Противотанковый реактивный снаряд с-3к (карс-160).

      Комментарии к записи Противотанковый реактивный снаряд с-3к (карс-160). отключены

Разработчик: ОКБ-16
Страна: СССР
Опробования: 1960 г.
Принят на вооружение: 1960 г.

Успешное использование неуправляемых авиационных реактивных снарядов (НАРС) во Второй мировой предопределило их предстоящее развитие в послевоенный период. От других систем пушек и (авиационного вооружения бомб) они выгодно отличались массой и дальностью пуска боевого заряда, простотой применения и устройства. Возможности ракетного оружия отвечали и возросшим чертям послевоенных самолетов.

Повышение скоростей полета и сократившееся время боевого соприкосновения с целью выдвигали на первый замысел достижение мощности и достаточной дальности используемого оружия. Отсутствие отдачи при пуске, вес и небольшие размеры НАРС разрешали разместить на борту боевого самолета много ракет, запускаемых залпом, что увеличивало возможность уничтожения цели.

Трудноустранимым недочётом НАР была их низкая точность при пуске с громадных расстояний, на которую воздействовали маневр и положение самолета-носителя при стрельбе, особенности схода с направляющих, технологические факторы в конструкции сборки (неточности и ракеты изготовления) и ветер при полете к цели. Из-за неосуществимости коррекции НАРС в полете, повысить возможность поражения цели возможно было только повышением количества ракет в залпе. Для этого потребовалась разработка многозарядных пусковых устройств, поменявших рельсовые направляющие.

В конце 50-х годов в СССР деятельно велись работы по созданию противотанкового НАРС КАРС-160 (КАРС — кумулятивный летный реактивный боеприпас). На вооружение ВВС СССР эта ракета была принята в первой половине 60-ых годов двадцатого века под обозначением С-3К.

Противотанковый реактивный снаряд с-3к (карс-160).

НАРС С-3К. Схема.

Совокупность ракетного оружия с НАРС С-3К создавалась специально для оружия истребителя-бомбардировщика Су-7Б, имея целью увеличение его ударных возможностей (отметим, что первоначально самолет был «чистым» истребителем (Су-7) и его доработка в новое уровень качества настойчиво попросила «довооружения», более подходящего для штурмовых задач). На Су-7Б совокупность прошла опробования и в первой половине 60-ых годов двадцатого века была принята на вооружение.

АПУ-14У на Су-7Б. Схема.

В собственном классе С-3К осталась необыкновенным явлением, не став унифицированной совокупностью. Она употреблялась лишь на истребителях-бомбардировщиках этого типа и его модификациях Су-7БМ, Су-7БКЛ и «спарках» Су-7У.

Потом они «по наследству» перешли и на вооружение самолетов с изменяемой стреловидностью крыла Су-17, но их использование на автомобилях этого семейства носило непродолжительный темперамент, ограничившись 225 ранними Су-17 и несколькими десятками Су-17М первых серий (до 63-й производственной серии), включая и экспортные Су-20. Самолеты имели возможность нести до четырех АПУ-14У на двух подкрыльевых и двух подфюзеляжных узлах.

Су-7Б с НАРС С-3К на пусковом устройстве АПУ-14У.

Авиационное пусковое устройство АПУ-14У, использовавшееся на Су-7Б, имело необычную конструкцию — консольная «елочка», разрешавшая разместить семь НАР С-3К (С — от слова «боеприпас») массой по 23,5 кг. Такое устройство АПУ было вызвано необходимостью разнести на подвеске ракеты, имевшие крестообразное оперение громадного размаха. АПУ снабжало залповый пуск ракет с «нулевых» направляющих и было, скорее, сбрасывателем НАР.

Не обращая внимания на низкую скорость ракет при сходе с АПУ (6-7 м/с), громадная площадь оперения разрешала достигнуть хорошей точности попадания: круговое возможное отклонение С-3К составляло 0,35% от дальности, и при залпе с дистанции 2000 метров ракеты укладывались в круг диаметром 7 метров.

Пусковое устройство АПУ-14У для подвески НАРС С-3К.

Надкалиберная боевая часть (БЧ) С-3К массой 7,3 кг имела комбинированное (кумулятивное и осколочно-фугасное) поражающее воздействие для противодействия бронетехнике , сооружениями и живой силой. Она имела возможность пробить броню толщиной до 300 мм, а осколочная оболочка при разрыве образовала до 500 осколков массой около 1 грамма. Но таковой метод размещения ракет был неудовлетворителен при возросших скоростях полета — громоздкие пусковые установки создавали через чур большое сопротивление в полете.

Выход был отыскан в конструкции складного оперения, снабжающего компактное размещение ракет в направляющих трубах, собранных в один блок. (Это решение было посоветовано устройством германских ракет К 4/М и «Шланге», массово выпускавшихся в годы войны). Таковой подход давал возможность несложным методом расширить количество запускаемых ракет методом наращивания числа труб в блоке.

НАРС С-3К на АПУ-14У. Рисунок.

Пуск НАРС осуществлялся с пикирования, а установка текущего значения наклонной дальности до цели, являвшегося основой для ответа задачи прицеливания, осуществлялась машинально согласно данным барометрического высотометра и углу тангажа либо вручную летчиком. Методика была отработана летным составом, но отмечалось, что наряду с этим ощутимое влияние на точность стрельбы «в автомате» оказывает динамика поведения самолета и «скачущая» за переменчивым рельефом высота.

Лучшие точностные характеристики достигались ярким измерением текущего удаления до цели бортовым дальномером, но, такие возможности оборудование автомобилей еще не снабжало. Учет баллистических черт применяемых снарядов производился посредством особых сменных баллистических блоков, устанавливаемых в прицел перед полетом в соответствии с его оружием.

На практике это сводило пуски С-3К к выдерживанию одного заданного и отработанного режима — пологого пикирования со скоростью 850-910 км/ч при высоте полета не меньше 390-410 м. Вариантом мог быть подход к цели на малой высоте с «подскоком» — исполнением горки для атаки и пикированием на цель. Рекомендованная дальность начала стрельбы составляла 1800 м.

В боевой подготовке в большинстве случаев ограничивались неполной зарядкой АПУ-14У, снаряжая их 2-3 боеприпасами, чего в полной мере хватало для отработки методики применения. Оценка боевой эффективности С-3К была неоднозначной: боеприпасы владели хорошей точностью и разрешали вести стрельбу с громадных расстояний, чем распространенные С-5 — до 2000 м против 1200-1500 м, отличаясь и намного более замечательной БЧ (7,3 кг, если сравнивать с 0,8-1,8 кг у С-5 различных типов). Соответственно масса залпа С-3К с пары АПУ-14У равнялась 102,2 кг, тогда как при стрельбе кумулятивно-осколочными С-5КО из двух шестнадцатизарядных блоков УБ-16-57 к цели посылалось значительно меньше — около 42,5 кг.

При солидной массе залпа С-3К и мощности БЧ её возможности смотрелись сбалансированными не лучшим образом: при сильно выраженном противотанковом действии за счет кумулятивности фугасное действие БЧ было очевидно избыточным для поражения второй боевой и транспортной техники (те же С-5 имели менее замечательную БЧ, снабжавшую достаточное поражающее воздействие по практически всем целей, включая легкобронированную технику на открытых позициях, стоянках и в укрытиях полевого типа). Одновременно с этим, БЧ С-3К оценивалась как не сильный для борьбы с защищенными прочными укрытиями и сооружениями (ДОТами, складами, др и КП.), среди них и по обстоятельству наличия взрывателя мгновенного действия, подрывавшего заряд на поверхности. В данной связи возможно подметить, что и близкий по чертям 76-мм боеприпас полевой артиллерии к 1960-м годам неспешно прекратил удовлетворять изменившимся требованиям, уступив более боеприпасам и рациональным калибрам.

Осколочное воздействие С-3К представлялось очевидно недостаточным. Фрагментирование корпуса БЧ давало множество легких осколков. По опыту было как мы знаем, что легкие осколки кроме того с высокой скоростью владеют не сильный убойным действием, скоро теряют скорость и пробивную силу и мало подходят для борьбы с живой силой, не говоря уже о технике, где не сильный поражающие элементы не могли пробить корпуса автомобили, обшивку самолета и воспламенить содержимое. Препятствием для них имела возможность помогать кроме того теплая зимняя одежда «мишеней» и для действенного действия вместо «комариных укусов» требовалась организация осколочного потока с массой убойных элементов массой не меньше 2-3 г. Для повышения радиуса поражения живой силы на открытой местности до 30-50 м рациональными являлись еще более большие осколки с массой 5-10 г.

В эксплуатации значительным недочётом являлась громоздкость пусковых установок — ощетинившиеся ракетами «ёлочки» АПУ-14У создавали через чур большое сопротивление в полете, в особенности с ростом скоростей. Их консольное крепление смотрелось уязвимым с позиций прочности и жесткости, внося ограничения в боевое маневрирование и полётные режимы.

Подготовка АПУ-14У кроме этого смотрелась не подарком, не смотря на то, что устройство весило всего 22,5 кг и имело возможность подвешиваться вручную, его конструкция с выступающими со всех сторон направляющими, стопорами и упорами была неудобна при транспортировке и обслуживании. Снятое либо подготовленное к подвеске АПУ потребовало особых тележек и ложементов, в противном случае его у самолета не было возможности толком ни положить, ни поставить без риска помять либо загрязнить подробности. Само снаряжение АПУ-14У не отличалось сложностью: ракета заводилась спереди на руках, задние лапки надевались на направляющие, а передний штифт вводился в паз АПУ, по окончании чего боеприпас оставалось подать назад до упора, посадив на стопор.

В строевых частях С-3К популярностью не пользовались, а их применение носило эпизодический характер. Об интенсивности их применения дают представление количества заказа ВВС: на 1965 год он составил 6400 штук, другими словами порядка 10 ракет на один истребитель-бомбардировщик. При отработке предусмотренных замыслами боевой подготовки упражнений со стрельбой НАРС предпочитали использовать ракеты типа С-5 из привычных блоков.

Такая же картина наблюдалась и за границей, куда С-3К поставлялись вместе с самолетами типов Су-7Б и Су-17. В ВВС Чехословакии и Польши они имелись в очень ограниченных количествах и фактически не покидали хранилищ. Использование в боевой обстановке С-3К нашли в Сирии и авиации Египта, где их применяли в затянувшемся конфликте с Израилем для ударов истребителей-бомбардировщиков по транспорту и бронетехнике.

Во второй половине семидесятых годов прошлого века с возникновением новых более замечательных НАРС С-8 и С-13 ракеты С-3К были сняты с оружия, а остатки их запасов утилизированы. Любопытно, что в силу нечастого появления и ограниченного использования «на публике» наличие С-3К на вооружении оставалось фактически незамеченным зарубежными армейскими специалистами, нашедшими их существование уже в музейных экспозициях.

ТТХ:

Калибр боеприпаса, мм: 134
Протяженность боеприпаса, мм: 1500
Размах оперения, мм: 240
Масса боеприпаса, кг: 23,5
Масса боевой части, кг: 7,3
Тип боевой части: кумулятивная/осколочно-фугасная
Громаднейшая скорость боеприпаса, м/с: 370
Дальность стрельбы, м: 2000
Число направляющих пусковой установки: 7
Большая скорость, м/с: 380
Взрыватель: контактный, ЭВУ-84.

.

.

Перечень источников:
Крылья Отчизны. Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».
Александр Широкорад. История авиационного оружия.

Раскрыты секреты производства «шайтан-ракет» в Алеппо

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: