие перешло в марте 1942 года.

При новом начальник Škoda начала разработку самоходных установок на базе танков T-21 и T-22. Известны они как Voss I и Voss II. Первая машина, созданная в августе 1941 года, представляла собой установку на шасси T-21 75-мм противотанковой пушки A16 разработки Škoda. На чертеже Am 49907 САУ именовалась Selbstfahrlafette 7,5 PAK.

О самой пушке неизвестно фактически ничего, не считая длины ствола – 50 калибров. Ввиду неприятностей с шасси, на котором базировалась самоходная установка, дальше умелых работ дело не продвинулось.

Так должна была смотреться штурмовая САУ Voss II

Приблизительно та же история произошла и со второй машиной, взявшей обозначение Voss II. По данной машине информации ещё меньше. Сохранилась ретушированная фотография Škoda T-23, на которую рука живописца установила рубку и 149-мм пушку sIG 33. Если судить по эскизу, лобовой лист САУ предполагалось выполнить толщиной 50 мм.

Но, с учётом того, что рубка была открытой, особенного смысла в этом не было. Существует информация, что были изготовлены древесные макеты обеих автомобилей, но никаких материалов, подтверждающих это, на данный момент найти не удалось.

Не обращая внимания на то, что в осеннюю пору 1941 года длились опробования T-22 и T-23, обстановка на Восточном фронте демонстрировала отсутствие вероятных возможностей для этих танков. Встреча с советскими Т-34 и КВ-1 продемонстрировала, что требуются совсем другие автомобили, с значительно более бронёй и мощным вооружением. В конце 1941 года по инициативе Фосса на Škoda началось проектирование среднего танка для германской армии.

Новая машина не имела фактически ничего общего со средними танками, каковые Škoda проектировала до этого.

Чертёж Am 2029-S, датированный 29 мая 1942 года. По одной из версий корпус и меньшая по размерам башня принадлежат танку T-24

Информация о том, как как раз шло проектирование нового танка, противоречива. Существует две версии событий. В соответствии с первой версии, изначально танк проектировался под индексом T-24, а позднее его переделали в T-25. В соответствии с более новой информации, оба проекта развивались параллельно. Так или иначе, но по проекту T-24 фактически никакой информации не сохранилось. Существует чертёж Am 2029-S, датированный 29 мая 1942 года, на котором, предположительно, изображён Т-24.

Танк очень сильно напоминал T-25, отличаясь от него башней, оружием и мало другой формой корпуса. Подобно германским инженерам, КБ Škoda забрала от Т-34 только схему с рациональным наклоном брони. В остальном это была независимая разработка.

Танк имел по 6 опорных катков на торсионной подвеске на борт, и 380-сильный двигатель.

Эскизный проект танка T-25

Проект T-24 был закрыт в сентябре 1942 года, и Škoda сконцентрировалась на более перспективном T-25. По этому танку сохранилось значительно больше информации, он фигурирует кроме того в американских документах. На Т-25 предполагалось установить 500-сильный 12-цилиндровый двигатель Škoda, и с ним 23-тонный танк должен был развивать скорость до 60 км/ч.

Его бронирование достигало толщины 50 мм. Очень уникальным было оружие: на Т-25 планировалось установить 75-мм пушку Škoda A18 с автоматом заряжания револьверного типа. В барабане орудия пребывало 5 снарядов.

У конструкторов компании получался в полной мере современный для того времени средний танк.

САУ 10.5 cm leFH 43 fur T-25, чертёж датирован 4 августа 1942 года

На базе T-25 планировалось строить и самоходные установки. На облегчённое шасси предполагалось ставить два варианта оружия. Первый из них, 10.5 cm leFH 43 fur T-25, предусматривал применение лёгкой 105-мм гаубицы.

Во второй версии, 15 cm sFH 43 fur T-25, машина оснащалась 149-мм тяжёлой гаубицей. И в том и другом случае предполагалось использовать простые гаубицы, каковые закатывались на шасси. В этом случае дело дошло до изготовления древесных моделей.

Как и при с Voss I и Voss II, дело со средним танком застопорилось на уровне умелых работ. В виду того, что средний танк Pz.Kpfw. Panther разработки MAN был признан более перспективным, проект Škoda T-25 отменили в конце 1942 года. Та же участь постигла и САУ на его базе. И в этом случае возможно смело утверждать о факте недобросовестной борьбе со стороны MAN.

Уже в осеннюю пору 1942 года было разумеется, что «Пантера» получается далеко не 30-тонного класса, и T-25 в полной мере имел возможность занять нишу средних танков. У автомобили имелись резервы для развития, в отличие от Pz.Kpfw.IV, что к осени 1942 году всецело исчерпал возможности по усилению бронирования. Но за Pz.Kpfw.IV стоял наибольший концерн Krupp, а с ним, кроме того при наличии СС за спиной, соперничать в Германии было сложно.

Самоходная установка 15 cm sFH 43 fьr T-25, август 1942 года

Богемская кузница

По результатам обрисованных выше работ может создаться чувство, что по большей части в Пльзене занимались ненужными и бесплодными проектами. На деле обстановка выглядит пара в противном случае. Да, производства танков собственной конструкции Škoda так и не смогла освоить, но по самоходной артиллерии был достигнут очевидный прогресс.

47-мм противотанковая пушка PUV vz.36 употреблялась на германских истребителях танков Panzerjager I, каковые пошли в бой уже в мае 1940 года, и Škoda конкретно принимала участие в производстве этих самоходных установок. В первой половине 40-ых годов XX века мощности Škoda были задействованы в производстве самоходных установок Marder II. Весной 1943 года в Пльзени было создано 149-мм орудие 15 cm Sturmhaubitze 43 L/12 на базе sIG 33.

Этой совокупностью вооружались штурмовые САУ Sturmpanzer IV.

С июля 1944 года началось серийное производство САУ Jagdpanzer 38(t), которая имела на Škoda индекс G-13 (самоходная установка, лёгкая, третий тип). До конца войны их выпустили 780 штук. Помимо этого, к концу войны завод был задействован в производстве башен и корпусов для Pz.Kpfw.Tiger II. Весьма хорошо предприятие сотрудничало и с Порше: как раз тут создали ходовую часть для Pz.Kpfw. Maus.

Для Škoda при планировавшемся серийном производстве отводилась роль смежника по выпуску ходовой части сверхтяжёлого танка.

В первой половине 40-ых годов XX века на предприятии разместился штаб Строительного бюро Каммлера, что занимался тайными проектами люфтваффе. Спустя несколько дней по окончании победы над Германией Фосс, правая рука Каммлера, был в руках у американской разведки. На допросе он сказал о тех работах, что проводились в Пльзени, и затем армия США стремительным броском заняла город.

Если судить по тем отчётам, что обнаружились в NARA, данный рывок имел суть, потому, что в руках американцев выяснилось множество перспективных артиллерийских и ракетных совокупностей.

Каммлер погиб в мае 1945 года при невыясненных событиях. Что же касается Фосса, то он совершил 11 месяцев в чехословацком плену. Очень предъявить ему было нечего. Более того, частично стараниями Фосса Чехословакия взяла в «наследство» массу передовых наработок.

Позднее они употреблялись при создании перспективных бронетанковой техники и образцов артиллерии, включая средний танк TVP. О том, чем ещё Фосс занимался при Каммере, красноречиво говорит тот факт, что во второй половине 40-ых годов двадцатого века, по окончании освобождения, он перебрался в Египет, где занимался ракетостроением.

Создатель высказывает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (František Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке материала.

литература и Источники:

  • NARA (National Archives and Records Administration)
  • BAMA (Bundesarchiv)
  • VHU Prahan (Vojensky historicky archiv)
  • Архив Юрия Тинтеры (Jiri Tintera)
  • Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
  • Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 2, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2014
  • http://rotanazdar.cz/?p=2133&lang=cs
  • http://ftr.wot-news.com

источник: http://warspot.ru/5578-prototipy-dlya-okkupantov

Каждый такой самолет по силе удара как целая армия.НАТО его называет "Русской Дубинкой" ТУ 160.

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: